Беседа о Введении во Храм Богородицы — архиепископ Евлампий Пятницкий

Беседа о Введении во Храм Богородицы — архиепископ Евлампий Пятницкий

(1 голос5.0 из 5)

Во свя­тых свя­тая, свя­тая и непо­роч­ная Свя­тым Духом вво­дится, и свя­тым Анге­лом пита­ется, сущий свя­тей­ший Храм Свя­таго Бога нашего, вся­че­ская освя­тив­шаго вхо­дом Ея (Стих. на Вел. вечер. служ. Введения).

Свя­тая Цер­ковь совер­шает ныне празд­не­ство Вве­де­ния во храм Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, — когда Она с вве­де­нием в храм зем­ный в чистом, — прис­но­дев­ствен­ном духе Ея от Духа Свя­таго вве­дена была в храм духов­ный, таин­ствен­ный — уго­то­ви­тися в храм Боже­ствен­ной чистоты и непо­роч­но­сти для вопло­ще­ния Бога-Слова. При­лично нам воз­зреть оком бла­го­го­вей­наго вни­ма­ния на пред­ше­ство­вав­шия и после­до­вав­шия обсто­я­тель­ства вве­де­ния Бого­от­ро­ко­вицы, и на то, как она про­вож­дала время дев­ствен­наго вос­пи­та­ния в храме Гос­под­нем, после­дуя в ска­за­нии о вве­де­нии бла­го­че­сти­вому пре­да­нию свя­тыя Церкви.

Часть 1‑я. О введении Пречистыя Девы во Храм

Свя­тые роди­тели пре­бла­го­сло­вен­выя дщери, — Иоаким и Анна, когда про­сили Гос­пода о раз­ре­ше­нии неплод­ства их, то дали обет посвя­тить Гос­поду име­ю­щий про­изойти от них плод.

Посему когда Гос­подь бла­го­сло­вил раз­ре­шить неплод­ство их бла­го­сло­вен­ным пло­дом, они, по трех­лет­нем воз­расте бого­из­бран­ныя дщери, воз­на­ме­ри­лись испол­нить обет свой — навсе­гда посвя­тить дщерь свою в дар Богу. Для сего, как пове­дает нам бла­го­че­сти­вое пре­да­ние, укра­сив трех­лет­нюю дщерь свою цар­ским бла­го­ле­пием, созы­вают в Наза­рет, где имели житель­ство, лик цело­муд­рен­ных дев, лик свя­щен­ни­ков и при­бли­жен­ных от рода сво­его, не бога­таго по внеш­нему состо­я­нию, но про­ис­хо­див­шаго, по ясному сви­де­тель­ству Писа­ния, или от цар­скаго дома Дави­дова, или от Архи­ерей­скаго пле­мени Ааро­нова. Уго­то­вив все нуж­ное сопут­ствие для пре­про­вож­де­ния дщери своей во Иеру­са­лим, мирно совер­шают трех­днев­ный путь от Наза­рета до Иерусалима.

Вос­прияв в пред­ме­стии града потреб­ное успо­ко­е­ние от пути, в сле­ду­ю­щий день в свя­то­леп­ном чине устро­яют шествие по стог­нам Иеру­са­лима на Сион­скую гору ко храму Гос­подню. Непо­роч­ныя девы с воз­жен­ными све­тиль­ни­ками пред­ше­ство­вали пре­бла­го­сло­вен­ной Отро­ко­вице; свя­тые роди­тели, Иоаким и Анна, водя за руки дщерь свою, шество­вали посреди; за ними сле­до­вали во мно­же­стве сопро­вож­дав­шие их ближ­ние и зна­е­мые. Как вос­хо­дя­щая заря, явля­ется на чистом небо­склоне: так Бого­от­ро­ко­вица, бли­стая ввутрен­нею Бого­леп­ною кра­со­тою, про­си­яв­шею и во внеш­нем Ея образе, явля­лась в шествии своем среди бла­го­леп­наго сопровождения.

Толико зна­ме­на­тель­ное шествие было пред­ме­том удив­ле­ния для жите­лей не только доль­наго, но и гор­няго Иеру­са­лима; свя­тые Ангели удив­ля­лись сему шествию, как вос­пе­вает св. Цер­ковь: Ангели вхож­де­ние Пре­чи­стыя зряще, уди­ви­шася, како Дева вхо­дит во свя­тая свя­тых. По истинне удив­ля­лись; ибо зрели в Бого­от­ро­ко­вице Самим Богом избран­ный сосуд чистоты, уго­тов­ля­е­мый для при­я­тия тайны древ­них, вели­ких сове­тов Божиих.

Таково и дол­жен­ство­вало быть вве­де­ние Бого­от­ро­ко­вицы в храм Гос­по­день и по самому про­об­ра­зо­ва­нию во сви­де­тель­ство истины испол­не­ния. Вет­хо­за­вет­ный кивот, вме­щав­ший в себе манну и жезл Ааро­нов про­зяб­ший и слу­жив­ший про­об­ра­зо­ва­нием Бого­не­вест­ныя Девы, был тор­же­ственно при­не­сен на гору Сион во град Дави­дов пред лицем всего Изра­иля. Подо­бало и оду­шев­лен­ному Кивоту Божию, пред.збранному носить в себе небес­ную манну душ наших и про­из­рас­тить спа­си­тель­ный жезл кре­по­сти нашей — Хри­ста, подо­бало и Бого­из­бран­ной Отро­ко­вице в бого­леп­ной чести внити во храм Гос­по­день. Вет­хо­за­вет­ному Кивоту в весе­лии и лико­ва­нии пред­ше­ство­вал бла­го­че­сти­вый царь Изра­иль­ский, Бого­отец Давид. А оду­шев­лен­ному Кивоту, — Пре­свя­той Деве бла­го­датно пред­ше­ство­вал Царь цар­ству­ю­щих, и Гос­подь гос­под­ству­ю­щих Духом Своим Свя­тым, как свя­то­лепно вос­пе­вает ныне св. Цер­ковь: во свя­тых свя­тая и непо­роч­ная Свя­тым Духом вво­дится1. Шествие Кивота вет­хо­за­вет­наго совер­ша­емо было при тор­же­ствен­ном пении во орга­нех, пес­нех муси­кий­ских, псал­ты­рех, в гуслех и ким­ва­лех (1Пар.15:16). Достойно было воис­тину, дабы и шествие в храм Пре­свя­тыя Девы было про­слав­ля­емо радост­ным пением цело­муд­рен­ных дев и убла­жа­емо все­род­ным бла­го­сло­ве­нием и Ея свя­тых, и всех бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, как и вос­пе­вает ныне св. Цер­ковь: раду­ются Иоаким и Анна духом. и дев­ствен­нии лицы Гос­по­деви поют, пса­лом­ски вос­пе­ва­юще и чтуще Матерь Его2. И как Бого­от­ро­ко­вица, входя в храм Гос­по­день, вво­дила с собою в мир неви­ди­мую бла­го­дать Божию, то, при шествии Ея во храм, по истине в гор­них, пре­мир­ных кру­гах св. Ангели вос­пе­вали небес­ные гимны в честь Ея, как и вос­пе­вает ныне св. Цер­ковь: Дева, свя­щен­ное сокро­вище, вво­дится в дом Гос­по­день, бла­го­дать сов­во­дящи, Юже вос­пе­вают Ангели Божии.

Когда Бого­от­ро­ко­вица с сопро­вож­дав­шими Ее при­бли­зи­лась к храму Гос­подню: тогда в сре­те­ние Ея, как повест­вует Фео­фи­лакт, вышли из храма слу­жив­шие в нем свя­щен­ники, и при­вет­ство­вали Ее бого­дух­но­вен­ными веща­ни­ями. При чем оба роди­тели в пол­ной духов­ной радо­сти вру­чали Богу, Богом даро­ван­ную им дщерь. Осо­бенно свя­тая Анна, как гово­рит св. Тара­сий, при­ведши Бого­от­ро­ко­вицу к пред­две­рию храма, в вос­торге свя­таго весе­лия вещала к Ней: гряди, дщи, к Даро­вав­шему мне Тебе! гряди Кивоте освя­ще­ния, к бла­го­у­троб­ному Вла­дыке! гряди, Ков­чеже Слова к храму Гос­подню! Воз­гла­шала и к Заха­рии, как воз­ве­щает свя­тый Гер­ман. при­ими, о про­роче! Богом даро­ван­ную мне Дщерь, и введ насади Ю в горе святыни!

Когда вве­дена была Бого­от­ро­ко­вица в самый храм, где, по числу псал­мов сте­пен­ных, устро­ены были пять­на­де­сять сте­пе­ней для вос­хож­де­ния к свя­ти­лищу, и пра­вед­ные роди­тели поста­вили трех­лет­нюю Дщерь свою на первую из сте­пе­ней; тогда Она, быв дви­жима Боже­ствен­ною силою, Сама о себе, яко на кры­лех востекла по сте­пе­ням и стала на самой выс­шей. Все быв­шие видя, с какою ско­ро­стию трех­лет­няя Отро­ко­вица востекла на гор­нюю высоту свя­ти­лища, еди­но­мыс­ленно воз­но­си­лись к бла­го­го­вей­ному помыш­ле­нию, что сия див­ная Отро­ко­вица, силою оби­та­ю­щей в ней бла­го­дати, пре­есте­ствен­ным путем без­пре­ткно­венно восте­чет на высоту бого­по­доб­наго, для обык­но­вен­ных людей недо­сти­жи­маго совер­шен­ства. При сем осо­бенно Бого­вид­ным оком взи­рал на Бого­от­ро­ко­вицу вели­кий Заха­рия. По про­зре­нию Духа Свя­таго, видя Боже­ствен­ное пред­на­зна­че­ние Ея, посему запе­чат­ле­вая при­ве­де­ние Ея ко Гос­поду, он вземши за пре­чи­стыя руце, по сви­де­тель­ству св. Гер­мана, так вещал Ей: гряди испол­не­ние моего про­ро­че­ства, — гряди совер­ше­ние обе­то­ва­ний Гос­под­них, — гряди печате и явле­ние Его завета, — и вниди в радость Гос­пода Тво­его! Тако при­ве­ден­ная и тако вос­при­я­тая, по тай­ному Божию стро­е­нию, пре­бла­го­сло­вен­ная Отро­ко­вица вве­дена была Заха­риею в самую внут­рен­нюю Ски­нию, гла­го­ле­мую Свя­тая свя­тых, нахо­див­шу­юся за вто­рою заве­сою, где был Кивот завета со всех сто­рон око­ван­ный зла­том, при­осе­ня­е­мый раз­про­стер­тыми кры­лами Херу­ви­мов славы; вве­дена необычно, по Боже­ствен­ному пред­зна­ме­но­ва­нию, яко неру­ко­тво­рен­ная Свя­тая свя­тых, в нюже вниде вопло­ще­нием вели­кий Архи­ерей, про­ше­дый небеса, да в чело­ве­че­ском есте­стве при­не­сет самого Себя в жертву для очи­ще­ния гре­хов всего мира. Там Бого­от­ро­ко­вица, при­шедши в воз­раст, еже­дневно при­но­сила молитвы свои Богу.

Часть 2‑я. О пребывании Пресвятыя Девы во Храме

Пра­вед­ные роди­тели, посвя­тив Дщерь свою в храме Гос­под­нем в духов­ный храм и в бла­го­при­ят­ный дар Гос­поду, при­несли в весе­лии бла­го­дар­ствен­ныя жертвы и все­со­жже­ния, и при­няв бла­го­сло­ве­ние от Пер­во­свя­ти­теля и всего свя­щен­наго собора, воз­вра­ти­лись в дом свой со всеми сво­ими ближ­ними, славя и бла­го­даря Бога.

Пре­бла­го­сло­вен­ная Дева — со вре­мени посвя­ще­ния Ея Гос­поду во храме — неис­ходно пре­бы­вала в осо­бен­ном при­творе храма, где, как во оби­тели, пре­бы­вали девы, посвя­щав­шия себя на слу­же­ние Богу чисто­тою и непо­роч­но­стию жизни. Во все зна­ме­ни­тыя празд­не­ства посе­щали Ее роди­тели, а всего чаще посе­щала свя­тая матерь Ея. Она сама желала научить дщерь свою слову Божию и бого­дух­но­вен­ным Писа­ниям, и обу­чить потреб­ным и при­лич­ным руко­де­лиям. како­вое свя­тое жела­ние свое и самым делом испол­нила. Юная дщерь ея, как сви­де­тель­ствует св. Амвро­сий, с пре­спе­я­нием воз­раста пре­успе­вала в разу­ме­нии свя­щен­наго писа­ния, и искус­ный при­об­рела навык во всех чест­ных, при­лич­ных руко­де­лиях, как то: в пря­де­нии волны, льна, в шве­нии риз, осо­бенно свя­щен­ных, отно­сив­шихся к Бого­слу­же­нию. Посему и Боже­ствен­ному Сыну сво­ему сво­ими руками пре­мудро устро­ила хитон, как о нем гово­рит св. Епи­фа­ний сло­вами Писа­ния, не швен, но свыше исткан, — весь сверху до низу ткан­ный (Ин.19:23).

Впро­чем важ­ней­шую часть вре­мени Пре­свя­тая про­вож­дала во Свя­тая свя­тых. По пре­да­нию цер­ков­ных учи­те­лей, Она вос­пи­ты­ва­лась при храме до два­на­де­ся­таго воз­раста жизни. И по сви­де­тель­ству блаж. Иеро­нима, такой был обык­но­вен­ный поря­док жизни Ея: Она пре­бы­вала во внут­рен­но­сти свя­ти­лища с утра даже до тре­ти­яго часа дни, от тре­ти­яго часа воз­вра­ща­ясь в при­твор дев, зани­ма­лась при­лич­ными руко­де­ли­ями до часа девя­таго; от девя­таго опять воз­вра­ща­лась на молитву, и пре­бы­вала в молитве, в поуче­нии слову Божию и бого­мыс­лии до того вре­мени, пока являлся Ангел, при­но­сив­ший Ей небес­ную пищу, кото­рую Она вку­шала для под­дер­жа­ния своих телес­ных сил. при­но­си­мую же Ей от общей тра­пезы в чув­стве любви пре­про­вож­дала для раз­да­я­ния нищим и стран­ным. Так пре­чи­стая, про­вож­дая жизнь дев­ствен­ную, тру­до­лю­би­вую, бого­мыс­лен­ную, анге­ло­по­доб­ную, уго­тов­ля­лась к при­я­тию Бога-Слова.

Достигши совер­шен­наго воз­раста, Она достигла и совер­шен­наго пре­спе­я­ния в духов­ных подви­гах, в посте и молитве, в бде­нии и само­от­вер­же­нии, в без­мол­вии и сми­рен­но­муд­рии, в пре­дан­но­сти и любви к Богу, — и чем далее вос­хо­дила путем жизни своея, — тем обиль­нее раз­кры­ва­лись и в боль­шей силе явля­лись в Ней дары Духа Свя­таго, как сви­де­тель­ствует Геор­гий Нико­ми­дий­ский: день от дне рас­ту­щей Ей леты, рас­тяху в Ней и дары Духа Свя­таго, и пре­бы­ваше со Ангелы. О свя­той жизни, како­вую Бого­от­ро­ко­вица про­вож­дала в храме Гос­под­нем, блаж. Иеро­ним так вещает. «если бы кто спро­сил меня, гово­рит он, какова была жизнь Пре­чи­стыя Девы во храме Гос­под­нем, ответ­ство­вал бы я: Самому — то Богу известно, и неот­ступ­ному Ея хра­ни­телю, Гав­ри­илу Архан­гелу, часто при­хо­див­шему к Ней с дру­гими Анге­лами, и духовно с Нею бесе­до­вав­шему». Таким обра­зом пре­бла­го­сло­вен­ная Дева молит­венно бесе­дуя с Анге­лами во Свя­тая свя­тых, непре­станно была вос­кри­ля­ема к чистоте Ангель­ской; и, по сви­де­тель­ству бого­ду­хо­вен­ных учи­те­лей, пер­вая пред­по­чла дев­ство паче супру­же­ства, и уне­ве­стив­шись Богу, денно-нощно слу­жила Ему в нетле­нии дев­ствен­ной чистоты духа и тела. Тако Пре­свя­тый Дух бла­го­во­ле­нием Бога Отца уго­тов­лял Прис­но­деву в селе­ние Богу-Слову!

И это крат­кое очер­та­ние образа жизни Прис­но­девы, вос­пи­ты­вав­шейся в храме Божием в Матерь Бога-Слова, сколько пред­на­пи­сует пра­вил, уро­ков, настав­ле­ний для роди­те­лей, для детей, для брач­ных и без­брач­ных. Пред­на­пи­сует спа­си­тель­ное настав­ле­ние для роди­те­лей, дабы они тщи­лись испра­ши­вать себе чад паче молит­вою у Бога, а родивши еще паче ста­ра­лись вто­рое родить их бла­го­че­сти­вым вос­пи­та­нием в уче­нии и страхе Гос­под­нем. пред­на­пи­сует поучи­тель­ный урок для детей, дабы они были вполне послушны бла­гой воле роди­те­лей своих и с летами тщи­лись воз­рас­тать в разуме, вере и бла­го­че­стии; пред­на­пи­сует хри­сти­ан­ское пра­вило для живу­щих в брач­ной жизни, дабы про­вож­дали жизнь в воз­дер­жа­нии, трез­вен­но­сти, непо­роч­но­сти во образ таин­ствен­наго, — свя­тей­шаго союза — Хри­ста с Цер­ко­вию, пред­на­пи­сует зако­но­по­ло­же­ние и для без­брач­ных и для дев, и для всех, под­ви­за­ю­щихся в след Прис­но­девы тещи в Цар­ство небес­ное путем обет­ной, ино­че­ской чистоты и непо­роч­но­сти, дабы на сем бого­муд­ром пути, по при­меру бла­го­сло­вен­ныя Девы, при­леп­ля­лись они паче всего к дому Божию, все­ля­лись умом и серд­цем во внут­рен­ней сени храма Гос­подня, пре­бы­вали в посте, молитве, душе­спа­си­тель­ном труде; поуча­лись мол­ча­нию, собран­но­сти, кро­то­сти и сми­рен­но­муд­рию, и тако в тишине и без­мол­вии тщи­лись про­хо­дить по среди житей­ских обу­ре­ва­ний. Все же вообще вся­каго воз­раста и состо­я­ния, бла­го­го­вейно обнося в мыс­лях и чув­ство­ва­ниях наших посвя­ще­ние три­лет­ству­ю­щия Бого­от­ро­ко­вицы Богу, Ея вос­пи­та­ние в храме Божием, Ея пре­бы­ва­ние в свя­ти­лище со Анге­лами и таин­ствен­ное уго­тов­ле­ние в Матерь Бога-Слова, — будем всеми мерами под­ра­жать чистому и свя­тому житию Ея, — будем в осно­ва­нии сердца нашего юные насаж­дать семена, воз­раст­ные воз­ра­щать, а совер­шен­ные летами при­но­сить плоды бла­го­че­стия, чистоты, сми­ре­ния и пре­дан­но­сти в волю Божию. Тогда Гос­подь, по молит­вам Пре­не­по­роч­ныя Матере Своея, и нас вве­дет в храм бла­го­дат­наго пре­бы­ва­ния с Ним, и в нас сотво­рит Себе оби­тель со Отцем и Духом своим Свя­тым (Ин.14:23). Аминь.

1852 г. В домо­вой церкви (на бдении).

Источ­ник. Слова к тоболь­ской пастве, гово­рен­ныя в про­дол­же­нии 1852–1856 годов Евлам­пием, Архи­епи­ско­пом Тоболь­ским и Сибир­ским. Том I. — Казань: Изда­ние кни­го­про­давца Ивана Дуб­ро­вина, 1860. — С. 190–197.

При­ме­ча­ния

1 На вел. вечер. ин. стихиры.
2 На вел. вечер. стих.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки