Регент

Ре́гент – (от лат. regens «пра­вя­щий, пра­ви­тель») — руко­во­ди­тель цер­ков­ного хора.

regent - Регент

Утвер­жда­ется, что слово «регент» в каче­стве обо­зна­че­ния управ­ля­ю­щего в цер­ков­ном хоре появи­лось довольно недавно – в начале XVIII века. Однако, само управ­ле­ние цер­ков­ным хором в каче­стве отдель­ного цер­ков­ного слу­же­ния – без­условно древ­нее явле­ние.

Управ­ле­ние хором воз­никло при­мерно в одно время с появ­ле­нием цер­ков­ной музыки как тако­вой. Первые песен­ные про­из­ве­де­ния хри­сти­ан­ства – вет­хо­за­вет­ные псалмы. В Новом Завете содер­жаться ука­за­ния, что святые апо­столы и Сам Гос­подь Иисус Хри­стос пели псалмы: «И, воспев, пошли на гору Еле­он­скую» (Мф.26:30) (о том, что в данном случае они пели псалмы, сооб­ща­ется в тол­ко­ва­ниях Еван­ге­лия). Изна­чально псалмы нередко испол­ня­лись в унисон всей общи­ной.

Сократ Схо­ла­стик (ок. 380 – после 439) сви­де­тель­ствует о том, что уже во вре­мена апо­столь­ских мужей св. Игна­тием Бого­носцем в Антио­хии было вве­дено анти­фон­ное пение (в под­ра­жа­ние гре­че­скому риту­аль­ному и теат­раль­ному пению). Окон­ча­тель­ное анти­фон­ное пение закре­пи­лось на востоке Рим­ской импе­рии к IV–V вв., а на западе импе­рии – к VII в., бла­го­даря уси­лиям св. Иси­дора Севиль­ского (560–570 – 636). Анти­фон­ное пение уже тре­бо­вало нали­чия, если не руко­во­ди­теля хора, то хотя бы веду­щего певца. Тако­вым веду­щим певцом, по сви­де­тель­ству Сократа Схо­ла­стика, был так назы­ва­е­мый «под­ска­зы­ва­ю­щий» (от греч. ὑποβάλλω – под­ска­зы­вать, дик­то­вать). Визан­тий­ский Евхо­ло­гий X в. также сви­де­тель­ствует о нали­чии веду­щего певца, кото­рый был и соли­стом, т. е. само­сто­я­тельно испол­нял неко­то­рые пес­но­пе­ния, и «запе­ва­лой» (надо отме­тить, что в древ­них источ­ни­ках, напри­мер, типи­коне Сту­дий­ского устава одно­ко­рен­ной глагол «κανονάρχειν» пере­во­дится не иначе как «запе­вать», а его рус­ский вари­ант-калька «кано­нар­шить» явля­ется сино­ни­мом гла­гола «реген­то­вать», т. е. управ­лять хором), то есть воз­гла­шал началь­ные слова пес­но­пе­ния, а община и/или хор повто­ряли за певцом и/или про­дол­жали пес­но­пе­ния после воз­гла­ше­ния первых слов («зачала» пес­но­пе­ния). Веду­щий же певец и зада­вал тона испол­не­ния пес­но­пе­ния.

В мона­ше­ской тра­ди­ции Синая и Пале­стины такой веду­щий цер­ков­но­слу­жи­тель певец-монах в VI–VII вв. полу­чил назва­ние «кано­нарх» (греч. κανονάρχης, κανονάρχος от κανών — канон, пра­вило и ἄρχω — начи­нать, управ­лять). Кано­нарх не только запе­вал, но в неко­то­рых слу­чаях под­ска­зы­вал хору и общине слова бого­слу­же­ния, что было необ­хо­димо из-за недо­статка бого­слу­жеб­ных книг). Затем данное наиме­но­ва­ние рас­про­стра­ни­лось по всему пра­во­слав­ному Востоку. В кафед­раль­ных собо­рах, где зача­стую слу­жило несколько кано­нар­хов, для управ­ле­ния мно­го­чис­лен­ным хором и отдель­ными кано­нар­хами тре­бо­вался отдель­ный цер­ков­но­слу­жи­тель, управ­ля­ю­щий всеми хорами и бого­слу­же­нием в целом – про­то­ка­но­нарх.

На Руси обя­зан­но­сти кано­нарха и про­то­ка­но­нарха испол­нял особый чтец или певчий. Он имел назва­ние «голов­щик» или – в жен­ских мона­сты­рях – «голов­щица». А сама пози­ция суще­ство­вала вплоть до XVIII века, после чего воз­гла­ше­ние стал совер­шать свя­щен­но­слу­жи­тель, а также назна­чен­ный для этого певчий. С XVIII века струк­тура пра­во­слав­ного цер­ков­ного хора меня­ется.

Изме­не­ние струк­туры пра­во­слав­ного цер­ков­ного хора было свя­зано с изме­не­нием рода цер­ков­ного пения и вве­де­ния пар­тес­ного пения в XVII веке. Само пар­тес­ное пение как вари­ант мно­го­го­лос­ного пения с раз­де­ле­нием бого­слу­жеб­ных тек­стов по пар­тиям певцов, явля­лось запад­ным явле­нием и воз­никло в север­ной Италии в XVI веке. Про­фес­си­о­наль­ная под­го­товка реген­тов в России нача­лась в стенах При­двор­ной пев­че­ской капеллы (ныне Госу­дар­ствен­ная ака­де­ми­че­ская капелла Санкт-Петер­бурга) в XVIII веке и имела, таким обра­зом, свет­ский харак­тер. Про­фес­си­о­наль­ная цер­ков­ная под­го­товка реген­тов сло­жи­лась уже в Совет­скую эпоху и  свя­зана с созда­нием пер­вого «регент­ского класса» в Ленин­град­ской духов­ной ака­де­мии и семи­на­рии, кото­рую в тот момент воз­глав­лял архи­манд­рит Кирилл (Гун­дяев).

Регент в совре­мен­ном бого­слу­же­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В наше время регент управ­ляет цер­ков­ным хором, он же гото­вит певчих и под­би­рает необ­хо­ди­мые книги для бого­слу­же­ния – про­во­дит репе­ти­ции хора и отве­чает за его орга­ни­за­цию, состав­ляет струк­туру испол­ня­е­мых молит­во­сло­вий на бого­слу­же­нии, при­об­ре­тает и отве­чает за сохран­ность соот­вет­ству­ю­щих бого­слу­жеб­ных книг и нот.

В случае, если бого­слу­жеб­ное пение испол­ня­ется двумя хорами (двумя кли­ро­сами), то при­сут­ствуют, как пра­вило, два регента – причём регент пра­вого хора счи­та­ется стар­шим.

Регент­ское мастер­ство, как спе­ци­фи­че­ски цер­ков­ная форма хоро­вого дири­жи­ро­ва­ния, сего­дня изу­ча­ется в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных учеб­ных заве­де­ниях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (регент­ских учи­ли­щах в составе духов­ных школ или на факуль­те­тах цер­ков­ного пения при кон­фес­си­о­наль­ных пра­во­слав­ных уни­вер­си­те­тах, на регент­ских курсах).

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки