Тест: Церковное пение

  • 1. Кто автор дан­но­го цер­ков­но­го песнопения? 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­ча­ло пес­но­пе­ние «Достой­но есть» П. Дине­ва.
    Дѝнев Петр Кон­стан­ти­но­вич (1889–1980) – бол­гар­ский цер­ков­ный ком­по­зи­тор, музы­ко­вед. В Санкт-Петер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии изу­чал ком­по­зи­цию у Н. А. Соко­ло­ва, С. Пет­ро­ва и А. К. Гла­зу­но­ва и восточ­ное пение у проф. Л. А. Сакет­ти (1911–1915). Пре­по­да­вал восточ­ную цер­ков­ную музы­ку в Казан­ской кон­сер­ва­то­рии (1919–1922).


  • 2. Како­му свя­то­му посвя­щен этот кондак? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­чал кондак свя­ти­те­лю Нико­лаю Мир­ли­кий­ско­му чудо­твор­цу на глас 3.


  • 3. Назо­ви­те авто­ра дан­но­го цер­ков­но­го песнопения. 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом под автор­ством Д.В. Алле­ма­но­ва явля­ет­ся самым рас­про­стра­нен­ным напе­вом это­го псал­ма в цер­ков­но-пев­че­ской среде.
    Алле­ма­нов Дмит­рий Васи­лье­вич (22.10.1867, г. Бузу­лук Самар­ской губ., ныне Орен­бург­ской обл.- 13.09.1928, Москва), свящ., ком­по­зи­тор, иссле­до­ва­тель цер­ков­но­го пения, педа­гог. Окон­чил Самар­скую ДС. В 1883- 1895 гг. пса­лом­щик Вос­кре­сен­ской ц. в г. Илец­ке (совр. Соль-Илецк), в 1895–1899 гг. регент архи­ерей­ско­го хора в Орле, в 1898–1901 гг. пса­лом­щик Вве­ден­ской ц. в бывш. Новин­ском мон-ре в Москве. В 1900 г. полу­чил атте­стат реген­та 2‑го раз­ря­да в При­двор­ной певч. капел­ле. В 1901–1904 гг. жил в г. Мен­зе­лин­ске (Уфим­ской губ.), где при­нял свя­щен­ни­че­ский сан. С 1904 г. учи­тель пения в МДС и член прич­та ц. свт. Нико­лая при семи­на­рии, с 1909 г. член сове­та Обще­ства люби­те­лей цер­ков­но­го пения в Москве (см. Обще­ства цер­ков­но-певч.), в 1905–1918 гг. член Наблю­да­тель­но­го сове­та при Сино­даль­ном уч-ще цер­ков­но­го пения, заве­до­вал част­ны­ми духов­но-певч. хора­ми. В 1910- 1918 гг. пре­по­да­ва­тель исто­рии цер­ков­но­го пения в Сино­даль­ном уч-ще. В 1908–1918 гг. слу­жил в ц. Похва­лы Пре­св. Бого­ро­ди­цы в Баш­ма­ко­ве в Москве. В 1925–1928 гг. член Сою­за дра­ма­ти­че­ских и муз. писа­те­лей (Дра­мо­со­ю­за).


  • 4. К како­му гла­су отно­сит­ся сти­хи­ра на этот подобен? 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­ча­ла сти­хи­ра 4‑го гла­са на подо­бен «Дал еси зна­ме­ние» напе­ва Опти­ной пусты­ни из служ­бы пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на Валаамских.
    Напев «на подо­бен» озна­ча­ет пение бого­слу­жеб­но­го тек­ста по опре­де­лен­но­му образ­цу (само­по­доб­ну) ино­го бого­слу­жеб­но­го тек­ста. Само­по­до­бен «Дал еси зна­ме­ние» явля­ет­ся сти­хи­рой Кре­сту Гос­под­ню, нахо­дит­ся в Окто­и­хе чет­вер­то­го гла­са в сре­ду на сти­ховне утрени.


  • 5. К како­му типу гла­со­вых напе­вов отно­сит­ся песнопение? 



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­ча­ли сти­хи­ры на «Гос­по­ди воз­звах» 1‑го гла­са. Сти­хи­ры на «Гос­по­ди воз­звах» все­гда рас­пе­ва­ют­ся на сти­хир­ный напев соот­вет­ству­ю­ще­го гласа.


  • 6. Как назы­ва­ет­ся это цер­ков­ное песнопение? 




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пред­на­чи­на­тель­ный или 103 пса­лом поет­ся в самом нача­ле Все­нощ­но­го бде­ния. По Уста­ву пса­лом дол­жен испол­нять­ся пол­но­стью (как он напи­сан в Псал­ти­ри). В совре­мен­ной тра­ди­ции испол­ня­ют­ся толь­ко избран­ные сти­хи псалма.
    Не слу­чай­но имен­но этот пса­лом выбран Цер­ко­вью для пред­на­чи­на­ния суточ­но­го кру­га. Пса­лом этот име­ет над­пи­са­ние: «О мир­стем бытии», то есть «О сотво­ре­нии мира» (сло­во «бытие» в сла­вян­ском язы­ке име­ет зна­че­ние рус­ско­го сло­ва «про­ис­хож­де­ние»; назва­ние кни­ги «Бытие» в гре­че­ском тек­сте обо­зна­че­но «Гене­сис», т.е. бук­валь­но — «Про­ис­хож­де­ние». Рус­ское же сло­во «бытие» име­ет несколь­ко иной отте­нок). И дей­стви­тель­но, 103 Пса­лом луч­ше, чем какой бы то ни было дру­гой, под­хо­дит на роль пред­на­чи­на­тель­но­го. Здесь вос­пе­ва­ет­ся вели­чие Твор­ца. Содер­жа­ние Псал­ма мож­но резю­ми­ро­вать при­пе­ва­ми: «Див­ны дела Твоя, Гос­по­ди! Вся пре­муд­ро­стию сотво­рил еси»).


  • 7. Как по-ино­му име­ну­ет­ся это цер­ков­ное песнопение? 




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Поли­е­лей (греч. πολυέλεοσ – мно­гая милость, «мно­го­мило­сти­вое» в древ­не­рус­ских Уста­вах)  – тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утре­ни, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­ли­те имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­те­ся Гос­по­де­ви»). Назва­ние вос­хо­дит к часто­му повто­ре­нию слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.
    Поли­е­ле­ем в широ­ком смыс­ле так­же назы­ва­ет­ся часть утре­ни, начи­ная с пения дан­ных псал­мов и до канона.
    По Уста­ву поли­е­лей поло­же­но петь не на вся­кой празд­нич­ной утре­ни, а толь­ко в извест­ные пери­о­ды года, а имен­но: от 22 сен­тяб­ря по 20 декаб­ря и от 14 янва­ря до неде­ли сыр­ной. В иные дни долж­на петь­ся 17‑я кафиз­ма («Непо­роч­ны»).
    Псал­мы Поли­е­лея не сле­ду­ет путать с хва­лит­ны­ми псал­ма­ми. Послед­ние состо­ят из сти­хов псал­мов 148-го «Хва­ли­те Гос­по­да с небес», 149-го «Вос­пой­те Гос­по­де­ви песнь нову» и 150-го «Хва­ли­те Бога во свя­тых Его» Псал­ти­ри. Они чита­ют­ся либо поют­ся в кон­це утре­ни после кано­на в соеди­не­нии с пени­ем сти­хир либо без них (в зави­си­мо­сти от кон­крет­ной служ­бы и нали­чия в ней хва­лит­ных стихир). 


  • 8. Дан­ное пес­но­пе­ние является: 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­ча­ла сти­хи­ра из служ­бы пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лам Пет­ра и Пав­ла, кото­рая явля­ет­ся само­по­доб­ном 2‑го гла­са «Кии­ми похваль­ны­ми вен­цы».


  • 9. На какой служ­бе поет­ся эта сти­хи­ра самоподобен? 




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сти­хи­ра явля­ет­ся само­по­доб­ном 5‑го гла­са «Радуй­ся Живо­нос­ный Кре­сте». Дан­ный само­по­до­бен поет­ся как на служ­бе Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня, так и на Кре­сто­по­клон­ной Неде­ле Вели­ко­го поста. 


  • 10. Когда поет­ся это песнопение? 



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние «О Тебе раду­ет­ся», состав­лен­ное в честь Бого­ма­те­ри, текст кото­ро­го вклю­чен в Окто­их, поет­ся в соста­ве Евха­ри­сти­че­ско­го кано­на на литур­гии Васи­лия Вели­ко­го (вме­сто пес­но­пе­ния «Достой­но есть» на литур­гии Иоан­на Зла­то­уста). В осо­бые празд­ни­ки (Пас­ха, дву­на­де­ся­тые и др.) вме­сто этих пес­но­пе­ний Бого­ро­ди­це поют­ся так назы­ва­е­мые задостойники.
    На литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров отсут­ству­ют подоб­ные пес­но­пе­ния, посколь­ку на ней не совер­ша­ет­ся Евха­ри­сти­че­ский канон, так как исполь­зу­ют­ся уже ранее освя­щен­ные Дары.


  • 11. К какой служ­бе отно­сит­ся дан­ный само­по­до­бен 2‑го гласа? 




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Само­по­до­бен 2‑го гла­са «Доме Евфра­фов» явля­ет­ся сти­хи­рой служ­бы Неде­ли свя­тых отец, кото­рая совер­ша­ет­ся в послед­нее вос­кре­се­нье перед Рож­де­ством Христовым.
    Свя­ты­ми отца­ми в дан­ной служ­бе назы­ва­ют­ся люди, при­над­ле­жав­шие роду, из кото­ро­го вышел Спа­си­тель. Они жда­ли Хри­ста-Спа­си­те­ля, жда­ли про­ще­ния сво­их гре­хов и хотя и заблуж­да­лись на этом пути, но все-таки глав­ным для них было это ожи­да­ние, кото­рое пере­да­ва­лось из рода в род и нача­лось с Авра­ама. Поэто­му Цер­ковь празд­ну­ет их память перед Рож­де­ством Спасителя.
    Евфра­фа – древ­нее назва­ние Виф­ле­е­ма в про­ро­че­стве и имя родо­на­чаль­ни­ка жите­лей это­го горо­да, отсю­да и «дом Евфра­тов». «И ты, Вифли­е­ме, доме Евфра­фов, мал ли ты меж­ду тыся­ча­ми Иуди­ны­ми? из тебя про­изой­дёт Мне Тот, кото­рый дол­жен быть Вла­ды­кою во Изра­и­ле и Кото­ро­го про­ис­хож­де­ние из нача­ла, от дней веч­ных» (Мих.5:2). Это про­ро­че­ство чита­ет­ся сре­ди про­чих в служ­бу Рож­де­ства Христова.


  • 12. Как назы­ва­ет­ся такое пение стихир? 




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пение с кано­нар­хом озна­ча­ет, что сти­хи­ра поет­ся не пол­но­стью, а пооче­ред­но по стро­кам, после воз­гла­ше­ния каж­дой стро­ки кано­нар­хом. Исто­ри­че­ски такое пение было необ­хо­ди­мо, посколь­ку на весь боль­шой хор была толь­ко одна кни­га, у кано­нар­ха, и хор пел исклю­чи­тель­но по слу­ху каж­дую отдель­ную стро­ку сти­хи­ры после ее воз­гла­ше­ния канонархом.
    В насто­я­щий момент такое пение тра­ди­ци­он­но исполь­зу­ет­ся в неко­то­рых мона­сты­рях, напри­мер в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лавре.
    На запи­си про­зву­ча­ли сти­хи­ры на «Гос­по­ди воз­звах» 2‑го гла­са сти­хир­но­го напе­ва Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.


  • 13. Дан­ные ирмо­сы кано­на Сре­те­ния Гос­под­ня являются: 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Канон Сре­те­ния Гос­под­ня рас­пет на напев 3‑го гла­са тро­пар­но­го гре­че­ско­го рас­пе­ва под ред. А. Льво­ва.
    Алек­сей Фео­до­ро­вич Львов (1799–1870) – композитор.
    Напи­сан­ный им в 1833 г. гимн на текст Жуков­ско­го «Боже, царя хра­ни» сде­лал его имя извест­ным всей России.
    Духов­но-музы­каль­ные сочи­не­ния Льво­ва поло­жи­ли нача­ло ново­му направ­ле­нию, выдви­нув­ше­му на пер­вый план текст пес­но­пе­ний и под­чи­нив­ше­му ритм музы­каль­ный сло­вес­но­му. В сво­ей бро­шю­ре «О сво­бод­ном или несим­мет­рич­ном рит­ме он гово­рит: »Вся сила, вся важ­ность в цер­ков­ном пении заклю­ча­ет­ся в сло­вах молит­вы. Здесь цель пения: дать сло­ву молит­вы наи­бо­лее ясное выра­же­ние. Ясно, что такое пение не толь­ко долж­но совер­шен­но сооб­ра­зо­вать­ся со зна­че­ни­ем молит­вы, кото­рую оно сопро­вож­да­ет, и под­чи­нять­ся смыс­лу ее, но и самые нот­ные зна­ки долж­ны вполне под­чи­нять­ся рит­му слов, отнюдь не иска­жая их… Кто разу­ме­ет важ­ность молит­вы и вни­ма­тель­но сле­дит во вре­мя пения за сло­ва­ми ее, тот не может не ощу­щать вели­ко­го насла­жде­ния, слы­ша ее в сопро­вож­де­нии про­стой и при­лич­ной гар­мо­нии, при испол­не­нии кото­рой все голо­са про­из­но­сят речь в одно вре­мя, сле­до­ва­тель­но, явствен­но, и в раз­ме­ре так­тов сооб­ра­зу­ют­ся с есте­ствен­ны­ми уда­ре­ни­я­ми слов. Ни тре­ли, ни рула­ды, ни дру­гие какие-либо вычу­ры не долж­ны укра­шать цер­ков­но­го пения, в про­стых и чистых зву­ках кото­ро­го воз­но­сит­ся молит­ва, вме­сте с фимиа­мом, к пре­сто­лу Всевышнего.
    Самые извест­ные сочи­не­ния – «Вече­ри Тво­ея», «Херу­вим­ская» (№1), «Достой­но» (№2), «Отче наш», «Взбран­ной Вое­во­де». В сво­их сочи­не­ни­ях Львов ста­рал­ся вопло­тить свои взгля­ды: избе­гал повто­ре­ний слов, под­гон­ки тек­ста под тре­бо­ва­ния музы­ки, но имел целью под­чи­нить музы­ку рит­му слов, одно­вре­мен­но выра­жая их глу­бо­кое молит­вен­ное содер­жа­ние в соот­вет­ству­ю­щей музы­каль­ной форме.


  • 14. У это­го гла­са нет само­сто­я­тель­ной мело­дии для рас­пе­ва ирмосов. 




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 15. На какой напев 8‑го гла­са испол­не­но песнопение? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Бог Гос­подь» и тро­парь вос­крес­ный спе­ты на глас 8 тро­пар­ный напе­ва Кие­во-Печер­ской Лав­ры.


  • 16. Опре­де­ли­те вид цер­ков­но­го песнопения. 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние явля­ет­ся тро­па­рем свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го 1‑го гласа.


  • 17. Дан­ное цер­ков­ное пес­но­пе­ние является: 



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние «О, Все­пе­тая Мати» явля­ет­ся конда­ком 13‑м Ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Дан­ный ака­фист – это един­ствен­ный устав­ной ака­фист, кото­рый поет­ся в соста­ве утре­ни в Вели­кий пост на служ­бе Похва­ла Пре­свя­той Бого­ро­ди­це (Суб­бо­та ака­фи­ста). В соста­ве ака­фи­ста на этой служ­бе кондак все­гда поет­ся один и тот же, поэто­му пес­но­пе­ние отно­сит­ся к неизменяемым.
    Изме­ня­е­мы­ми пес­но­пе­ни­я­ми явля­ют­ся те, текст кото­рых может быть раз­ным в зави­си­мо­сти от кон­крет­ной служ­бы. К при­ме­ру, все виды сти­хир: на «Гос­по­ди воз­звах», на сти­ховне, на «Хва­ли­тех».


  • 18. Ука­жи­те авто­ра либо напев дан­но­го Вели­ко­го про­ким­на Пре­ждео­свя­щен­ной литургии. 




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ком­по­зи­то­ром дан­но­го вели­ко­го про­ким­на «Да испра­вит­ся молит­ва моя» явля­ет­ся М. Гольтисон.
    Гольтисо́н Миха­ил Алек­сан­дро­вич [до пере­хо­да в Пра­во­сла­вие Михель Хац­кель­вич] (16.10.1870 – 15.02.1914, С.-Петербург), духов­ный ком­по­зи­тор, певец (тенор), хоро­вой дири­жер и муз. писа­тель. Род. в семье воен­но­го фельд­ше­ра. С 9‑летнего воз­рас­та в тече­ние 16 лет пел в с.-петербургской сина­го­ге. В 1894 г. посту­пил в С.-Петербургскую кон­сер­ва­то­рию в класс пения проф. С. И. Габе­ля. В 90‑х гг. увлек­ся пра­во­сл. цер­ков­ным пени­ем. Вме­сте с дру­гом, вос­пи­тан­ни­ком При­двор­ной пев­че­ской капел­лы и буд. реген­том народ­но­го хора при Тро­иц­кой ц. в С.-Петербурге И. А. Смо­ли­ным, начал зна­ко­мить­ся с певч. лит-рой, затем пере­шел к серьез­но­му изу­че­нию пра­во­сл. бого­слу­жеб­но­го пения под наблю­де­ни­ем Ю. К. Арноль­да. Г. при­ни­мал уча­стие в служ­бах кон­сер­ва­тор­ско­го цер­ков­но­го хора в каче­стве реген­та-репе­ти­то­ра, в эти же годы стал реген­том хора в Алек­сан­дров­ской общине сестер мило­сер­дия Крас­но­го Кре­ста. По окон­ча­нии кон­сер­ва­то­рии в 1901 г. по клас­су пения (посе­щал так­же заня­тия клас­са тео­рии ком­по­зи­ции проф. Н. Ф. Соло­вьё­ва) Г. пел 2 года в одном из част­ных опер­ных теат­ров С.-Петербурга, но глав­ным в карье­ре пев­ца ста­ло уча­стие в вокаль­ных квар­те­тах, сме­шан­ном (1901–1910) и муж­ском (1902–1914), при­чем послед­ним он сам руководил.
    Из цер­ков­ных пес­но­пе­ний Г. опуб­ли­ко­вал с июля 1901 (дата выхо­да 1‑го пес­но­пе­ния «Верую») по нояб. 1913 г. (дата выхо­да послед­не­го пес­но­пе­ния «Да испра­вит­ся молит­ва моя» № 2) Литур­гию свт. Иоан­на Зла­то­уста (заупо­кой­ную) и 53 духов­но-муз. сочи­не­ния. Явля­ясь сотруд­ни­ком ж. «Музы­ка и пение», Г. зани­мал­ся под­го­тов­кой и изда­ни­ем насле­дия ком­по­зи­то­ров кон. XVIII – 1‑й пол. XIX в. и най­ден­ных им, в част­но­сти в сев. мон-рях, новых мате­ри­а­лов. Под ред. Г. опуб­ли­ко­ва­ны про­из­ве­де­ния А. Л. Веде­ля, С. А. Дег­тярё­ва, Дж. Сар­ти, прот. Пет­ра Тур­ча­ни­но­ва, архим. Фео­фа­на (Алек­сан­дро­ва), свящ. Васи­лия Ста­ро­рус­ско­го, А. П. Еса­у­ло­ва, П. Коча­нов­ско­го и нек-рых др.


  • 19. Назо­ви­те авто­ра дан­но­го цер­ков­но­го песнопения. 



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­чал поли­е­лей, авто­ром кото­ро­го явля­ет­ся иеро­мо­нах Нафанаил.
    Иеро­мо­нах Нафа­наил (в миру Ники­та Яко­вле­вич Бач­ка­ло) (1866- ?) – цер­ков­ный ком­по­зи­тор, регент. Свой путь в музы­каль­ном мире начал с того, что был пев­чим в Иса­а­ки­ев­ском собо­ре г. Санкт-Петер­бур­га и затем посту­пил в кон­сер­ва­то­рию. Поми­мо пения обла­дал навы­ка­ми игры на фор­те­пи­а­но и скрип­ке. До 28 лет он пел в опе­ре и кон­цер­тах, был изве­стен в г. Санкт-Петер­бур­ге. Потом ухо­дит в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. В Лав­ре он несет пев­че­ское послу­ша­ние, ста­но­вит­ся помощ­ни­ком реген­та пра­во­го кли­ро­са Тро­иц­ко­го собо­ра. В 1897 году при­ни­ма­ет постриг с име­нем Нафа­наил. Затем он пере­во­дит­ся в под­ве­дом­ствен­ную Лав­ре Смо­лен­скую Зоси­мо­ву пустынь, где орга­ни­зу­ет хор. В 1898 он руко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на, в 1900 – в сан иеромонаха.
    Извест­ные напе­вы Зоси­мо­вой пусты­ни явля­ют­ся тво­ре­ни­ем отца Нафа­наи­ла. То есть его автор­ству при­над­ле­жат не толь­ко ноты, где чет­ко ука­за­но, что их автор иер. Нафа­наил, а так­же и те, где ука­за­но «напев Зоси­мо­вой пусты­ни», напри­мер доста­точ­но попу­ляр­ное в хра­мах «Вели­чит душа моя Господа».
    В 1912 г. иеро­мо­нах Нафа­наил был назна­чен реген­том пер­во­го лавр­ско­го хора. 1 июня Лав­ру посе­ща­ет импе­ра­тор Нико­лай II. К его при­ез­ду гото­вил­ся весь город. Есте­ствен­но, что мона­ше­ский хор не мог не участ­во­вать в этих тор­же­ствах. Хор под управ­ле­ни­ем о. Нафа­наи­ла пел перед импе­ра­то­ром, и Нико­лай II лич­но награ­дил реген­та – иеро­мо­на­ха Нафа­наи­ла – золо­тым кре­стом «из Каби­не­та ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА».
    Вопрос об объ­е­ме все­го музы­каль­но­го насле­дия иеро­мо­на­ха Нафа­наи­ла до сих пор оста­ет­ся откры­тым. Извест­на толь­ко малая часть это­го насле­дия, напи­сан­ная в пери­од с 1898 по 1914 г., то есть за 16 лет.


  • 20. Дан­ное пес­но­пе­ние 3‑го гла­са является? 




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­чал кондак Рож­де­ства Хри­сто­ва (само­по­до­бен) 3‑го гла­са в обра­бот­ке Д. Борт­нян­ско­го


  • 21. Чем явля­ет­ся дан­ное песнопение? 




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние явля­ет­ся вос­крес­ным дог­ма­ти­ком 5‑го гласа.
    Дог­ма­тик – это крат­кое пес­но­пе­ние дог­ма­ти­че­ско­го содер­жа­ния, посвя­щен­ное Богородице.
    Суще­ству­ют восемь вос­крес­ных дог­ма­ти­ков – соот­вет­ствен­но вось­ми гла­сам с раз­ны­ми тек­ста­ми, но во всем них отра­жа­ет­ся дог­ма (уче­ние, при­ни­ма­е­мое без дока­за­тель­ства, а толь­ко по вере) рож­де­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста от Пре­чи­стой Девы Марии.


  • 22. Чем явля­ет­ся это пес­но­пе­ние по сво­е­му гим­но­гра­фи­че­ско­му типу? 





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Царю Небес­ный» явля­ет­ся без­услов­но молит­вой, кото­рую про­из­но­сят перед нача­лом всех про­чих молитв. Одна­ко гим­но­гра­фи­че­ская фор­ма пес­но­пе­ния – это сти­хи­ра празд­ни­ка Пяти­де­сят­ни­цы (Тро­и­цы), тре­тья сти­хи­ра на сти­ховне Вели­кой вечер­ни на глас 6.
    Основ­ны­ми поня­ти­я­ми пра­во­слав­ной гим­но­гра­фии явля­ют­ся фор­мы бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний: Анти­фо­ны, Ипа­кои, Тро­парь, Кондак, Ака­фист, Сти­хи­ра, Канон, Ирмос, Ката­ва­сия, Акро­стих, Седа­лен, Све­ти­лен, Про­ки­мен, Алли­лу­а­рий, При­ча­стен, Поли­е­лей, Непо­роч­ны; а так­же три типа мет­ри­че­ских (и мело­ди­че­ских) форм: Само­по­до­бен, Само­гла­сен, Подобен.


  • 23. К како­му гла­су отно­сит­ся песнопение? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­чал тро­парь вос­крес­ный 5‑го гла­са на «Бог Господь».
    Тро­па­ри на «Бог Гос­подь» – тро­па­ри, кото­рые поют­ся на все­нощ­ном бде­нии или на празд­нич­ной утрене после пес­но­пе­ния «Бог Гос­подь». При этом «Бог Гос­подь» поет­ся на глас пер­во­го тропаря.


  • 24. Дан­ное пес­но­пе­ние является: 




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние «Виде­хом Свет Истин­ный» обра­ще­но к Свя­той Тро­и­це и впер­вые в кру­ге бого­слу­жеб­но­го года поет­ся на вели­кой вечер­ни празд­ни­ка Пяти­де­сят­ни­цы на «Гос­по­ди воз­звах» на глас 2.
    На литур­гии оно явля­ет­ся разъ­яс­не­ни­ем и заклю­че­ни­ем воз­гла­са: «Спа­си, Боже, люди Твоя и бла­го­сло­ви досто­я­ние Твое», в кото­ром пре­по­да­ет­ся бла­го­сло­ве­ние наро­ду цер­ков­но­му, толь­ко что полу­чив­ше­му вели­кий дар Тела и Кро­ви Хри­сто­вых, и пото­му име­ну­е­мо­му досто­я­ни­ем Гос­по­да, ибо «уви­де­ли Свет истин­ный, при­ня­ли Духа Небес­но­го и обре­ли веру истинную».
    Со дня Пас­хи до отда­ния ее, вме­сто это­го пес­но­пе­ния поет­ся тро­парь: «Хри­стос Вос­кре­се» одна­жды. Со дня Воз­не­се­ния до отда­ния его, вме­сто «Виде­хом Свет Истин­ный» поет­ся тро­парь «Воз­нес­ся еси во сла­ве». В суб­бо­ту же пред Пяти­де­сят­ни­цею поет­ся тро­парь суб­бо­ты Тро­иц­кой «Глу­би­ною мудрости».


  • 25. К како­му гла­су отно­сит­ся песнопение? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Вол­ною мор­скою» явля­ет­ся пер­вым ирмо­сом кано­на Вели­кой суб­бо­ты, кото­рый поет­ся на глас 6 ирмологический.


  • 26. Кто автор этой Херу­вим­ской песни? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ком­по­зи­то­ром этой Херу­вим­ской пес­ни явля­ет­ся Е.С. Кустов­ский. Она напи­са­на им для двух голо­сов по зака­зу пев­чих хра­ма свт. Нико­лая в Москве, что нахо­дит­ся на Под­ко­па­ев­ском пере­ул­ке. Поэто­му песнь полу­чи­ла назва­ние «Под­ко­па­ев­ка».


  • 27. Ука­жи­те фами­лию ком­по­зи­то­ра, кото­рый осу­ще­ствил обра­бот­ку дан­но­го песнопения. 
    Пра­виль­ный ответ: Борт­нян­ский
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние «Пока­я­ния отвер­зи ми две­ри», назы­ва­е­мое так по тесту началь­ных слов, явля­ет­ся сти­хи­ра­ми по 50‑м псал­ме, пое­мых на вос­крес­ном все­нощ­ном бде­нии, начи­ная с под­го­то­ви­тель­ных недель к Вели­ко­му посту (с Неде­ли о мыта­ре и фари­сее) и до Неде­ли 5‑й Вели­ко­го поста (прп. Марии Египетской).
    Устав пред­пи­сы­ва­ет петь сти­хи­ры на глас 8 и 6.
    Про­зву­чав­ший напев явля­ет­ся самым рас­про­стра­нен­ным в цер­ков­ной прак­ти­ке. Оши­боч­но пола­га­ют, что ком­по­зи­тор Д. Борт­нян­ский явля­ет­ся авто­ром дан­но­го напе­ва. Но Д. Борт­нян­ский осу­ще­ствил лишь его обработку.


  • 28. С ирмо­ло­ги­че­ским напе­вом како­го гла­са прак­ти­че­ски пол­но­стью за исклю­че­ни­ем заклю­чи­тель­ной мело­дии схож дан­ный ирмо­ло­ги­че­ский напев? 




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­зву­чал пер­вый ирмос вос­крес­но­го кано­на гла­са 2‑го. В неко­то­рых пев­че­ских тра­ди­ци­ях ирмо­ло­ги­че­ская мело­дия 2‑го гла­са схо­жа с мело­ди­ей 5‑го гла­са, за исклю­че­ни­ем заклю­чи­тель­но­го колена.


  • 29. Это пес­но­пе­ние поми­мо вос­крес­ных служб так­же поется: 



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пес­но­пе­ние «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видев­ше» явля­ет­ся сти­хи­рой Пас­хи (Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва) и поет­ся так­же на каж­дой вос­крес­ной службе.
    Посколь­ку Неде­ля Тор­же­ства Пра­во­сла­вия все­гда празд­ну­ет­ся в вос­кре­се­нье и совер­ша­ет­ся вме­сте с вос­крес­ной служ­бой, то эта сти­хи­ра вхо­дит в ее состав.
    Эта сти­хи­ра поет­ся так­же в Лаза­ре­ву суб­бо­ту, посколь­ку на дан­ной служ­бе вспо­ми­на­ют­ся собы­тия о вос­кре­ше­нии Хри­стом пра­вед­но­го Лаза­ря, что явля­ет­ся про­об­ра­зом Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. По сво­е­му напол­не­нию эта служ­ба вклю­ча­ет­ся в себя и иные вос­крес­ные пес­но­пе­ния, напри­мер тро­па­ри «Ангель­ский собор».
    На Верб­ное вос­кре­се­ние сти­хи­ра не поет­ся, посколь­ку Вход Гос­по­день в Иеру­са­лим явля­ет­ся Гос­под­ским празд­ни­ком так­же, как и Вос­кре­се­ние Хри­сто­во. В таком слу­чае служ­ба совер­ша­ет­ся толь­ко одно­му Гос­под­ско­му празд­ни­ку – Вхо­ду Гос­под­ню в Иеру­са­лим, на кото­рой вос­крес­ные пес­но­пе­ния не поются.


  • 30. Дан­ный напев является: 





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Напев явля­ет­ся само­по­доб­ном «Небес­ных чинов радо­ва­ние» 1‑го гла­са, Бого­ро­дич­ном в Неде­лю вече­ра, служ­бы поне­дель­ни­ка, посвя­щен­ной Бес­плот­ным силам. Про­зву­чал само­по­до­бен напе­ва Опти­ной пусты­ни.


  • 31. На какой подо­бен испол­не­на дан­ная сти­хи­ра 1‑го гласа? 




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сти­хи­ра явля­ет­ся само­по­доб­ном 1‑го гла­са «О, див­ное чудо». Она поет­ся на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в бло­ке сти­хир на «Гос­по­ди воззвах».


  • 32. Этот напев является: 




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 62%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • jerusalem_333, 21.09.2021

    Поче­му у меня не откры­ва­ют­ся пра­виль­ные отве­ты и мои ошибки ???

    Ответить »
    • Ген­на­дий, 21.09.2021

      Пра­виль­ный ответ появ­ля­ет­ся после того, как нажать “Отве­тить”. Когда прой­де­те весь тест, под тестом уви­ди­те результаты.

      Ответить »
  • Илія Жито­мір­скій, 23.08.2021

    Это хоро­шій тестъ. Къ сожа­ленію, вопросъ 32 имѣетъ раз­лич­ные варіан­ты пра­виль­на­го отвѣта для патріар­шихъ при­хо­довъ и для Р.П.Ц.З. и Пра­во­слав­ной Церк­ви въ Аме­ри­кѣ (П.Ц.А.). Есть иной вари­антъ сти­хир­на­го гла­са, Бах­ме­тьев­скій, кото­рый исполь­зу­ет­ся въ П.Ц.А. Въ Р.П.Ц.З. и въ П.Ц.А., тро­пар­ный гласъ 2‑ый по Бах­ме­тье­ву пре­об­ла­да­ю­щій варіантъ, и онъ зву­читъ ина­че, чѣмъ варіантъ въ запи­си. Р.П.Ц.З. исполь­зу­етъ этотъ варіантъ какъ сти­хир­ный. Поэто­му, я отвѣтилъ такъ.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки