Реклама как инструмент пропаганды пороков

Основ­ная функ­ция рекламы – сти­му­ли­ро­ва­ние сбыта това­ров и услуг. Однако совре­мен­ная реклама взяла на себя допол­ни­тель­ную функ­цию – про­па­ганду поро­ков и гре­хов­но­сти. Неважно, что рекла­ми­рует совре­мен­ная реклама, в боль­шин­стве слу­чаев помимо товара она ста­ра­ется про­па­ган­ди­ро­вать тот или иной порок. Более 50% рекламы сейчас зани­ма­ются парал­лельно про­па­ган­дой поро­ков. Сейчас реклама не только про­дает товары – она также про­дает пороки. Причем реклама про­па­ган­ди­рует некое миро­воз­зре­ние, где все виды греха воз­ве­дены в сте­пень наи­выс­шей цен­но­сти. Грех пода­ется, как цель и то, к чему надо стре­миться. Товары же вместо своей функ­ци­о­наль­но­сти начи­нают играть роль неких идолов гре­хов­но­сти.

Прин­цип работы такой рекламы прост. Чело­века при­вя­зы­вают на некий пово­док из его соб­ствен­ных поро­ков и ведут к покупке нового товара. Многие люди не умеют бороться со своими поро­ками и поэтому идут туда, куда их тащат их соб­ствен­ные жела­ния и сла­бо­сти.

Рас­смот­рим неко­то­рые при­меры. Рекла­ми­ру­ются на ТВ некие без­обид­ные жева­тель­ные резинки Eclipse. Можно пока­зать ее каче­ство, вкус и т.п. Но в рекламе утвер­жда­ется, что резинка Eclipse дает све­жеть спо­соб­ству­ю­щую сбли­же­нию с про­ти­во­по­лож­ным полом. И пока­зы­вают, что некий парень не только зна­ко­мится с девуш­кой в пра­чеч­ной, но и соблаз­няет ее там же. Иными сло­вами реклама обыч­ной жева­тель­ной резинки зачем-то про­па­ган­ди­рует раз­врат.

Или посмот­рим, как Евро­сеть рекла­ми­рует новые сото­вые теле­фоны. Вроде бы пока­зы­вают обыч­ный не очень доро­гой теле­фон, но сооб­ща­ется, что этот теле­фон сде­лает его обла­да­теля более важным и зна­чи­тель­ным. Это под­твер­ждают, парни, девушки, зрелые муж­чины, дедушки и бабушки. То есть игра ведется на гор­дыни. Потен­ци­аль­ный поку­па­тель помимо мобиль­ной связи полу­чает некий атри­бут, дока­зы­ва­ю­щий его зна­чи­мость. Причем, по сути, часто поку­па­тель вынуж­ден ради зна­чи­мо­сти поку­пать какую-либо модную трубку, кото­рая в лучшей мере про­де­мон­стри­рует его вели­чие и поз­во­лит хва­статься труб­кой и удо­вле­тво­рять свою гор­дыню. С точки зрения же функ­ци­о­наль­но­сти он мог бы мини­мум три года обхо­диться ста­рень­ким сото­вым теле­фо­ном. Но гор­дыня влечет его к покупке все новых и новых сото­вых теле­фо­нов. Кото­рые есте­ственно еже­годно обнов­ля­ются.

Вполне есте­ственно на гор­дыне играют и мар­ке­то­логи, про­да­ю­щие элит­ные марки авто­мо­би­лей. В рекламе таких авто­мо­би­лей пыта­ются дока­зать, что чело­век, обла­да­ю­щий этим авто­мо­би­лей имеет высо­кий статус в обще­стве. Поэтому подоб­ные авто­мо­били часто ком­плек­ту­ются дви­га­те­лем почти от гру­зо­вика, а кузо­вом спо­соб­ным вме­стить два неболь­ших авто­мо­биля.

На гор­дыне умуд­ря­ются играть даже про­давцы оде­ко­ло­нов. Напри­мер, в рекламе одного оде­ко­лона пока­зы­вают солид­ного пожи­лого муж­чину за рулем рос­кош­ной яхты. Оде­ко­лон пози­ци­о­ни­ру­ется, как нечто дока­зы­ва­ю­щее пре­вос­ход­ство этого чело­века над дру­гими.

Оде­ко­лон AXE пода­ется, как уни­вер­саль­ное сред­ство соблаз­не­ния. В разных вер­сиях этой рекламы моло­дые люди при­вле­кают и соблаз­няют деву­шек своим запа­хом, гене­ри­ру­е­мым АХЕ. Тем самым реклама при­зы­вает к блуду. По прин­ципу, смажься этой жид­ко­стью и блуди.

Есте­ственно к блуду при­зы­вает мно­го­чис­лен­ная реклама пива. Напри­мер, на одном пла­кате было изоб­ра­же­ние жен­ских купаль­ни­ков на пляже, а парень с двумя как бы нагими девуш­ками нахо­дился в море. Призыв гласил, что деву­шек нужно вна­чале напо­ить пивом, а потом соблаз­нить.

Причем нередко, чтобы ни у кого не воз­никло сомне­ние, в подоб­ной рекламе пока­зы­вают не одну соблаз­нен­ную девушку, а двоих или троих. Реклама воз­во­дит блуд в статус успеха и удачи. Она пыта­ется пока­зать при­вле­ка­тель­ность блуда, прием пива при­рав­ни­вает к приему мине­раль­ной воды.

Есте­ственно реклама играет не на одном пороке, а на всех сразу. Реклама про­дук­тов пита­ния часто пре­вра­ща­ется в про­па­ганду обжор­ства. Идея такая: «Смотри, как нам вкусно. И тебе будет так же вкусно. Не надо ни в чем себе отка­зы­вать. Ешь больше. Ни думай не о чем». Обжор­ство опять же воз­во­дится в статус успеха и про­цве­та­ния.

Реклама идет еще дальше: пыта­ется при­учить детей к хит­ро­сти и обману. Со смаком пока­зы­вают рекламу сока и малень­кую девочку, кото­рая обма­ном и хит­ро­стью добы­вает себе еще больше сока. Выгля­дит, как невин­ная дет­ская хит­рость. Но, усвоив такой урок, ребе­нок начи­нает все больше и больше хит­рить тем самым, при­учая себя к обману и хит­ро­сти, как к норме пове­де­ния. Также реклама охотно учит детей, как хит­ро­стью заста­вить роди­те­лей купить шоко­ладку или что-нибудь вкус­ное, обыг­рав это, под видом необ­хо­ди­мо­сти срочно расти или эффек­тивно сооб­ра­жать, уча уроки.

Иной совер­шенно отдель­ной темой явля­ется про­па­ганда кре­ди­тов. Людям почти бук­вально гово­рят: «Полу­чите деньги не рабо­тая». И не уточ­няют, что за эти удачно полу­чен­ные деньги, при­дется пла­тить в три дорого потом. Притом, что сам по себе кредит фак­ти­че­ски явля­ется грехом ростов­щи­че­ства.

Что делает веру­ю­щего чело­века более сво­бод­ным, чем ате­и­ста?

Итак, реклама берет чело­века на пово­док его соб­ствен­ных поро­ков. Более того, совре­мен­ная циви­ли­за­ция устро­ена так, что чело­век ста­но­вится не просто слугой своих поро­ков – она ста­но­вится рабом и кре­пост­ным кре­стья­ни­ном. Совре­мен­ный чело­век, живя в запад­ном мире, должен иметь квар­тиру и машину соот­вет­ству­ю­щую его ста­тусу в обще­стве. Он должен иметь массу других ста­тус­ных пред­ме­тов. Также он должен регу­лярно их обнов­лять, так как необ­хо­димо соот­вет­ство­вать моде. И вот это посто­ян­ное удо­вле­тво­ре­ние стан­дарта ста­туса чело­века вынуж­дает чело­века ста­но­виться эко­но­ми­че­ским рабом. Причем это доб­ро­воль­ное раб­ство, чело­век ста­но­вится рабом системы. Причем все инте­ресы этого чело­века и все его дей­ствия пред­ска­зу­емы. Таким обра­зом под видом все­об­щего бла­го­по­лу­чия стро­ится система кре­пост­ного права.

Многие не веру­ю­щие или слабо веру­ю­щие люди счи­тают, что рели­гия накла­ды­вает на них допол­ни­тель­ные обя­за­тель­ства. Люди думают: «У нас и так много все­воз­мож­ных про­блем и обя­за­тельств, зачем нам еще обя­за­тель­ства?» Они думают, что рели­гия делает их не сво­бод­ными, а без нее можно удо­вле­тво­рять свои жела­ния, не думая ни о чем. И эти люди сильно оши­ба­ются. Именно рели­гия и вера в Бога поз­во­ляет стать сво­бод­ными.

Вся совре­мен­ная система запад­ного обще­ства дер­жится на том, что глав­ной шкалой цен­но­стей счи­та­ются деньги. Многие пороки воз­ве­дены в культ. И потвор­ство­ва­ние жела­ниям и чрез­мер­ность счи­та­ются образ­цом успеха. И вот все эти пороки и жела­ния делают чело­века рабом системы. Делают его зави­си­мым от денег и системы их рас­пре­де­ле­ния. А для успеха чело­век должен поку­пать ста­тус­ные вещи и удо­вле­тво­рять свои жела­ния.

Гнев, как пра­вило, явля­ется иде­аль­ным инстру­мен­том управ­ле­ния людьми. Хитрые вожди страв­ли­вают народы, говоря, что другой народ замыс­лил зло и делает зло. Не умея подав­лять свой гнев, чело­век верит этим вождям и идет за ними на бес­смыс­лен­ные войны. Не уме­ю­щие подав­лять гнев – рабы гнева. Любой, сумев­ший пра­вильно вызвать в них гнев станет их вла­сте­ли­ном.

Для веру­ю­щего чело­века ситу­а­ция обстоит иначе. Еже­дневно в молит­вах и управ­ле­ниях этот чело­век борется с гре­хов­но­стью. Он обуз­ды­вает свои стра­сти. Он учится кон­тро­ли­ро­вать их. Стра­сти не могут завла­деть истинно веру­ю­щим. Деньги не явля­ются для такого чело­века высшей цен­но­стью. Он может делать что-то из инте­реса или в своем слу­же­нии Богу. Веру­ю­щий чело­век учится в тече­ние всей жизни подав­лять грех. И его нельзя при помощи рекламы поса­дить на пово­док поро­ков и пове­сти куда-то. Веру­ю­щий чело­век спо­со­бен выби­рать свой путь в жизни. Он может отка­заться от соблаз­нов рекламы, от заман­чи­вых кре­ди­тов и от иных соблаз­нов жизни. Его нельзя пома­нить паль­цем к соблазну. Веру­ю­щий чело­век нико­гда не будет эко­но­ми­че­ским рабом.

Пора­зи­тельно, но факт, что вера в Бога делает чело­века сво­бод­ным. Веру­ю­щий чело­век стре­мится бороться со своими стра­стями, но именно в этой борьбе он при­об­ре­тает сво­боду. Плоть не может заста­вить этого чело­века идти по при­казу рекла­мо­да­теля за покуп­ками и по при­казу моды за обнов­ле­нием поку­пок. Он может делать все, что желает его разум, но не тело и пороки.

В совре­мен­ном мире, только веру­ю­щий чело­век может стать по-насто­я­щему сво­бод­ным, взяв нрав­ствен­ные обя­за­тель­ство перед Богом, но изба­вив­шись от обя­за­тельств перед своими поро­ками и стра­стями.

Антон Вуйма для пор­тала «Азбука веры» www.vuima.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки