Руководство для мирян, присутствующих за богослужением

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

1. Веру­ю­щие должны регу­лярно посе­щать бого­слу­же­ния

«Аще кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, или кто либо из сопри­чис­лен­ных к клиру, или миря­нин, не имея ника­кой насто­я­тель­ной нужды, или пре­пят­ствия, кото­рым бы надолго устра­нен был от своея церкви, но пре­бы­вая во граде, в три вос­крес­ные дни в про­дол­же­нии трех седмиц, не при­и­дет в цер­ков­ное собра­ние: то клирик да будет извер­жен из клира, а миря­нин да будет удален от обще­ния» (80‑е пр. 6‑го Всел. собора)

Вот как объ­яс­няет Валь­са­мон при­чину этого нака­за­ния:

«… ибо из этого откры­ва­ется одно из двух — или то, что тако­вый не при­ла­гает ника­кого попе­че­ния об испол­не­нии боже­ствен­ных пове­ле­ний о молитве Богу и пес­но­пе­нии, или он не есть верный. Ибо почему же он в тече­нии два­дцати дней не захо­тел быть в церкви с хри­сти­а­нами и иметь обще­ние с верным наро­дом Божиим?» (тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 80‑е пр. 6‑го Всел. собора)

«В неде­лях и в празд­ни­ках заве­ща­вай не делати, яо при­хо­дити в цер­ковь, якоже подо­бает Хри­сти­а­ном: аще кто делает в неделю и в празд­ник, да отлу­чится». (ст. 162 Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).

2. Веру­ю­щие, при­сут­ству­ю­щие на бого­слу­же­нии, должны оста­ваться в храме до про­из­не­се­ния конеч­ного отпу­ста службы

«Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь, и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в Церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния Цер­ков­наго». (9‑е Апост. пр.)

3. Миря­нам запре­ща­ется все­на­родно учить в церк­вях. Они могут отве­чать вопро­ша­ю­щим лишь част­ным обра­зом

«Не подо­бает миря­нину пред наро­дом про­из­но­сити слово, или учити, и тако брати на себя учи­тель­ское досто­ин­ство, но пови­но­ва­тися пре­дан­ному от Гос­пода чину, отвер­зати ухо при­яв­шим бла­го­дать учи­тель­скаго слова, и от них поуча­тися Боже­ствен­ному. Ибо в единой Церкви разные члены сотво­рил Бог, по слову апо­стола (1Кор.12:27), кото­рое изъ­яс­няя Гри­го­рий Бого­слов, ясно пока­зы­вает нахо­дя­щийся в них чин, гла­голя: сей, братия, чин почтим, сей сохра­ним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немно­гих слов далее гла­го­лет: уча­щийся да будет в пови­но­ве­нии, раз­да­ю­щий да раз­дает с весе­лием, слу­жа­щий да служит с усер­дием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апо­сто­лами, ни все про­ро­ками, ни все истол­ко­ва­те­лями. И после неких слов еще гла­го­лет: почто тво­риши себе пас­ты­рем, будучи овцею; почто дела­е­шися главою, будучи ногою; почто поку­ша­е­шися вое­на­чаль­ство­вати, быв постав­лен в ряду воинов. И в другом месте пове­ле­вает пре­муд­рость: не буди скор в словах (Еккл. 5:1), не рас­про­сти­райся убог сый с бога­тыми (Притч. 23:4), не ищи мудрых муд­рей­ший быти. Аще же кто усмот­рен будет нару­ша­ю­щим насто­я­щее пра­вило: на четы­ре­де­сять дней да будет отлу­чен от обще­ния цер­ков­наго» (64‑е пр. Антиох. соб.).

«Здесь при­бав­лено: “перед наро­дом”, потому что, если какой-нибудь разум­ный миря­нин будет спро­шен част­ным обра­зом о каком-нибудь дог­ма­ти­че­ском пред­мете, или о другом душе­по­лез­ном деле, он не под­верг­нется нака­за­нию, если даст ответ по своему усмот­ре­нию »(тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 64‑е пр. Антиох. собора).

4. Миря­нам, не состо­я­щим в долж­но­стях цер­ков­ного ста­ро­сты или цер­ков­ных сто­ро­жей и тем более не явля­ю­щихся кли­ри­ками, запре­щено вхо­дить в алтарь.

«Никому из всех, при­над­ле­жа­щих к раз­ряду мирян, да не будет поз­во­лено вхо­дити внутрь свя­щен­наго олтаря». (69‑е пр. 6‑го Всел. собора).

«Заметь насто­я­щее пра­вило и никак не доз­во­ляй на осно­ва­нии оного миря­нам вхо­дить во святой олтарь. Я впро­чем много упо­тре­бил ста­ра­ния, чтобы вос­пре­пят­ство­вать миря­нам вхо­дить во святый олтарь храма Пре­свя­тыя Гос­пожи моея и Бого­ро­дицы Оди­гит­рии; но не мог достиг­нуть успеха: гово­рят, что это древ­ний обычай и не должно воз­бра­нять» (из тол­ко­ва­ния Валь­са­мона на 69‑е пр. 6‑го Всел. собора).

«Мир­стии во святый олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му пра­вилу, еже в Трулле. Ино­киня же входит, и поме­тает, по пят­на­де­ся­тому пра­вилу свя­таго Ники­фора Царе­град­скаго » (66 ст. Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).

Кано­ни­че­ские пра­вила отно­си­тельно уча­стия женщин в бого­слу­же­нии

1. Жен­щи­нам должно мол­чать в церкви

«Не поз­во­ли­тельно женам, во время Боже­ствен­ной литур­гии, гла­го­лати, но, по слову апо­стола Павла, да молчат. Не пове­леся бо им гла­го­лати, но пови­но­ва­тися, якоже и закон гла­го­лет. Аще ли же чесому научи­тйся хотят: в дому своих мужей да вопро­шают (1Кор.14:34, 35)» (70‑е пр. 6‑го Всел. собора)

«В Посла­нии к Корин­фя­нам (1Кор.14:34) вели­кий Павел пове­ле­вает жен­щи­нам мол­чать и пови­но­ваться своим мужам, по закону Мои­се­еву, кото­рый гово­рит: “к мужу твоему”, жена, “обра­ще­ние твое и той тобою обла­дати будет” (Быт. 3, 16). Итак, согласно с сим пра­вило опре­де­ляет, чтобы жен­щины не раз­го­ва­ри­вали во время Боже­ствен­ной литур­гии, но дома науча­лись от своих мужей о чем желают. В виду сего опре­де­ле­ния не говори, что им запре­щено гово­рить во время литур­гии, а во время других цер­ков­ных собра­ний можно раз­го­ва­ри­вать бес­пре­пят­ственно; ибо и тогда они должны мол­чать. Кажется, что в то время неко­то­рые жен­щины, объ­яс­няя чтение Боже­ствен­ных писа­ний, бра­лись гово­рить в церкви много и давать ответы на вопросы, что, по мнению отцев, не свой­ственно жен­щи­нам, а потому и запре­щено. Но наедине спра­ши­вать разум­ней­ших женщин о каких-нибудь душе­по­лез­ных пред­ме­тах — не ново» (из тол­ко­ва­ния Валь­са­мона на 70‑е пр. 6‑го Всел. собора).

«Не должно постав­ляти в Церкви так име­ну­е­мыя пре­сви­те­риды (ста­рицы), или пред­се­да­тель­ницы» (11‑е пр. Лаодик. собора).

«В древ­но­сти неко­то­рые жен­щины, зани­мая места пре­сви­те­рид в собор­ных церк­вах, настав­ляли, веро­ятно, в бла­го­чи­нии прочих женщин. Итак поелику неко­то­рые тер­пели вред от сооб­ще­ства с тако­выми, кото­рые не добро поль­зо­ва­лись добром из высо­ко­ме­рия, или из коры­сто­лю­бия, то отцы совер­шенно запре­тили быть в церк­вах таким жен­щи­нам, назы­ва­е­мым пре­сви­те­ри­дами, или пред­се­да­тель­ству­ю­щими. Но не скажи: каким обра­зом это бывает в жен­ских мона­сты­рях, и одна жен­щина, то-есть игу­ме­нья, имеет началь­ство над всеми? Ибо услы­шишь, что отре­че­ние ради Бога и постри­же­ние делает то, что многие счи­та­ются единым телом, и все, что каса­ется их, направ­ля­ется только к душев­ному спа­се­нию. А учить жен­щине в собор­ной церкви, где соби­ра­ется мно­же­ство мужей и жен раз­лич­ных мнений, есть дело самое непри­лич­ное и пагуб­ное» (тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 11‑е пр. Лаодик. собора).

2. Только при самой край­ней необ­хо­ди­мо­сти жен­щина может быть допу­щена к несе­нию послу­ша­ния пса­лом­щика

«При­зна­вая полез­ным при­вле­че­ние женщин к дея­тель­ному уча­стию на всех соот­вет­ству­ю­щих их при­зва­нию попри­щах цер­ков­ного слу­же­ния Свя­щен­ный Собор Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви опре­де­ляет:

1) Сверх предо­став­лен­ного Свя­щен­ным Собо­ром права жен­щи­нам участ­во­вать в при­ход­ских собра­ние и при­ход­ских сове­тах и зани­мать долж­но­сти цер­ков­ных ста­рост, предо­ста­вить им также:

а) право уча­стия в бла­го­чин­ни­че­ских и епар­хи­аль­ных собра­ниях;
б) право зани­мать долж­но­сти во всех епар­хи­аль­ных про­све­ти­тель­ных, бла­го­тво­ри­тель­ных, мис­сир­нер­ских и цер­ковно-хозяй­ствен­ных учре­жде­ниях, за исклю­че­нием бла­го­чин­ни­че­ского и епар­хи­аль­ного сове­тов и учре­жде­ний судеб­ных и адми­ни­стра­тив­ных, и

2) в исклю­чи­тель­ных слу­чаях допус­кать женщин к испол­не­нию долж­но­сти пса­лом­щика, со всеми пра­вами и обя­зан­но­стями пса­лом­щи­ков, но без вклю­че­ния в клир» (Опре­де­ле­ние Свя­щен­ного Собора Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви от 7(20) сен­тября 1918 года).

3. Жен­щи­нам кате­го­ри­че­ски запре­щено вхо­дить в алтарь.

«Не подо­бает жене в олтарь вхо­дити» (44‑е пр. Лаодик. собора)

«Если мужам-миря­нам запре­щено вхо­дить внутрь алтаря, по 69-му пра­вилу Шестого собора, то еще более это может быть запре­щено жен­щи­нам, у кото­рых непро­из­вольно слу­ча­ется и тече­ние месяч­ных кровей» (Тол­ко­ва­ние Зонара на 44 пр. Лаодик. собора).

«Мир­стии во святый олтарь да не входят, ни мужие ни жены. Ино­киня же входит, и поме­тает» (ст. 66 Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике).

«Подо­бает ино­ки­ням вхо­дити во святый жерт­вен­ник в своих мона­сты­рях, и въжи­зати свеща и кан­дила, и укра­шати, и поме­тати» (15‑е пр. св. Ники­фора Испо­вед­ника).

4. Жен­щине, нахо­дя­щейся в очи­ще­нии, не должно при­ча­щаться и даже вхо­дить в цер­ковь

«О женах, нахо­дя­щихся в очи­ще­нии, поз­во­ли­тельно ли им в таком состо­я­нии вхо­дити в дом Божий, излиш­ним почи­таю и вопро­шати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и бла­го­че­сти­вый, нахо­дясь в таком состо­я­нии, дерз­нули или при­сту­пити к святой тра­пезе, или кос­ну­тися Тела и Крови Хри­стовы, Ибо и жена, имев­шая две­на­де­ся­ти­лет­нее кро­во­те­че­ние, ради исце­ле­ния, при­кос­ну­лася не Ему, но токмо вос­кри­лию. Моли­тися, в каком бы кто ни был состо­я­нии и как бы ни был рас­по­ло­жен, поми­нати Гос­пода и про­сити помощи, не воз­бра­нено есть. Но при­сту­пати к тому, еже есть Святая Святых, да запре­тится не совсем чистому душею и телом» (2‑е пр. св. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского).

«Еврей­ские жен­щины, во время тече­ния месяч­ных кровей, без­молв­ствуют, сидя в уеди­нен­ном месте, пока не прой­дут семь дней и не пре­кра­тится месяч­ное тече­ние. Итак святой отец, быв спро­шен отно­си­тельно верных женщин, можно ли им в состо­я­нии месяч­ного очи­ще­ния вхо­дить в цер­ковь, отве­тил, что этого не должно быть, и привел в пример кро­во­то­чи­вую в Еван­ге­лии, кото­рая не дерз­нула при­кос­нуться к Гос­поду, но только к краю ризы Его; молиться же и при­зы­вать не должно быть вос­пре­щено им и в такое время; а вхо­дить в храм Божий или при­ча­щаться Тайн, они не должны. Не смотря на такое опре­де­ле­ние вели­кого архи­ерея, мы видим ныне, что в жен­ских отде­ле­ниях церк­вей, и осо­бенно в мона­сты­рях, тако­вые жены бес­страшно стоят в пред­хра­миях, укра­шен­ных раз­лич­ными свя­тыми изоб­ра­же­ни­ями и назна­чен­ных для сла­во­сло­вия Бога; и когда спра­ши­ваем: каким обра­зом это бывает? — нам отве­чают, что они не в цер­ков­ном собра­нии зани­мают место. Мне кажется это не так; ибо пред­хра­мия не суть обык­но­вен­ные места, каковы ходы пред церк­вами, но часть их, назна­чен­ные для тех жен, кото­рым не воз­бра­ня­ется при­сут­ство­вать в цер­ков­ном собра­нии: како­вое пред­хра­мие есть второе место пока­я­ния, для так назы­ва­е­мых “слу­ша­ю­щих”; в нем не доз­во­ля­ется стоять и муж­чи­нам, если им назна­чена епи­ти­мия — не участ­во­вать в цер­ков­ных собра­ниях, но пла­кать вне его. Итак нужно, чтобы подоб­ные пред­хра­мия, в кото­рых должны стоять нечи­стые жен­щины, не состав­ляли такой части церк­вей, где бы свя­щен­ники про­хо­дили с Боже­ствен­ными Дарами, кадили, может быть, нахо­дя­щимся ту гробам и святым, и совер­шали какие-либо молит­во­сло­вия; или пусть с епи­скоп­ского доз­во­ле­ния назна­чены будут такие места, где бы неочи­стив­ши­еся жен­щины стояли без пред осуж­де­ния. А я видел, что такая жен­щина, стоя в пред­хра­мии, при­ни­мала даже от архи­ерея молитву обру­че­ния, и — поди­вился тому. Впро­чем в ста­рину жен­щины, по-види­мому, вхо­дили в алтарь и при­ча­ща­лись со святой тра­пезы, почему пра­вило и упо­ми­нает об алтаре. Прочти еще 44‑е пр. Лаодик. собора и 69‑е 6‑го собора; также — 17‑ю новеллу импе­ра­тора гос­по­дина Льва Фило­софа, в кото­рой между прочим гово­рится сле­ду­ю­щее: “Отно­си­тельно родив­ших жен и всех тех, кото­рые нахо­дятся в состо­я­нии есте­ствен­ного очи­ще­ния, опре­де­ляем, чтобы те из них, кото­рые не под­вер­жены какому-либо стра­да­нию, угро­жа­ю­щему их жизни, оста­ва­лись без уча­стия некре­щен­ные — в про­све­ще­нии, а про­све­щен­ные в при­ча­ще­нии Пре­чи­стых Тайн, до испол­не­ния сорока дней; а когда застиг­нет их какая-нибудь болезнь, угро­жа­ю­щая пре­се­че­нием жизни, тогда во всяком случае они должны при­ча­щаться Тайн”. И спустя несколько опять та же новелла пред­пи­сы­вает отно­си­тельно ново­рож­ден­ных, чтобы они, если не угро­жает болезнь, были кре­стимы в осьмой день; а когда пред­стоит смерть, то чтобы были кре­стимы и до осьми дней. А поелику я слышал, как некто гово­рил, будто отлу­чен­ные миряне не должны ни слу­шать боже­ствен­ного псал­мо­пе­ния, стоя вне пред­хра­мия, ни даже петь, то отве­чаю ему от себя: чело­век, напи­сан­ное в этом пра­виле заграж­дает тебе уста, если ты гово­ришь подоб­ное; ибо как женам, кото­рым не доз­во­ля­ется при­сут­ство­вать в цер­ков­ном собра­нии, не воз­бра­ня­ется молиться, так и отлу­чен­ным не должно быть запре­ща­емо молиться самим по себе и, стоя вне цер­ков­ного при­твора, слу­шать боже­ствен­ные псал­мо­пе­ния; ибо это служит к боль­шему сокру­ше­нию их» (тол­ко­ва­ние Валь­са­мона на 2‑е пр. св. Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского).

«Жена, в тече­нии сущая, сиречь обычно своя имущая, не при­ча­ща­ется в Пасху, дон­деже очи­стится, ниже входит в цер­ковь» (64 ст. Номо­ка­нона при Боль­шом Требнике)1.

Бого­слу­жеб­ный Устав для мирян

Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен всякий раз идя в храм, вхо­дить в него как в дом Божий, со стра­хом и бла­го­го­ве­нием, оста­вив за дверьми храма все житей­ское, ста­ра­ясь сколь воз­можно при­ве­сти в мол­ча­ние буйные помыслы своего сердца. Цер­ков­ная тра­ди­ция пред­пи­сы­вает при входе в цер­ковь читать стихи 5‑го псалма: «Вниду в дом Твой, покло­нюся ко храму свя­тому Твоему, в страсе Твоем…» Перед входом в храм сле­дует поло­жить 3 поклона с молит­вою: «Боже, очисти мя, греш­наго, и поми­луй мя».

Войдя в храм, сле­дует поло­жить 3 поклона с той же молит­вою, а затем покло­ниться направо и налево людям, вошед­шим прежде, со сло­вами: «Про­стите и бла­го­сло­вите, отцы и братие».

Став на своем месте, сле­дует поло­жить сле­ду­ю­щее начало своей молитве: трижды покло­ниться со сло­вами: «Боже, очисти мя, греш­наго, и поми­луй мя (поклон). Созда­вый мя. Гос­поди, поми­луй мя (поклон). Без числа согре­ших. Гос­поди, прости мя (поклон)». Затем помо­литься Кресту Гос­подню: «Кресту Твоему покла­ня­емся, Вла­дыко, и Святое Вос­кре­се­ние Твое славим» и сотво­рить покло­не­ние. Потом сле­дует помо­литься Пре­свя­той Бого­ро­дице: «Достойно есть…» и сотво­рить ей покло­не­ние: «Слава, и ныне. Гос­поди поми­луй (трижды). Бла­го­слови», «Молит­вами святых отец наших. Гос­поди, Иисусе Христе Боже наш, поми­луй нас. Аминь» и еще раз покло­ниться.

Стоя на своем месте, не сле­дует вер­теться, ози­раться, шуметь, каш­лять, раз­го­ва­ри­вать с сосе­дями, и вообще отвле­кать вни­ма­ние пра­во­слав­ных от службы ни словом, ни дея­нием или дви­же­нием, но сле­дует пре­бы­вать со стра­хом Божиим в мол­ча­нии и тишине, со всяким вни­ма­нием отно­сясь к службе Божией, чтению и пению цер­ков­ному.

По издревле сло­жив­ше­муся пра­вилу муж­чины должны стоять в правой части храма, а жен­щины в левой.

Все покло­не­ния во время бого­слу­же­ния надо тво­рить сооб­разно Цер­ков­ному Уставу, не отсту­пая от него и ничего от себя к нему не при­ла­гая.

Вот как об этом гово­рит Типи­кон: «Не бо туне, ни якоже при­лу­чися о святых покло­нех и молитве умыс­лиша святии отцы, и Церкви устав пре­даша: но разум имуще во святых покло­нех и молитве, с правою мыслию плод имети будем. Темже, елико вас хотяй кто святых отец пре­да­ния хра­нити и во святей церкви бла­го­чинно упра­вити молитву и поклоны: аще ли пред­сто­я­тель, да не нера­дит ни мало о сих; аще ли при­чет­ник, или людя­нин, да вни­мает: ид еже Напи­сано вели­кий поклон, да творит вели­кий неспешно, по изгла­го­ла­нии святыя молитвы, со стра­хом Божиим. А идеже просто поклон напи­сан, то да творит просто поклон, и не вкупе с молит­вою, но прежде молитву, и по молитве поклоны. И не якоже нецыи, не поко­ря­ю­щеся святых отец пре­да­нию, ниже ведуще сами искус святых покло­нов, ниже святою молит­вою добре разу­меют моли­тися, но покло­ни­вся единою нагор­би­вся, мало вос­кло­ня­яся кре­стяся, главою кивает, и тем своим без­чи­нием аки чин напол­няет пре­дан­ных от отец покло­нов: ниже молит­вою умне и душевне к Богу молится, но елико время сгор­би­вся творит сует­ныя своя поклоны, тако и молитву свя­таго Ефрема, аки изум­лен­ный спешит про­го­во­рити. Такожде и вся молитвы поспе­шает с поклоны упра­вити, и от тех мнимых без­чест­ных покло­нов, и от безум­наго моле­ния своего воста­нет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на пред­сто­я­теля церкве, но ин инаго пред­ва­ряет, мятутся аки тро­стие ветром колеб­леми, не смотря луч­шаго, ниже хотят научи­тися: но елико кто како соста­вил свой нрав, тако и утвер­жда­ется быти. Страшно, обаче реку, да не неве­дуще оте­че­скаго утвер­жде­ния имут под запре­ще­ния впа­дати, яже чтется в Пра­во­слав­ную Неделю свя­таго Поста, собор­ное свя­таго сед­маго Все­лен­скаго собора сице: вся, кроме цер­ков­наго пре­да­ния, и учения, и изоб­ра­же­ния святых и прис­но­па­мят­ных отец, обнов­ля­е­мая или посем соде­ян­ная, ана­фема.

Речем и о святей всем единей молитве, яже в цер­ков­ном таин­стве лежит, отне­леже речет свя­щен­ник сла­во­сло­вие, гла­го­лет: «Миром Гос­поду помо­лимся». С миром да молим Гос­пода, и да просим, кую молитву тво­рити, якоже подо­бает, не вемы, и да не мно­го­сло­вим, научает нас оным, имже подо­бает о молитве, и первое нраву, яко в мире подо­бает моли­тися. Что убо по сла­во­сло­вии абие повеле да просим? Ниже испо­ве­да­ю­щеся прежде, ниже дающе Богу бла­го­да­ре­ние: но что просят? — да поми­ло­вани будут. Сие же про­ше­ние есть чело­ве­ков осуж­ден­ных и пре­гре­шив­ших, иже ни един ответ имуще, или пра­ведну вину рещи судии, испус­кают сей глас, и вопиют: «Гос­поди поми­луй», не от правд наших, но от чело­ве­ко­лю­бия Твоего: и прочая. Таже гла­го­лет пре­сви­тер: «О свыш­нем мире и о спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся». Свя­щен­ник бо помо­лится вкупе с людьми, и гла­го­лет: о людие, помо­лимся Гос­поду, да даст мир Свой нам и спасет души наша. И отве­щают людие: «Гос­поди поми­луй». Посем же и прочая разу­ме­ния. Егда же гла­го­лет диакон: «Рцем вси…», сей же глагол не ино что при­но­сит разу­мети, но точию самое, еже всем вкупе моли­тися, не клиру точию еди­ному, но и всем обре­та­ю­щимся в церкви. Таже речет диакон: «И от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем». Но что убо рцем? — ничтоже убо ино, разве еже оную же общую молитву: «Гос­поди поми­луй». О сей убо святей молитве свя­щен­ный Зла­то­уст пишет к Корин­фя­ном, в 18‑м нра­во­уче­нии: «Ибо о дей­ству­е­мых о иже в пока­я­нии общия и от свя­щен­ника и от людей бывают молитвы: и вси едину гла­го­лют молитву, мило­сти испол­нену, еже есть “Гос­поди поми­луй”».

Сего ради в Слу­жеб­ни­ках пишется: людие гла­го­лют сие, или оно, на нихже местех напи­сася. Во святей же Восточ­ной Церкви не инако тво­рится, но тако якоже пишется. Идеже напи­сася, «людие гла­го­лют», то вси вкупе, елицы обре­та­ются в церкви, гла­го­лют: или «Гос­поди, поми­луй», или «Подай Гос­поди», или «И со духом твоим», или «Отче наш». Аще у нас и не тво­рится сего, обаче подо­бает тво­рити. Ибо, якоже выше речеся, егда речет диакон: «Миром Гос­поду помо­лимся», или «Рцем вси», тогда всем подо­бает и отве­щати: «Гос­поди, поми­луй». Аще бы ко еди­ному клиру гла­го­ла­лося отве­щати, то не бы напи­сали: людие гла­го­лют. Такожде и святый свя­щен­ный Зла­то­уст в том же нра­во­уче­нии гла­го­лет паки: «Во время самых страш­ных тайн, при­вет­ствует иерей людем: “Мир вам”, при­вет­ствуют и людие иерея, гла­го­люще: “И духови твоему”. Ничтоже ино есть, разве сие: яже бла­го­да­ре­ния паки общая, ниже бо он сам бла­го­да­рит, но и людие вси. Первее бо их прием глас: таже согла­сив­шимся яко достойно и пра­ведно сие бывает, тогда начи­нает бла­го­да­ре­ния. И что чуди­шися, аще негде со свя­щен­ни­ком людие вещают, ид еже и с самыми Херу­вимы, и с выш­ними силами обще свя­щен­ныя оны песни воз­сы­лают?» Сия же вся оная речена быша, да кождо и от начи­на­е­мых трез­вится в поуче­нии сем: да увемы, яко тело есмы вси едино, толико имуще друг ко другу раз­ли­чие, елико уд ко удом. И не все на свя­щен­ники воз­вер­заем, но и сами якоже о общем теле, о Церкви всей тако печа­луем. Сие бо утвер­жде­ние боль­шее и нам и вам пре­по­дает мно­жай­шия устро­яти доб­ро­де­тели: даже про­хо­дя­щий сия, полу­чим милость Божию зде, и в буду­щем веце Цар­ство Небес­ное, о Христе Иисусе Гос­поде нашем. Яко Тому подо­бает слава, со Отцем, и со Святым Духом, во веки, аминь» (Типи­кон, 49‑я глава).

При всяком бого­слу­же­нии

сле­дует тво­рить сле­ду­ю­щие крест­ные зна­ме­ния без покло­нов, крест­ные зна­ме­ния с пояс­ными покло­нами и крест­ные зна­ме­ния с зем­ными покло­нами:

  • при началь­ном воз­гласе каждой службы — 3 пояс­ных поклона;
  • на всяком Три­свя­том; «При­и­дите, покло­нимся…»; «Алли­луиа, алли­луиа, алли­луиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
    исклю­че­ния: а) в первой части утрени, до шесто­псал­мия, пола­га­ются только крест­ные зна­ме­ния без покло­нов;
    б) на Алли­луиа (трижды), во время кафисм в вос­кре­се­нье и празд­нич­ные дни поклоны остав­ля­ются;
  • на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
  • в конце «Достойно есть…» (или Задо­стой­ника) — поклон;
  • при пении, чтении тро­па­рей, конда­ков, стихир, когда слова выра­жают покло­не­ние, надо тво­рить поклон;
  • на каждом про­ше­нии за всеми екте­ни­ями — по поклону;
  • на каждом иерей­ском воз­гласе — по поклону.

Во время все­нощ­ного бдения

  • в начале шесто­псал­мия, при трое­крат­ном «Слава в вышних Богу» — 3 крест­ных зна­ме­ния (без покло­нов!);
  • в сере­дине шесто­псал­мия, при трое­крат­ном «Алли­луиа» — 3 крест­ных зна­ме­ния (без покло­нов!);
  • во время поли­е­лея, при первом и послед­нем вели­ча­нии (кото­рые поются свя­щен­но­слу­жи­те­лями на сере­дине храма) — по зем­ному поклону;
  • на «Слава Тебе Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после чтения — по поклону;
  • перед цело­ва­нием Св. Еван­ге­лия или св. иконы — 2 поклона;
  • после цело­ва­ния — 1 поклон;
  • на каноне, при всех при­пе­вах всех девяти песен — по поклону;
  • на «Вели­чит душа моя Гос­пода», в конце каждой «Чест­ней­шей» — по поклону;
  • на «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» перед вели­ким сла­во­сло­вием — поклон;
  • После вели­кого сла­во­сло­вия на Три­свя­том — 3 поклона.

Во время литур­гии

  • за всеми екте­ни­ями на всех про­ше­ниях — по поклону;
    исклю­че­ние: на про­ше­ниях, пред­на­зна­чен­ных для молитвы огла­шен­ных, как то: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви» и «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните» поклон тво­рить не сле­дует;
  • на всех иерей­ских воз­гла­сах — по поклону;
  • после малого входа, во время пения «При­и­дите, покло­нимся» — поклон;
  • на воз­гласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • на «Гос­поди, спаси бла­го­че­сти­выя» — поклон;
  • на воз­глас диа­кона «И во веки веков» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • на Три­свя­том — 3 поклона;
  • на «Слава Тебе, Гос­поди…» перед чте­нием Еван­ге­лия и после него — по поклону;
  • при вели­ком входе, когда свя­щен­ник воз­гла­шает «Вас и всех пра­во­слав­ных хри­стиан» — поклон без крест­ного зна­ме­ния;
  • по окон­ча­нии Херу­вим­ской песни, во время пения «Алли­луиа» — 3 поклона;
  • в начале Сим­вола веры — крест­ное зна­ме­ние без поклона;
  • в конце Сим­вола веры, на «…чаю вос­кре­се­ния мерт­вых…» — поклон;
  • на «Мило­сти мира», на каждом воз­гласе диа­кона или свя­щен­ника — пояс­ной поклон;
  • на воз­гласе «Бла­го­да­рим Гос­пода», при пении «Достойно и пра­ведно есть покла­ня­тися…» — земной поклон;
  • при Гос­под­них словах: «При­и­мите, ядите…» и «Пиите от нея вси…» — по глу­бо­кому пояс­ному поклону;
  • по освя­ще­нии Св. Даров (т.е перед пением «Достойно есть» или Задо­стой­ника) — земной поклон;
  • после «Достойно есть» или Задо­стой­ника — поклон;
  • на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  • на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лука­ваго») — поклон;
  • на воз­гласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  • при первом явле­нии Св. Даров, на воз­гласе «Со стра­хом Божиим…» — земной поклон;
  • после чтения молитвы ко При­ча­стию «Верую Гос­поди и испо­ве­дую…», все при­част­ники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непри­ча­ща­ю­щи­еся — пояс­ной;
  • при втором явле­нии Св. Даров, на воз­гласе «Всегда, ныне и присно…» все непри­ча­щав­ши­еся — земной поклон, а при­ча­щав­ши­еся — пояс­ной;
  • при чтении заам­вон­ной молитвы стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой.

Кроме этих покло­нов суще­ствуют еще и сле­ду­ю­щие:

  • при воз­гла­сах «Мир всем» или «Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа…», когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет народ, — пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при отпу­сте без Креста — пре­кло­нить голову, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при чтении Еван­ге­лия — стоять с пре­кло­нен­ной голо­вой;
  • при каж­де­нии — отве­чать кадя­щему покло­ном, без крест­ного зна­ме­ния;
  • при воз­гласе «Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните»
  • пре­кло­нить голову;
  • при отпу­сте с Кре­стом — поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­ний моля­щихся Кре­стом, Еван­ге­лием, иконой или Чашей — поклон с крест­ным зна­ме­нием;
  • при осе­не­ний моля­щихся све­чами или рукою — поклон без крест­ного зна­ме­ния.

При выходе из храма чита­ются те же молитвы, что и при входе, и также тво­рятся 3 поклона с обыч­ною молит­вою.

Когда пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин желает полу­чить бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника (или епи­скопа), он под­хо­дит к свя­щен­нику (епи­скопу), пре­кло­няет голову, скла­ды­вает руки ладо­нями вверх, правая на левую, и про­из­но­сит: «Бла­го­слови, отче (Вла­дыко) святый». И затем, полу­чив бла­го­сло­ве­ние, лоб­зает дес­ницу бла­го­слов­ляв­шего. Кре­ститься при полу­че­нии бла­го­сло­ве­ния не сле­дует.

Нельзя про­сить бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника, совер­ша­ю­щего каж­де­ние, т.к. в это время он совер­шает свя­щен­но­дей­ствие, а пре­ры­вать свя­щен­но­дей­ствие без особой важной при­чины нельзя.

Во время бого­слу­же­ния нельзя при­кла­ды­ваться к иконам, это надо делать или до службы, или после нее.

Во время бого­слу­же­ния нельзя зани­мать места, пред­на­зна­чен­ные для свя­щен­но­дей­ствия — солею, амвон, про­стран­ство между амво­ном и ана­лоем с празд­нич­ной иконой и, во время литии и поли­е­лея, про­стран­ство от аналоя с празд­нич­ной иконой до цер­ков­ного при­твора, т.к. можно поме­шать совер­ше­нию устав­ного бого­слу­же­ния. 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки