Пища

***

Пи́ща — 1) то, что упо­треб­ля­ется для пита­ния; еда или питие; 2) небес­ная пища — еда и (или) питие, пред­на­зна­чен­ные для пита­ния, но предо­став­ля­е­мые чело­веку по осо­бому усмот­ре­нию Божьему, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом (напри­мер, манна небес­ная (Исх.16:31) или пища, достав­ляв­ша­яся Бого­ро­дице анге­лами в период Её пре­бы­ва­ния при Иеру­са­лим­ском Храме); 3) духов­ная пища — то, что спо­соб­ствует духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию чело­века (Евха­ри­сти­че­ские Дары; Бого­от­кро­вен­ное учение; Дары Свя­того Духа).

***

Почему в пост запре­щены именно мясные про­дукты?

Пер­во­на­чаль­ными моти­вами отказа от мяса стали исто­ри­че­ский и реги­о­нально-кли­ма­ти­че­ский. Жители Сре­ди­зем­но­мо­рья повсе­дневно ели рыбу, оливки, сыр, зелень, а мясо было празд­нич­ной и редкой пищей. Мясо было идо­ло­жерт­вен­ным; «просто мясо», как у нас, не про­да­ва­лось, не было необ­хо­ди­мо­сти.  По мере рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства и исчез­но­ве­ния язы­че­ства высту­пили на первый план сле­ду­ю­щие при­чины исклю­че­ния мяса из пост­ного раци­она:

  1. Постом мы под­ра­жаем Адаму в Рай­ском саду, кото­рый ел только рас­ти­тель­ную пищу. Цер­ковь на время постов при­бли­жает нас к нор­маль­ной рай­ской пище первых людей.
  2. Упо­треб­ле­ние мясной пищи тре­бует убий­ства живот­ных, чего не было до гре­хо­па­де­ния и изгна­ния чело­века из Рая.
  3. Постом мы исправ­ляем нару­ше­ние иерар­хии души и тела: тре­бу­ется, чтобы душа управ­ляла телом, а не наобо­рот. Огра­ни­че­ние себя в части при­выч­ных и вкус­ных мясных про­дук­тов обуз­ды­вает плот­ское жела­ние силой души.
  4. Регу­ляр­ное упо­треб­ле­ние мяса может при­во­дить к раз­жи­га­нию раз­лич­ных стра­стей, в основ­ном блуд­ной.
  5. Пока­я­ние, кото­рому учит нас пост, несов­ме­стимо с сытной мясной пищей, с чув­ством доволь­ства. Разве и тот, кто скор­бит по чисто житей­ским неуда­чам, не отка­зы­ва­ется от пищи и всяких земных удо­воль­ствий? Не более ли нам, хри­сти­а­нам, подо­бает скор­беть о нашем падшем состо­я­нии, лиша­ю­щем нас радо­сти Рая?
  6. Можно пойти от про­тив­ного: от чего отка­зы­ваться, если не от пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния? Оче­видно, что в пост рас­ти­тель­ная пища, с точки зрения всего выше­пе­ре­чис­лен­ного, пред­по­чти­тель­нее живот­ной.

Явля­ется ли мясная пища, как свя­зан­ная с умерщ­вле­нием живот­ных, не бого­угод­ной?

Известно, что во вре­мена оби­та­ния чело­века в Раю едой ему слу­жила пища исклю­чи­тельно рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния (Быт.1:29). Более того, изна­чально только рас­ти­тель­ной пищей пита­лись даже и живот­ные (Быт.1:30).

Эта бого­учре­жден­ная норма изме­ни­лась лишь после гре­хо­па­де­ния гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, изгна­ния их из Эдем­ского сада и Все­мир­ного потопа.

Несмотря на широ­кое, повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние тра­ди­ция исполь­зо­ва­ния в пищу мяса живот­ных как раньше, так и теперь нахо­дит немало про­тив­ни­ков.

В первые вре­мена жизни Церкви умест­ность прак­тики упо­треб­ле­ния мяса живот­ных ста­ви­лась под сомне­ние пред­ста­ви­те­лями ряда обособ­лен­ных рели­ги­оз­ных общин, в том числе, ассо­ци­и­ро­вав­ших себя с хри­сти­ан­ством. Гну­ша­ясь мясной пищи, они не только лично воз­дер­жи­ва­лись от потреб­ле­ния мясных блюд, но и нередко хулили тех, кто не спе­шили брать с них пример.

Стре­мясь вра­зу­мить после­до­ва­те­лей неоправ­данно жест­ких запре­тов на вку­ше­ние мясной пищи, отцы Церкви состав­ляли по этому поводу спе­ци­аль­ные пра­вила, осуж­дав­шие тех, кто отка­зы­ва­лись от упо­треб­ле­ния мясной пищи не ради подвига воз­дер­жа­ния, а гну­ша­ясь. Второе пра­вило Ган­гр­ского Помест­ного Собора гла­сило о них: да будут под клят­вою!.

Совре­мен­ные про­тив­ники мясо­еде­ния, обос­но­вы­вая свою точку зрения, наряду с аргу­мен­том о небла­го­при­стой­но­сти уби­вать живот­ных ради еды, исполь­зуют и другой: мясная пища не только не полезна чело­веку, но и вредна.

Чем мы можем воз­ра­зить? Потреб­ле­ние мяса бла­го­слов­лено Самим Богом (Быт.9:3), а Бог, без­условно, знает, что для людей уместно и что неуместно.

Запо­веди Божьи не содер­жат прин­ци­пи­аль­ного запрета на отказ от мясной пищи. В конце концов, чело­век может им и не питаться. Другое дело, если чело­век отно­сится к вку­ше­нию мяса с пре­тен­зией на несо­от­вет­ствие этого заня­тия нормам добра, ведь таким обра­зом он под­вер­гает уко­ризне Того, Кто дал на это Своё согла­сие, то есть Бога.

Закон Моисея огра­ни­чи­вал иудеев в выборе мясной пищи, клас­си­фи­ци­руя живот­ных на чистых и нечи­стых. Но этот запрет не рас­про­стра­ня­ется на хри­сти­ан­ство.

С другой сто­роны, Цер­ковь опре­де­лят для веру­ю­щих особые пери­оды поста, на про­тя­же­нии кото­рых пред­пи­сы­ва­ется воз­дер­жи­ваться от мясных про­дук­тов. Одной из глав­ных задач вся­кого поста служит обуз­да­ние плоти. Опять же, можно ска­зать, что отка­зы­ва­ясь (под руко­вод­ством Церкви) от потреб­ле­ния мяса, чело­век упо­доб­ля­ется пер­во­здан­ному Адаму, жив­шему в Раю и питав­ше­муся от плодов земли.

Почему Гос­подь уста­но­вил способ соеди­не­ния людей с Собой через вку­ше­ние?

Еда и питье состав­ляют способ, каким чело­век при­об­ща­ется к жизни, даро­ван­ной Богом. Этим же спо­со­бом совер­ши­лось гре­хо­па­де­ние – через вку­ше­ние плода «от древа позна­ния добра и зла». Первый чело­век отде­лил про­цесс пита­ния, обу­слов­ли­ва­ю­щий воз­мож­ность жизни, от еди­не­ния с Богом. В Евха­ри­стии еди­не­ние с Богом про­ис­хо­дит через вку­ше­ние, напо­ми­ная, что источ­ни­ком нашей жизни явля­ется Бог.

про­то­и­е­рей Евге­ний Горя­чев:
«Всякий раз, когда мы вку­шаем мясо, живот­ных – мы всегда вку­шаем мерт­вую отдель­ность.  А на Тайной Вечере не мерт­вый, но живой Хри­стос указал на хлеб и сказал: «Это Тело Мое».  Не мерт­вый, но живой Хри­стос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь Моя». В чем суть Таин­ства? Неизъ­яс­ни­мым для чело­века спо­со­бом весь целый живой Хри­стос соеди­нился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы при­ча­ща­емся не мерт­вой отдель­но­сти, а целого живого Христа».

Правда ли, что мясо в день перед При­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Таинств осквер­няет чело­века?

Как известно, изна­чально мясо живот­ных не было пред­на­зна­чено в пищу не только для чело­века (Быт.1:29), но даже и для зверей (Быт.1:30). Все они могли питаться пищей исклю­чи­тельно рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния.

Мясо вошло в пище­вой рацион чело­века лишь после гре­хо­па­де­ния. Исходя из этого факта неко­то­рые совре­мен­ные мыс­ли­тели оце­ни­вают тра­ди­цию потреб­ле­ния мясной пищи как нечто непри­стой­ное.

Соб­ственно, подоб­ного рода воз­зре­ния фор­ми­ро­ва­лись уже во вре­мена ран­него хри­сти­ан­ства. Раз­вен­чи­вая эти воз­зре­ния, Цер­ковь, в лице своих архи­пас­ты­рей, осуж­дала как тех, кто гну­ша­ется мясной пищей, так и тех, кто зара­жает подоб­ного рода соблаз­нами прочих хри­стиан.

В бого­слов­ском отно­ше­нии эта пози­ция отцов Церкви имеет доста­точно про­стое объ­яс­не­ние. Дело в том, что тра­ди­ция потреб­ле­ния пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния бла­го­слов­лена Богом (Быт.9:3).

Сле­до­ва­тельно, тот, кто гну­ша­ется мясом, считая, что исполь­зо­ва­ние его в пищу осквер­няет чело­века, бро­сает упрёк (осо­знанно или неосо­знанно) не только в адрес мясо­едов, но и в адрес Того, Кто их на это бла­го­сло­вил, то есть в адрес Созда­теля.

Другое дело, когда отказ от исполь­зо­ва­ния мяс­ного раци­она про­ис­хо­дит не по при­чине пре­не­бре­же­ния мясной пищей как апри­ори чем-то непри­стой­ным, а в целях бого­угод­ного воз­дер­жа­ния, напри­мер, в дни уста­нов­лен­ных Все­лен­скою Цер­ко­вью свя­щен­ных постов.

Не про­ти­во­ре­чит цер­ков­ным зако­нам и само­лич­ный отказ чело­века от мяса. Соб­ственно, смысл вопроса заклю­ча­ется не в пра­во­моч­но­сти или непра­во­моч­но­сти такого отказа, а в недо­пу­сти­мо­сти счи­тать осквер­ня­ю­щим чело­века то, что раз­ре­шено Богом, ведь в про­тив­ном случае при­шлось бы при­знать, что Гос­подь бла­го­сло­вил осквер­не­ние.

В насто­я­щее время среди веру­ю­щих встре­ча­ется и более уме­рен­ный взгляд на потреб­ле­ние мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потреб­ле­ние мяса не сле­дует счи­тать чем-то непри­стой­ным, однако его нельзя потреб­лять в день перед при­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Тайн.

На чём осно­вано это мнение? Если не на предо­су­ди­тель­ном отно­ше­нии к мясной пище как тако­вой, то на убеж­де­нии, что перед Евха­ри­стией необ­хо­дим хотя бы одно­днев­ный пост (в неко­то­рых молит­во­сло­вах ука­зы­ва­ется на необ­хо­ди­мость трех­днев­ного поста).

Но это утвер­жде­ние (причём, не без­условно) рас­про­стра­ня­ется, глав­ным обра­зом, на тех людей, кто или при­ча­ща­ются редко, или давно не участ­во­вали в Евха­ри­стии.

Между тем, многие хри­сти­ане, следуя прак­тике древ­ней Церкви, при­ча­ща­ются не от случая к случаю, а регу­лярно. На них пра­вило об обя­за­тель­ном пред­ва­ри­тель­ном трех­днев­ном (и даже одно­днев­ном) посте не рас­про­стра­ня­ется, ведь иначе им при­шлось бы всю жизнь про­во­дить в непре­стан­ном посте, вклю­чая пери­оды особых цер­ков­ных тор­жеств, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих соот­вет­ству­ю­щую этим тор­же­ствам особую празд­нич­ную тра­пезу.

Цер­ков­ные каноны не обя­зы­вают хри­сти­а­нина отка­зы­вать себе в радо­сти Празд­ни­ков, нало­же­нием непо­нятно кем тре­бу­е­мого поста. Более того, убеж­ден­ность, что вку­ше­ние мяса перед При­ча­стием непре­менно ведёт к осквер­не­нию, спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­мен­ного, пре­не­бре­жи­тель­ного отно­ше­ния к ближ­ним.

В самом деле, с каким настро­е­нием духа должен взи­рать такой чело­век на участ­ни­ков празд­нич­ного засто­лья, потреб­ля­ю­щих мясные блюда, зная, что они пла­ни­руют при­ча­ститься? Веро­ятно, что так: ну ладно, коль скоро пра­ви­лами этого не запре­ща­ется, пусть себе вку­шают мясо; а уж Я‑то не буду вку­шать, ведь Я же пони­маю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они…

Свя­щен­ное Писа­ние как духов­ная пища

В Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано, что «не хлебом единым жив чело­век, но всяким Словом, исхо­дя­щим из уст Божиих». Чело­век нуж­да­ется не только в пище физи­че­ской, мате­ри­аль­ной, но и духов­ной. Слово Божие – пища для души. Если мы чело­века не покор­мим какое-то время, то резуль­та­том будет его исто­ще­ние, дис­тро­фия. Ана­ло­гично можно ока­заться в состо­я­нии дис­тро­фика, если в тече­ние дли­тель­ного вре­мени не читать Свя­щен­ное Писа­ние. Без духов­ного чтения сла­беет вера! Источ­ник веры изве­стен: «вера от слы­ша­ния, а слы­ша­ние от слова Божия».

Цер­ков­ные пра­вила (каноны) о пище

Каноны (пра­вила) святых Апо­сто­лов
Пра­вило 4. О том, что начатки плодов посы­ла­ются в дом епи­скопу и пре­сви­те­рам, но не к алтарю.
Пра­вило 42. Об извер­же­нии кли­ри­ков, пре­дан­ным пьян­ству и уча­стиям в азарт­ных играх.
Пра­вило 43. Об отлу­че­нии, если не испра­вятся, ипо­ди­а­ко­нов, певцов, чтецов или мирян, пре­дан­ным пьян­ству и уча­стиям в азарт­ных играх.
Пра­вило 51. Об извер­же­нии кли­ри­ков и отлу­че­нии мирян, гну­ша­ю­щихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Пра­вило 53. Об извер­же­нии кли­ри­ков, не вку­ша­ю­щих вина и мяса не ради подвига воз­дер­жа­ния.
Пра­вило 63. Об извер­же­нии кли­ри­ков и отлу­че­нии мирян, упо­треб­ля­ю­щих в пищу удав­ле­нину, зве­ро­ядину, или мерт­ве­чину.

Каноны V-VI Трулль­ского собора
Пра­вило 56. О запрете прак­тики вку­шать яйца и сыр в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни Вели­кого поста.
Пра­вило 57. О том, что не подо­бает при­но­сить к алтарю мёд и молоко.
Пра­вило 67. О епи­ти­мии для вку­ша­ю­щих кровь (извер­же­ние для кли­ри­ков, отлу­че­ние для мирян).
Пра­вило 74. О запрете в храме совер­шать агапы, вку­шать пищу, пости­лать ложа.
Пра­вило 99. О запрете вно­сить мясо в храм.

Каноны Анкир­ского собора
Пра­вило 7. О 2‑х летней епи­ти­мии для пир­ше­ству­ю­щих с языч­ни­ками, но при­не­сён­ной с собой пищей.
Пра­вило 14. О необ­хо­ди­мо­сти кли­ри­кам, воз­дер­жи­ва­ю­щимся от вку­ше­ния мяса, отве­ды­вать его во вре­мена собра­ний. Непо­ви­ну­ю­щийся этому и гну­ша­ю­щийся мяса должен быть извер­жен из сана.

Пра­вило Кар­фа­ген­ского собора
Пра­вило 46. Об отмене обычая освя­щать вместе со Свя­тыми Дарами мёд и вино для ново­кре­щён­ных.

Пра­вило Ган­гр­ского собора
Пра­вило 2. Об ана­феме осуж­да­ю­щим вку­ше­ние мяса, кроме крови, удав­ле­нины и идо­ло­жерт­вен­ного.

Пра­вило свт. Гри­го­рия Неоке­са­рий­ского
Пра­вило 1. О плен­ни­ках, вынуж­ден­ных есть идо­ло­жерт­вен­ную пищу во время набе­гов вар­ва­ров.

Пра­вила свт. Васи­лия Вели­кого
Пра­вило 28. О достой­ном смеха обете воз­дер­жи­ваться от сви­ного мяса.
Пра­вило 86. Опро­вер­же­ние наре­ка­ний енкра­ти­тов (воз­держ­ни­ков от мяса).
См. Полный список кано­нов.

***

См. ПОСТ, СКО­РОМ­НАЯ ПИЩА, СУХО­ЯДЕ­НИЕ, МЯСОЕД, МЯСО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки