Совесть в Ветхом Завете

Алек­сей Леонов

Нали­чие сове­сти — одна из важ­ней­ших осо­бен­но­стей чело­века как разумно-сво­бод­ного суще­ства, венца тво­ре­ния види­мого мира. Совесть при­суща чело­веку по есте­ству, а это значит, что она при­суща всем людям вообще. Голос сове­сти связан с нрав­ствен­ным чув­ством, под­ска­зы­ва­ю­щим чело­веку, что — добро, а что — зло, что — хорошо, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии, а что — плохо. Несмотря на высо­кую зна­чи­мость этого поня­тия прямых упо­ми­на­ний о сове­сти в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета встре­ча­ется не много, да и те, что встре­ча­ются, сооб­щают о ней, глав­ным обра­зом, в кос­вен­ных выра­же­ниях (напри­мер, в пред­ло­же­ниях о пре­сле­ду­е­мых сове­стью (Прем.17:10) или о тех, кому совестно либо не совестно за свои про­ступки (Тов.3:7–8).

На осно­ва­нии ска­зан­ного неко­то­рые иссле­до­ва­тели Библии пред­по­ла­гали, что во вре­мена Вет­хого Завета иудеи скорее руко­вод­ство­ва­лись тре­бо­ва­ни­ями Божьего закона, чем тре­бо­ва­ни­ями сове­сти. Такое тол­ко­ва­ние нельзя назвать без­упреч­ным. Закон Божий (пре­по­дан­ный через Моисея) и дей­стви­тельно играл в жизни Изра­иля важную роль. Кто-то из пред­ста­ви­те­лей этого обще­ства при­дер­жи­вался его, побуж­да­ясь более или менее искрен­ней внут­рен­ней верой, кто-то — из-за страха нака­за­ния за его нару­ше­ние, фор­мально. Но ведь были же и такие, кто во многом игно­ри­ро­вал этот закон. Пред­ста­вить, что они стро­или отно­ше­ния с дру­гими людьми, совер­шенно не при­слу­ши­ва­ясь к голосу сове­сти, нельзя. Заме­тим также, что хотя вет­хо­за­вет­ный закон содер­жал массу пред­пи­са­ний част­ного харак­тера, он не охва­ты­вал всех мель­чай­ших сторон чело­ве­че­ской жизни. Поэтому даже и в жизни тех иудеев, кото­рые ста­ра­лись жить по закону, многое регу­ли­ро­ва­лось сове­стью.

Хотя слова, свя­зан­ные по зна­че­нию с тер­ми­ном «совесть» (или с его гре­че­ским экви­ва­лен­том) в Писа­нии Вет­хого Завета — ред­кость, однако там содер­жится мно­же­ство сви­де­тельств, ука­зы­ва­ю­щих на про­яв­ле­ния дей­ствия сове­сти в людях и на их сле­до­ва­ние её голосу.

Дей­ствие сове­сти отме­чено, напри­мер, в тех биб­лей­ских стихах, где речь идёт о слу­чаях субъ­ек­тив­ного, лич­ного пред­став­ле­ния чело­века о том, что явля­ется спра­вед­ли­вым, а что нет. Заме­тим, что внут­рен­нее пони­ма­ние спра­вед­ли­во­сти может раз­ниться у разных людей, но это не гово­рит нам о том, что чув­ство спра­вед­ли­во­сти не свя­зано с дей­ствием сове­сти, а гово­рит о другом: в част­но­сти о том, что у разных людей бывает раз­лич­ное состо­я­ние сове­сти. Иллю­стра­цию ска­зан­ному встре­чаем в Книге Судей: «В те дни не было царя у Изра­иля; каждый делал то, что ему каза­лось спра­вед­ли­вым» (Суд.17:6).

В ряде слу­чаев дей­ствие сове­сти обо­зна­чено в вет­хо­за­вет­ном Писа­нии через поня­тие «стыд» и род­ствен­ные ему по смыслу поня­тия: «от стыда крас­неют» (Иов.6:20), «усты­ди­лись без­за­ко­ний своих» (Иез.43:10). Что застав­ляет чело­века крас­неть? — Конечно же, внут­рен­нее осо­зна­ние своей неправоты. Но это про­ис­хо­дит не без уча­стия сове­сти.

О том, что люди с пра­вильно функ­ци­о­ни­ру­ю­щей сове­стью посту­пали в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными тре­бо­ва­ни­ями Божьего закона, хорошо сказал апо­стол Павел: «когда языч­ники, не име­ю­щие закона, по при­роде закон­ное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они пока­зы­вают, что дело закона у них напи­сано в серд­цах, о чем сви­де­тель­ствует совесть их и мысли их, то обви­ня­ю­щие, то оправ­ды­ва­ю­щие одна другую» (Рим.2:14–15).

Среди кон­крет­ных биб­лей­ских при­ме­ров, ука­зы­ва­ю­щих на про­яв­ле­ния сове­сти у иудеев, можно выде­лить пример с Иоси­фом, отка­зав­шимся всту­пать в тайную интим­ную связь с женой своего гос­по­дина. В каче­стве обос­но­ва­ния отказа от её назой­ли­вых пред­ло­же­ний Иосиф сослался и на личное к ним отно­ше­ние, как к про­ти­во­ре­ча­щим его внут­рен­ним пред­став­ле­ниям о добре, и на то, что такая связь была бы бого­про­тив­ной (Быт.39:8–9).

Харак­тер­ным при­ме­ром взы­ва­ния к сове­сти могут слу­жить слова Моисея, обра­щен­ные к бун­тов­щи­кам из колена Леви­ина, неза­конно пре­тен­до­вав­шим на власть: «послу­шайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Изра­и­лев отде­лил вас от обще­ства Изра­иль­ского и при­бли­зил вас к Себе, чтобы вы испол­няли службы при скинии Гос­под­ней и стояли пред обще­ством [Гос­под­ним], служа для них?» (Чис.16:8–9).

Состо­я­ние сове­сти чело­века зави­сит от того, насколько он пра­ве­ден или грешен. При повре­жден­но­сти функ­ции сове­сти как зако­но­да­теля она бывает колеб­лю­щейся или неве­ду­ю­щей. В этом случае хоро­шее может вос­при­ни­маться чело­ве­ком как плохое, а плохое — как хоро­шее, напри­мер, попу­сти­тель­ство — как мило­серд­ная снис­хо­ди­тель­ность, жад­ность — как береж­ли­вость, холод­ность и рав­но­ду­шие — как сдер­жан­ность, бра­вада — как храб­рость, рабо­ле­пие — как сми­рен­ность, гор­дость — как чув­ство досто­ин­ства.

При ослаб­ле­нии сви­де­тель­ской и судей­ской функ­ций сове­сти греш­ник может «не заме­чать» совер­ша­е­мых им грехов (за исклю­че­нием, конечно же, тяжких). К числу «не заме­ча­е­мых» грехов могут отно­ситься: неза­слу­женно нане­сён­ное ближ­нему оскорб­ле­ние, незна­чи­тель­ная ложь (скажем, отго­ворка: опоз­дал из-за пробок (хотя в дей­стви­тель­но­сти про­спал)), мимо­хо­дом про­из­не­сён­ная обид­ная шутка, выра­же­ние необос­но­ван­ного неува­же­ния к роди­те­лям, осуж­де­ние ближ­него. С другой сто­роны, повре­жде­ние судей­ской функ­ции может обна­ру­жи­ваться и в обрат­ном: в ложном обви­не­нии себя во всём, в чём только можно, в само­ед­стве.

Извра­щен­ное про­яв­ле­ние функ­ции сове­сти как мздо­воз­да­я­теля выра­жа­ется в том, что хотя чело­век и осо­знает себя греш­ни­ком, и знает о своих грехах, однако не испы­ты­вает (силь­ных) угры­зе­ний, мол, ну согре­шил и согре­шил, дескать, с кем не бывает. Нередко слу­ча­ется, что при таком состо­я­нии сове­сти даже и те угры­зе­ния, кото­рые всё же дохо­дят до созна­ния греш­ника, пари­ру­ются дово­дами само­оправ­да­ния, дескать, да, я согре­шил, но вино­ваты в этом другие (тёща, жена, началь­ник, при­я­тель, сосед, обсто­я­тель­ства, карма).

Исправ­ле­ние сове­сти дости­га­ется через осу­ществ­ле­ние жизни во Христе. Среди спо­соб­ству­ю­щих этому част­ных мер можно выде­лить: регу­ляр­ное молит­вен­ное дела­ние, изу­че­ние основ хри­сти­ан­ской веры (в том числе хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния), тща­тель­ный анализ своих мыслей, жела­ний, поступ­ков, пока­я­ние, само­дис­ци­плина, борьба со стра­стями.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки