Крёстный

Аудио-версия статьи

См. раз­делы: ТАИН­СТВО КРЕ­ЩЕ­НИЯО КРЕ­ЩЕ­НИИ ДЕТЕЙ

***

Крёст­ный (вос­при­ем­ник) в Таин­стве Кре­ще­ния сви­де­тель, пору­чи­тель за веру кре­ща­е­мого, обя­зан­ный настав­лять его в пра­ви­лах хри­сти­ан­ской жизни.

krestnyj - Крёстный

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

После погру­же­ния мла­денца в купель кре­ще­ния крест­ный при­ни­мает его из рук свя­щен­ника. Отсюда сла­вян­ское назва­ние – вос­при­ем­ник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­слав­ном духе, и ответ за это вос­пи­та­ние будет давать на Страш­ном Суде.

При Кре­ще­нии мла­ден­цев вос­при­ем­ники про­из­но­сят (испо­ве­дуют) вместо них Символ веры, про­из­но­сят обеты и имеют попе­че­ние о науче­нии вере и нрав­ствен­но­сти вос­при­ня­тых ими (VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Треб­ник).

Обычай иметь вос­при­ем­ника при Кре­ще­нии вос­хо­дит к древ­ней­шему Апо­столь­скому Пре­да­нию.

Нали­чие двух вос­при­ем­ни­ков явля­ется рус­ской тра­ди­цией. По пра­ви­лам Церкви доста­точно одного вос­при­ем­ника: крест­ного отца для маль­чика и крест­ной матери для девочки. На прак­тике допус­ка­ется несо­от­вет­ствие пола.

***

^ Обя­зан­но­сти крест­ных

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть 3 основ­ные обя­зан­но­сти:

  1. Молит­вен­ная. Крест­ный обязан молиться за своего крест­ника, а также по мере его воз­рас­та­ния научить молитве, чтобы крест­ник уже сам мог общаться с Богом, бла­го­да­рить Творца и про­сить Его о помощи во всех жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах.
  2. Нра­во­учи­тель­ная. На соб­ствен­ном при­мере, вы должны пока­зать малышу чело­ве­че­ские доб­ро­де­тели – любви, доб­роты, мило­сер­дия, и т.д., чтобы малыш воз­рас­тал насто­я­щим добрым хри­сти­а­ни­ном.
  3. Веро­учи­тель­ная. Обу­чать крест­ника осно­вам хри­сти­ан­ского веро­ис­по­ве­да­ния. (Если вы сами не доста­точно осве­дом­лены, то появится повод пройти как мини­мум огла­си­тель­ные беседы (кате­хи­за­цию).

В Таин­стве Кре­ще­ния крест­ные обе­щают Богу при­ве­сти к Нему малыша. Важно пом­нить об этом.

^ Кто может быть крест­ным

  • Крест­ным (вос­при­ем­ни­ком) должен быть пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин. Крест­ным не может быть отпав­ший от Церкви (регу­лярно не при­ча­ща­ю­щийся), пред­ста­ви­тель иной рели­гии или атеист. От вос­при­ем­ника тре­бу­ется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Кре­ще­нии, но и духов­ное вос­пи­та­ние крест­ника в буду­щем, еже­днев­ная молитва за него.
  • Крест­ный должен быть воцер­ко­в­лён­ным чело­ве­ком, гото­вым регу­лярно водить крест­ника в храм и вос­пи­ты­вать его в хри­сти­ан­ской вере.
  • После того, как совер­шено Таин­ство Кре­ще­ния, крест­ного нельзя поме­нять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.
  • Бере­мен­ная и неза­муж­няя жен­щины могут быть крест­ными и маль­чи­ков и дево­чек.
  • Крест­ными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крест­ными у одного ребенка, осталь­ные род­ствен­ники – бабушки, тети и даже стар­шие братья и сестры могут быть крест­ными.
  • У чело­века должен быть только один крест­ный роди­тель. По Треб­нику, необ­хо­ди­мым счи­та­ется только один вос­при­ем­ник – муж­чина для кре­ща­е­мого лица муж­ского пола или жен­щина для лица жен­ского пола. Нали­чие вто­рого крест­ного есть непи­са­ный, хотя и древ­ний, обычай Церкви.
  • Не допус­ка­ются к вос­при­ем­ни­че­ству монахи и мона­хини.
  • Чином Таин­ства Кре­ще­ния пред­по­ла­га­ется очное при­сут­ствие вос­при­ем­ни­ков при его совер­ше­нии. В край­нем случае допус­ка­ется Кре­ще­ние мла­ден­цев и без вос­при­ем­ни­ков, тогда сам свя­щен­ник счи­та­ется крест­ным.
  • Запре­щены браки между кре­ща­е­мым и вос­при­ем­ни­ком: вос­при­ем­ник не может взять в жены свою духов­ную дочь, и кум не может жениться на овдо­вев­шей матери своей духов­ной дочери (VI Всел. соб., прав. 53).

* * *

Без­рас­судно при­гла­шать крёст­ным чело­века нецер­ков­ного: чему может научить тот, кто сам не знает пред­мета? Это как выбрать про­вод­ни­ком в опас­ном путе­ше­ствии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), про­хо­димца, не зна­ю­щего марш­рута.

Так же нерас­су­ди­тельно цер­ков­ному чело­веку брать на себя перед Богом обеты вос­пи­ты­вать в хри­сти­ан­ской вере мла­денца, роди­тели кото­рого не только вне Церкви, но и не соби­ра­ются воцер­ков­ляться, при­ви­вать своё чадо ко Христу-Спа­си­телю.

Если же вас при­гла­шают быть вос­при­ем­ни­ком роди­тели, кото­рые не только не против того, чтобы  кре­стить ребёнка, но и сами готовы стать чле­нами цер­ков­ной общины, то разумно, перед при­ня­тием соб­ствен­ных обетов, взять и с роди­те­лей обет испол­нять Запо­веди, еже­дневно молиться за своих детей, при­хо­дить с ними в храм, ста­раться еже­не­дельно их при­ча­щать. В идеале хорошо бы посо­ве­то­вать роди­те­лям  похо­дить в вос­крес­ную школу или на заня­тия по кате­хи­за­ции: через пару заня­тий будет понятно, серьёзно ли они отно­сятся к духов­ной жизни, либо рас­смат­ри­вают Кре­ще­ние как маги­че­ский обряд.

По древ­нему цер­ков­ному пра­вилу, при Кре­ще­нии мла­ден­цев необ­хо­ди­мым счи­тался только один вос­при­ем­ник – муж­чина для кре­ща­е­мого лица муж­ского пола или жен­щина для лица жен­ского пола (Боль­шой Треб­ник, 5 гл., «зри»). Пра­вило о «бытии при Кре­ще­нии одному вос­при­ем­нику» при­над­ле­жало первым векам хри­сти­ан­ства и строго соблю­да­лось в Церкви Восточ­ной и Запад­ной до IX века. В наше время широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­чил обычай быть при Кре­ще­нии двум вос­при­ем­ни­кам: крест­ному отцу и крест­ной матери.

Только пра­во­слав­ные вос­при­ем­ники или вос­при­ем­ницы имеют цер­ков­ное зна­че­ние. Их имена вос­по­ми­на­ются в молит­вах и вно­сятся в сви­де­тель­ства о Кре­ще­нии. Вос­при­ем­ник «пред­став­ляет собою лицо кре­ща­е­мого и за него обеты Богу, творит, Символ испо­ве­дует и обязан вос­при­ем­ного сына наста­вить вере и закону Божию, чего не могут учи­нить ни невежа в вере, ни ино­вер­ный» (Книга о долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских, 80).

Согласно с прак­ти­кой древ­ней Церкви, как ино­верцы нико­гда не допус­ка­ются к вос­при­ем­ни­че­ству, так и пра­во­слав­ному непри­лично быть вос­при­ем­ни­ком детей у ино­вер­ных роди­те­лей, исклю­чая те случаи, когда дети кре­стятся в пра­во­слав­ную веру. Каноны Церкви такого случая, как уча­стие при кре­ще­нии в каче­стве вос­при­ем­ника ино­слав­ного лица, также не преду­смат­ри­вают.

Не могут быть вос­при­ем­ни­ками безум­ные, совер­шенно несве­ду­щие в вере, а также пре­ступ­ники, явные греш­ники и при­шед­шие в храм в нетрез­вом виде. Напри­мер, не бывшие по нера­де­нию у испо­веди и Свя­того При­ча­стия дли­тель­ное время не могут дать руко­вод­ства и нази­да­ния в жизни своим крест­ни­кам. Не могут быть вос­при­ем­ни­ками мало­лет­ние (до 14 лет), так как еще неспо­собны к делу учи­тель­ства и нетверды в разу­ме­нии веры и силы Таин­ства (кроме тех слу­чаев, когда совер­шенно невоз­можно иметь совер­шен­но­лет­него вос­при­ем­ника).

Древ­няя Рус­ская Цер­ковь не знала такого пра­вила, кото­рое бы устра­няло мона­хов от вос­при­ем­ни­че­ства. Известно, что крест­ными отцами наших рус­ских вели­ко­кня­же­ских и цар­ских детей были боль­шей частью монахи. Только впо­след­ствии мона­хам было вос­пре­щено вос­при­ем­ни­че­ство потому, что оно вовле­кает монаха в обще­ние с миром (Номо­ка­нон при Боль­шом Треб­нике). Роди­тели не могут быть вос­при­ем­ни­ками от купели Кре­ще­ния соб­ствен­ных детей. Жен­щине, нахо­дя­щейся в обыч­ном очи­ще­нии, неудобно быть вос­при­ем­ни­цей. В таких слу­чаях можно отло­жить Кре­ще­ние или же при­гла­сить другую вос­при­ем­ницу.

Цер­ков­ные пра­вила не запре­щают быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца родным брату и сестре, а также отцу с доче­рью или матери с сыном. В насто­я­щее время свя­щен­ники не допус­кают мужа и жену к сов­мест­ному вос­при­ем­ни­че­ству одного и того же мла­денца. Чтобы не допу­стить нару­ше­ний суще­ству­ю­щих правил отно­си­тельно вос­при­ем­ни­ков, свя­щен­ник обычно зара­нее узнает от роди­те­лей, кого они желают иметь вос­при­ем­ни­ками для своих детей.

***

Дей­стви­тельно ли Цер­ковь учит о недо­пу­сти­мо­сти брака между крест­ными согласно 211‑й статьи Номо­ка­нона?

Пре­пят­ствия к вен­ча­нию и вос­при­ем­ни­че­ству при кре­ще­нии. Гри­го­ров­ский С. П. Изда­тель­ский совет РПЦ. 2007. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II. С. 49–51. Цитата оттуда:

«В насто­я­щее время 211‑я статья Номо­ка­нона [где ука­зы­ва­ется на недо­пу­сти­мость брака между вос­при­ем­ни­ками] не имеет ника­кого прак­ти­че­ского зна­че­ния и должна почи­таться отме­нен­ною… Так как при кре­ще­нии доста­точно быть одному вос­при­ем­нику или одной вос­при­ем­нице, смотря по полу кре­ща­е­мого, то нет осно­ва­ний счи­тать вос­при­ем­ни­ков состо­я­щими в каком-либо духов­ном род­стве и потому вос­пре­щать им вступ­ле­ние в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Цер­ков­ного права так ком­мен­ти­рует про­блему духов­ного род­ства вос­при­ем­ника и вос­при­ем­ницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апо­кри­фи­че­ского про­ис­хож­де­ния и стран­ного содер­жа­ния (напри­мер, 211 пра­вило, запре­ща­ю­щее мужу и жене быть вос­при­ем­ни­ками одного и того же мла­денца, под стра­хом быть раз­лу­чен­ными от супру­же­ского сожи­тия). Свя­тей­ший Синод уже в первые годы своего суще­ство­ва­ния стал отно­ситься к таким пра­ви­лам с боль­шим сомне­нием и нередко делал поста­нов­ле­ния, прямо им про­ти­во­по­лож­ные, осо­бенно по делам брач­ным».

В декабре 2017 года на Архи­ерей­ском Соборе Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви был принят доку­мент “О кано­ни­че­ских аспек­тах цер­ков­ного брака”, в кото­ром ука­зано: “Браки между вос­при­ем­ни­ками могут совер­шаться по бла­го­сло­ве­нию епар­хи­аль­ного архи­ерея (с учетом указа Свя­тей­шего Синода от 31 декабря 1837 года)”.

Могут ли бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины ста­но­виться крёст­ными?

Бере­мен­ные и неза­муж­ние жен­щины могут быть крест­ными, кано­ни­че­ских запре­тов этого не суще­ствует. Все запреты отно­сятся исклю­чи­тельно к дре­му­чим народ­ным суе­ве­риям и не имеют ника­кой силы для хри­стиан.

С какого воз­раста не нужен крёст­ный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как кре­стить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей сле­дует поста­раться при­ве­сти на встречу со свя­щен­ни­ком. Здесь глав­ное понять, что внутри у чело­века, почему он отка­зы­ва­ется от кре­ще­ния своего ребенка. Если люди – ате­и­сты, пере­убе­дить их и заста­вить отка­заться от своих взгля­дов бывает трудно. Но убе­дить в необ­хо­ди­мо­сти спо­кой­ного и лояль­ного отно­ше­ния к факту кре­ще­ния ребенка все же можно.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки