Сподоби, Господи

Сподо́би, Го́споди (Καταξίωσον Κύριε) — молит­во­сло­вие Вечерни, часть Вели­кого сла­во­сло­вия, молитва о нис­по­сла­нии без­греш­ного вечера, про­ше­ние о даро­ва­нии мило­сти, вра­зум­ле­ния, а также, вечер­нее сла­во­сло­вие Пре­свя­той Троице:

Спо­доби, Гос­поди, в вечер сей без греха сохра­ни­тися нам. Бла­го­сло­вен еси Гос­поди, Боже отец наших, и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки. Аминь. Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя. Бла­го­сло­вен еси Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим. Бла­го­сло­вен еси Вла­дыко, вра­зуми мя оправ­да­нием Твоим. Бла­го­сло­вен еси Святый, про­свети мя оправ­да­нии Твоими. Гос­поди, милость Твоя вовек, дел руку Твоею не презри, Тебе подо­бает хвала, Тебе подо­бает пение, Тебе слава подо­бает, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«Спо­доби, Гос­поди…» сов­па­дает во 2‑й частью все­днев­ного сла­во­сло­вия на утрени, отли­ча­ясь только в началь­ной части есте­ствен­ным ука­за­нием на иное время суток: «Спо­доби, Гос­поди, в вечер сей…» ↔ «Спо­доби, Гос­поди, в день сей…».

Про­слу­шать:

***

Содер­жа­ние

Как заме­тил М. Н. Ска­бал­ла­но­вич, «Спо­доби Гос­поди — скорее песнь, чем молитва; по молебно-хва­леб­ному содер­жа­нию «Спо­доби Гос­поди» нельзя назвать ни молит­вою, ни песнью, почему оно и назы­ва­ется всегда только пер­выми своими сло­вами».

По своему содер­жа­нию данная молитва-пес­но­пе­ние в основ­ном состоит из биб­лей­ских цитат:

Спо­доби, Гос­поди, в вечер сей без греха сохра­ни­тися нам.

в Писа­нии отсут­ствует

Бла­го­сло­вен еси Гос­поди, Боже отец наших, и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки. Аминь.

Дан. 3:26

Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя.

Пс. 32:22

Бла­го­сло­вен еси Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим.

Пс. 118:12

Бла­го­сло­вен еси Вла­дыко, вра­зуми мя оправ­да­нием Твоим.

Вари­а­ции Пс. 118:12

Бла­го­сло­вен еси Святый, про­свети мя оправ­да­нии Твоими.

Гос­поди, милость Твоя вовек, дел руку Твоею не презри,

Пс. 137:8

Тебе подо­бает хвала, Тебе подо­бает пение, Тебе слава подо­бает, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

в Писа­нии отсут­ствует

Из при­ве­ден­ной таб­лицы видно, что только начало и конец дан­ного пес­но­пе­ния состав­лены хри­сти­а­нами, тогда как серд­це­вина – биб­лей­ские заим­ство­ва­ния.

Исто­рия

Впер­вые «Спо­доби, Гос­поди…» упо­ми­на­ется в рас­сказе о посе­ще­нии Нила Синай­ского святым Софро­нием и Иоан­ном Мосхом (VI век); во всех редак­циях Сту­дий­ского Устава (с IX века) эта молитва уже нахо­дится на своем нынеш­нем месте.

Способ испол­не­ния

Типи­кон тре­бует, чтобы эту молитву читал всегда пред­сто­я­тель, в том числе и на все­нощ­ном бдении (Типи­кон, глава 2). Согласно более ранним редак­циям (руко­писи XIII века), эту молитву пел народ.

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии при­сут­ствуют две прак­тики испол­не­ния «Спо­доби, Гос­поди»:

  • На все­нощ­ном бдении и в случае поли­е­лей­ного бого­слу­же­ния поется более тор­же­ствен­ный вари­ант (рас­пе­вом Киево-Печер­ской Лавры), на служ­бах все­днев­ных и сла­во­слов­ных – поется на 8‑й глас;
  • На все­нощ­ном бдении и в случае поли­е­лей­ного бого­слу­же­ния «Спо­доби, Гос­поди» поется, на служ­бах все­днев­ных и сла­во­слов­ных – чита­ется.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки