Библиотеке требуются волонтёры

Стоит ли торопиться крестить детей?

Юрий Бела­нов­ский
заме­сти­тель руко­во­ди­теля Пат­ри­ар­шего центра духов­ного раз­ви­тия детей и моло­дежи при Дани­ло­вом мона­стыре в Москве

Оглав­ле­ние


О мас­со­вом кре­ще­нии мла­ден­цев

Одним из самых пара­док­саль­ных явле­ний нашего вре­мени стало мас­со­вое, почти пого­лов­ное и даже насиль­ное кре­ще­ние мла­ден­цев. Ситу­а­ция очень напо­ми­нает при­вивки. Мало кто пони­мает, как они дей­ствуют и что пред­став­ляют собой болезни, от кото­рых вак­цина защи­щает, но так или иначе детей обычно при­ви­вают, не спра­ши­вая на то их одоб­ре­ния.

Пого­лов­ность и даже насиль­ность при­ви­вок оправ­дана убеж­ден­но­стью в защит­ном и поло­жи­тель­ном дей­ствии вак­ци­на­ции. Жизнь пока­зала, что она оста­но­вила эпи­де­мии и вместе с анти­био­ти­ками сни­зила дет­скую смерт­ность в сотни раз. В данном случае понятно, что своего рода наси­лие над детьми оправ­дано реаль­ной опас­но­стью забо­леть и реаль­ной защи­той от болезни.

Хоте­лось бы сфор­му­ли­ро­вать своего рода закон семей­ной жизни. Чем менее дее­спо­со­бен ребе­нок и чем менее он может осо­знанно про­яв­лять свою волю, тем боль­шую ответ­ствен­ность несут роди­тели. Сразу после рож­де­ния ответ­ствен­ность роди­те­лей абсо­лютна, сте­пень сво­боды ребенка близка к нулю. Пока он не начи­нает само­сто­я­тель­ную жизнь. Тут уже сте­пень ответ­ствен­но­сти роди­те­лей стре­мится к нулю.

Пони­ма­ние этого закона важно, чтобы не впасть в край­ность осуж­де­ния любого при­нуж­де­ния детей со сто­роны роди­те­лей. Чем меньше ребе­нок, тем больше прав у роди­те­лей обес­пе­чить жизнь ребенка и вос­пи­ты­вать его так, как они счи­тают нужным. Ого­во­рюсь, что мы тут не рас­смат­ри­ваем случаи наси­лия над детьми.

Можно ли ска­зан­ное о при­вив­ках и допу­сти­мой мере при­нуж­де­ния при­ме­нить к кре­ще­нию? Думаю, нет. Пара­док­саль­ность повсе­мест­ных кре­ще­ний заклю­ча­ется в том, что пого­лов­ность и своего рода наси­лие тут высту­пают атри­бу­тами хри­сти­ан­ства. Но ведь оно может быть при­нято только сво­бодно и ответ­ственно. При­ба­вим к этому, что кре­ще­ние не может быть гаран­том без­об­лач­ного дет­ства, да и роди­тели не знают реаль­ных духов­ных опас­но­стей, от кото­рых стоило бы защи­тить детей через это таин­ство.

Понятно, что глав­ную роль тут играет народ­ная тра­ди­ция, заме­шан­ная на суе­ве­рии. Часто рас­суж­дают так: наши предки детей кре­стили, вроде как народ у нас пра­во­слав­ный, крещу и я своего ребенка, авось хуже не станет или помо­жет от чего-нибудь. Самый рас­про­стра­нен­ный мотив кре­ще­ния — улуч­ше­ние здо­ро­вья. По моему мнению, ука­зан­ные при­чины недо­ста­точны для оправ­да­ния наси­лия над детьми. Полу­ча­ется, что право на при­нуж­де­ние у роди­те­лей есть, но смысла в пого­лов­ном кре­ще­нии нет, вернее, те смыслы, кото­рыми руко­вод­ству­ются роди­тели, не имеют к хри­сти­ан­ству ника­кого отно­ше­ния.

О смысле и цели кре­ще­ния

Самый про­стой и самый оче­вид­ный смысл кре­ще­ния в том, что оно явля­ется вступ­ле­нием в цер­ковь. К купели при­хо­дит просто чело­век — уходит, кре­стив­шись, новый член церкви. Цер­ковь в данном случае рас­смат­ри­ва­ется как вино­град­ная лоза, а чело­век — как веточка, кото­рая в кре­ще­нии при­ви­ва­ется к корню, начи­нает питаться бла­го­дат­ными соками, расти и пло­до­но­сить. В кре­ще­нии не кон­ста­ти­ру­ется член­ство, и тем более не поку­па­ется, а совер­ша­ется таин­ствен­ный мисти­че­ский рели­ги­оз­ный акт при­ра­ще­ния чело­века к хри­сти­ан­ству.

Кре­ще­ние также можно упо­до­бить усы­нов­ле­нию, но не юри­ди­че­скому, а как бы при­род­ному.

Еван­ге­лие пере­дает нам слова Христа: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет». Тут опре­де­лена и цель и усло­вие. Сна­чала вера во Христа Спа­си­теля, при­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти спа­се­ния от греха, потом кре­ще­ние, как сви­де­тель­ство об этом, потом обре­те­ние спа­се­ния. Без уве­рен­но­сти в суще­ство­ва­нии Бога, без лич­ного дове­рия Христу — Сыну Божьему, без стрем­ле­ния всту­пить с Ним в обще­ние и быть верным Ему нет хри­сти­ан­ской веры. Иными сло­вами, не при­зна­вая своих грехов, не осо­зна­вая себя поги­ба­ю­щим без Христа, не желая спа­стись, невоз­можно при­сту­пить к кре­ще­нию. Кре­ще­ние — это акт личной веры, оно не может веру заме­нить или поро­дить. Невоз­можно кре­ститься по вере кого-то.

Осо­зна­ние этого было настолько важно для первых хри­стиан, что к кре­ще­нию ново­об­ра­щен­ных гото­вили по многу меся­цев, иногда до несколь­ких лет. Эта под­го­товка была осно­вана на испы­та­нии веры чело­века и сви­де­тель­стве пору­чи­те­лей о серьез­но­сти наме­ре­ния всту­пить в цер­ковь. Целью под­го­товки было обу­че­ние осно­вам веро­уче­ния и прак­ти­че­ским навы­кам хри­сти­ан­ской жизни, как то: молитва, испол­не­ние нрав­ствен­ных запо­ве­дей, уча­стие в общин­ной жизни через то или иное слу­же­ние.

Кре­ще­ние для хри­стиан всегда было нача­лом новой жизни. Апо­стол Павел в сере­дине пер­вого века писал в Рим бра­тьям хри­сти­а­нам уди­ви­тель­ные слова. «Или вы забыли, что, когда мы кре­сти­лись, чтобы соеди­ниться с Хри­стом Иису­сом, мы тем самым раз­де­лили Его смерть: кре­ще­нием — соуча­стием в смерти — мы погребли себя с Ним. И теперь, подобно Христу, вос­крес­шему из мерт­вых вели­чием Славы Отца, мы тоже сможем жить новой жизнью. И если мы умерли такой же смер­тью, как и Он, и тем соеди­ни­лись с Ним, то и вос­крес­нем, подобно Ему. Мы знаем, что преж­ний чело­век в нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша гре­хов­ная сущ­ность лиши­лась силы, чтобы мы пере­стали быть рабами греха. Ведь умер­ший осво­бож­да­ется от греха. Мы верим, что раз мы умерли с Хри­стом, то и жить будем с Ним. Мы знаем, что Хри­стос, вос­крес­ший из мерт­вых, уже не умрет, смерть над Ним уже не властна. Так пусть грех не царит в вашем смерт­ном теле и не под­чи­няет вас его вожде­ле­ниям. Отдайте себя — умер­ших и обрет­ших жизнь — Богу и все свое суще­ство Богу как орудие добра. Пусть не правит вами больше грех, потому что вы не во власти Закона, а во власти Божьей доб­роты».

О кре­ще­нии детей и крест­ных роди­те­лях

Понятно, что мла­денцы, кото­рых при­но­сят кре­стить, личной веры не имеют. Они не в состо­я­нии пройти ника­кую под­го­товку, никоим обра­зом не могут не только испол­нять запо­веди Божьи, но даже понять их. Не полу­ча­ется ли, что допус­кая кре­ще­ние малень­ких детей, Пра­во­слав­ная цер­ковь игно­ри­рует соб­ствен­ное учение о смысле и цели кре­ще­ния? Почему детей вообще кре­стят, не чест­нее было бы подо­ждать взрос­ле­ния и дать воз­мож­ность выбрать веру сво­бодно и ответ­ственно?

Если речь идет о семье нехри­сти­ан­ской, то все ска­зан­ное верно и кре­ще­ние детей невоз­можно. В случае совер­ше­ния оно явля­ется про­фа­на­цией и наси­лием над детьми.

Мла­ден­цев кре­стят не без­условно. Усло­вий два. Первое — роди­тели должны быть прак­ти­ку­ю­щими хри­сти­а­нами; второе — они должны иметь твер­дое наме­ре­ние вос­пи­тать своих детей в хри­сти­ан­ской вере. В данном случае исклю­ча­ется эле­мент наси­лия над детьми, поскольку ребе­нок вос­при­ни­мает то, чем по-насто­я­щему живет семья, вос­при­ни­мает то, что дается ему без выбора. Сюда, кстати, кроме веры отно­сятся и язык, и куль­тура, и наци­о­наль­ность, и раз­лич­ные мест­ные тра­ди­ции.

В данном случае все понятно и просто. Семья — это един­ство. Если роди­тели живут хри­сти­ан­ской жизнью, ходят в храм, молятся, при­ча­ща­ются, то трудно себе пред­ста­вить их соб­ствен­ного ребенка, выпав­шего из этой жизни. Дети живут тем, чем и их семья. Но если мы гово­рим о людях, лишь дове­ря­ю­щих Церкви, но не име­ю­щих к ней отно­ше­ния, то эта же логика гово­рит против кре­ще­ния детей. Мла­ден­цев при­об­щают, вернее как бы «вбра­сы­вают» в хри­сти­ан­ство, кото­рое не имеет к семье ника­кого отно­ше­ния. А это есть самое насто­я­щее наси­лие и про­фа­на­ция.

Итак, если мы гово­рим о хри­сти­а­нах, то если семья решит кре­стить ребенка — имеет право это сде­лать. Более того, цер­ков­ная тра­ди­ция при­вет­ствует такое реше­ние. Если решено будет подо­ждать до совер­шен­но­ле­тия, то и такое воз­можно.

Глав­ное усло­вие кре­ще­ния детей — это вос­пи­та­ние их в хри­сти­ан­ской вере. Всем понятно, что веру нельзя насильно дать, ее можно лично и сво­бодно взять. Веру и добро нельзя «вло­жить», ника­кие при­вычки, заучен­ные пра­вила, устра­ше­ния не могут пре­вра­тить веру и добро в под­лин­ную цель жизни. Цель хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния состоит в том, чтобы повзрос­лев­ший ребе­нок, когда перед ним вста­нет вопрос о смысле и необ­хо­ди­мо­сти веры, о добре и зле, смог подойти к реше­нию осо­знанно, имея опыт хри­сти­ан­ской жизни, имея опыт обще­ния с Богом. Вера и добро, по мнению хри­стиан, должны стать соб­ствен­ной, внут­ренне доро­гой, сво­бодно воз­люб­лен­ной темой жизни для ребенка.

В столь ответ­ствен­ном вопросе цер­ковь ввела инсти­тут крест­ных роди­те­лей (вос­при­ем­ни­ков), как бы пору­чи­те­лей за ново­кре­ще­ного мла­денца. Смысл в том, чтобы кто-то стал допол­ни­тель­ным гаран­том вос­пи­та­ния детей в хри­сти­ан­стве. Понятно, что никто не может заме­нить семью, и при хоро­ших обсто­я­тель­ствах семье не нужна помощь. Но нужно быть гото­вым сде­лать все от взрос­лых зави­ся­щее, чтобы хри­сти­ан­ская жизнь ребенка не постра­дала. Крест­ные — не просто друзья или родные, они, в идеале, те, кто готов заме­нить роди­те­лей, стать духов­ной опорой в жизни детей. Очень важно пони­мать, что вера и цер­ков­ная жизнь вос­при­ем­ни­ков (если она есть) никак не может заме­нить отсут­ствие веры у ребенка и его роди­те­лей. Не стоит обо­льщаться и думать, что при общей ато­ми­за­ции и раз­роз­нен­но­сти жизни кто-то может более или менее серьезно влиять на вос­пи­та­ние детей.

Серьез­ность цер­ков­ного отно­ше­ния к крест­ным отра­жена в извест­ном пра­виле, что вос­при­ем­ники не могут всту­пать в брак с крест­ни­ками или их роди­те­лями. Суть этого закона в том, что кре­ще­ние, вступ­ле­ние в цер­ковь не моут стать пово­дом для выстра­и­ва­ния личных отно­ше­ний. Правды ради надо уточ­нить, что этим цер­ков­ное пра­вило огра­ни­чи­ва­ется и не имеет ника­кого отно­ше­ния к вза­и­мо­от­но­ше­нию между крест­ными роди­те­лями, муж­чи­ной и жен­щи­ной, став­шими вос­при­ем­ни­ками одного ребенка.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки