Свя­то­оте­че­ские настав­ле­ния от суе­ве­рий

Да не при­и­меши слуха суетна,
да не при­ло­жи­шися с непра­вед­ным

быти сви­де­тель непра­ве­ден.
Исход XXIII, 1

Грешат тяжко против первой запо­веди Божией те, кто дер­жится суе­ве­рия. Суе­ве­рие, или сует­ная вера, вера ни на чем не осно­ван­ная, недо­стой­ная истин­ных хри­стиан.

Святые отцы и учи­тели Церкви часто предо­сте­ре­гали от пред­рас­суд­ков и суе­ве­рий, кото­рыми обо­льща­лись иногда и древ­ние хри­сти­ане. Их предо­сте­ре­же­ния можно под­раз­де­лить на три вида:

  1. предо­сте­ре­же­ния от так назы­ва­е­мых примет, когда из самых мало­важ­ных слу­чаев выво­дятся пред­зна­ме­но­ва­ния о счаст­ли­вых обсто­я­тель­ствах в нашей жизни;
  2. предо­сте­ре­же­ния от гада­ний или ворожбы, или силь­ного жела­ния какими бы ни было, даже тем­ными сред­ствами, узнать, какова будет после­ду­ю­щая наша жизнь, успешны или без­успешны будут те или другие наши пред­при­я­тия; и, нако­нец,
  3. предо­сте­ре­же­ния от жела­ния при­об­ре­сти силы, исце­ля­ю­щие от болез­ней или предо­хра­ня­ю­щие от раз­лич­ных бед и опас­но­стей; от исполь­зо­ва­ния пред­ме­тов, кото­рые не заклю­чают в себе ничего вра­чеб­ного и по свой­ствам своим не могут иметь ника­кого вли­я­ния на наше бла­го­по­лу­чие и сча­стье.

1. Предо­сте­ре­же­ния от примет

«Многим из хри­стиан, – гово­рит святой Васи­лий Вели­кий, – кажется делом без­вред­ным слу­шать истол­ко­ва­те­лей примет. Чихнул кто на слове, гово­рят: и это имеет зна­че­ние. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскольз­ну­лась при выходе, заце­пи­лась одежда – все это помеха. И люди весьма зна­ме­ни­тые, ожи­да­ю­щие Судию с небес, хлад­но­кровно впа­дают в сей пагуб­ный порок. Но слушай: отвер­жен народ, пре­дав­шийся сему. Еще древле, по закону Мои­се­еву, оча­ро­ва­ния, волх­во­ва­ния, ворожба, пти­це­га­да­ния отри­нуты как изоб­ре­те­ния демо­нов. Ска­зано: Не вра­жите, и ни сряща смот­рите от птиц (Лев. 19:26); языцы бо, кото­рых потре­бит… Гос­подь Бог от лица твоего… сии чаро­ва­ний и волх­во­ва­ний послу­шают: тебе же не тако даде Гос­подь Бог твой (Втор. 18:12, 14). Кто может сове­то­ваться с оправ­да­ни­ями Божи­ими, тому при рас­суж­де­нии, чего не должно делать, не при­лично брать себе в совет­ники, даже не в совет­ники, но в учи­тели и зако­но­да­тели, суще­ству нера­зум­ные. Птица не знает соб­ствен­ной своей опас­но­сти, кото­рая уже перед гла­зами; а тебе пред­ве­щает она буду­щее. Выле­тев из гнезда, чтобы при­не­сти птен­цам пищу, нередко воз­вра­ща­лась она ни с чем; а для тебя стала она нел­жи­вым пред­ве­ща­нием, и напрас­ное дви­же­ние птицы обра­ти­лось в откро­ве­ние буду­щего! Ежели по дей­ствию демо­нов птицы летают для твоего обо­льще­ния; то не сиди и не смотри с отвер­стым ртом на демон­ские оба­я­ния, и не отда­вай себя под вли­я­ние диа­вола. Он, если одна­жды уловит душу, легко увле­ка­е­мую в поги­бель, не выпу­стит ее из рук, а упо­тре­бит ее на всякое злое дело. Но и кар­ка­ю­щий ворон, и кру­жа­щийся орел по недо­статку лова при­во­дят в страх суе­вер­ное сердце. Враг до того изде­ва­ется над чело­ве­ком, что, если пока­за­лась кошка, выгля­нула собака или утром встре­тился чело­век, хотя самый бла­го­рас­по­ло­жен­ный, но с повре­жден­ным правым глазом или бедром, он отско­чит, отво­ро­тится, не раз зажму­рит глаза. Что бед­ствен­нее такой жизни – все подо­зре­вать, во всем видеть пре­пят­ствие, когда все должно воз­во­дить душу его к Богу?»

В одном из огла­си­тель­ных слов свя­того Иоанна Зла­то­устого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встре­чает кри­вого или хро­мого и разу­меет это как при­мету, тот мыслит дело сата­нин­ское, ибо не встреча с чело­ве­ком делает день несчаст­ным, а гре­хов­ная жизнь».

2. Предо­сте­ре­же­ния от гада­ний

В слове на ново­ле­тие святой Зла­то­уст гово­рит: «Более всего огор­чают меня игры, кото­рые сего­дня про­ис­хо­дят… и кото­рые пре­ис­пол­нены рас­пут­ства и нече­стия, потому что зани­ма­ю­щи­еся ими заме­чают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им про­ве­сти в весе­лии и удо­воль­ствии, то и во весь год будет совер­шенно то же.

Но год будет для тебя счаст­лив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, воз­не­ра­дев о доб­ро­де­тели, будешь ожи­дать себе сча­стья от начала месяца и исчис­ле­ния дней, то не будет тебе ничего доб­рого. Заме­чать дни не сооб­разно с хри­сти­ан­скою муд­ро­стию. Это дело еллин­ского заблуж­де­ния».

Обли­чая суе­ве­рие, по кото­рому неко­то­рые дни счи­тают счаст­ли­выми, а другие несчаст­ными, святой Иоанн Зла­то­уст гово­рит: «Диавол, ста­ра­ясь пре­сечь наши подвиги доб­ро­де­тели и пога­сить в нас доброе про­из­во­ле­ние души, вну­шает нам при­пи­сы­вать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счаст­лив или несчаст­лив, тот в несчаст­ли­вый день не будет ста­раться о добрых делах, думая, что по небла­го­при­ят­но­сти дня напрасно станет тру­диться и ни в чем не успеет. Так, напро­тив, и в счаст­ли­вый день он ничего не будет делать, наде­ясь, что по при­чине счаст­ли­вого дня ему не повре­дит соб­ствен­ное его нера­де­ние. Таким обра­зом, то и другое вредит его спа­се­нию. Иногда без­рас­судно, а иногда как бы без­на­дежно посту­пая, он про­во­дит жизнь свою в празд­но­сти и зле. Итак, мы должны избе­гать козней диа­вола, отбро­сить сокру­ше­ние духа и не наблю­дать дней, нена­видя один и любя другой».

Бла­жен­ный Авгу­стин также строго осуж­дает гада­ния. «Послед­ствия их, – гово­рит он, – боль­шей частью сооб­разны с мыс­лями и предубеж­де­ни­ями каж­дого. Ибо злые духи, желая содер­жать чело­века в обмане, льстят ему пока­зом того, что, как они видят, сооб­разно с его ожи­да­нием и жела­нием». «Вообще, – заме­чает он, – на мнения людей о важ­но­сти неко­то­рых гада­тель­ных знаков, уста­нов­лен­ных предубеж­де­нием чело­ве­че­ским, не иначе надобно смот­реть, как на неко­то­рый дого­вор и усло­вие с злыми духами. Люди, при­стра­стив­ши­еся к пагуб­ной науке гадать, кото­рая, соб­ственно, есть только наука изде­ваться над дру­гими и обма­ны­вать их, за такое при­стра­стие свое, по неко­ему тай­ному суду Божию, под­па­дают нередко вли­я­нию падших анге­лов, кото­рым попус­ка­ется иногда иметь неко­то­рое вли­я­ние на низшую часть мира. От этих насме­шек и обма­нов злых духов про­ис­хо­дит то, что суе­вер­ное и гибель­ное искус­ство про­ри­ца­ния иногда дей­стви­тельно откры­вает про­ри­ца­те­лям нечто из про­шед­шего и буду­щего и гово­рит им немало такого, что впо­след­ствии отча­сти оправ­ды­ва­ется собы­ти­ями. Такие неболь­шие удачи воз­буж­дают и питают любо­пыт­ство, из-за чего они все более и более запу­ты­ва­ются и запу­ты­вают других в сети зло­вред­ного заблуж­де­ния… Даже вер­ность подоб­ных пред­ска­за­ний нисколько не оправ­ды­вает науки пред­ска­зы­вать. Поэтому свя­то­тат­ствен­ное искус­ство, при помощи кото­рого вызвана была тень умер­шего Саму­ила, достойно вся­кого отвра­ще­ния и про­кля­тия, хотя тень эта, будучи пока­зана царю Саулу, и пред­рекла ему истину».

3. Предо­сте­ре­же­ния от упо­треб­ле­ния суе­вер­ных средств для исце­ле­ния болез­ней

Резкие обли­че­ния против аму­ле­тов и суе­вер­ных дей­ствий для предо­хра­не­ния от болез­ней и несча­стий мы встре­чаем в бесе­дах свя­того Иоанна Зла­то­уста на Первое посла­ние к Корин­фя­нам: «После брака, – гово­рит он, если родится дитя, мы видим мно­же­ство сим­во­ли­че­ских дей­ствий, достой­ных смеха: гово­рить ли о пере­вяз­ках, о погре­муш­ках, о крас­ной пряже и многом другом, дока­зы­ва­ю­щем вели­кое безу­мие, тогда как не сле­дует воз­ла­гать на мла­денца ничего дру­гого, кроме спа­си­тель­ного креста. Между тем ныне крест, обра­тив­ший всю все­лен­ную, пора­зив­ший диа­вола и нис­про­верг­ший всю силу его, оста­ется в пре­не­бре­же­нии; а ткани, пряже и другим подоб­ным при­вес­кам вве­ря­ется без­опас­ность мла­денца. Не стыдно ли вам? Ска­жите мне: пой­мете ли вы когда-нибудь, как диавол с ран­него воз­раста чело­века мало-помалу рас­ки­ды­вает свои сети и упо­треб­ляет свои хитрые меры? Смеш­ное и забав­ное вну­ше­ние сатаны, впро­чем, не смеху только, но геенне под­вер­га­ю­щее обо­льща­е­мых! Если это дела­ется у языч­ни­ков, то нисколько не уди­ви­тельно, а когда покло­ня­ю­щи­еся кресту, при­об­ща­ю­щи­еся неиз­ре­чен­ных Таинств и достиг­шие любо­муд­рия дер­жатся таких постыд­ных обы­чаев, – это достойно многих слез». «Что ска­зать, – гово­рит в другом месте святой Зла­то­уст, – о тех, кото­рые при­вя­зы­вают к ногам и голове медные монеты Алек­сандра Маке­дон­ского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Гос­под­ней ты воз­ла­га­ешь надежду спа­се­ния на изоб­ра­же­ния язы­че­ского царя?»

После тех обли­че­ний суе­ве­рия, кото­рые нахо­дятся в писа­ниях древ­них святых отцов и учи­те­лей Церкви, напом­ним, что в книге «Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние веры» в ответе на вопрос: «кто грешит против Первой запо­веди и каким обра­зом» – чита­ется сле­ду­ю­щее: «Против сей запо­веди грешат вол­шеб­ники и под­ра­жа­ю­щие их делам, напри­мер, те, кото­рые носят при­вески и значки для предо­хра­не­ния себя от вреда; те, кото­рые при­леп­ля­ются к суе­вер­ным обы­чаям и им верят; равно и те, кото­рые в болез­нях поль­зу­ются нашеп­ты­ва­нием старух и других суе­ве­рий дер­жатся; нако­нец, те, кото­рые из вся­кого случая выво­дят пред­зна­ме­но­ва­ния».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки