Просто христианство - Клайв Стейплз Льюис

Просто христианство - Клайв Стейплз Льюис

(182 голоса4.5 из 5)

Оглавление

Предисловие
Книга 1. Добро и зло как ключ к пониманию вселенной
Закон человеческой природы
Некоторые возражения
Реальность закона
Что скрывается за законом
Книга II. Во что верят христиане
Противоречивые понятия о Боге
Вторжение
Ошеломляющая альтернатива
Совершенный кающийся
Практическое заключение
Книга III. Христианское поведение
Три части морали
II. Главные добродетели
III. Общественные нормы поведения
IV. Мораль и психоанализ
Нравственность в области пола
Христианский брак
Прощение
Величайший грех
Любовь
Надежда
Вера
Вера (продолжение)
Книга IV. За пределами личности, или первые шаги в учении о Троице
Сотворить – не значит родить
Бог в Трех Лицах
Время и за пределами времени
Благотворная инфекция
Упрямые оловянные солдатики
Двa примечания
Воображение
Легко ли быть христианином?
Во что это обходится
Хорошие люди, или Новое человечество
Новые люди

Предисловие

То, о чем гово­рится в этой книге, послу­жило мате­ри­а­лом для серии радио­пе­ре­дач, а впо­след­ствии было опуб­ли­ко­вано в трех отдель­ных частях под назва­нием “Радио­бе­седы” (1942), “Хри­сти­ан­ское пове­де­ние” (1943) и “За пре­де­лами лич­но­сти” (1944). В печат­ном вари­анте я сде­лал несколько допол­не­ний к тому, что ска­зал в мик­ро­фон, но в осталь­ном оста­вил текст без осо­бых изме­не­ний. Беседа по радио не должна, по-моему, зву­чать как лите­ра­тур­ный очерк, про­чи­тан­ный вслух, она должна быть именно бесе­дой, испол­нен­ной искрен­но­сти. Поэтому в моих бесе­дах я исполь­зо­вал все сокра­ще­ния и раз­го­вор­ные выра­же­ния, какие обычно упо­треб­ляю в беседе. В печат­ном вари­анте я вос­про­из­вел эти сокра­ще­ния и раз­го­вор­ные обо­роты. И все те места, где в беседе по радио я под­чер­ки­вал зна­чи­мость того или иного слова тоном голоса, в печат­ном вари­анте я выде­лил кур­си­вом. Сей­час я скло­нен счи­тать, что это было с моей сто­роны ошиб­кой – неже­ла­тель­ным гибри­дом искус­ства уст­ной речи с искус­ством письма. Рас­сказ­чик дол­жен исполь­зо­вать оттенки сво­его голоса для под­чер­ки­ва­ния и выде­ле­ния опре­де­лен­ных мест, потому, что сам жанр беседы этого тре­бует, но писа­тель не дол­жен исполь­зо­вать кур­сив в тех же целях. Он рас­по­ла­гает дру­гими, сво­ими соб­ствен­ными сред­ствами и дол­жен поль­зо­ваться этими сред­ствами, для того чтобы выде­лить клю­че­вые слова.

В этом изда­нии я устра­нил сокра­ще­ния и заме­нил все кур­сивы, пере­ра­бо­тав те пред­ло­же­ния, в кото­рых эти кур­сивы встре­ча­лись, не повре­див, наде­юсь, тому “зна­ко­мому” и про­стому тону, кото­рый был свой­ствен радио­бе­се­дам. Кое-где я внес добав­ле­ния или вычерк­нул отдель­ные места; при этом я исхо­дил из того, что пер­во­на­чаль­ный вари­ант, как я выяс­нил, был пре­вратно понят дру­гими, да и сам я, по-моему, стал лучше пони­мать пред­мет беседы теперь, чем пони­мал десять лет назад.

Хочу пре­ду­пре­дить чита­те­лей, что я не пред­ла­гаю ника­кой помощи тем, кто колеб­лется между двумя хри­сти­ан­скими “дено­ми­на­ци­ями”. Вы не полу­чите от меня совета, кем вы должны стать: при­вер­жен­цем ли англи­кан­ской церкви или мето­дист­ской, чле­ном пре­сви­те­ри­ан­ской или рим­ской като­ли­че­ской церкви. Этот вопрос я опу­стил умыш­ленно (даже при­ве­ден­ный выше спи­сок я дал про­сто в алфа­вит­ном порядке). Я не делаю тайны из моей соб­ствен­ной пози­ции. Я совер­шенно обыч­ный рядо­вой член церкви Англии, не слиш­ком “высо­кий”, не слиш­ком “низ­кий”, и вообще не слиш­ком что бы то ни было. Но в этой книге я не делаю попытки пере­ма­нить кого-либо на мою позицию.

С того самого момента, как я стал хри­сти­а­ни­ном, я все­гда счи­тал, что луч­шая и, воз­можно, един­ствен­ная услуга, какую я мог бы ока­зать моим неве­ру­ю­щим ближ­ним,– это объ­яс­нить и защи­тить веру, кото­рая была общей и еди­ной почти для всех хри­стиан на про­тя­же­нии всех вре­мен. У меня доста­точно при­чин для такой точки зрения.

Прежде всего, вопросы, кото­рые раз­де­ляют хри­стиан (на раз­лич­ные дено­ми­на­ции), часто каса­ются отдель­ных про­блем высо­кой тео­ло­гии или даже исто­рии церкви, и эти вопросы сле­дует оста­вить на рас­смот­ре­ние спе­ци­а­ли­стов, про­фес­си­о­на­лов. Я бы захлеб­нулся в таких глу­би­нах и ско­рее сам нуж­дался бы в помощи, чем был бы спо­со­бен ока­зать ее другим.

Во-вто­рых, я думаю, мы должны при­знать, что дис­кус­сии по этим спор­ным вопро­сам едва ли спо­собны при­влечь в хри­сти­ан­скую семью чело­века со сто­роны. Обсуж­дая их пись­менно и устно, мы ско­рее отпу­ги­ваем его от хри­сти­ан­ского сооб­ще­ства, чем при­вле­каем к себе. Наши рас­хож­де­ния во взгля­дах сле­дует обсуж­дать лишь в при­сут­ствии тех, кто уже при­шел к вере в то, что есть один Бог и что Иисус Хри­стос – Его един­ствен­ный Сын.

Нако­нец, у меня созда­лось впе­чат­ле­ние, что гораздо больше талант­ли­вых авто­ров было вовле­чено в обсуж­де­ние этих спор­ных вопро­сов, чем в защиту сущ­но­сти хри­сти­ан­ства, или “про­сто” хри­сти­ан­ства, как его назы­вает Бак­с­тер. Та область, в кото­рой, как я счи­тал, я мог бы послу­жить с наи­боль­шим успе­хом, более всего в подоб­ной службе и нуж­да­лась. Есте­ственно, именно туда я и направился.

Насколько я помню, лишь к этому и сво­ди­лись мои мотивы и побуж­де­ния, и я был бы очень рад, если бы люди не делали далеко иду­щих выво­дов из моего мол­ча­ния по неко­то­рым спор­ным вопросам.

К при­меру, такое мол­ча­ние вовсе не обя­за­тельно озна­чает, что я зани­маю выжи­да­тель­ную пози­цию. Хотя ино­гда это дей­стви­тельно так. У хри­стиан порой воз­ни­кают вопросы, отве­тов на кото­рые, я думаю, у нас нет. Встре­ча­ются и такие, на кото­рые я, ско­рее всего, нико­гда не получу ответа: даже если я задам их в луч­шем мире, то, воз­можно (насколько я знаю), получу такой ответ, какой уже полу­чил одна­жды дру­гой, гораздо более вели­кий вопро­ша­тель: “Что тебе до этого? Сле­дуй за Мной!” Однако суще­ствуют и дру­гие вопросы, по кото­рым я зани­маю совер­шенно опре­де­лен­ную пози­цию, но и по этим вопро­сам я храню мол­ча­ние. Потому что я пишу не с целью изло­жить нечто, что я мог бы назвать “моей рели­гией”, а для того, чтобы разъ­яс­нить сущ­ность хри­сти­ан­ства, кото­рое есть то, что оно есть, пре­бы­вало таким задолго до моего рож­де­ния и не зави­сит от того, нра­вится оно мне или нет.

Неко­то­рые люди делают необос­но­ван­ные заклю­че­ния из того факта, что я говорю о Бла­го­сло­вен­ной Деве Марии только то, что свя­зано с Непо­роч­ным зача­тием и рож­де­нием Хри­ста. Но при­чина этого оче­видна. Если бы я ска­зал немного больше, это сразу завело бы меня в сферу крайне спор­ных точек зре­ния. Между тем ни один дру­гой спор­ный вопрос, в хри­сти­ан­стве не нуж­да­ется в таком дели­кат­ном под­ходе, как этот. Рим­ская като­ли­че­ская цер­ковь защи­щает свои пред­став­ле­ния по этому вопросу не только с обыч­ным пылом, свой­ствен­ным всем искрен­ним рели­ги­оз­ным веро­ва­ниям, но (вполне есте­ственно) тем более горячо, что в этом про­яв­ля­ется рыцар­ская чув­стви­тель­ность, с какой защи­щает чело­век честь своей матери или воз­люб­лен­ной от гро­зя­щей ей опас­но­сти. Очень трудно разой­тись с ними в этих взгля­дах ровно настолько, чтобы не пока­заться им невеж­дой, а то и ере­ти­ком. И наобо­рот, про­ти­во­по­лож­ные веро­ва­ния про­те­стан­тов по этому вопросу вызы­ва­ются чув­ствами, кото­рые ухо­дят сво­ими кор­нями к самим осно­вам моно­те­изма. Ради­каль­ным про­те­стан­там кажется, что под угрозу ста­вится само раз­ли­чие между Твор­цом и тво­ре­нием (каким бы свя­тым оно ни было); что вновь, таким обра­зом, воз­рож­да­ется мно­го­бо­жие. Однако очень трудно и с ними разой­тись во мне­ниях ровно настолько, чтобы не ока­заться в их гла­зах чем-то похуже ере­тика, а именно языч­ни­ком. Если суще­ствует такая тема, кото­рая спо­собна погу­бить книгу о сущ­но­сти хри­сти­ан­ства, если какая-то тема может вылиться в абсо­лютно бес­по­лез­ное чте­ние для тех, кто еще не пове­рил в то, что Сын Девы есть Бог, то это именно дан­ная тема.

Стр. 1 из 56 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

13 комментариев

  • Александр, 29.06.2020

    Слава Богу!

    Вот еще ста­тья с неко­то­рыми кри­ти­че­скими заме­ча­ни­ями об этой книге:
    https://pravoslavie.ru/64156.html

    Ответить »
  • Александр, 28.06.2020

    Слава Богу!
    Уди­ви­тельно, что в этой книге так много про­ти­во­ре­ча­щего хри­сти­ан­ству, и так мало людей это заме­чают. В том числе среди православных.

    Хри­сти­ан­ство, такое, каким его пере­дали нам апо­столы, в непо­вре­жден­ном виде содер­жится только в Пра­во­слав­ной Церкви. В это верит каж­дый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, кото­рый созна­тельно пре­бы­вает в Церкви и пони­мает зна­че­ние слов “Верую … во Едину Свя­тую, Собор­ную и Апо­столь­скую Церковь.”

    Зна­чит нужно про­сто срав­нить содер­жа­ние этой книги с Пре­да­нием Пра­во­слав­ной Церкви. 

    И в пер­вом же отрывке, на кото­рый я наткнулся — несоответствие.
    Льюис пишет: “Три вещи рас­про­стра­няют жизнь Хри­ста в нас: кре­ще­ние, вера и таин­ство, кото­рое раз­лич­ные хри­сти­ане назы­вают по-раз­ному – свя­тое при­ча­стие, месса, пре­лом­ле­ние хлеба.”

    То есть он под­ра­зу­ме­вает, что при­ча­ститься Тела и Крови можно у ере­ти­ков, и это будет спа­си­тельно. А вот что пишут об этом свя­тые отцы:

    «Кто укло­ня­ется от при­ча­стия по при­чине ереси, то это пра­вильно. Ибо при­ча­ще­ние от ере­тика или явно осуж­ден­ного за его жизнь отчуж­дает от Бога и пре­дает дья­волу» (свя­ти­тель Гри­го­рий Богослов)

    «Пусть для тебя вся­кий будет достой­ным, кроме того, кто учит ереси. Если же ока­жется ере­ти­ком, то поста­ра­емся не при­ни­мать от него ни уче­ния, ни при­ча­стия, и не только не будем при­ча­щаться у него, но будем осуж­дать его и всеми силами обли­чать, чтобы не ока­заться при­част­ными к его гибели» (пре­по­доб­ный Иосиф Волоцкий)

    Ответить »
    • Алексей, 11.12.2020

      Как раз то, что пере­дали нам апо­столы и разъ­яс­ня­ется в этой книге. А в непо­вре­ждён­ном виде оно пред­став­лено в Писа­нии, кото­рым надо срав­ни­вать и книгу, и всё осталь­ное, вклю­чая и свою жизнь. А где это непо­вре­ждён­ное пра­во­слав­ное христианство?Вы пишете:оно содер­жится. Воз­можно так, но почему содер­жи­мое не явлено? Про­сто верить-недо­ста­точно. Дерево позна­ётся не кор­нями, а пло­дами. И с чего вы сде­лали вывод, что он под­ра­зу­ме­вал то, как вы это поняли?
      Стоит ли уни­жать автора книги(много несоответствий?приведи хотя бы с деся­ток), делая себя неким судьёй,прикрываясь цита­тами отцов-бого­сло­вов? Да и их выска­зы­ва­ния к дру­гому контексту.

      Ответить »
  • Александр, 10.01.2019

    СПАСИБО.

    Для “логи­че­ски мыс­ля­щих” без­условно трудно что-либо ещё сде­лать, лучше чем сде­лал Льюис.

    Ответить »
  • Сергей, 08.08.2018

    Книга больше,чем шедевр.Доступно автор рассказывает,что такое христианство.Я настолько впечетлён,что буду ещё раз её читать и сде­лаю настоль­ной книгой.Всем сове­тую и хри­сти­а­нам и долё­ким от хри­сти­ан­ства людям.

     

    Ответить »
  • Алексей, 03.07.2018

    Впер­вые про­чи­тал эту книгу в 2005 году! Ощу­ще­ние после про­чи­тан­ного — радость, мир и покой! С тех пор,  при­бе­гаю к аргу­мен­там К.Льюиса, когда душу тре­во­жат сомне­ния в вере!

    Ответить »
  • Наталья, 23.03.2018

    Рада, что мне попа­лась эта книга. Автор  доступно и логично разъ­яс­нил мно­гие вопросы о хри­сти­ан­стве. Неко­то­рые мысли для меня были про­сто откры­тием. Хочу пере­чи­тать более вни­ма­тельно. И всем рекомендую.

     

    Ответить »
  • Александр, 29.08.2017

    Тре­тий раз читаю, пре­крас­ная книга это мало ска­зано!, Она стала руко­вод­ством моей жизни

    Ответить »
  • Галина, 18.11.2015

    СПАСИБО, ГОСПОДИ, ЗА ВСЁ…

    Ответить »
  • валентина, 21.03.2015

    Очень инте­рес­ный автор , совре­ме­нен и актуа­лен . Боль­шое спа­сибо , про­чи­тала с огром­ным позна­ва­тель­ным удовольствием.

    Ответить »
  • Ирина, 13.03.2015

    Как мне повезло на нее наткнуться! Спа­сибо автору за эту вещь.

    Ответить »
  • Илья, 17.08.2014

    Во мно­гом бла­го­даря этой книге я стал христианином.

    Ответить »
  • Кирилл, 01.02.2014

    Счи­таю это луч­шей кни­гой Льюиса.

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки