Схоластика

Литература по теме

Схола́стика (греч. σχολαστικός – ученый, школьный; лат. scholia – «школа») – схоластическое богословие (от. лат. theologia scholastica – школьное богословие), религиозно-философское направление, основу которого составляет «западно-христианское» богословие, осмысленное и переосмысленное с опорой на рационалистические методы и подходы, в значительной мере – с опорой на философские учения Аристотеля и Платона; получило наиболее полное развитие в средневековой Западной Европе в эпоху господства там римо-католицизма.

Совместима ли схоластика с Православием?

Схоластические методы и приемы использовались, например, в процессе развития Православного Догматического Богословия: как науки и как образовательной дисциплины. Скажем, схоластике, было свойственно стремление к систематизации истин веры и обстоятельной (часто – чрезмерно обстоятельной) детализации тех или иных богословских положений. Кроме того, схоластическому богословию был близок метод полемического обоснования и подтверждения истинности тех или иных вероучительных положений. Эти и некоторые другие методы и приемы активно использовались православными богословами в процессе развития православной догматики и других православно-богословских дисциплин (см. об этом подробнее: А.М. Леонов  Методические проблемы преподавания православного догматического богословия в системе духовного образования).

В чем заключается разница между схоластическим и святоотеческим богословием?

В основе святоотеческого богословия лежат истины, заключенные в Священном Писании и Священном Предании. Формально схоластическое богословие также опирается на истины Писания и предания (католической церкви), однако эти истины нередко бывают представлены, в рамках схоластики, в такой интерпретации, что их смысл уже не соответствует изначальному. Ряд догматов, обоснованных в рамках схоластического богословия и признаваемых католической церковью, вообще не имеет оснований ни в Священном Писании, ни в Апостольском Предании, хотя формально они отстаиваются с опорой на эти источники знания (за счет своеобразно подобранных и, опять же, своеобразно интерпретированных положений).  Святоотеческое богословие направлено на свидетельствование об истинах веры, на правильное раскрытие этих истин, а не переиначивание их содержания и не на изобретение новых «истин» веры, не имеющих оснований в Писании и Предании. Между тем, святые отцы не чуждались использования ряда методов, употреблявшихся и в рамках схоластики, таких, например, как анализ, синтез, систематизация и пр. Опять же, раскрывая суть тех или иных истин веры, святые отцы нередко прибегали и к достижениям философии, однако, как правило, использовали их в той мере, в какой это было полезно для дела.

Кто из православных богословов использовал схоластические методы, но при этом оставался в рамках ортодоксии?

Первым схоластическим богословом многими исследователями называется преподобный Иоанн Дамаскин (2‑я пол. VII в. – до 754). Завершающий собою эпоху патристики, этот святой жил задолго до западного богослова и философа Ансельма Кентерберийского (1033–1109), которого нередко называют одним из основоположников схоластики. Знаменитому труду прп. Иоанна “Точное изложение православной веры” несомненно присущи все черты схоластической системы: систематичность, доказательность, рациональность, универсализм, аристотелизм.

Почему слово «схоластика» иногда употребляется с негативным оттенком?

В повседневном общении схоластикой называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Цитаты о схоластике

«Вы – наследники языческой Греции, а не Святых Отцов. Если бы я захотел, я бы тоже мог привести доводы против вашей софистики – и даже еще лучше ваших. Но я отвергаю подобные способы аргументации, а привожу свои доказательства, руководствуясь творениями Святых Отцов. Вы ответите мне словами Аристотеля или Платона или какого-нибудь современного философа; но чтобы возразить вам, я обращусь к галилейским рыбакам, к их незамысловатой проповеди, к их истинной мудрости, которая вам кажется глупостью».
📖 cвт. Симеон Солунский (Фессалоникийский)

«Те, кто заковывают догматы веры в цепи логического мышления, лишают Божественной славы именно ту веру, которую они пытаются отстаивать. Они понуждают нас больше не верить в Бога, а верить в человека. Аристотель со своей философией ничего общего не имеет с Божественными откровениями Христа».
📖 Иосиф Вриенний

«Надо отметить, что схоластика — это вовсе не бесплодная софистика, а стремление привести богословские знания в определенную систему, используя принципы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции. Отметим, что в Ветхозаветной Церкви первоначально существовало устное Священное Предание, но затем, в связи со снижением духовного уровня людей, потребовалась его фиксация в форме Священного Писания, чтобы оно не было совершенно потеряно. Нечто подобное мы можем увидеть в переходе патристики к схоластическому богословию — когда нужно было сохранить через богословскую систему христианские умозрительные истины. Это было также требованием времени, в связи с нарастающим духом секуляризации. При этом в православном богословии схоластика не отвергала патристику, а опиралась на нее. К сожалению, на Западе вместе со схоластикой в теологию стал проникать рационализм, а именно стремление не только дать общую картину догматике и пояснить ее, а проверить саму догматику через человеческий рассудок. Как раз это злоупотребление дискредитировало схоластику и незаслуженно придало ей негативный характер. Но сама по себе схоластика явилась и является необходимым этапом в истории догматики; без нее современное богословие превратилось бы в хаос частных мнений. На православном Востоке схоластика большей частью употреблялась как метод школьного обучения».
архимандрит Рафаил (Карелин)

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки