Догматическое богословие

Пра­во­слав­ное догмати́ческое богосло́вие есть наука, в систе­ма­ти­че­ском порядке рас­кры­ва­ю­щая содер­жа­ние основ­ных хри­сти­ан­ских веро­учи­тель­ных истин (дог­ма­тов), при­ни­ма­е­мых всей пол­но­той Пра­во­слав­ной Церкви.

dogmaticheskoe bogoslovie - Догматическое богословие

Под дог­ма­тами пони­ма­ются по боль­шей части те веро­учи­тель­ные истины, кото­рые обсуж­да­лись на Все­лен­ских Собо­рах и Все­лен­скими же Собо­рами утвер­жда­лись. Задача дог­ма­тики – систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние святых дог­ма­тов Откро­ве­ния. Дог­ма­тика как наука не смеет вно­сить ничего нового в вечные дог­ма­ти­че­ские истины Церкви, но она обя­зана изла­гать их как можно доступ­нее и понят­нее для рели­ги­оз­ного созна­ния верных.

Метод пра­во­слав­ной дог­ма­тики дог­ма­ти­че­ско-исто­ри­че­ский. Каждый догмат должен рас­смат­ри­ваться в свете сви­де­тельств Свя­щен­ного Пре­да­ния, как это выра­жено в реше­ниях Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров, в трудах святых Отцов и учи­те­лей Церкви, в бого­слу­жеб­ных книгах и древ­них обы­чаях Церкви.

Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие под­раз­де­ля­ется на две части. Первая часть рас­смат­ри­вает Бога в Самом Себе (дог­маты о бытии Бога, о каче­стве и сте­пени бого­по­зна­ния, о Божием суще­стве и Его свой­ствах, о един­стве Божия суще­ства и о Святой Троице), вторая – в Его отно­ше­нии к миру и чело­веку (дог­маты о Боге как Творце мира, Про­мыс­ли­теле, Спа­си­теле, Освя­ти­теле и Судии).

Цитаты о дог­ма­ти­че­ском бого­сло­вии

«Веро­оп­ре­де­ле­ния собор­ные, говоря не много, содер­жали в себе очень многое. Служа выра­же­нием согла­сия многих и притом опыт­ных в делах веры пас­ты­рей и учи­те­лей Церкви, они не были со сто­роны их одним про­стым и голо­слов­ным утвер­жде­нием или отри­ца­нием отно­си­тельно такого или иного недо­уме­ния или вопроса в обла­сти веры, а были их послед­ним и заклю­чи­тель­ным словом, кото­рое позади себя пред­по­ла­гало длин­ный про­цесс мыс­ли­тель­ной работы, – иссле­до­ва­ние напри­мер и изу­че­ние Св. Писа­ния, Пре­да­ния и вообще всего того, что могло пред­ста­вить собой полное и твер­дое осно­ва­ние для этого реша­ю­щего, заклю­чи­тель­ного слова. Поэтому-то для тех из веру­ю­щих, кото­рые желали своей мыслью войти в более широ­кий и глу­бо­кий смысл, заклю­ча­ю­щийся в веро­оп­ре­де­ле­ниях цер­ков­ных, по самому суще­ству дела ока­зы­ва­лось необ­хо­ди­мым, или самим пытаться про­ник­нуть его и для этого пройти тем мыс­ли­тель­ным путем, какой про­хо­дили про­све­щен­ные соста­ви­тели веро­оп­ре­де­ле­ний, или ожи­дать посо­бия в сем случае от других более искус­ных в мысли и более опыт­ных в знании веры. Таким обра­зом, веро­оп­ре­де­ле­ния цер­ков­ные, равно как и сим­волы, самым харак­те­ром своей зави­то­сти и сжа­то­сти вызы­вали про­све­щен­ней­ших пас­ты­рей на такого рода дог­ма­ти­че­ские труды, кото­рые бы могли их сжа­тому содер­жа­нию сооб­щать более раз­ви­тую, широ­кую, и, насколько это ока­зы­ва­лось воз­мож­ным и нужным, дока­за­тель­ную или убе­ди­тель­ную форму, чтобы тем спо­соб­ство­вать более твер­дому вко­ре­не­нию их в созна­нии веру­ю­щих».
свт. Силь­вестр (Мале­ван­ский)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки