Святые отцы

Раз­делы: СВЯТЫЕ И СВЯ­ТОСТЬ * СВЯ­ТО­ОТЕ­ЧЕ­СКАЯ БИБ­ЛИО­ТЕКА

***

Святы́е отцы́святые, сфор­му­ли­ро­вав­шие и выра­зив­шие в своих тво­ре­ниях и собор­ных поста­нов­ле­ниях бого­слов­скоенрав­ственно-эти­че­ское и аске­ти­че­ское учение Церкви и под­твер­див­шие истин­ность этого учения своей жизнью: дости­же­нием свя­то­сти – обо́жения чело­ве­че­ской при­роды.

Наи­бо­лее выда­ю­щи­еся отцы Церкви были отме­чены на Все­лен­ских Собо­рах. В част­но­сти, 2‑е Пра­вило Шестого Все­лен­ского Собора пере­чис­ляет поименно: архи­епи­скопа Дио­ни­сия Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа и муче­ника Петра Алек­сан­дрий­ского, епи­скопа Гри­го­рия Неоке­са­рий­ского, чудо­творца; архи­епи­скопа Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа Васи­лия Вели­кого; епи­скопа Гри­го­рия Нис­ского; архи­епи­скопа Гри­го­рия Бого­слова; епи­скопа Амфи­ло­хия Ико­ний­ского; архи­епи­скопа Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа Фео­фила Алек­сан­дрий­ского; архи­епи­скопа Кирилла Алек­сан­дрий­ского; пат­ри­арха Ген­на­дия Алек­сан­дрий­ского; муче­ника архи­епи­скопа Кипри­ана Кар­фа­ген­ского.

***

Какие кри­те­рия при­няты для опре­де­ле­ния поня­тия «отцы Церкви»?

1) Истин­ность учения, 2) свя­тость жизни, 3) при­зна­ние Церкви.

Как назы­ва­ется наука, изу­ча­ю­щая тво­ре­ния святых отцов?

Пат­ри­сти­кой (или патро­ло­гией).

Могли ли святые отцы оши­баться?

Святые отцы явля­ются при­знан­ными учи­те­лями как в обла­сти нрав­ствен­ного, так и в обла­сти дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Однако и в их сочи­не­ниях встре­ча­ются оши­боч­ные пред­став­ле­ния отно­си­тельно тех или иных бого­слов­ских вопро­сов.

Как пра­вило, это бывает свя­зано тем, что в одних слу­чаях они выска­зы­ва­лись как верные сви­де­тели того учения, кото­рое всегда хра­нила и испо­ве­до­вала Цер­ковь, а в других выра­жали своё личное мнение.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский: «Когда я гово­рил от себя, то бывало, что и оши­бался, а когда давал место Богу, ошибок не было».

 Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние истины (1Тим.3:15), не оши­ба­ется. Отдель­ные же хри­сти­ане не застра­хо­ваны от ошибок. Личная точка зрения того или иного хри­сти­а­нина может ока­заться оши­боч­ной.

Рас­про­стра­ня­ется ли авто­ри­тет­ность Отцов Церкви на все их сочи­не­ния?

Поскольку святые отцы иногда оши­ба­лись, постольку понятно, что не все их тво­ре­ния можно при­знать за истин­ные. Отдель­ные сочи­не­ния неко­то­рых святых отцов под­вер­га­лись и до сих пор под­вер­га­ются кри­тике. К тако­вым, напри­мер, отно­сятся отдель­ные работы бла­жен­ного Авгу­стина о роли бла­го­дати и зна­чи­мо­сти личных усилий хри­сти­а­нина в деле спа­се­ния.

Нет ли опас­но­сти под­мены еван­гель­ских истин мне­ни­ями святых отцов?

Сле­дует пом­нить, что отцы Церкви не творцы цер­ков­ного веро­уче­ния, а сви­де­тели его: они, говоря сло­вами Пятого Все­лен­ского собора, веру, кото­рая изна­чала даро­вана вели­ким Богом и Спа­си­те­лем нашим Иису­сом Хри­стом святым Апо­сто­лам и ими про­по­ве­дана, во всем мире испо­ве­дали, изъ­яс­нили и святым Церк­вам пре­дали.

Как отно­ситься к тому, что у разных святых отцов могут порой воз­ни­кать разные ответы на один и тот же вопрос?

Сле­дует также пом­нить, что прин­цип «согла­сия отцов», во-первых, есте­ственно допус­кает «пар­ти­туру» част­ного голоса в созвуч­ном и едином хоре собор­ного созна­ния отцов Церкви, а во-вторых, не исклю­чает иногда вместе с тем слу­чай­ную и спо­ра­ди­че­скую дис­гар­мо­нич­ность отдель­ных «хори­стов». Дей­стви­тельно, всякий, при­сту­па­ю­щий к чтению святых отцов, порой стал­ки­ва­ется в них с раз­но­го­ло­си­цей мнений по отдель­ным част­ным вопро­сам и изредка наты­ка­ется на такие суж­де­ния, кото­рые пред­став­ля­ются явно несо­гла­су­ю­щи­мися с извест­ным и строго опре­де­лен­ным цер­ков­ным веро­уче­нием. Но подоб­ного рода факты не должны при­во­дить нас в сму­ще­ние, во-первых, потому, что рас­кры­тие Бого­от­кро­вен­ных и неиз­мен­ных дог­ма­тов в исто­рии осу­ществ­ля­лось (и осу­ществ­ля­ется даже поныне) не мгно­венно, а посте­пенно, не говоря уже о част­ных и кон­крет­ных момен­тах хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, кото­рые и до сего дня оста­ются не всегда ясными для цер­ков­ного веро­со­зна­ния; во-вторых, подоб­ные факты служат для нас камнем пре­ткно­ве­ния, как пра­вило, вслед­ствие под­спуд­ной интел­лек­ту­аль­ной гор­дыни, все­це­лого упо­ва­ния на свой соб­ствен­ный слабый и гре­хов­ный разум. Мнимые апории его часто раз­ре­ша­ются осо­зна­нием того, что, по словам архи­манд­рита Пор­фи­рия (Попова), хотя Цер­ковь при­ни­мала тво­ре­ния Отцов «с осо­бен­ным ува­же­нием и пред­ла­гала их в руко­вод­ство на буду­щие вре­мена», она «не при­пи­сы­вает Святым отцам совер­шен­ной непо­гре­ши­мо­сти».

Можем ли мы гово­рить о святых отцах и учи­те­лях Церкви при­ме­ни­тельно к людям, жившим в XVIIIXX веках?

– Хри­сти­ан­ское бла­го­ве­стие нико­гда не пре­кра­ща­лось, нико­гда не оста­нав­ли­ва­лось рас­суж­де­ние, раз­мыш­ле­ние над Свя­щен­ным Писа­нием, над тем Боже­ствен­ным Откро­ве­нием, кото­рое мы имеем, поэтому Дух Святой нико­гда не уходил из Церкви. Всегда были люди, води­мые Им, кото­рые могли объ­яс­нять то, что Он для них откры­вал. Так что и в XVIII, и в XIX, и в XX, и в XXI веках были святые отцы и учи­тели Церкви. Может быть, они нам сейчас не все явно открыты, но они были, есть и будут.
А кри­те­рий очень прост, он всегда был один и тот же: Цер­ковь решает, кого назвать святым отцом, а кого учи­те­лем Церкви. Рас­смот­рев труды того или иного отца, его жизнь, она делает вывод: «Вот это обра­зец! Это канон, кото­рому нужно сле­до­вать», потому-то мы и гово­рим о кано­ни­за­ции свя­того. В каком-то смысле есть и свое­об­раз­ная кано­ни­за­ция тек­стов, кото­рая не так явна и скорее всего вызре­вает под­спудно в про­цессе вос­при­я­тия трудов того или иного свя­того отца. Так выяв­ля­ются труды, кото­рые можно счи­тать кано­ни­че­скими.
Если гово­рить о кон­крет­ных людях, то из отцов XIX и XX веков можно назвать свя­ти­теля Игна­тия Брян­ча­ни­нова, Фео­фана Затвор­ника, свя­ти­теля Фила­рета Дроз­дова, мит­ро­по­лита Мос­ков­ского – это только из рус­ских святых, а есть ведь еще и пре­по­доб­ный Иустин Попо­вич – серб­ский святой, напи­сав­ший пре­крас­ную «Дог­ма­тику», кото­рой очень многие поль­зу­ются, пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец, явив­ший нам нечто похо­жее на опыты пре­по­доб­ного Симеона Нового Бого­слова, пре­по­доб­ного Силу­ана Афон­ского, Гри­го­рия Паламы. Он, выра­жа­ясь про­стым языком, гово­рил о доста­точно глу­бо­ких вещах и явил скорее аске­ти­че­ское бого­сло­вие Церкви, нежели стро­гое дог­ма­ти­че­ское.
иеро­мо­нах Афа­на­сий (Букин)

Были ли святые отцы более святы и без­грешны, чем другие хри­сти­ане?

То, что отцов назы­вают свя­тыми, вовсе не озна­чает, что они были абсо­лютно без­грешны – это воз­можно одному лишь Гос­поду Богу. Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не счи­тала без­греш­ность усло­вием при­зна­ния кого-то святым.

Можно ли читать так назы­ва­е­мых «святых отцов-ере­сео­ло­гов»? Не ере­тики ли они?

Напро­тив, «ере­сео­ло­гами» назы­ва­ются те святые отцы и учи­теля Церкви, кото­рые боро­лись с ере­сями: св. Ириней Лион­ский, Иппо­лит Рим­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и другие.

Что каса­ется ере­си­ар­хов, то их тво­ре­ния не явля­ются сек­ре­том, для науч­ных или мис­си­о­нер­ских целей они лег­ко­до­ступны. Что каса­ется любо­пыт­ства, то имеет ли смысл тра­тить время на душе­вред­ное чтение, если есть море душе­по­лез­ного?

Мы знаем, что есть поня­тие «святые отцы», но в лите­ра­туре встре­ча­ется еще и выра­же­ние «учи­тели Церкви». Ска­жите, это разные поня­тия или одно и то же?

– Это весьма услов­ная диф­фе­рен­ци­а­ция, потому что среди святых отцов есть учи­тели Церкви, а среди учи­те­лей Церкви есть те, кого мы не назы­ваем свя­тыми. К при­меру, Ори­гена, Тер­тул­ли­ана условно при­нято назы­вать учи­те­лями Церкви, хотя они не кано­ни­зи­ро­ваны. Более того, учение Ори­гена на V Все­лен­ском Соборе было отверг­нуто, а Тер­тул­лиан в конце своей жизни впал в ересь. Тем не менее они в свое время совер­шили некий пере­во­рот в бого­сло­вии: они чему-то научили всю Цер­ковь. Хотя эти люди потом и укло­ни­лись в ересь, но они сде­лали очень важное дело для Церкви. Таким обра­зом, учи­те­лями Церкви мы назы­ваем тех святых или несвя­тых отцов, кото­рые внесли суще­ствен­ный вклад в раз­ви­тие бого­слов­ской мысли. Они писали и гово­рили исходя из своего жиз­нен­ного опыта, и потому мы рас­смат­ри­ваем их труды с точки зрения Церкви: то, что ею одоб­рено в их тво­ре­ниях, мы вос­при­ни­маем без­условно, и не при­ни­маем того, что было отверг­нуто.
иеро­мо­нах Афа­на­сий (Букин)

Можно ли назы­вать свя­щен­ника «святой отец»?

Такое обра­ще­ние к свя­щен­ни­кам в Пра­во­слав­ной Церкви абсо­лютно непри­ем­лемо. Свя­тыми отцами мы назы­ваем лишь кано­ни­зи­ро­ван­ных святых. Можно ска­зать, напри­мер: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы отно­си­тельно поста уста­но­вили такие-то пра­вила…» Но адре­со­вать эти слова к ныне живу­щему свя­щен­нику в Церкви не при­нято. Пра­виль­ное обра­ще­ние: «отец + <имя>», напри­мер «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.

***

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
«Что самое при­ме­ни­мое из насле­дия отцов для совре­мен­ной жизни? Сохра­не­ние себя в этом посто­янно меня­ю­щемся мире, сохра­не­ние иде­а­лов и прин­ци­пов хри­сти­ан­ской жизни в повсе­днев­но­сти. Каждый день, каждый час ставит нас перед нрав­ствен­ным выбо­ром: посту­пить согласно запо­ве­дям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам при­ме­нять опыт святых отцов, дабы убе­речь свою душу от иску­ше­ний. Это и есть самое при­ме­ни­мое».

прот. Геор­гий Фло­ров­ский:
«Недо­ста­точно просто подо­брать цитаты, выры­вая их из кон­тек­ста и игно­ри­руя обсто­я­тель­ства, при кото­рых было напи­сано то или иное сочи­не­ние. Многие «выска­зы­ва­ния Отцов» имеют кон­крет­ную поле­ми­че­скую направ­лен­ность: их, про­из­не­сен­ных «по случаю», надо исполь­зо­вать с вели­чай­шей осто­рож­но­стью и акку­рат­но­стью. Уста­но­вить истин­ный смысл каж­дого заме­ча­ния мы можем только из кон­тек­ста, приняв во вни­ма­ние целост­ное миро­воз­зре­ние автора».

***

См. ПАТ­РИ­СТИКАПАТРО­ЛО­ГИЯ, ОТЦЫ И УЧИ­ТЕЛИ ЦЕРКВИ, ПРИН­ЦИП СОГЛА­СИЯ ОТЦОВ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки