Сын Человеческий

Ю. Рубан

Сын Чело­ве­че­ский (евр. бен-адам, арам. бар-енаш) – сло­во­со­че­та­ние, часто упо­треб­ля­е­мое в Ветхом Завете как сино­ним чело­века (Пс.79:18). Оно обо­зна­чает члена чело­ве­че­ского рода («сын Адама») и под­чер­ки­вает пре­хо­дя­щесть чело­века, его сла­бость, незна­чи­тель­ность перед Богом (Ис.51:12; Иов.25:6; Пс.10:4; Иез.2:1,3 и др.), но одно­вре­менно – вели­чие как след­ствие Божией бла­го­сти, поста­вив­шей его венцом всего тво­ре­ния (Пс.106:8; Притч.8:31; Пс.8:5).

В Книге про­рока Дани­ила (ок. 164 до н.э.) зна­че­ние имени Сын Чело­ве­че­ский суще­ственно изме­ня­ется и оно впер­вые ста­но­вится сино­ни­мом Мессии, приход Кото­рого пола­гает конец после­до­ва­тель­ной смене вла­ды­че­ства на земле четы­рех все­мирно-исто­ри­че­ских царств (вави­лон­ского, пер­сид­ского, мидий­ского и гре­че­ского, – воз­можны и иные отож­деств­ле­ния), сим­во­ли­зи­ру­е­мых четырьмя фан­та­сти­че­скими гер­бо­выми зве­рями (Дан.7:1–8). «Видел я… вот, с обла­ками небес­ными шел как бы Сын Чело­ве­че­ский, дошел до Вет­хого днями, и под­ве­ден был к Нему. И Ему дана власть, слава и цар­ство, чтобы все народы, пле­мена и языки слу­жили Ему. Вла­ды­че­ство Его – вла­ды­че­ство вечное, кото­рое не прейдет, и цар­ство Его не раз­ру­шится» (Дан.7:13–14). Послан­ни­че­ство этого таин­ствен­ного Сына Чело­ве­че­ского – не про­дол­же­ние дея­тель­но­сти земных царей, и Его чело­ве­че­ский облик ука­зы­вает на отли­чие Мес­си­ан­ского Цар­ства от «зве­ри­ных» поли­ти­че­ских импе­рий. Он воз­гла­вит эсха­то­ло­ги­че­ское цар­ство, духов­ное и транс­цен­дент­ное. В памят­ни­ках позд­ней­шей иудей­ской апо­ка­лип­тики (Книга Еноха) образ Сына Чело­ве­че­ского допол­ня­ется новыми чер­тами, однако нет речи о его земном про­ис­хож­де­нии и стра­да­ниях.

В Еван­ге­лиях «Сын Чело­ве­че­ский» – регу­ляр­ное само­на­зва­ние Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос пер­во­свя­щен­ника: «Ты ли Мессия (Хри­стос), Сын Бла­го­сло­вен­ного?» – Иисус отве­чает утвер­ди­тельно, отож­деств­ляя Себя с Сыном Чело­ве­че­ским, сидя­щим одес­ную (по правую сто­рону) Бога (Пс.109:1) и шеству­ю­щим с обла­ками небес­ными (Мк.14:61–62; см. Дан.7:13). Устра­няя идею о земном Мессии-вои­теле, Хри­стос гово­рит о Себе как о Сыне Божием. За это утвер­жде­ние Он был осуж­ден как бого­хуль­ник. Более того, Хри­стос при­дает назва­нию Сын Чело­ве­че­ский и содер­жа­ние, не преду­смот­рен­ное апо­ка­лип­ти­че­ской тра­ди­цией. Он пришел осу­ще­ствить в Своей земной жизни при­зва­ние Раба-Отрока Яхве, отверг­ну­того и уби­того, чтобы в конце быть про­слав­лен­ным и спасти многих (Ис.52:13–53:12; Мк.8:31; Мф 17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким обра­зом, для общего опре­де­ле­ния Своего слу­же­ния Иисус пред­по­чел имя Сын Чело­ве­че­ский имени Мессия (Хри­стос) (см. Мк.8:29–30), кото­рое было чрез­мерно свя­зано с зем­ными, наци­о­нально-поли­ти­че­скими надеж­дами иудеев. В осталь­ных писа­ниях Нового Завета выра­же­ние Сын Чело­ве­че­ский встре­ча­ется редко (около десяти раз), а из пись­мен­но­сти и культа хри­сти­ан­ских общин исче­зает рано и навсе­гда, что свя­зано, веро­ятно, с его табу­и­ро­ван­но­стью в каче­стве само­на­зва­ния Иисуса Христа (ана­ло­гично имени Яхве, – см.).


Лите­ра­тура:

  1. Вве­ден­ский А. К. Язык Книги пр. Дани­ила в связи с исто­рией ее про­ис­хож­де­ния // Труды Киев­ской духов­ной ака­де­мии. 1912. № 4. С. 493–510;
  2. Щего­лев Н. Почему Иисус Хри­стос назы­вает Себя Сыном Чело­ве­че­ским? // Вос­крес­ное Чтение. 1881;
  3. Гро­мо­гла­сов И. Наиме­но­ва­ние Иисуса Христа Сыном Чело­ве­че­ским // Чтения в Обще­стве люби­те­лей духов­ного про­све­ще­ния. 1894. № 2. С. 107–154;
  4. Мень А., прот. Сын Чело­ве­че­ский (любое изда­ние);
  5. Анто­ний (Хра­по­виц­кий), еп. Сын Чело­ве­че­ский (Опыт истол­ко­ва­ния) // Бого­слов­ский Вест­ник. 1903 (отд. оттиск).
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки