Какое отношение имеет наличие или отсутствие тела к раскаянию?
Прп. Иоанн Дамаскин пишет: "Он (ангел) не способен к раскаянию, потому что бестелесен. Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела".
Источник: ТИПВ.
4 Ответа
Это связано с особенностью реализации ими свободы. Человеческая воля изменчива, пока он жив, тогда как воля ангела прилепляется твердо и неподвижно. Человек способен делать много выборов до противоположности, а свободная воля ангела свободна в выборе противоположного лишь перед выбором, но никак не после. Поэтому одни ангелы, однажды выбрав добро, утвердились в нем, в то время как другие, согрешив, упорствуют в грехе.
Иными словами, Бог сотворил человека и ангела с разными опциями, в соответствии с которыми они реализуют свой выбор.
Что касается связи тела с возможностью нравственного изменения человека, то прп. Иустин (Попович) пишет:
Религиозно-нравственное состояние душ в загробной жизни кардинальным образом не меняется. Если бы Бог в корне его изменил, то учинил бы насилие над неприкосновенностью свободы человеческой души и истребил бы то, что делает личность личностью.
Впрочем, и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем своим существом и желала она полностью себя изменить и начать новую жизнь, вполне отличную от ее жизни на земле, – не смогла бы этого сделать. А не смогла бы потому, что в загробной жизни ей недостает тела – необходимой части человеческой личности для полного самостоятельного волеизъявления и деятельности последней – и не будет у нее земных условий и средств спасения. Другими словами, в загробной жизни покаяние невозможно, ибо там дозревает то, что посеяно и взращено на земле. На это указывает Священное Писание, сравнивая земную жизнь с севом (сеянием), а жизнь за гробом – с жатвой (см. Гал.6:7–8).
Ангелы устроены так, что могут выбирать один раз. Вот они и сделали в начале свой выбор и остались в нем.
Если они могут выбирать только один раз, значит они могут выбирать из чего — то уже существующего, то есть между добром и злом. Но Бог зла не творил. Не понятно.
«Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола, или, как говорит Священное Писание: «грех есть беззаконие» (1Ин. 3, 4), т.е. грех есть преступление закона Божия, и сие преступление собственно есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника» (Православное исповедание).
Паки из Дамаскина:
Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти.
И еще:
Раскаяние есть возвращение от того, что противно природе, к тому, что согласно с природою, и от диавола к Богу, происходящее при помощи подвижнической жизни и трудов.
Как видно, полный человек показывает свое покаяние через телесные труды в силу нашей сложной телесно-духовной природы. Отсутствие тела пресекает дальнейшую возможность покаяния ("по причине немощи тела", как выше было написано) и тем самым фиксирует волю в вечность.
У ангелов же возможность выбора была, как и у всякого свободного разумного существа, но из-за отсутствия тела воля ангела после падения стала неизменяемой.
В Писании о невозможности покаяния для ангелов прямо не говорится, а у отцов это общее место (иногда, правда, связывают ее не с падением ангелов, а с грехопадением Адама). Таким образом, это элемент учения Церкви в силу согласия отцов.
После падения ангелы - денница и те, кто последовал за ним - не лишились способности к волеизъявлению. Они свободно выбрали зло. Они не обращаются, и как следует из Писания, не обратятся к Добру, поскольку осознанно и свободно утвердились во зле.
В отличие от ангелов, человек двусоставен: состоит из души тела. И нередко грешит, будучи побуждаем именно плотским началом. Многие верующие, даже и решившись вести праведную жизнь, спотыкались (и спотыкаются) совершая грехи, связанные с проявлением плотского начала. Порой на преодоление плотских греховных страстей у подвижников уходят годы.
Не понятно. Если ангелы не могут изменяться, как добрые ангелы стали злыми?