Цар­ские врата

***

Ца́рские врата́ – врата, нахо­дя­щи­еся посре­дине ико­но­стаса. Назы­ва­ются так потому, что чрез них, во время совер­ше­ния литур­гии, выно­сятся Святые Дары – выхо­дит к веру­ю­щим сам Гос­подь, Царь Славы.

Ико­но­стас имеет трое врат. Цен­траль­ные, самые боль­шие, назы­ва­ются Цар­скими вра­тами. Цар­скими они назы­ва­ются потому, что сим­во­ли­зи­руют вход в Цар­ство Божье, рай­ские врата. В бого­слу­же­нии откры­тие Цар­ских врат сим­во­ли­зи­рует отвер­зе­ние Небес­ного Цар­ства. 

Цар­ство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Цар­ских вратах дважды изоб­ра­жа­ется бла­го­ве­щен­ская тема: сцена Бла­го­ве­ще­ния с Девой Марией и Архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, а также четыре еван­ге­ли­ста, бла­го­вест­ву­ю­щие миру.

Когда-то на литур­ги­че­ский воз­глас «Двери, двери!» слу­жи­тели закры­вали наруж­ные двери храма, и они носили назва­ние Цар­ских, ибо все веру­ю­щие суть цар­ствен­ное свя­щен­ство, теперь же закры­ва­ются двери алтаря. Закры­ва­ются Цар­ские врата и во время Евха­ри­сти­че­ской молитвы, так что бла­го­да­ря­щие Гос­пода за Его иску­пи­тель­ную жертву нахо­дятся как бы по разные сто­роны алтар­ной пре­грады. Но для того, чтобы свя­зать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что про­ис­хо­дит в алтаре, над Цар­скими вра­тами поме­щают икону «Тайная вечеря» (или «При­ча­ще­ние апо­сто­лов»). Иногда на створ­ках Цар­ских врат поме­щают изоб­ра­же­ния твор­цов литур­гии свв. Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста.

Справа от Цар­ских врат рас­по­ло­жена икона Спа­си­теля, где Он изоб­ра­жен с Книгой и бла­го­слов­ля­ю­щим жестом. Слева – икона Бого­ро­дицы (как пра­вило, с Мла­ден­цем Иису­сом на руках). Хри­стос и Бого­ро­дица встре­чают нас во вратах Цар­ства Небес­ного и ведут к спа­се­нию через всю нашу жизнь. Гос­подь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «Я – дверь овцам» (Ин.10:7). Бого­ро­дицу назы­вают Оди­гит­рией, что значит“путеводительница» (обычно здесь и поме­щают ико­но­гра­фи­че­ский вари­ант Бого­ма­тери Оди­гит­рии).

Икона, сле­ду­ю­щая после образа Спа­си­теля (справа по отно­ше­нию к пред­сто­я­щим), изоб­ра­жает свя­того или празд­ник, в честь кото­рого данный храм назван. Если вы вошли в незна­ко­мый храм, доста­точно посмот­реть на вторую икону справа от Цар­ских врат, чтобы опре­де­лить, в каком храме вы нахо­ди­тесь – в Николь­ском храме на этом месте будет образ св. Нико­лая Мир­ли­кий­ского, в Тро­иц­ком – икона Святой Троицы, в Успен­ском – Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в храме Космы и Дами­ана – образ свв. бес­среб­ре­ни­ков и т.д.

Кроме Цар­ских врат, в нижнем ряду рас­по­ло­жены также южные и север­ные двери (назы­ва­е­мые ещё диа­кон­скими, потому, что именно диакон в про­цессе бого­слу­же­ния поль­зу­ется ими чаще других). Как пра­вило, они гораздо мень­шего раз­мера и ведут в боко­вые части алтаря – жерт­вен­ник, где совер­ша­ется Про­ско­ми­дия, и дья­кон­ник или риз­ницу, где свя­щен­ник обла­ча­ется перед литур­гией и где хра­нятся обла­че­ние и утварь. На дья­кон­ских дверях обычно изоб­ра­жают либо архан­ге­лов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих ангель­ское слу­же­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, либо пер­во­му­че­ни­ков архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия, пока­зав­ших истин­ный пример слу­же­ния Гос­поду.

Изнутри Цар­ских врат при­ве­ши­ва­ется завеса (греч. καταπέτασμα — ката­пе­тасма), кото­рую откры­вают или закры­вают в опре­де­лен­ные моменты бого­слу­же­ния.

Цар­ские врата откры­ва­ются только во время бого­слу­же­ния и только в опре­де­лен­ные его моменты. Во время Свет­лой (Пас­халь­ной) сед­мицы не затво­ря­ются целую неделю в знак того, что Иисус Хри­стос отверз нам врата Небес­ного Цар­ствия.

Цар­ские врата отвер­за­ются во время Литур­гии:

  • для Малого входа с Еван­ге­лием, зна­ме­ну­ю­щего явле­ние Гос­пода на про­по­ведь Еван­ге­лия, а по про­чте­нии Еван­ге­лия затво­ря­ются;
  • для Вели­кого входа, на кото­ром Святые Дары пере­но­сятся с жерт­вен­ника на пре­стол, после закры­ва­ются, что обо­зна­чает соше­ствие Спа­си­теля во ад;
  • при изне­се­нии Святых Даров для при­ча­ще­ния народа, что изоб­ра­жает явле­ние Гос­пода Своим уче­ни­кам по вос­кре­се­нии, воз­не­се­ние на небо и Откры­тие Цар­ства Небес­ного.

Сквозь цар­ские врата поз­во­ля­ется про­хо­дить только свя­щен­но­слу­жи­те­лям.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки