Царство Божие (Небесное)

Литература по теме

«...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Мф.4:17)

Ца́рство Бо́жие (Царство Небесное, Царство Христово)

1) Царство Небесное, область обитания светлых ангелов и почивших о Господе святых (людей);
2) Церковь Христова;
3) действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке;
4) Царство Славы, которое откроется после второго Пришествия Господа Иисуса Христа
5) (иногда) весь мир, как находящийся под властью Надмирного Царя, Бога.

carstvo bozhie nebesnoe – Царство Божие (Небесное)

В «Пространном христианском катихизисе» говорится о трояком Царстве Христа: царство природы (весь мир), царство благодати (Церковь на земле), царство славы (Церковь на небесах). Изречение Символа веры, согласно которому Царствию Христа «не будет конца», относится к Царству Славы, о котором архангел Гавриил благовествовал Богоматери: «Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:32–33).

Понятие «Царство Небесное» в догматическом богословии используется как синоним небесного Рая – области обитания святых после их смерти.

Царство Небесное является одним из четырех предметов, отмеченных в «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (кроме смерти, Страшного Суда и вечных мучений), о которых полезно постоянно размышлять православному христианину (см. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 123).

Тема Царства Божия в Евангелиях

Провозглашение Царства Небесного было одной из главных тем проповеди Иисуса Христа (Мф.4:17; Мк.1:14-15). Выражение «Царство Небес (Небесное)» несколько раз использовано в Евангелии от Матея; кроме того оно встречается во Втором послании апостола Павла к Тимофею (2Тим.4:18).

Нагорная проповедь Иисуса Христа посвящена теме праведности людей, которые достойны войти в это Царство (Мф.5:20). Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытии в человеке образа и подобия Бога. Мы можем наследовать Царствие Божие, лишь если уподобимся Богу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Царство Божие понимается и как состояние души, и как конкретное место. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21).

Грешнику невозможно войти в это Царство, если он не переменится внутренне. Спаситель также говорит о Крещении, как о необходимом условии вхождения в Царство (Ин.3:5). Оно, с одной стороны отчасти уже пришло для верующих, с другой стороны – оно наступит только «в веке грядущем» (Мк.10:30).

Это Царство становится не только реальностью будущего, но и новым измерением в жизни людей здесь и сейчас, на земле и во времени. Таким образом, пришествие Царства Божия связано с наступлением мессианской эпохи. Но Царство Христа «не от мира сего» (Ин.18:36), оно небесного происхождения и должно утвердиться на земле не теми средствами, какими обыкновенно основываются и утверждаются земные царства.

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов).

Спаситель уподобляет Царство Небесное:

  1. человеку, посеявшему доброе семя (Мф.13:24);
  2. зерну горчичному, посеянному на поле (Мф.13:31);
  3. закваске (Мф.13:33);
  4. сокровищу, скрытому на поле (Мф.13:44);
  5. купцу, ищущему хороших жемчужин (Мф.13:45);
  6. неводу, закинутому в море (Мф.13:47);
  7. царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф.18:23);
  8. хозяину дома, нанимающему работников в виноградник (Мф.20:1);
  9. царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф.22:2);
  10. десяти девам со светильниками (Мф.25:1).

Окончательно и явно Царство Божие откроется во время Второго пришествия Господа Иисуса Христа на землю. В притче о плевелах сказано: «Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную» (Мф.13:41-42). В притче о Страшном Суде говорится, что когда Сын Человеческий придет во славе, Он воссядет на Своем престоле, чтобы судить народы, отделяя овец от козлов. Праведники унаследуют Царство, уготованное им «от сотворения мира», войдут в «жизнь вечную» (Мф.25:31-46). Условием вхождения в вечную жизнь, то есть в Царство Небесное, является соблюдение заповедей Божьих (Мф.19:17-19). Только тот, кто подобен ребенку, войдет в это Царство (Мф.18:3). Прошение о наступлении Царства Божия содержится в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое» (Мф.6:10).

Тема Царства Божия в посланиях апостола Павла

В посланиях апостола Павла о Царстве Божием также говорится двояким образом. Господь уже избавил верующих от власти тьмы и ввел их в Царство Своего возлюбленного Сына (Кол.1:13). Оно имеет духовный характер: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17). С другой стороны, под Царством Божиим подразумевается то Царство, куда предстоит войти в будущем (1Кор.15:50; 2Фес.1:5). В это Царство не войдут нераскаянные грешники (1Кор.6:9; Гал.5:21; Еф.5:5). Иисус Христос уже прославлен и вознесен над всеми как Господь (Флп.2:11), пока Его правление невидимо, но оно обнаружится очевидным образом во время Его Пришествия. Христос предаст под власть Отца Царство, в котором установится новый порядок жизни (1Кор.15:24).

О тысячелетнем Царстве Христа (упоминается в 20 гл. книги Откровения) см. Хилиазм.

azsaints 105 – Царство Божие (Небесное)

Цитаты о Царстве Божьем

«Царство Неба – это не там, а здесь, и это принципиально важная вещь, которую мы с большой легкостью забываем. Поэтому когда люди пытаются прочитать, или себя спросить, или вообще как-то обсуждать, что это, где это, и как туда попасть, возникают совершенно очевидные искажения смысла. Кажется, что лишь, когда ты закончишь свой земной путь, и тебе проиграют печальную музыку, тебе может быть, или не быть, открыться или не открыться Царство Небесное. Это, наверное, так. Но для христиан все-таки важно как раз другое. То, что Бог предлагает нам нечто прямо сейчас и прямо здесь. На мой взгляд, это вообще одна из самых фундаментальных и самых радостных вещей, которые в Евангелии есть».
священник Антоний Лакирев

«Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.
Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю.
Святой Иоанн Златоустый сказал: «Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие». Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся».
митрополит Сурожский Антоний

«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?». Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
преподобный Силуан Афонский

«Кто-нибудь скажет: я не хочу Царства Божия, желаю лишь вечного покоя. Пусть не обманывает себя, братья, ибо есть только два места и нет третьего: кто не заслужит царствовать вместе с Христом, тот, вне всякого сомнения, погибнет вместе с диаволом».
свт. Кесарий Арелатский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka