Слава

(2 голоса: 5 из 5)

Слава — 1) высокая степень признания; почетная известность; 2) сложившееся мнение о ком-либо, чём-либо, молва; 3) хвала (например, в случае употребления этого слова в форме возгласа: слава Богу — хвала Богу (Ис.24:16)); 4) предмет восхищения (Иудиф.15:9); 5) слава Божия — Божественное действие, Божественная энергия (Исх.24:16); явление Бога, видимый знак особого Божьего присутствия (Исх.16:10).

Слава славе рознь

Многие люди, живя земной жизнью, мечтают прославиться. Одни ищут славы в текущей земной жизни, другие хотят запечатлеть свое имя в истории и в памяти потомков. Плохо это или хорошо? Обратимся к Священному Писанию.

Одно из наиболее ранних библейских упоминаний о людях, овеянных человеческой славой, находится в Книге Бытия и относится к древним исполинам: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:4).

Исходя из контекста повествования видно, что славными исполины выглядели лишь в очах своих современников. Согласно же Божественной оценке, они были грешниками, преступниками: «мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). По этой причине, в соответствии с Промыслом Божьим, они были уничтожены водами потопа, как злодеи. Так слава их обратилась в бесславие.

Другой характерный пример связан со строительством представителями послепотопного человечества Вавилонской башни. Как известно, одной из приоритетных целей возведения башни было достижение земной славы. Об этом свидетельствовали сами строители: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя» (Быт.11:4). Так в погоне за земной славой люди, впервые в истории человечества, организовали всеобщий бунт против Бога. Вмешательство Божье не позволило им осуществить дерзкий замысел.

Из представленных выше примеров видно, что по крайней мере не всё то, что почитается славным в кругу людей, славно и в очах Вседержителя. В Книге Притчей Соломоновых, как бы в подтверждение сказанному, так прямо и указывается, что поиск земной славы ради славы может ознаменоваться бесславием: «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» (Притч.25:27). Кроме того, не всякая слава безвредна для духовно-нравственного состояния человека.

Однако слава славе рознь. Бывает, что слава, сопутствующая тому или иному человеку, славна не только перед людьми, но и перед Отцом Славы, Богом. О такой именно славе говорил псалмопевец: «В Боге спасение мое и слава моя» (Пс.61:8). О такой славе говорил через пророкоов и Сам Господь: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар.2:30).

Мы знаем бесчисленное множество святых, прославленных Богом, достигших этого состояния не только не стремясь к обретению славы среди людей, но и чуждаясь элементарных человеческих похвал. Так, в первые века существования монашества довольно популярным правилом среди пустынников было: «почитай себя за ничто». И они почитали. Такая самооценка подвижников была связана с их смиренным настроем. Причину всех своих достижений они видели прежде всего не в себе, но в Творце. Нередко смирение прямо противопоставлялось ими земной, суетной славе. «Случается, — утверждал в данной связи преподобный авва Дорофей…, — что иной и смиряется для славы».

В этих словах преподобного аввы улавливается тот смысл, что причиной стремления человека к земной славе часто является гордость. Гнездясь в человеческом сердце, она требует удовлетворения, а получая его, преобразуется в страсть. Насколько эта страсть бывает губительной, видно из того, что она нередко именовалась отцами «дверью греха».

Итак, важно помнить: достижение истинной, богоугодной славы возможно лишь в Господе. Кроме того, в этом же отношении важно помнить завет Иисуса Христа: «кто из вас больше, будь как меньший» (Лк.22:26).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс