Слава

Слава — 1) высо­кая сте­пень при­зна­ния; почет­ная извест­ность; 2) сло­жив­ше­еся мнение о ком-либо, чём-либо, молва; 3) хвала (напри­мер, в случае упо­треб­ле­ния этого слова в форме воз­гласа: слава Богу — хвала Богу (Ис.24:16)); 4) пред­мет вос­хи­ще­ния (Иудиф.15:9); 5) слава Божия — Боже­ствен­ное дей­ствие, Боже­ствен­ная энер­гия (Исх.24:16); явле­ние Бога, види­мый знак осо­бого Божьего при­сут­ствия (Исх.16:10); 6) одна из трёх частей, на кото­рые делится каждая из 20 частей (кафизм) Псал­тири.

***

Слава славе рознь

Многие люди, живя земной жизнью, меч­тают про­сла­виться. Одни ищут славы в теку­щей земной жизни, другие хотят запе­чат­леть свое имя в исто­рии и в памяти потом­ков. Плохо это или хорошо? Обра­тимся к Свя­щен­ному Писа­нию.

Одно из наи­бо­лее ранних биб­лей­ских упо­ми­на­ний о людях, ове­ян­ных чело­ве­че­ской славой, нахо­дится в Книге Бытия и отно­сится к древним испо­ли­нам: «В то время были на земле испо­лины, осо­бенно же с того вре­мени, как сыны Божии стали вхо­дить к доче­рям чело­ве­че­ским, и они стали рож­дать им: это силь­ные, издревле слав­ные люди» (Быт.6:4).

Исходя из кон­тек­ста повест­во­ва­ния видно, что слав­ными испо­лины выгля­дели лишь в очах своих совре­мен­ни­ков. Согласно же Боже­ствен­ной оценке, они были греш­ни­ками, пре­ступ­ни­ками: «мысли и помыш­ле­ния сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). По этой при­чине, в соот­вет­ствии с Про­мыс­лом Божьим, они были уни­что­жены водами потопа, как злодеи. Так слава их обра­ти­лась в бес­сла­вие.

Другой харак­тер­ный пример связан со стро­и­тель­ством пред­ста­ви­те­лями после­по­топ­ного чело­ве­че­ства Вави­лон­ской башни. Как известно, одной из при­о­ри­тет­ных целей воз­ве­де­ния башни было дости­же­ние земной славы. Об этом сви­де­тель­ство­вали сами стро­и­тели: «построим себе город и башню, высо­тою до небес, и сде­лаем себе имя» (Быт.11:4). Так в погоне за земной славой люди, впер­вые в исто­рии чело­ве­че­ства, орга­ни­зо­вали все­об­щий бунт против Бога. Вме­ша­тель­ство Божье не поз­во­лило им осу­ще­ствить дерз­кий замы­сел.

Из пред­став­лен­ных выше при­ме­ров видно, что по край­ней мере не всё то, что почи­та­ется слав­ным в кругу людей, славно и в очах Все­дер­жи­теля. В Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых, как бы в под­твер­жде­ние ска­зан­ному, так прямо и ука­зы­ва­ется, что поиск земной славы ради славы может озна­ме­но­ваться бес­сла­вием: «Как не хорошо есть много меду, так домо­гаться славы не есть слава» (Притч.25:27). Кроме того, не всякая слава без­вредна для духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния чело­века.

Однако слава славе рознь. Бывает, что слава, сопут­ству­ю­щая тому или иному чело­веку, славна не только перед людьми, но и перед Отцом Славы, Богом. О такой именно славе гово­рил псал­мо­пе­вец: «В Боге спа­се­ние мое и слава моя» (Пс.61:8). О такой славе гово­рил через про­ро­коов и Сам Гос­подь: «Я про­славлю про­слав­ля­ю­щих Меня» (1Цар.2:30).

Мы знаем бес­чис­лен­ное мно­же­ство святых, про­слав­лен­ных Богом, достиг­ших этого состо­я­ния не только не стре­мясь к обре­те­нию славы среди людей, но и чуж­да­ясь эле­мен­тар­ных чело­ве­че­ских похвал. Так, в первые века суще­ство­ва­ния мона­ше­ства довольно попу­ляр­ным пра­ви­лом среди пустын­ни­ков было: «почи­тай себя за ничто». И они почи­тали. Такая само­оценка подвиж­ни­ков была свя­зана с их сми­рен­ным настроем. При­чину всех своих дости­же­ний они видели прежде всего не в себе, но в Творце. Нередко сми­ре­ние прямо про­ти­во­по­став­ля­лось ими земной, сует­ной славе. «Слу­ча­ется, — утвер­ждал в данной связи пре­по­доб­ный авва Доро­фей…, — что иной и сми­ря­ется для славы».

В этих словах пре­по­доб­ного аввы улав­ли­ва­ется тот смысл, что при­чи­ной стрем­ле­ния чело­века к земной славе часто явля­ется гор­дость. Гнез­дясь в чело­ве­че­ском сердце, она тре­бует удо­вле­тво­ре­ния, а полу­чая его, пре­об­ра­зу­ется в страсть. Насколько эта страсть бывает губи­тель­ной, видно из того, что она нередко име­но­ва­лась отцами «дверью греха».

Итак, важно пом­нить: дости­же­ние истин­ной, бого­угод­ной славы воз­можно лишь в Гос­поде. Кроме того, в этом же отно­ше­нии важно пом­нить завет Иисуса Христа: «кто из вас больше, будь как мень­ший» (Лк.22:26).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки