Тайна исповеди

***

Та́йна и́споведи – кано­ни­че­ский прин­цип, согласно кото­рому, свя­щен­ники и епи­скопы не вправе раз­гла­шать откры­тое им испо­ве­до­вав­ши­мися перед ними лицами.

tajna ispovedi - Тайна исповеди

Тайна испо­веди охра­ня­ется не только цер­ков­ными кано­нами, но и явля­ются в России само­сто­я­тель­ным видом охра­ня­е­мых зако­ном тайн.

В соот­вет­ствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О сво­боде сове­сти и о рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ниях» от 26 сен­тября 1997 г.: «Тайна испо­веди охра­ня­ется зако­ном. Свя­щен­но­слу­жи­тель не может быть при­вле­чен к ответ­ствен­но­сти за отказ от дачи пока­за­ний по обсто­я­тель­ствам, кото­рые стали известны ему из испо­веди».
Уго­ловно-про­цес­су­аль­ный кодекс РФ: пункт 4 ч. 3 ст. 56: «Не под­ле­жат допросу в каче­стве сви­де­те­лей: 4) свя­щен­но­слу­жи­тель — об обсто­я­тель­ствах, став­ших ему извест­ными из испо­веди».
Граж­дан­ско-про­цес­су­аль­ный кодекс РФ: пункт 3 ч. 3 ст. 69: «Не под­ле­жат допросу в каче­стве сви­де­те­лей: 3) свя­щен­но­слу­жи­тели рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций, про­шед­ших госу­дар­ствен­ную реги­стра­цию, — об обсто­я­тель­ствах, кото­рые стали им известны из испо­веди».

120‑е пра­вило Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике строго запре­щает духов­нику нару­шать тайну испо­веди: за откры­тие греха испо­ве­до­вав­ше­гося духов­ный отец запре­ща­ется на три года в слу­же­нии, и каждый день должен класть сто покло­нов.

В книге «О долж­но­стях пре­сви­те­ров при­ход­ских» (§ 109) име­ется пред­пи­са­ние, запре­ща­ю­щее свя­щен­нику откры­вать кому-либо испо­ве­дан­ные грехи даже в общих словах.

В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» (IX.2) ска­зано, что «даже в целях помощи пра­во­охра­ни­тель­ным орга­нам свя­щен­но­слу­жи­тель не может нару­шать тайну испо­веди или иную охра­ня­е­мую зако­ном тайну (напри­мер, тайну усы­нов­ле­ния). В своем душе­по­пе­че­нии о заблуд­ших и осуж­ден­ных пас­тыри, через пока­я­ние узнав сокры­тое от след­ствия и пра­во­су­дия, руко­вод­ству­ются тайной испо­веди». Если же свя­щен­ник узнал о гото­вя­щемся пре­ступ­ле­нии, он должен попы­таться пере­убе­дить чело­века не совер­шать его. Это каса­ется, прежде всего, убийств, тер­ро­ри­сти­че­ских актов и пре­ступ­ных при­ка­зов во время войны. В этом случае свя­щен­ник, не рас­кры­вая лич­но­сти чело­века и других обсто­я­тельств, спо­соб­ных открыть ее, может пре­ду­пре­дить тех, кому угро­жает опас­ность. В труд­ных слу­чаях свя­щен­ник  должен обра­титься к епар­хи­аль­ному архи­ерею за сове­том.

В «Напо­ми­на­нии свя­щен­нику об обя­зан­но­стях его при совер­ше­нии таин­ства пока­я­ния» о хра­не­нии тайны испо­веди ска­зано сле­ду­ю­щее: «Свя­щен­ник обязан есте­ствен­ными и поло­жи­тель­ными, Боже­ствен­ными и чело­ве­че­скими зако­нами хра­нить в нена­ру­ши­мой тайне то, что он знает из испо­веди каю­щихся. Совесть их есть непри­кос­но­вен­ная свя­тыня и тайна, кото­рую только Бог видит и судит. Ни для какой цели, никому, кто бы он ни был, не должно откры­вать тайну испо­веди, хотя бы за сохра­не­ние сей тайны даже угро­жали лише­нием жизни. Духов­ник не осво­бож­да­ется от обя­зан­но­сти хра­нить тайну испо­веди своего духов­ного сына даже по смерти его. Свя­щен­ник во время испо­веди зани­мает место самого Бога. Но как Бог никому не откры­вает испо­веди, так и он должен хра­нить тайну испо­веди. Нигде не видим, чтобы Бог, слыша испо­ведь, объ­яв­лял оную все­на­родно». Кроме того, свя­щен­ник должен мол­чать обо всех извест­ных ему обсто­я­тель­ствах совер­ше­ния испо­ве­дан­ных грехов, «о соучаст­ни­ках во грехах, об епи­ти­мии, поло­жен­ной им на каю­щихся, о недо­стат­ках есте­ствен­ных, какие откры­ва­ются на испо­веди, напри­мер о неза­кон­но­сти рож­де­ния, о тайной болезни, о всех иску­ше­ниях и недо­уме­ниях каю­ще­гося, о доб­ро­де­те­лях, какие обна­ру­жи­лись бы чрез рас­кры­тие жизни и сове­сти при испо­веди во грехах. Вообще не должно откры­вать ничего такого, что может сде­лать для каю­щихся испо­ведь непри­ят­ною или нена­вист­ною».

По словам свя­щен­ника Т. Тихо­ми­рова, «свя­щен­ник не может сооб­щать све­де­ний след­ствию об умер­ших от побоев и отравы, о кото­рых он узнал на испо­веди; не может открыть пре­ступ­ника, сознав­ше­гося в пре­ступ­ле­нии, хотя бы этим мог рас­крыть дело или спасти невин­ного, неспра­вед­ливо обви­ня­е­мого в том же пре­ступ­ле­нии; не может тре­бо­вать граж­дан­ским путем похи­щен­ные у него вещи, хотя бы на испо­веди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она нахо­дится; не может открыть роди­те­лям о про­ступ­ках их детей, хотя бы знал, что откры­тие это могло бы при­не­сти пользу для тех или других и т.п.».

Кос­вен­ным нару­ше­нием тайны испо­веди может счи­таться гром­кая беседа во время испо­веди, знаки отвра­ще­ния и ужаса со сто­роны духов­ника, а также иные слова и дей­ствия, кото­рые каким-либо обра­зом выдают или хотя бы дают осно­ва­ние подо­зре­вать испо­ве­ду­ю­ще­гося в тяжком грехе. Вне испо­веди духов­ник не может гово­рить с испо­ве­до­вав­шимся о том, что каса­ется его испо­веди, без ясного поз­во­ле­ния послед­него. Слы­шан­ное на испо­веди должно быть пре­дано веч­ному забве­нию, как уже не суще­ству­ю­щее.

В случае если во время совер­ше­ния испо­веди рядом нахо­ди­лись другие люди, кото­рые слы­шали ее содер­жа­ние или, если чело­век высту­пал посред­ни­ком между духов­ни­ком и каю­щимся (напри­мер, пере­вод­чик), то они также не имеют право раз­гла­шать то, что они узнали кому бы то ни было еще.

В неко­то­рой сте­пени, кос­венно, тайна испо­веди каса­ется не только свя­щен­ника, но и испо­ве­ду­ю­ще­гося. Не при­нято рас­ска­зы­вать окру­жа­ю­щим о епи­ти­миях и реко­мен­да­циях данных свя­щен­ни­ком, дабы не ввести кого-либо в соблазн. Свя­щен­ник назна­чает духов­ные лекар­ства исходя из внут­рен­него состо­я­ния каю­ще­гося, поэтому для исце­ле­ния одного и того же греха к разным людям могут при­ме­няться разные сред­ства.

В XVIII веке при импе­ра­торе Петре I госу­дар­ство пыта­лось ввести прак­тику доно­сов в Тайную Кан­це­ля­рию. Согласно «Духов­ному регла­менту» 1721 года свя­щен­но­слу­жи­тель должен был доно­сить о воз­мож­но­сти пре­ступ­ле­ния против госу­дар­ства: измена, бунт, поку­ше­ние на честь и здо­ро­вье госу­даря и его семьи, а также о рас­про­стра­не­нии ереси, или о каких-либо дей­ствиях, вно­ся­щих сму­ще­ние в народ. Ново­вве­де­ние было вос­при­нято нега­тивно и на деле не полу­чило широ­кого рас­про­стра­не­ния. «Духов­ный регла­мент» был отме­нен Помест­ным Собо­ром Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церкви в 1917 году.

Может ли свя­щен­ник как-то упо­треб­лять с поль­зой све­де­ния, полу­чен­ные им на испо­веди?

Да, может, если будет делать это пра­вильно. В «Напо­ми­на­нии свя­щен­нику об обя­зан­но­стях его при совер­ше­нии таин­ства пока­я­ния» даются сле­ду­ю­щие реко­мен­да­ции:

  1. Свя­щен­ник может молиться Богу о каждом своем духов­ном сыне и испра­ши­вать для него бла­го­дати исправ­ле­ния в том или другом грехе, может сове­то­ваться с опыт­ными духов­ни­ками, только приняв меры, чтобы нельзя было ни узнать, ни подо­зре­вать что за лицо, о кото­ром станет сове­то­ваться. Лучше и без­опас­нее сове­то­ваться с свя­щен­ни­ками, живу­щими вдали и не зна­ю­щими лично того, о ком будет сове­ща­ние.
  2. Свя­щен­ник из испо­веди может сде­лать упо­треб­ле­ние в свою пользу для исправ­ле­ния своей сла­бо­сти, или стро­го­сти или дру­гого какого-либо недо­статка, если узнает от каю­ще­гося, что он повре­дил ему тем или другим обра­зом своего дей­ство­ва­ния.
  3. Слы­шан­ным на испо­веди свя­щен­ник может вос­поль­зо­ваться для того, чтобы состав­лять свои поуче­ния и про­по­веди, сооб­разно потреб­но­сти и нуждам его паствы. Но и здесь нужна осто­рож­ность, чтобы не повре­дить или не подать соблазна немощ­ным.
  4. Свя­щен­ник может поль­зо­ваться позна­ни­ями, почерп­ну­тыми из испо­веди, для избе­жа­ния козней и иску­ше­ний, какие при­го­тов­лены ему в извест­ном месте или от извест­ных людей. Он может бежать от таких мест или лиц, если никто кроме каю­ще­гося, не может заме­тить, что это дела­ется по све­де­ниям, полу­чен­ным на испо­веди.
  5. Свя­щен­ник может поль­зо­ваться узнан­ным на испо­веди для предо­хра­не­ния себя от иску­ше­ний, кото­рые, как он узнал из испо­веди, при­вели кого-либо ко греху, и для уси­ле­ния забот и рев­но­сти о соб­ствен­ном совер­шен­стве.
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки