Прекословие

***

Прекосло́вие — 1) грех, сло­весно выра­жен­ное неже­ла­ние под­чи­ниться боже­ствен­ной воле; 2) сло­вес­ное выра­же­ние несо­гла­сия с кем-либо, состо­я­щее в воз­ра­же­нии ему, оспа­ри­ва­нии его слов (воли).

Пат­ри­арх Кал­лист и спо­движ­ник его Игна­тий Ксан­фо­пулы: Пре­ко­сло­вие и спор­ли­вость про­ис­хо­дят от само­мне­ния, сожи­тель­ницы неве­рия и высо­ко­умия; как напро­тив, непре­ко­сло­вие и неспор­ли­вость про­ис­хо­дят от вер­ного и сми­рен­но­муд­рого настро­е­ния.

Прп. Иоанн Лествич­ник: Кто в беседе упорно желает насто­ять на своем мнении, хотя бы оно было и спра­вед­ливо, тот да знает, что он одер­жим диа­воль­ским неду­гом и если он так посту­пает в беседе с рав­ными, то может быть обли­че­ние стар­ших и исце­лит его; если же обра­ща­ется так с боль­шими себя и муд­рей­шими, тот этот недуг от людей неис­це­лим.

Пре­ко­сло­вили ли биб­лей­ские пра­вед­ники (святые) Богу?

Несмотря на то, что биб­лей­ские пра­вед­ники и святые стре­ми­лись жить в послу­ша­нии Богу, в Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются при­меры откры­того воз­ра­же­ния Ему со сто­роны неко­то­рых из них.

Так, Моисей воз­ра­зил Богу, когда Бог озву­чил «наме­ре­ние» погу­бить еврей­ский народ после того как тот впал в грех идо­ло­по­клон­ства: «да не вос­пла­ме­ня­ется, Гос­поди, гнев Твой на народ» (Исх.32:10–11). Апо­стол Петр стал пре­ко­сло­вить Христу, когда Он сооб­щил Своим уче­ни­кам о пред­сто­я­щих стра­да­ниях и смерти: «да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:21–22) за что тут же выслу­шал укор. Эти и подоб­ные при­меры обна­ру­жи­вают, что хотя пра­вед­ники (святые) дер­зали воз­ра­жать Гос­поду, однако это не было свя­зано с бунтом против Вла­дыки владык. Моисей, воз­ра­жая Богу, дей­ство­вал из благих побуж­де­ний, дерз­но­венно, однако не дерзко, радея о славе Божией и сохра­не­нии бого­из­бран­ного народа (Исх.32:11–13). В конце концов, Бог внял его моль­бам. Апо­стол же Петр пре­ко­сло­вил, не пони­мая глу­бины смысла пред­сто­яв­ших Крест­ных стра­да­ний и смерти Спа­си­теля, желая Учи­телю не зла, а добра. Заме­тим, что Савл — буду­щий апо­стол Павел — и вовсе шел против Христа, будучи гони­те­лем Церкви.

При этом, опять же, он думал, что дей­ствует бого­угодно. Совсем другое дело, когда чело­век дерзит Богу, ропщет на Него, осо­знанно нару­шает Божий закон. Такое пове­де­ние тре­бует дея­тель­ного пока­я­ния.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки