Владимир Стрелов
Война и мир в свете Священного Писания

Многие сего­дня гово­рят так, будто бы они знают и воз­ве­щают нам волю Божию. Но дей­стви­тельно ли они знают ее?

Библия не дает нам гото­вых отве­тов. Всегда оста­ется вопрос о том, как услы­шать голос Божий в кон­крет­ный период жизни Церкви. Вместе с тем, Бог не может про­ти­во­ре­чить Сам Себе, так что все стоит про­ве­рять Писа­нием: если что-то ему про­ти­во­ре­чит, это явно не от Бога.

В данной под­борке тези­сов и вопро­сов мы созна­тельно уходим от оценок кого-либо, не даем реко­мен­да­ций, предо­став­ляя чита­телю сде­лать выводы само­сто­я­тельно. Мы также при­знаем, что можем в чем-то оши­баться. Если кто-то увидит суще­ствен­ные упу­ще­ния, и сможет на них ука­зать (в свете Слова Божия!), автор будет только бла­го­да­рен.

Вла­ди­мир Стре­лов

***

 Бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божи­ими (Еван­ге­лие от Матфея 5:9) 

Всякий, нена­ви­дя­щий брата своего, есть чело­ве­ко­убийца; а вы знаете, что ника­кой чело­ве­ко­убийца не имеет жизни вечной, в нем пре­бы­ва­ю­щей. (1Ин.3:15)

  1. Хри­сти­а­нин не может и не должен закры­вать глаза на неспра­вед­ли­вость – Хри­стос не закры­вал. При этом Хри­стос избрал путь не при­нуж­де­ния к добру, а путь бла­го­ве­стия, добрых дел, и соб­ствен­ной жертвы. Хри­сти­ане при­званы идти по этому же пути для пре­об­ра­же­ния мира.
  2. Библия активно исполь­зует язык войны, говоря о духов­ной битве, начав­шейся паде­нием анге­лов и закан­чи­вая побе­дой Христа в Вос­кре­се­нии. Но это битва, в кото­рой про­тив­ники – духи злобы, а не люди. И един­ствен­ное оружие, кото­рое дается хри­сти­а­нину, меч духов­ный, — это Слово Божие (см. Ефес.6:10-18 – тексты при­ве­дены ниже).
  3. В Ветхом Завете о войнах повест­ву­ется больше, неко­то­рые из них даже счи­та­ются свя­щен­ными. Но в каждом случае нужно раз­би­раться, о чем именно идет речь, что именно бла­го­слов­лено Богом. Рас­смат­ри­вать все стоит через призму того факта, что в числе глав­ных даров от Бога (бла­го­сло­ве­ний) посто­янно назы­ва­ется мир (Числ.6:26, Пс.28:11, Притч.16:7).
  4. Обра­тимся к неко­то­рым при­ме­рам. Исход и заво­е­ва­ние земли Обе­то­ван­ной, — это не обыч­ная война людей за тер­ри­то­рии и ресурсы; это борьба Самого Бога за то, чтобы появился сво­бод­ный народ, все­цело пре­дан­ный Ему. И победа в боль­шин­стве слу­чаев при­хо­дит чудес­ным обра­зом, свыше: врагов покры­вает море (Исх.14-15), стены рушатся (Ис. Нав. 6), шершни (Ис.Нав.24:12), а позд­нее и мор (4Цар.19:35) рас­прав­ля­ются с вой­сками про­тив­ни­ков.
    Парал­лель Исходу в Ветхом Завете – осво­бож­де­ние из Вави­лон­ского плена, в Новом — созда­ние Церкви, нового народа Божия. Оба этих собы­тия про­ис­хо­дили уже не воен­ным путем.
  5. Ветхий Завет знает и более при­выч­ные воины между наро­дами за обла­да­ние землей, такая война даже может назы­ваться свя­щен­ной. Она так названа потому, что ведет к освя­ще­нию земли: на кон­крет­ной тер­ри­то­рии должно быть уни­что­жено язы­че­ство, очи­щена скверна, остаться только то, что посвя­щено Богу еди­ному, от чело­века до скота. Иные пути освя­ще­ния в то время были недо­ступны.
    Но после при­хода Христа все иначе, методы другие, – освя­ще­нием зани­ма­ется Дух Святой, дей­ству­ю­щий в сердце (молитва «Царю Небес­ный», Ин.14:26), и само Слово Божие (Ин.15:3).
  6. В книге Судей и в 1–4 книгах Царств опи­саны эпи­зоды борьбы среди разных колен, при­меры бра­то­убий­ствен­ных столк­но­ве­ний. Хотя при­выч­ных совре­мен­ному чита­телю оценок не дается, видно, что про­ис­хо­дит подоб­ное тогда, когда люди не при­знают Бога царем, и каждый делает то, что ему кажется пра­виль­ным (Суд.21:25).
  7. Одному из лучших царей Вет­хого Завета, Давиду, запре­щено стро­ить Храм, потому что на его руках много крови (1Пар.22:8). А для хри­стиан един­ствен­ный Царь и Гос­подь – Хри­стос. А дальше см. снова пп.1–2.

Вопросы

В.: Новый Завет больше гово­рит о лич­ност­ной этике, а не о том, как дей­ство­вать в мас­штабе госу­дарств, стран. Может ли быть так, что на личном уровне хри­сти­а­нин должен руко­вод­ство­ваться Новым Заве­том, а на обще­ствен­ном – Ветхим?

О.: Именно так рас­суж­дали ранние про­те­станты. В резуль­тате это при­вело к рели­ги­оз­ным воинам, абсо­лютно бес­смыс­лен­ным. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции мы видим иное – см. пример первых про­слав­лен­ных рус­ских святых Бориса и Глеба, пожерт­во­вав­ших собой  ради недо­пу­ще­ния меж­до­усо­бицы. Воин­ские же тексты Вет­хого Завета были пере­осмыс­лены Цер­ко­вью в кон­тек­сте духов­ной брани.

В.: В Соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ, тем не менее, допус­ка­ются спра­вед­ли­вые воины? 

О.: Тео­ре­тики спра­вед­ли­вой войны, начи­ная с блаж. Авгу­стина, при­ду­мали мно­же­ство кри­те­риев для опре­де­ле­ния таких войн, начи­ная с таких объ­ек­тив­ных пока­за­те­лей, как нару­ше­ние меж­ду­на­род­ных дого­во­ров и госу­дар­ствен­ных границ. Но сле­дует пом­нить, что каждая сто­рона, как пра­вило, вносит свой, боль­ший или мень­ший, вклад в кон­фликт, и поня­тие «спра­вед­ли­во­сти» исполь­зуют все сто­роны, под­ра­зу­ме­вая, что именно они правы. Кроме того, даже для свет­ских людей встает вопрос об эффек­тив­но­сти подоб­ных вме­ша­тельств и их цене. Иногда войны не избе­жать, однако веру­ю­щие помнят, что в Эдеме войн не было, и любая война оста­ется гре­хов­ной тра­ге­дией. Когда гибнет один чело­век, гибнет целый мир. Даже победа в самой спра­вед­ли­вой, Вели­кой Оте­че­ствен­ной Войне, нашими отцами была названа «радо­стью со сле­зами на глазах».

В.: Если мы примем пред­ло­жен­ную выше фило­со­фию жертвы, не кажется ли вам, что нас заво­юют, огра­бят?

О.: В жизни с Богом есть много радо­сти, это жизнь с избыт­ком, поэтому было бы неверно опре­де­лять хри­сти­ан­ский путь жизни как «фило­со­фию жертвы». К сча­стью, жить можно не только в пара­дигме «нас заво­юют / мы заво­юем».

Конечно, разум­ную предо­сто­рож­ность никто не отме­нял, мы живем в падшем мире. Поэтому для защиты от вра­же­ских напа­де­ний суще­ствуют воору­жен­ные силы. Но бла­го­по­лу­чие народа зави­сит, согласно Свя­щен­ному Писа­нию, не столько от надежды на силу оружия, сколько от сле­до­ва­ния народа пути Божию (Пс. 9), от Самого Бога, мило­сти­вого, щед­рого, и спра­вед­ли­вого, спа­са­ю­щего правых серд­цем.(Пс.7:11, Пс.39).  Именно крот­ким обе­щано насле­до­ва­ние земли (Пс.36:11). И вряд ли можно изме­нить сердце чело­ве­че­ское, и в конеч­ном итоге, обще­ство, мир, чем-то иным, кроме любви, о кото­рой пре­красно сказал ап. Павел (1Кор.13).

В.: А как же про­ро­че­ства разных стар­цев, как же про­по­веди авто­ри­тет­ных свя­щен­ни­ков и даже епи­ско­пов? Они совсем другую линию про­во­дят, пат­ри­о­ти­че­скую, войну бла­го­слов­ляют и освя­щают – как послед­нее сред­ство против Анти­хри­ста.

О.: Гос­подь наш Иисус Хри­стос обли­чил фари­сеев за то, что они Слово Божие заме­няли своими пре­да­ни­ями (Мк.7:6-7), мыс­лили не по-Божьи, а по-чело­ве­че­ски. Он обли­чил и иро­диан, кото­рые под­дер­жи­вали царя в любых ситу­а­циях, в том числе когда это всту­пало в про­ти­во­ре­чие с Зако­ном Божьим (Мф.22:16-21).

В Апо­ка­лип­сисе нет ни одного упо­ми­на­ния о том, что хри­сти­ане должны побеж­дать Анти­хри­ста силой оружия. Их оружие – сви­де­тель­ство о Боге, вплоть до жерт­вен­ной смерти (Откр.11), и молитва хвалы Ему (Откр.15). Мы при­званы любить свой народ, свою землю, свою куль­туру, однако пом­нить при этом, что глав­ное Оте­че­ство у хри­сти­а­нина – Небес­ное. Как бы, отста­и­вая земное оте­че­ство нехри­сти­ан­скими сред­ствами, не поте­рять Небес­ного!

В.: Но разве не в удер­жа­нии мира от окон­ча­тель­ного раз­ло­же­ния и состоит при­зва­ние нашего народа?

О.: Отно­си­тельно при­зва­ния рус­ского народа есть много спе­ку­ля­ций. Сле­дует знать: насто­я­щий народ Божий – это Цер­ковь (1Петр. 2:10). Все осталь­ные народы могут в этот народ войти.

При­зва­ние вся­кого народа, по апо­столу Павлу – искать Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли (Деян.17:27). Судя по посе­ща­е­мо­сти бого­слу­же­ний, ста­ти­стике раз­во­дов и абор­тов мы, рус­ские люди, только в начале этого пути. И почему бы не думать, что наше при­зва­ние как народа свя­зано с куль­ту­рой – рус­ской лите­ра­ту­рой, музы­кой, искус­ством, с раз­ви­тием науки? В этом, по край­ней мере, у нас уже есть немало плодов – но и тре­бу­ется немало усилий, чтобы не только не поте­рять нара­бо­тан­ного пред­ками, но и пре­умно­жить.

Что же каса­ется удер­жа­ния мира от раз­ло­же­ния и Анти­хри­ста, это не под силу ни одному народу. Хотя в древ­но­сти счи­та­лось, что боль­шую роль здесь играет закон­ная госу­дар­ствен­ная власть (свт. Иоанн Зла­то­уст, блаж. Авгу­стин), послед­ний наш святой тол­ко­ва­тель, свт. Феофан Затвор­ник, обо­зрев исто­рию Церкви, пришел к выводу, что это дело Божье, Христа и бла­го­дати Духа Свя­того, а не людей (см. тол­ко­ва­ние на 2Фес.2:6–7).

В. Стоит ли обыч­ным людям обсуж­дать подоб­ные вопросы? Не явля­ется ли реше­ние их пре­ро­га­ти­вой вла­стей, кото­рым нужно пови­но­ваться? Не лучше ли Церкви зани­маться духов­ным окорм­ле­нием, а вопросы поли­ти­че­ские оста­вить более ком­пе­тент­ным лицам? 

О. Конечно, мы не обла­даем всей пол­но­той инфор­ма­ции, и потому будет разумно не спе­шить с суж­де­ни­ями о том, как решать обще­ствен­ные вопросы, как оце­ни­вать чьи-либо дей­ствия, в том числе вла­стей, – легко можно оши­биться. К тому же, мы на соб­ствен­ном при­мере знаем, как бывает сложно реа­ли­зо­вать пра­виль­ные реше­ния, даже все пре­красно пони­мая. Поэтому за власти нужно молиться.

Однако Бог одарил нас сво­бод­ной волей, и мы не можем пере­кла­ды­вать ответ­ствен­ность за соб­ствен­ную жизнь и про­ис­хо­дя­щее на кого бы то ни было.

Если тво­рится явная неспра­вед­ли­вость, наша обя­зан­ность – вме­шаться, а не отго­ва­ри­ваться тем, что «духов­ным» людям до этого не должно быть дела. В Библии мы встре­чаем не только покор­ность вла­стям, но и обли­че­ние, сопро­тив­ле­ние (к при­меру, пови­валь­ные бабки не слу­ша­ются фара­она, Моисей открыто про­ти­во­стоит ему, а про­роки вплоть до Иоанна Кре­сти­теля обли­чают власть имущих).

Впро­чем, для биб­лей­ски мыс­ля­щего чело­века обли­че­ние вла­стей не может быть про­дик­то­вано нена­ви­стью, стра­хом или пре­зре­нием. Даже в самых суро­вых словах Христа всегда звучит любовь, и тре­бу­ется боль­шой пас­тыр­ский такт, чтобы при­ве­сти чело­века к рас­ка­я­нию, а не озлоб­ле­нию (это отли­чает слово Церкви от кри­тики поли­ти­че­ских оппо­нен­тов). Исто­рия Церкви знает при­меры успеш­ных обли­че­ний с любо­вью, напри­мер, в случае свя­ти­теля Амвро­сия Медио­лан­ского и импе­ра­тора Фео­до­сия, или свя­ти­теля Мит­ро­фана Воро­неж­ского и Петра I.

Да, судьба свя­того Иоанна Кре­сти­теля, преп. Мак­сима Грека и свт. Филиппа Мос­ков­ского пока­зы­вает, что власть далеко не всегда готова при­слу­ши­ваться к голосу истины. Тем не менее, именно в этом, в слу­же­нии сви­де­тель­ства, в том, чтобы зву­чало Слово Божие, и заклю­ча­ется одно из истин­ных пред­на­зна­че­ний Церкви.

В.: В чем можно чер­пать надежду в труд­ные вре­мена?

О.: Надежда – не в чем-то, а в Ком-то. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Он слышит каждую молитву. Он может и укре­пить, и уте­шить; Он уже укреп­ляет и уте­шает. Все – в Его руках, и ничто не может отлу­чить веру­ю­щих от любви Божией. Он – наш Отец, а Иисус назы­вает нас своими бра­тьями и дру­зьями. Слово Божие и сего­дня живо и дей­ственно. Дух Святой, как и во вре­мена первой Церкви, про­дол­жает свое дей­ствие в серд­цах людей. Если мы идем за Хри­стом, мы не оди­ноки: вся Цер­ковь, и земная, и небес­ная, с нами. Даже малый  шаг в сто­рону добра не оста­ется неза­ме­чен­ным. Труд­но­сти – то, что помо­гает нам очи­ститься и стать более угод­ными Богу. И впе­реди нас ждет не конец, а новое начало, когда Бог будет вся­че­ская во всем.  

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо преж­нее прошло.

И сказал Сидя­щий на пре­столе: се, творю все новое. И гово­рит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

И сказал мне: совер­ши­лось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаж­ду­щему дам даром от источ­ника воды живой.

Побеж­да­ю­щий насле­дует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. (Откр.21:4-7)

Тексты 

О духов­ной брани 

Нако­нец, братия мои, укреп­ляй­тесь Гос­по­дом и могу­ще­ством силы Его.
Обле­ки­тесь во все­ору­жие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диа­воль­ских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной.
Для сего при­и­мите все­ору­жие Божие, дабы вы могли про­ти­во­стать в день злый и, все пре­одо­лев, усто­ять.
Итак станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие.
Всякою молит­вою и про­ше­нием моли­тесь во всякое время духом, и ста­рай­тесь о сем самом со всяким посто­ян­ством и моле­нием о всех святых (Ефес.6:10-18

О бла­го­сло­ве­нии мира 

И сказал Гос­подь Моисею, говоря:скажи Аарону и сынам его: так бла­го­слов­ляйте сынов Изра­и­ле­вых, говоря им:
да бла­го­сло­вит тебя Гос­подь и сохра­нит тебя!
да при­з­рит на тебя Гос­подь свет­лым лицем Своим и поми­лует тебя!
да обра­тит Гос­подь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть при­зы­вают имя Мое на сынов Изра­и­ле­вых, и Я бла­го­словлю их. (Числ. 6:22-27)

 Гос­подь даст силу народу Своему, Гос­подь бла­го­сло­вит народ Свой миром. (Пс. 28:11)

 Когда Гос­поду угодны пути чело­века, Он и врагов его при­ми­ряет с ним. (Прит.16:7)

Об Исходе, взятии Иери­хона, заво­е­ва­нии и защите Земли обе­то­ван­ной

Но Моисей сказал народу: не бой­тесь, стойте — и уви­дите спа­се­ние Гос­подне, кото­рое Он соде­лает вам ныне, ибо Егип­тян, кото­рых видите вы ныне, более не уви­дите во веки;  Гос­подь будет побо­рать за вас, а вы будьте спо­койны.
И сказал Гос­подь Моисею: что ты вопи­ешь ко Мне? скажи сынам Изра­и­ле­вым, чтоб они шли, а ты под­ними жезл твой и про­стри руку твою на море, и раз­дели его, и прой­дут сыны Изра­и­левы среди моря по суше; Я же оже­сточу сердце Егип­тян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фара­оне и на всем войске его, на колес­ни­цах его и на всад­ни­ках его;  и узнают Егип­тяне, что Я Гос­подь, когда покажу славу Мою на фара­оне, на колес­ни­цах его и на всад­ни­ках его.
И дви­нулся Ангел Божий, шедший пред станом Изра­и­ле­вых, и пошел позади их; дви­нулся и столп облач­ный от лица их и стал позади их; и вошел в сре­дину между станом Еги­пет­ским и между станом Изра­и­ле­вых, и был обла­ком и мраком [для одних] и осве­щал ночь [для других], и не сбли­зи­лись одни с дру­гими во всю ночь.
И про­стер Моисей руку свою на море, и гнал Гос­подь море силь­ным восточ­ным ветром всю ночь и сделал море сушею, и рас­сту­пи­лись воды. И пошли сыны Изра­и­левы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сто­рону.
Погна­лись Егип­тяне, и вошли за ними в сре­дину моря все кони фара­она, колес­ницы его и всад­ники его.
И в утрен­нюю стражу воз­зрел Гос­подь на стан Егип­тян из столпа огнен­ного и облач­ного и привел в заме­ша­тель­ство стан Егип­тян; и отнял колеса у колес­ниц их, так что они влекли их с трудом. И ска­зали Егип­тяне: побе­жим от Изра­иль­тян, потому что Гос­подь побо­рает за них против Егип­тян.
И сказал Гос­подь Моисею: про­стри руку твою на море, и да обра­тятся воды на Егип­тян, на колес­ницы их и на всад­ни­ков их. И про­стер Моисей руку свою на море, и к утру вода воз­вра­ти­лась в свое место; а Егип­тяне бежали на встречу [воде]. Так пото­пил Гос­подь Егип­тян среди моря.
И вода воз­вра­ти­лась и покрыла колес­ницы и всад­ни­ков всего войска фара­о­нова, вошед­ших за ними в море; не оста­лось ни одного из них. А сыны Изра­и­левы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и по левую сто­рону. (Исх.14:13-29

Тогда сказал Гос­подь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иери­хон и царя его, [и нахо­дя­щихся в нем] людей силь­ных; пой­дите вокруг города все спо­соб­ные к войне и обхо­дите город одна­жды [в день]; и это делай шесть дней; и семь свя­щен­ни­ков пусть несут семь труб юби­лей­ных пред ков­че­гом; а в седь­мой день обой­дите вокруг города семь раз, и свя­щен­ники пусть трубят тру­бами; когда затру­бит юби­лей­ный рог, когда услы­шите звук трубы, тогда весь народ пусть вос­клик­нет гром­ким голо­сом, и стена города обру­шится до своего осно­ва­ния, и [весь] народ пойдет [в город, устре­мив­шись] каждый с своей сто­роны.
И при­звал Иисус, сын Навин, свя­щен­ни­ков [Изра­и­ле­вых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь свя­щен­ни­ков пусть несут семь труб юби­лей­ных пред ков­че­гом Гос­под­ним. И сказал народу: пой­дите и обой­дите вокруг города; воору­жен­ные же пусть идут пред ков­че­гом Гос­под­ним.
Как скоро Иисус сказал народу, семь свя­щен­ни­ков, несших семь труб юби­лей­ных пред Гос­по­дом, пошли и затру­били тру­бами, и ковчег завета Гос­подня шел за ними;  воору­жен­ные же шли впе­реди свя­щен­ни­ков, кото­рые тру­били тру­бами; а идущие позади сле­до­вали за ков­че­гом, во время шествия трубя тру­бами. Народу же Иисус дал пове­ле­ние и сказал: не вос­кли­цайте и не давайте слы­шать голоса вашего, и чтобы слово не выхо­дило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: “вос­клик­ните!” и тогда вос­клик­ните.
Таким обра­зом ковчег [завета] Гос­подня пошел вокруг города и обошел одна­жды; и пришли в стан и ноче­вали в стане.
[На другой день] Иисус встал рано поутру, и свя­щен­ники понесли ковчег [завета] Гос­подня;  и семь свя­щен­ни­ков, несших семь труб юби­лей­ных пред ков­че­гом Гос­под­ним, шли и тру­били тру­бами; воору­жен­ные же шли впе­реди их, а идущие позади сле­до­вали за ков­че­гом [завета] Гос­подня и идучи тру­били тру­бами. Таким обра­зом и на другой день обошли вокруг города одна­жды и воз­вра­ти­лись в стан. И делали это шесть дней. В седь­мой день встали рано, при появ­ле­нии зари, и обошли таким же обра­зом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.
Когда в седь­мой раз свя­щен­ники тру­били тру­бами, Иисус сказал народу: вос­клик­ните, ибо Гос­подь предал вам город!..
Народ вос­клик­нул, и затру­били тру­бами. Как скоро услы­шал народ голос трубы, вос­клик­нул народ гром­ким голо­сом, и обру­ши­лась стена [города] до своего осно­ва­ния, и народ пошел в город, каждый с своей сто­роны, и взяли город. (Иис.Нав.6:1-19)

Вы пере­шли Иордан и пришли к Иери­хону. И стали вое­вать с вами жители Иери­хона, Амор­реи, и Фере­зеи, и Хана­неи, и Хеттеи, и Гер­ге­сеи, и Евеи, и Иеву­сеи, но Я предал их в руки ваши.
Я послал пред вами шерш­ней, кото­рые про­гнали их от вас, двух царей Амор­рей­ских; не мечом твоим и не луком твоим [сде­лано это]. (Иис.Нав.24:11,12

Посему так гово­рит Гос­подь о царе Асси­рий­ском: “не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не при­сту­пит к нему со щитом, и не насып­лет против него вала. Тою же доро­гою, кото­рою пришел, воз­вра­тится, и в город сей не войдет, гово­рит Гос­подь. Я буду охра­нять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего”.
И слу­чи­лось в ту ночь: пошел Ангел Гос­по­день и пора­зил в стане Асси­рий­ском сто восемь­де­сят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мерт­вые. И отпра­вился, и пошел, и воз­вра­тился Сен­на­хи­рим, царь Асси­рий­ский, и жил в Нине­вии. (4Цар.19:32-36)

О при­зва­нии народа Божия

Но вы — род избран­ный, цар­ствен­ное свя­щен­ство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы воз­ве­щать совер­шен­ства При­звав­шего вас из тьмы в чудный Свой свет; неко­гда не народ, а ныне народ Божий; [неко­гда] непо­ми­ло­ван­ные, а ныне поми­ло­ваны. (1Петр.2:9,10

Бог, сотво­рив­ший мир и все, что в нем, Он, будучи Гос­по­дом неба и земли, не в руко­тво­рен­ных храмах живет и не тре­бует слу­же­ния рук чело­ве­че­ских, [как бы] име­ю­щий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыха­ние и все.
От одной крови Он про­из­вел весь род чело­ве­че­ский для оби­та­ния по всему лицу земли, назна­чив пред­опре­де­лен­ные вре­мена и пре­делы их оби­та­нию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас: ибо мы Им живем и дви­жемся и суще­ствуем, как и неко­то­рые из ваших сти­хо­твор­цев гово­рили: “мы Его и род”. (Деян.17:24-28)

Как можно одер­жать насто­я­щую победу 

Ныне познал я, что Гос­подь спа­сает пома­зан­ника Своего, отве­чает ему со святых небес Своих могу­ще­ством спа­са­ю­щей дес­ницы Своей.
Иные колес­ни­цами, иные конями, а мы именем Гос­пода Бога нашего хва­лимся:
они поко­ле­ба­лись и пали, а мы встали и стоим прямо.
Гос­поди! спаси царя и услышь нас, когда будем взы­вать [к Тебе]. (Пс.19:7-10)

Поко­рись Гос­поду и надейся на Него. Не ревнуй успе­ва­ю­щему в пути своем, чело­веку лукав­ству­ю­щему.
Пере­стань гне­ваться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
ибо дела­ю­щие зло истре­бятся, упо­ва­ю­щие же на Гос­пода насле­дуют землю.
Еще немного, и не станет нече­сти­вого; посмот­ришь на его место, и нет его.
А крот­кие насле­дуют землю и насла­дятся мно­же­ством мира. (Пс.36:7-11

Щит мой в Боге, спа­са­ю­щем правых серд­цем.
Бог — судия пра­вед­ный, и Бог, всякий день строго взыс­ки­ва­ю­щий (Пс.7:11,12

Началь­нику хора. Псалом Давида.
Твердо уповал я на Гос­пода, и Он при­к­ло­нился ко мне и услы­шал вопль мой; извлек меня из страш­ного рва, из тини­стого болота, и поста­вил на камне ноги мои и утвер­дил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убо­ятся и будут упо­вать на Гос­пода.
Блажен чело­век, кото­рый на Гос­пода воз­ла­гает надежду свою и не обра­ща­ется к гордым и к укло­ня­ю­щимся ко лжи.
Много соде­лал Ты, Гос­поди, Боже мой: о чуде­сах и помыш­ле­ниях Твоих о нас — кто упо­до­бится Тебе! — хотел бы я про­по­ве­ды­вать и гово­рить, но они пре­вы­шают число.
Жертвы и при­но­ше­ния Ты не вос­хо­тел; Ты открыл мне уши; все­со­жже­ния и жертвы за грех Ты не потре­бо­вал.
Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книж­ном напи­сано о мне: я желаю испол­нить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
Я воз­ве­щал правду Твою в собра­нии вели­ком; я не воз­бра­нял устам моим: Ты, Гос­поди, знаешь. Правды Твоей не скры­вал в сердце моем, воз­ве­щал вер­ность Твою и спа­се­ние Твое, не ута­и­вал мило­сти Твоей и истины Твоей пред собра­нием вели­ким.
Не удер­жи­вай, Гос­поди, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охра­няют меня непре­станно, ибо окру­жили меня беды неис­чис­ли­мые; постигли меня без­за­ко­ния мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оста­вило меня.
Бла­го­воли, Гос­поди, изба­вить меня; Гос­поди! поспеши на помощь мне. Да посты­дятся и посра­мятся все, ищущие поги­бели душе моей! Да будут обра­щены назад и пре­даны посме­я­нию жела­ю­щие мне зла! Да смя­тутся от посрам­ле­ния своего гово­ря­щие мне: “хорошо! хорошо!” Да раду­ются и весе­лятся Тобою все ищущие Тебя, и любя­щие спа­се­ние Твое да гово­рят непре­станно: “велик Гос­подь!”
Я же беден и нищ, но Гос­подь печется о мне. Ты — помощь моя и изба­ви­тель мой, Боже мой! не замедли. (Пс.39)

Смот­рите, братия, чтобы кто не увлек вас фило­со­фиею и пустым обо­льще­нием, по пре­да­нию чело­ве­че­скому, по сти­хиям мира, а не по Христу…
и вы имеете пол­ноту в Нем, Кото­рый есть глава вся­кого началь­ства и власти.
…(Он) отнял силы у начальств и вла­стей, властно под­верг их позору, вос­тор­же­ство­вав над ними Собою.  (Кол.2:8,10,15)

 Если я говорю язы­ками чело­ве­че­скими и ангель­скими, а любви не имею, то я — медь зве­ня­щая или кимвал зву­ча­щий.
Если имею [дар] про­ро­че­ства, и знаю все тайны, и имею всякое позна­ние и всю веру, так что [могу] и горы пере­став­лять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожже­ние, а любви не имею, нет мне в том ника­кой пользы.
Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, любовь не зави­дует, любовь не пре­воз­но­сится, не гор­дится,
не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла,
не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине;
все покры­вает, всему верит, всего наде­ется, все пере­но­сит.
Любовь нико­гда не пере­стает. (1Кор.13:1-8)

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки