Война

Война в Свя­щен­ном Писа­нии

Духо­вен­ство, мона­ше­ство и война

Офи­ци­аль­ные цер­ков­ные доку­менты

Исто­рия

Хри­сти­ан­ство и паци­физм

Хри­сти­ан­ская оценка войн

Фило­соф­ские труды о войне

Молит­во­сло­вия

Аудио

Про­верь себя

***

Война́ – 1) более или менее круп­ное воору­жен­ное про­ти­во­бор­ство двух или несколь­ких сторон; 2) брань, вражда;  3) духов­ное про­ти­во­бор­ство между силами Света, Добра и лука­выми демо­ни­че­скими силами.

vojna - Война

***

Каковы духов­ные при­чины войны?

Войны, как формы про­ти­во­бор­ства между людьми, появи­лись в резуль­тате гре­хо­па­де­ния чело­века. Война пред­став­ляет собой про­ти­во­по­лож­ность мир­ному состо­я­нию жизни людей. Част­ные при­чины тех или иных войн могут быть раз­лич­ными, но духов­ные при­чины свя­заны с гре­хов­но­стью нашего мира. Можно ска­зать, что при­чины войн свя­заны с несо­блю­де­нием колос­саль­ными мас­сами людей Боже­ствен­ных запо­ве­дей о любви к Богу и ближ­ним. Разу­ме­ется, войны могут носить защит­ный или осво­бо­ди­тель­ный харак­тер (в ряде слу­чаев сами святые бла­го­слов­ляли воинов на воору­жен­ное сопро­тив­ле­ние врагу), но это не значит, что война как тако­вая, как особая форма отно­ше­ний между людьми, про­ти­во­по­лож­ная мирным отно­ше­ниям, – это хорошо. О том, что при­чи­ной войны явля­ются чело­ве­че­ские пороки, учат святые отцы: «Ничто не бывает столько при­чи­ною вражды и раз­дора, как любовь к земным благам, при­стра­стие к славе, богат­ству или удо­воль­ствиям» (свт. Иоанн Зла­то­уст).

Всегда ли будут войны?

Войны сопро­вож­дают чело­ве­че­ство на про­тя­же­нии всей его исто­рии после гре­хо­па­де­ния и в соот­вет­ствии с еван­гель­ским уче­нием, будут про­дол­жаться до завер­ше­ния исто­рии нынеш­него мира, что про­изой­дет со Вторым при­ше­ствием Гос­пода Иисуса Христа (Мф.24:6-7; Мк.13:7-8; Лк.21:9-10).

При­рав­ни­ва­ется ли к свя­то­сти воин­ский подвиг?

Свя­тость под­ра­зу­ме­вает нрав­ствен­ную чистоту и особую при­част­ность чело­века к Богу. В опре­де­лен­ных слу­чаях воин­ский подвиг может обна­ру­жи­вать в воине те или иные хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели. Напри­мер, еван­гель­ское ука­за­ние: «Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13), может иметь отра­же­ние в подвиге само­по­жерт­во­ва­ния ради спа­се­ния ближ­них. Однако, конечно, воин­ский подвиг – поня­тие довольно широ­кое. На про­тя­же­нии исто­рии подви­гами нередко назы­ва­лись даже и такие дей­ствия, кото­рые с хри­сти­ан­ской пози­ции осмыс­ли­ва­лись как зло­дей­ства.

Явля­ются ли слова Иисуса Христа, о том, что Он принес не мир, но меч, своего рода бла­го­сло­ве­нием на войну?

 Слова Спа­си­теля о том, что Он пришел при­не­сти «на землю… не мир… но меч» (Мф.10:34), не про­ти­во­ре­чат тому факту, что нормой отно­ше­ния между людьми Он назы­вает любовь, однако под­чер­ки­вают, что Его после­до­ва­те­лям при­дется вести ост­рей­шую борьбу со злом, чем, соб­ственно, и зани­ма­ется Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. До скон­ча­ния века, пока мир лежит во зле, Земная Цер­ковь пре­бу­дет Цер­ко­вью воин­ству­ю­щей.

Бывают ли спра­вед­ли­вые войны?

«Спра­вед­ли­вые» и «неспра­вед­ли­вые» войны – оце­ноч­ные поня­тия, кото­рые могут меняться в зави­си­мо­сти от эпохи, нрав­ствен­ных цен­но­стей, пра­во­вых норм опре­де­лен­ного обще­ства: напри­мер, та война, кото­рая сего­дня кажется спра­вед­ли­вой, завтра может быть осмыс­лена как война неспра­вед­ли­вая. Опять же, воюя, одна из сторон может дей­ство­вать неспра­вед­ливо, тогда как другая – спра­вед­ливо, но бывает и так, что каждая из сторон воюет, нару­шая нормы спра­вед­ли­во­сти. Согласно цер­ков­ному учению, война не может быть желан­ным, но может стать вынуж­ден­ным сред­ством раз­ре­ше­ния кон­флик­тов. Осуж­дая войну, порож­да­е­мую нена­ви­стью и враж­дой, Цер­ковь «не вос­пре­щает своим чадам участ­во­вать в боевых дей­ствиях, если речь идет о защите ближ­них и вос­ста­нов­ле­нии попран­ной спра­вед­ли­во­сти» (см. Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции РПЦ. VIII 2). Идея спра­вед­ли­вой войны нахо­дит обос­но­ва­ние в словах Спа­си­теля: «Взяв­шие меч мечом погиб­нут» (Мф.26:52).

Почему если война есть грех, то Бог пове­ле­вал еврей­скому народу вести войны (согласно Вет­хому Завету)?

Цель Бога в отно­ше­нии пад­шего чело­ве­че­ства – при­ве­сти его к спа­се­нию, осво­бо­див от власти греха. Когда во вре­мена Вет­хого Завета Бог пове­ле­вал Изра­илю истреб­лять его врагов, помимо про­чего, Он имел в виду помощь еврей­скому народу в осу­ществ­ле­нии воз­ло­жен­ной на него миссии – быть хра­ни­те­лем истин­ной, спа­си­тель­ной веры. Отме­тим, что в среде именно этого народа над­ле­жало родиться Христу – Спа­си­телю мира. Достойно заме­ча­ния, что пале­стин­ские пле­мена того вре­мени отли­ча­лись край­ним нече­стием (жерт­во­при­но­ше­ния детей, «свя­щен­ная про­сти­ту­ция» и пр.), давно пере­пол­нили меру без­за­ко­ний и уко­ре­ни­лись во зле. Мы не должны сомне­ваться, что любое дей­ствие Бога направ­лено на благо, до Бого­во­пло­ще­ния и обра­зо­ва­ния Церкви это были ради­каль­ные меры по огра­ни­че­нию зла, подоб­ные лик­ви­да­ции рако­вой опу­холи.

Должен ли хри­сти­а­нин быть без­услов­ным паци­фи­стом?

Если под­ра­зу­ме­вать под паци­физ­мом идео­ло­гию, направ­лен­ную на без­услов­ное неуча­стие ее сто­рон­ни­ков ни в каких воен­ных кон­флик­тах, то нет. В Свя­щен­ной исто­рии Вет­хого Завета Богом попус­ка­лись войны в борьбе с ино­вер­цами для огра­ни­че­ния зла на земле. Далее, Цер­ковь бла­го­слов­ляла воинов на защиту оте­че­ства от окку­пан­тов. Не соот­вет­ствуют хри­сти­ан­скому учению идеи и стрем­ле­ния, направ­лен­ные на раз­вя­зы­ва­ние захват­ни­че­ских, бра­то­убий­ствен­ных войн.

Кто, согласно цер­ков­ным кано­нам, не может быть воином?

«Вчи­нен­ным еди­но­жды в клир и мона­хам, опре­де­лили мы не всту­пать ни в воин­скую службу, ни в мир­ский чин: иначе дерз­нув­ших на сие, и не воз­вра­ща­ю­щихся с рас­ка­я­нием к тому, что прежде избрали для Бога, пре­да­вать ана­феме», – гово­рится в 7‑м пра­виле IV Все­лен­ского Собора. Несмотря на это, в исто­рии Церкви слу­ча­лись при­меры отхож­де­ния от этого пра­вила. Так, напри­мер, прп. Сергий Радо­неж­ский по просьбе князя Димит­рия Дон­ского, как счи­та­ется, бла­го­сло­вил двух своих мона­хов участ­во­вать в Кули­ков­ской битве.

Епи­скоп Уржум­ский и Омут­нин­ский Иоанн: «В исто­рии Церкви имели место нару­ше­ния этого пра­вила. Всем известно, что пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский по просьбе князя Димит­рия Дон­ского бла­го­сло­вил двух своих мона­хов, в про­шлом воинов, Пере­света и Ослябю, участ­во­вать в Кули­ков­ской битве. Подоб­ным обра­зом и пре­по­доб­ный Афа­на­сий Афон­ский по просьбе импе­ра­трицы Зои бла­го­сло­вил своего постри­же­ника пол­ко­водца Тор­ни­кия вер­нуться на крат­кое время к рат­ному делу ради спа­се­ния страны от наше­ствия арабов.

В более позд­нюю эпоху известны мас­со­вые случаи уча­стия гре­че­ского свя­щен­ства в воору­жен­ной борьбе с тур­ками во время осво­бо­ди­тель­ных вос­ста­ний; в память об этом на Крите даже уста­нов­лен свое­об­раз­ный памят­ник, изоб­ра­жа­ю­щий свя­щен­ника с ружьем в руках. Еще более активно участ­во­вали в кро­ва­вой борьбе с тур­ками чер­но­гор­ские свя­щен­ники и даже сами мит­ро­по­литы. Однако это все же были исклю­че­ния, вызван­ные осо­быми обсто­я­тель­ствами вре­мени.

В мирное время пере­ход свя­щен­ника или монаха на воин­скую службу одно­значно счи­тался грехом. Харак­те­рен пример из «Стра­да­ния 42 муче­ни­ков Амо­рий­ских» (IX век).  Когда этих визан­тий­ских офи­це­ров мусуль­мане, пле­нив­шие их, вели на казнь, и они достигли реки Евфрата, мусуль­ма­нин-судья подо­звал одного из них, свя­того Фео­дора Кра­тера, и сказал ему: «Ты был неко­гда кли­ри­ком, при­над­лежа к чину так назы­ва­е­мых иереев, но, отверг­нув такую сте­пень, взялся потом за копье и оружие, убивал людей; что ж ты при­тво­ря­ешься хри­сти­а­ни­ном, отрек­шись от Христа? Не сле­дует ли тебе лучше обра­титься к учению про­рока Мухам­меда и у него искать помощи и спа­се­ния, когда ты уже не имеешь ника­кой надежды на дерз­но­ве­ние перед Хри­стом, от кото­рого доб­ро­вольно отрекся?» На это святой Феодор отве­тил, что поэтому он тем более обязан про­лить кровь за Христа, дабы обре­сти искуп­ле­ние своих пре­гре­ше­ний. Как сле­дует из содер­жа­ния текста, сам муче­ник осо­зна­вал, что, таким обра­зом, совер­шал грехи.

Достойно упо­ми­на­ния также то, что мит­ро­по­лит Киев­ский Геор­гий в сочи­не­нии «Стя­за­ние с лати­ною» среди заблуж­де­ний римо-като­ли­ков упо­ми­нает о том, что они поз­во­ляют “ходить на войну епи­ско­пам и свя­щен­ни­кам и свои руки кровью осквер­нять, чего Хри­стос не пове­лел”». (Из доклада на ХХVIII Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чте­ниях, 2020 год).

Почему хри­сти­ане назы­вают себя вои­нами Хри­сто­выми?

В хри­сти­ан­стве, начи­ная с апо­столь­ских времен, воин­ское слу­же­ние исполь­зо­ва­лось как мета­фора той духов­ной борьбы, кото­рую должен вести каждый хри­сти­а­нин. Вои­нами Хри­сто­выми, в особом зна­че­нии слова, хри­сти­ане назы­ва­ются в связи с тем, что ведут борьбу с силами зла. Вот как пишет об этом апо­стол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ной» (Еф.6:12). «Станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие» (Еф.6:14-17).

***

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский:
«Война – страш­ное дело для тех, кото­рые пред­при­ни­мают ее без нужды, без правды, с жаждою коры­сти или пре­об­ла­да­ния, пре­вра­тив­ше­юся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответ­ствен­ность за кровь и бед­ствия своих и чужих.
Но война – свя­щен­ное дело для тех, кото­рые при­ни­мают ее по необ­хо­ди­мо­сти, в защиту правды, веры, оте­че­ства. Под­ви­за­ю­щийся в сей брани ору­жием совер­шает подвиг веры и правды, кото­рый хри­сти­ан­ские муче­ники совер­шали испо­ве­да­нием веры и правды, стра­да­нием и смер­тию за сие испо­ве­да­ние; и, при­емля раны, и пола­гая живот свой в сей брани, он идет в след муче­ни­ков к нетлен­ному венцу».

Пат­ри­арх Серб­ский Павел:
«Обви­няют и меня, и Серб­скую Цер­ковь, что мы при­зы­ваем к войне за вели­кую Сербию.
А я говорю – если бы вели­кая Сербия должна и могла выжить только через зло­дей­ство, нет на то моего согла­сия! Пусть не будет вели­кой Сербии.
Если бы так могла выжить хотя бы малая Сербия, и на это не согла­шусь! Пусть не будет и малой Сербии! По цене зло­дей­ства – нет, нико­гда!
Если бы пре­ступ­ле­ние было ценой жизни для един­ствен­ного, послед­него серба, и если бы этим сербом был я сам, – все равно не согла­сен. Пусть нас не будет, но и в этом исчез­но­ве­нии оста­немся людьми Христа.
По-дру­гому мы не согласны жить, ни за что. Разу­ме­ется, в этом суть, ведь мы знаем, что наши предки столько лет и веков были в неволе, но высто­яли в правде, и всех нас сохра­нил Гос­подь Все­выш­ний, кото­рый на сто­роне добра. Если нужно погиб­нуть, лучше быть мерт­вым чело­ве­ком, чем живой нелю­дью».

Слово Пат­ри­арха Кирилла на встрече со сту­ден­тами и моло­де­жью Витеб­ска, 28 сен­тября 2009 года:
«Ад на земле – это в том числе ужасы войны. Все начи­на­ется не в окопах, не в каби­нах танков само­ле­тов, не в штабах, – все начи­на­ется в чело­ве­че­ских серд­цах.
Для того, чтобы напасть на сосе­дей, упо­тре­бить силу для дости­же­ния своих поли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских целей, нужно быть зверем. Нужно быть чело­ве­ком с утра­чен­ной нрав­ствен­ной осно­вой.
Но если чело­век живет нрав­ствен­ным чув­ством, если он стре­мится жить по закону Божию, он же знает, что это грех, – нельзя».

Про­то­и­е­рей Сергий Мура­тов:
«Что до цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния воинов, есть нюанс: Цер­ковь бла­го­слов­ляет не уби­вать, а уми­рать за Родину, за свой народ, а это значит испол­нить высшую запо­ведь Христа: «Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13)».

епи­скоп Васи­лий (Кине­шем­ский):
«Хри­сти­ан­ство не знает прин­ципа «цель оправ­ды­вает сред­ства». Чест­ные цели дости­га­ются только чест­ными сред­ствами, и если для осу­ществ­ле­ния высо­ких целей и вели­ких планов чело­век допус­кает обман, ложь, наси­лие, то можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что ничего вели­кого или просто хоро­шего из его дея­тель­но­сти не выйдет. Или он опо­зо­рит своё дело в глазах людей, когда откро­ется его обман, и дело раз­ру­шится, как бы хорошо оно ни было по замыслу, или же его ложь родит лишь новую ложь, не заклю­ча­ю­щую в себе ничего высо­кого, и наси­лие вызо­вет лишь ответ­ное наси­лие».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки