Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии

чтец Кирилл Бори­сов

«Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему – Библии». Кто из пра­во­слав­ных, бесе­дуя с про­те­стан­том о вере и пыта­ясь убе­дить его в лож­но­сти его рели­ги­оз­ных воз­зре­ний, как не соот­вет­ству­ю­щих Свя­щен­ному Пре­да­нию, не слышал такого рода слов? И дей­стви­тельно, про­те­станты не уде­ляют того вни­ма­ния Пре­да­нию, какое ему уде­ля­ется в Пра­во­слав­ной Церкви, согласно недву­смыс­лен­ному тре­бо­ва­нию апо­стола: «Итак, братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим» (2Сол.2:15). Обя­за­тель­ность и даже умест­ность испол­не­ния этого тре­бо­ва­ния про­те­станты отвергли.

В первую оче­редь сле­дует уточ­нить: «А как появи­лась Библия? Ведь Хри­стос не делал пись­мен­ных запи­сей. Более того, воз­ни­кают вопросы: кто около 1,5 тыся­че­ле­тий соби­рал это мно­же­ство книг разных авто­ров, кто утвер­дил канон именно из этих книг?».

Почему про­те­станты верят одним святым отцам Церкви — еван­ге­ли­стам, а не верят другим святым отцам? Более того, почему они не верят Христу, считая, что Он не дал людям спа­си­тель­ного учения, не забо­тился о их про­све­ще­нии после Своего Воз­не­се­ния? Если отри­цать свя­то­оте­че­ское пре­да­ние, то что будет на его месте? Ответ оче­ви­ден — само­дель­ное пре­да­ние. Что нам и являют мно­го­чис­лен­ные про­те­стант­ские группы, коих тысячи. Все изу­чают цер­ков­ную Библию и у всех свои выводы.

Самый первый про­те­стант Мартин Лютер пого­ва­ри­вал: «Сам дьявол может цити­ро­вать Библию с боль­шой поль­зой для себя».  Писа­ние не в словах, а в их пони­ма­нии, интер­пре­та­ции. Для того чтобы убе­диться в этом, доста­точно вспом­нить, что дьявол иску­шал Христа именно цита­тами из Библии, вкла­ды­вая в свя­щен­ные строки иска­жён­ный смысл. Если вы ведёте днев­ник, то кроме вас сможет верно объ­яс­нить его содер­жа­ние? Точно так же пра­виль­ное пони­ма­ние духов­ного текста в полной мере доступно его автору и тем, кому он откры­вает его.

Осно­вы­ва­ясь на прин­ципе «Sola Scriptura (только Писа­ние)» и искренне веруя в пра­виль­ность дан­ного прин­ципа, про­те­стант пола­гает, что един­ствен­ным и само­до­ста­точ­ным источ­ни­ком веро­учи­тель­ных знаний явля­ется Библия. Исходя из такого отно­ше­ния к Свя­щен­ному Писа­нию он, есте­ственно, пола­гает, что не должен при тол­ко­ва­нии биб­лей­ских тек­стов опи­раться на какой-либо внеш­ний авто­ри­тет. При этом под­ра­зу­ме­ва­ется, что кри­те­рием пра­виль­но­сти тол­ко­ва­ния ста­но­вится его личное разу­ме­ние.

Про­те­стант, таким обра­зом, наде­ляет себя тем самым правом, борьба против кото­рого лежала в основе зарож­де­ния про­те­стан­тизма — экс­клю­зив­ного права рим­ского папы судить о вопро­сах веры на правах выс­шего зем­ного судьи — и ста­но­вится как бы сам себе малень­ким папой (мик­ро­па­пой). Отсюда и сход­ство, усмат­ри­ва­е­мое между като­ли­ками и про­те­стан­тами: как первые, так и вторые укло­ни­лись от истин­ной еван­гель­ской веры; как первые, так и вторые силятся дока­зать, что истина — именно у них.

В дей­стви­тель­но­сти под­лин­ной хра­ни­тель­ни­цей и тол­ко­ва­тель­ни­цей учения Христа явля­ется Цер­ковь, кото­рая было создана Хри­стом (Мф.16:18). Такой Цер­ко­вью не может быть ни одна цер­ковь, осно­ван­ная ста­ра­ни­ями отдель­ных людей в XVI веке или после, ни все они вкупе. Такой Цер­ко­вью не явля­ется и римско-като­ли­че­ская, иска­зив­шая апо­столь­ское веро­уче­ние. Такой Цер­ко­вью явля­ется лишь Все­лен­ская Пра­во­слав­ная. В отли­чие от про­те­стант­ских общин она наде­лена этим правом не по лич­ному про­из­волу, но по воле Гос­под­ней:

  • она воглав­ля­ется Гос­по­дом (Кол.1:18);
  • в ней пре­бы­вает Дух истины (Ин.15:26);
  • ей вве­рили учение Хри­стово апо­столы (Деян.20:27);
  • она опре­де­лена как «столп и утвер­жде­ние истины» (1Тим.3:15);
  • о ней, а не о какой-либо иной церкви ска­зано в Писа­нии, что если кто её не послу­шает, «да будет он тебе, как языч­ник и мыта́рь» (Мф.18:17).

Не Библия поро­дила Цер­ковь, а Цер­ковь рас­по­знала среди мно­же­ства книг именно те, кото­рые стали Биб­лией. Ранняя Цер­ковь не была ущерб­ной, но жила без напи­сан­ного Еван­ге­лия. Она жила по Пре­да­нию. Еван­ге­лия появ­ля­ются в опре­де­лен­ном кон­тек­сте: тогда, когда начи­нают рас­про­стра­няться ложные све­де­ния о Спа­си­теле, когда появ­ля­ются первые секты.

Более того, появ­ле­ние Библии было вынуж­ден­ной мерой. Свт. Иоанн Зла­то­уст: По насто­я­щему, нам не сле­до­вало бы иметь и нужды в помощи Писа­ния, а над­ле­жало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг слу­жила нашим душам бла­го­дать Духа, и чтобы, как те испи­саны чер­ни­лами, так и наши сердца были испи­саны Духом. Но так как мы отвергли такую бла­го­дать, то вос­поль­зу­емся уж хотя бы вторым путем.

Стало быть, если про­те­станты не только декла­ри­руют, но и дей­стви­тельно почи­тают Писа­ние и хотят ему сле­до­вать, они должны слу­шаться голоса Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви и дер­жаться того тол­ко­ва­ния Библии, кото­рое воз­можно не иначе как в свете Пре­да­ния. Заме­тим, что пер­во­на­чально именно Пре­да­ние слу­жило для веру­ю­щих источ­ни­ком истин хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, а не Писа­ние. Писа­ние Нового Завета обо­га­ща­лось Цер­ко­вью посте­пенно, да и сам канон книг Свя­щен­ного Писа­ния был утвер­жден Цер­ко­вью — той самой Цер­ко­вью, реше­нию кото­рой об утвер­жде­нии этого канона они почему-то дове­ряют, а её тол­ко­ва­нию Библии — нет.

Если бы про­те­станты, опи­ра­ясь на соб­ствен­ные пред­став­ле­ния, пра­вильно трак­то­вали Писа­ние, между ними не было бы столь прин­ци­пи­аль­ных раз­но­гла­сий в вопро­сах веры, как это можно сего­дня наблю­дать. Такая раз­ность усмат­ри­ва­ется, напри­мер, в интер­пре­та­ции раз­лич­ными про­те­стант­скими общи­нами Таин­ства Евха­ри­стии. Одни учат, что Хри­стос сопри­сут­ствует телесно хлебу и вину; другие уве­рены, что хлеб и вино — это всего лишь хлеб и вино, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие Тело и Кровь Спа­си­теля.

Попытки вне­цер­ков­ного пости­же­ния Библии опасны тем, что при­во­дят к заблуж­де­ниям, ересям, сектам. По словам свт. Васи­лия Вели­кого «все ереси выросли из Библии».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки