Скрыть
Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно

Рука Божья для всех глаз - свет яснейший. И возложил Он руки ему на глаза, и тот прозрел. И был исцелен, чтобы ясно видеть все вещи. Чтобы видеть, повторяю, все то, что различаем мы: видеть тайны Троицы, видеть все таинства Евангелия. Видеть отчетливо. На случай, если найдутся те, кто видит, но видит неясно, Он ныне говорит, чтобы те видели ясно.

Трактат на Евангелие от Марка.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-26 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении

Вифсаида и Хоразин, кажется, страдали большим неверием, за что Христос и поносил их, как говорит (Мф. 11:21): «горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись». По прибытии сюда Господа приводят к Нему слепого. Но вера приведших не была чиста, почему Господь и выводит слепого из селения, и потом уже исцеляет его. Он плюет на очи слепого и возлагает на него руки, дабы мы знали, что Божественное слово и следующее за словом действие может совершать чудеса: ибо рука есть образ действия, а плюновение есть образ слова, поскольку оно выходит из уст. Но и сам слепой не имел совершенной веры. Поэтому Господь не вдруг дает ему прозреть, а постепенно, как человеку, имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления. Заповедует ему не входить в селение, потому что жители Вифсаиды, как я сказал, были неверные, и человек тот среди них повредил бы своей душе; не велит даже никому и говорить о случившемся с ним, чтоб неверующие не подверглись большему осуждению. И мы часто бываем слепы душой, живя в селении, то есть в мире сем; но когда выходим из селения, то есть когда отвергаемся дел мира, Христос исцеляет нас; по исцелении Он говорит нам, чтоб мы не возвращались опять в село, но шли домой, а дом каждого из нас есть небо и тамошние обители.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 22-25 Приходит (Господь) в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно

Здесь образ прозрения духовно слепой человеческой души. Слепую душу ко Христу «приводят». Она сама так безнадежно потерялась в темноте, так сбита и спутана дорога ее жизни, так искривилась в зигзагах, засорена грязью, повреждена колеями неправды, рытвинами падений, что самой уже не выбраться. Не выбраться потому, что и сил уже нет: они растрачены в бездорожье. Да и как выбраться слепым? и в темноте? и куда? И кругом — слепые. А слепой слепого только в яму приведет (Мф. 15:14). Так в жизни и есть. Итак, слепую душу «приводят» ко Христу. Ее «приводят» чаще всего обстоятельства жизни. Обстоятельствами жизни человек в своей слепоте то бывает загнан в тупик, и ему уже некуда податься, испытано банкротство всех путей. То эти обстоятельства остановят человека на полпути слепоты, бывают восприняты остатком здравого сознания человека как Божии зовы, и человек повлечется ими ко Христу. Слепой душе, подведенной ко Христу, надо, чтобы Христос коснулся ее. Непременно надо, чтобы коснулся; значит, надо вплотную подойти, а не умеешь ходить, так подползи к стопам Спасителя и в трепете моли: «Не могу больше жить… исцели». Значит, нужна не холодная вера сознания, не тусклое движение уставшего и равнодушного сердца, не вялое нащупывание просвета апатичной волей, а нужен бросок ко Христу, бросок, в котором, как в клубке, пусть сольются весь порыв ума и все напряжение воли. Тогда откликнется Христос. Он берет человека «за руку». Это значит, что прозрение души сопровождается Божественной помощью и Божественной силой. Но для проявления Божественной силы нужны условия, в которые должна быть поставлена душа. Какие же? Господь выводит слепого «вон из селения». Здесь обозначение условий, при которых возможно воздействие на душу Божественной силы. Их два: первое — душа отводится в сторону от людей и остается наедине с Богом. Значит, тесное единение с Богом, когда душа остается один на один со своим Спасителем в молитве, в подвиге, в душевной обращенности — вот первое условие прозрения от слепоты. И есть второе условие: Господь выводит слепого вон из селения. Следовательно, недостаточно быть наедине с Богом. Надо уйти душою из мира греха, порвать пленяющие связи греха, чтобы не осталось на душе груза, тянущего в сторону и вниз, а чтобы душе, освобожденной от земли — греха, легче было принять и усвоить (сделать своим) небесное и Отцовское. После того как порваны путы греха Божественной силой, совершается озарение души. В чуде исцеления Господь прежде всего «плюнул ему на глаза». Не без значения и этот акт Божией воли. Плюновение — знак презрения, поругания. Так как болезнь есть результат греха и человеческой нечистоты, то Господь сначала снимает человеческую нечистоту. Он снимает ее образно — плюновением на глаза слепого как выражением презрения к греху и осуждения греха и диавола, отца его. Так сначала устраняется источник зла и причина болезни… Плюновение в данном чуде исцеления слепого отлично от плюновения на землю, сопутствовавшего чуду исцеления слепорожденного (Ин. 9:6), где оно не имело самостоятельного значения и было только частью творческого акта — смешения с землей, делания «брения» и помазания им глаза. А почему при исцелении слепорожденного Господь не плюнул на глаза больного? Потому что не требовалось устранения греха и осуждения греха, как причины слепоты. Слепой был слеп от рождения, и Господь Сам говорит, что не грех причина его болезни: «Ни сей согрешил» (Ин. 9:3). Плюновение в чуде исцеления вифсаидского слепого аналогично плюновению при исцелении глухого косноязычного (см. Мк. 7:32-35), хотя в последнем чуде не указывается, куда плюнул Господь, и умалчивается о греховности больного как причине болезни, но в обоих случаях плюновение предшествует самому исцелению и выражает устранение человеческой нечистоты. После того как поруган грех и подрезаны корни болезни, Господь исцеляет саму болезнь. То же требуется и от слепой души. И ей, оставшейся наедине с Богом и порвавшей с миром зла, надо с презрением осудить мир диавола, жестоко осудить все свои кривые пути, без пощады возненавидеть свою темноту и с решительностью отвергнуться от слепых мыслей и дел. Тогда придет Господь. Он придет и возложит Свои руки. Возложение рук означает, что прозрение души совершается не собственными усилиями души, а Божественной силой, и означает, что Божественная сила подается сейчас же за отвращением греха, и что она возрождает человека от греха и закладывает фундамент спасения. Возложение рук — новый глубокий по смыслу образ. Исцеление совершается не сразу. Больной по первом возложении рук отвечает Христу, что он видит «проходящих людей, как деревья», и лишь по вторичном возложении Господом Своих рук на больного прозревающий «стал видеть все ясно». Почему так? Разве Божественное могущество бессильно было совершить прозрение слепого в одно мгновение? Конечно, могло совершить, как совершались в одно мгновенье большие чудеса, например, воскрешение мертвого. Здесь образ того, что восстановление души совершается не вдруг, не сразу. Такой акт был бы механическим пересозданием. Это — процесс спасения человека. Он есть длительная, сознательная борьба, в которой непременно активен сам человек. Этот процесс открывает Бог Своим Божественным вмешательством, подавая человеку силы скинуть плен греха и успешно начать ратоборство со злом. Дальше человек сам вступает в состязание, чтобы сознательно переработать свои душевные силы и усвоить Божественное озарение. И еще долго, долго не исчезнет бесследно слепота… И долго, долго человек еще будет видеть «проходящих людей, как деревья», т.е. еще долго в нем будет возобладать мир вещей, и еще долго предметы духовного, разумного порядка он будет воспринимать под углом чувствования материальных вещей. Не сразу человеку откроется очертание истинной жизни духа, а будет он еще долгое время пробавляться тенью истины. И только слабые разрозненные блики ее будут скользить пред его душевными глазами, как неясные очертания бегущих деревьев (когда видишь их, например, из окна мчащегося поезда). В этом процессе постепенного восстановления души, конечно, потребуются новые акты Божественной помощи. Их будет много, они пойдут своей чередой, параллельно человеческой стойкости в борьбе. Господь вторично возлагает руки на слепого. Теперь Он возлагает их на его глаза. Здесь мысль о том, что Божественная помощь, а в результате ее человеческое просветление, сначала идет по линии общего подъема душевной жизни и ее очищения от грязи и порока, ее общего просветления, а потом уже, под Божиим воздействием, усовершаются отдельные способности, например, способность духовного зрения. И вот, когда спустится на душу Божественное озарение, когда Божий Свет осияет внутреннее человека, тогда Божия правда в душе заблистает, как изумруд. Плена мира — греха, заволакивающего зрение или дающего кривое отражение восприятий, как не бывало. Пленительная Божия истина залегла в душе, как свет, и осветила самую душу, и весь свет брызжет вовне, и освещает, и гонит грех, и скидывает фальшивое убранство порока. И нет в жизни тьмы, и дорога пряма и освещена… И стала душа «видеть все ясно».

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 22-26 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.
 

     Сказание об исцелении Вифсаидского слепого находится только у ев. Марка.

     «В Вифсаиду»: судя по тому, что непосредственно за этим рассказом передается сказание о событии, случившемся около Кесарии Филипповой (ст. Мк.8 и дал.), надобно полагать, что здесь разумеется не та Вифсаида, которая находилась на северо-западном берегу Галилейского озера, а другая, называющаяся еще Юлией, и лежавшая в нескольких верстах на северо-восток от этого озера, на пути в Кесарию Филиппову, если туда идти из Переи.
     Тетрарх Филипп, владевший только землями, лежавшими на северо-востоке от Галилейского озера, по свидетельству Флавия (Antt. 18, 2. 1), небольшое селение Вифсаиду сделал городом и назвал Юлией в честь дочери Августа Юлии. Как видно, Господь из Переи, где происходило чудесное насыщение народа, описанное непосредственно перед этим, не заходя в Галилею, пошел прямо в северные страны Палестины, может быть, укрываясь от злобы преследовавших Его фарисеев, и через Юлию – Вифсаиду дошел до Кесарии Филипповой.

     «Слепого»: что он слеп был не от рождения, а уже впоследствии ослеп, видно из дальнейшего рассказа; он после первого возложения на него рук Спасителевых, говорит, что видит людей, как деревья (ст. 24), следовательно, он прежде видел и людей и деревья. Не видно также из евангельского повествования, чтобы болезнь эта была непосредственным действием духа нечистого, чтобы этот слепой был вместе и бесноватый, как и вышеупомянутый глухой косноязычный (Мк.7 и дал.).

     «Чтобы прикоснулся к нему»: т. е. чтобы исцелил его прикосновением своей чудодейственной руки.

     «Вывел его вон» и пр.: Господь и здесь поступает так же, как при исцелении глухого косноязычного (Мк.7 и дал.), употребляет подобные же внешние действия и по подобным же вероятно причинам, так как и здесь была полуязыческая страна, где иудеи жили вместе с язычниками.

     «Вижу проходивших людей, как деревья»: т. е. неясно, не отчетливо, но однако же вижу.

     «Опять возложил руки» и пр.: не вдруг исцеляет Господь, но постепенно, может быть потому, что слаба была вера этого слепого (ср. Феофил.), и Господь, постепенно открывая ему взор телесный, возводил его к вере совершеннейшей (Евф. Зигаб.).

     «Послал его домой» и пр.: как видно – этот слепой был родом не из Вифсаиды, а пришлец, и – по повелению Господа – должен был прямо с места исцеления отправиться домой, не заходя в селение, т. е. в Юлию – Вифсаиду и не рассказывая никому из жителей того же селения, может быть, потому же, почему и исцеленному глухому косноязычному Господь не велел рассказывать об исцелении его (ср. Мк.7 и прим.).

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 24-25 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно

Слепой не тотчас стал ясно видеть, его глаза были еще подернуты туманом, и он не отличал людей от деревьев. Поэтому Господь второй раз возлагает на него руки, и больной стал видеть все ясно.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно

Господь не вдруг, а постепенно исцеляет слепого, вероятно, потому что слаба была вера его (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Марка

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible