Православное Богослужение
Переводы Богослужебных книг

 

Главная \ Церковь \ Богослужения \ Переводы богослужебных книг \ Праздничная минея\ Неделя святых Отцов

• Великая вечерня • УтреняЛитургия


 

НЕДЕЛЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

 

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

 

 

НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ

 

По предначинательном псалме поем Блажен муж: кафизму всю.

 

После предначинательного псалма поем Блажен муж: – всю кафизму.

На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3 и восточны 3, Анатолиевы, и отцев 4.

 

На Господи, воззвах: 18 и 19 декабря поем стихиры воскресные 3, и восточные 3, и отцам на 4.

Аще же внутрь 20-го числа, поем стихиры воскресны 3, и восточен 1, Анатолиев, и предпразднства три, и святых отцев три.

 

С 20-го же по 23 декабря – поем стихиры воскресные 3, и восточную 1, и предпразднства 3, и отцам три. 24 декабря поем стихиры отцов на 6 и и предпразднства на 4.

Стихиры предпразднства, глас 6.
Подобен: Все отложше:

 

Стихиры предпразднства, глас 6*
Подобен: Все отложив:

Незаходимое Солнце / из Девственных ложесн возсияти идет, / просветити всю подсолнечную, / чистыми очесы и чистыми деяньми / срести Сего потщимся / и подъяти ныне уготовимся духом / грядущаго во Своя странным рождеством, якоже благоволи, / яко да устраншияся ны едемскаго жития / возведет, яко Благоутробен, / в Вифлееме раждается.

 

Незаходимое Солнце / из Девственного чрева воссиять идет / и просветить все под солнцем. / Чистыми очами и чистыми деяниями / встретить Его поспешим / и принять ныне приготовимся духом / Грядущего к Своим необычайным рождеством, как Сам благоволил. / Чтобы нас, удалившихся от жития эдемского к нему возвести, / Он, как милосердный, / в Вифлееме рождается.

На плещах носимый Херувимских, / Бог Слово, плоти по Ипостаси соединився, / во всенепорочное чрево вселися, и бысть Человек, / и на землю грядет от Иудова племене родитися, / вертеп свят Всецарю благоукрасися, / яко величайшая палата, / ясли же, яко престол огнезрачен, / в нихже яко Младенца Дева Мария полагает, / во обновление создания неопределеннаго.

 

На плечах носимый Херувимских, / Бог Слово, с плотию по Ипостаси соединившись, / во всенепорочное чрево вселился, и Человеком стал, / и на землю грядет от Иудина племени родиться. / Пещера святая, для всех Царя благоукрашайся, / как величайший дворец, / ясли же – как престол огневидный, / – те, куда для обновления всего творения / Дева Мария полагает / как Младенца Беспредельного.

В безсловесных яслех Тя полагает Дева, / Божие Слово Безначальное, / начало приемшее паче ума, / мое бо разрешити безсловесие грядеши, / еже подъях завистию змииною, / пеленами же повитися, / яко да расторгнеши рубы и пленицы прегрешений моих, / Едине Блаже и Человеколюбче. / Темже Тя славлю, / пою и покланяюся прерадостно во плоти пришествию Твоему, / имже свободихся.

 

В ясли тварей неразумных Тебя полагает Дева, / Божие Слово Безначальное, / начало получившее превыше ума. / Ибо Ты приходишь / прекратить неразумие мое, / которому я подпал по зависти змия; / пеленами же быть повитым, / чтобы расторгнуть рубища и узы согрешений моих, / Единый Благой и Человеколюбец. / Потому Тебя славлю, / воспеваю и поклоняюсь прерадостно во плоти Твоему пришествию, / которым я обрел свободу.

Стихиры святых отцев, подобен тойже:

 

Стихиры святым отцам, глас и подобен тот же*

Явися мира концем праотцев память, / света истинно исполнена и зарями благодати сияющи: / Христос бо, солнце светлое, / свыше просияв издалеча, / звезд собор ведет, с Ним возсиявший, / и Рождество Богочеловечное / является внутрь Вифлеема быти. / Вси, убо верою Сего Рождество / благочестно плещуще, ликуим / хвалу предпразднственную. (2)

 

Явилась концам мира праотцев память, / света поистине исполненная и зарями благодати сияющая: / ибо Христос, Солнце светлое, / свыше просияв издалека, / сонм звезд ведет, с Ним воссиявший; / и Рождество Богочеловека является, / в пределах Вифлеема совершающееся. / Мы же все, с верою в честь Рождества Его / рукоплеща благоговейно, возликуем, / возглашая хвалу предпраздничную.(2)

Славою украшается / Божественнаго причастия / Адам, радуяся днесь, / яко основание и утверждение праотцев мудрых, / совзыграет же Авель, и Енох веселится, / и ликует Сиф и Ное купно; / с патриархи же поет Авраам всехвальный, / и рождение без отца ныне Мелхиседек видит свыше. / Темже Божественную память Христовых праотцев / и мы совершающе, молим / спастися душам нашим.

 

Украшается славою приобщения к Божеству / Адам в сей день, радуясь, / как основание и утверждение праотцев мудрых; / Торжествует же с ним и Авель, и Енох веселится, / и ликуют Сиф и Ной вместе; / с патриархами же поет Авраам всехвальный, / и рождение без отца ныне Мелхиседек видит свыше. / Потому, Божественную память Христовых праотцев / и мы совершая, молим / о спасении душ наших.

Облиста весело / иже в пещи детей Богомудрых собор / и Христово Рождество проповедует на земли; / яко бо честная роса низшед, Господь / Рождшую спасает неопальну, / соблюдает непорочну / и обогащает Божественными даровании. / Темже и Богоприятный / радуется Даниил, веселяся, / Камень бо из Горы несечен провидя яве, / со дерзновением молится / ныне о душах наших.

 

Заблистал весело / в печи отроков богомудрых собор / и о Рождестве Христовом на земле провозглашает. / Ибо, как священная роса сойдя, Господь / Родившую Его сохраняет неопалимой, / соблюдает непорочной / и обогащает Божественными дарованиями. / Потому и Богом возлюбленный Даниил / радуется с веселием: / ибо Камень, от Горы отсеченный не руками провидя явственно, / он со дерзновением молится / ныне о душах наших.

Слава, отцев, глас 6:

 

Слава, глас 6

Даниил, муж желаний, / камень, без руки отсечен, видев Тя, Господи, / Младенца, без семене рожденна, пронарече Тя, / из Девы воплощенна Слова, / непременнаго Бога / и Спаса душ наших.

 

Даниил, муж желаний, увидев камень, / без помощи руки отсеченный, – Тебя, Господи, – / о рождении без семени Младенца предсказал – / Тебя, от Девы воплотившегося Слова, / неизменного Бога и Спасителя душ наших.

И ныне, предпразднства, глас тойже.

 

И ныне, предпразднства глас тот же, Византийца

Византиево: Вертепе, благоукрасися, / Агница бо грядет, чревоносящи Христа, / ясли же, подъимите / словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас, земнородных. / Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному, / и волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите, / яко явися Господь из Девы Матере. / Емуже и, приникше, рабски Мати поклонися / и привещаше к держимому на объятиих Ея: / како всеялся еси Мне? / Или како прозябл еси во Мне, / Избавителю мой и Боже?

 

Пещера, благоукрашайся, / ибо Агница идет, неся в чреве Христа; / ясли же, принимайте / словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных. / Пастухи, играя на свирелях, / свидетельствуйте о чуде страшном; / и волхвы из Персии / золото, и ладан, и смирну Царю принесите, / ибо явился Господь из Девы-Матери. / И пред Ним, склонившись как раба, Матерь поклонилась / и обращалась к Тому, Кто во объятиях Ее: / "Как посеян Ты был во Мне? / Или как произрос во Мне, / Искупитель Мой и Боже?"

Аще вне 20-го числа: И ныне, Богородичен настоящаго гласа.

 

 

 

Если же 18 или 19 декабря: И ныне, Богородичен текущего гласа.

 

 

Вход. Прокимен дне. Чтения три.

 

Вход. Прокимен дня. И чтения праздника:

Бытия чтение (глава 14):

 

1. Бытия чтение

Слышав Авраам, яко пленен бысть Лот, братанич его, сочте своих си домочадец триста и осмнадесять и погна во след их даже до Дана. И нападе на ня нощию сам и отроцы его с ним; и порази их, и гони их до Ховала, еже есть ошуюю Дамаска. И возврати всякаго коня Содомскаго, и Лота, братанича своего, возврати, и вся имения его, и жены, и люди. Изыде же царь Содомский в сретение ему, повнегда возвратитися ему от сеча ходоллогоморскаго и с царьми, иже с ним, во удоль Савину, сие же бяше поле царево. И Мелхиседек, царь Салимский, изнесе хлебы и вино, бяше же священник Бога Вышняго. И благослови Авраама, и рече: благословен Авраам Богу Вышнему, Иже созда Небо и землю, и благословен Бог Вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе.

 

 

Аврам, услышав, что взят в плен Лот, племянник его, пересчитал собственных домочадцев своих, – триста восемнадцать – и погнался вслед за ними до Дана. И напал на них ночью, сам и отроки его с ним, и поразил их, и преследовал их до Ховала, что налево от Дамаска; и возвратил всю конницу Содомскую и Лота, племянника своего, возвратил, и все имущество его, и женщин, и народ. Вышел же царь Содомский навстречу ему по возвращении его с разгрома Ходол-Логомора и царей, бывших с ним, в долину Сави, – это была равнина царей. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлебы и вино, – а был он священником Бога Всевышнего. И благословил он его, и сказал: "Благословен Аврам Богом Всевышним, Который создал небо и землю; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои".   Быт 14:14–20

 

Втораго закона чтение (глава 1):

 

2. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: видите, предах пред лицем вашим землю, вшедше, наследуйте ю, юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму, и Исааку, и Иакову, дати им и семени их по них. И рекох к вам во время оно, глаголя: не возмогу един водити вас. Господь Бог ваш умножил вы есть, и се есте днесь, яко звезды небесныя, множеством. Господь Бог отец наших да приложит вам, яко да будете тысящами сугубо, и да благословит вас, якоже глагола вам. И взях от вас мужи мудры, и сведомы, и смысленны, и поставих их владети над вами, тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники, и письмоводители судиям вашим. И заповедах судиям вашим во время оно, глаголя: разслушайте посреде братий ваших и судите праведно посреде мужа, и посреде брата его, и посреде пришельца его. Да не познаете лица в суде, малому и великому судиши и не устыдишися лица человеческа, яко суд Божий есть.

 

 

(В те дни) сказал Моисей сынам Израилевым: Смотрите, я предал пред вами землю: войдите, возьмите в наследие землю, о которой Господь поклялся отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать ее им и потомству их после них". И сказал я вам в то время, говоря: не смогу один водить вас: Господь, Бог ваш, умножил вас, и вот, вы сегодня – как звезды небесные множеством. Господь, Бог отцов ваших, да прибавит вам тысячекратно к тому, сколько вас есть, и да благословит вас, как Он изрек вам. И взял я из вас мужей мудрых, сведущих и разумных, и назначил их начальствовать над вами: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и письмоводителями судьям вашим. И приказал я судьям вашим в то время, говоря: "Выслушивайте тяжбы между братьями вашими и судите справедливо, между человеком и братом его, и между пришельцем, который у него. Не уважь лица на суде: малого, великого ли будешь судить. Не устрашись лица человеческого, ибо это – суд Божий".   Втор 1:8–11; 15–17

 

Втораго закона чтение (глава 10):

 

3. Второзакония чтение

Во днех онех рече Моисей к сыном Израилевым: се Господа Бога твоего небо и небо небесе, земля и вся, елика суть на ней. Обаче отцы ваша произволи Господь любити их и избра семя их по них, вас, паче всех язык, в день сей. И обрежите жестокосердие ваше, и выя ваша не ожесточите ктому. Ибо Господь Бог ваш, Сей Бог богов и Господь господей, Бог великий, и крепкий, и страшный, Иже не дивится лицу, ниже вземлет дар. Творяй суд пришельцу, и сиру, и вдовице и любит пришельца, дати ему хлеб и ризу. И возлюбите пришельца, пришельцы бо бесте в земли Египетстей. Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши, и к Нему прилепишися, и Именем Его кленешися. Той хвала твоя, и Той Бог твой, иже сотворил ти есть великая и славная сия, яже видесте очи твои.

 

 

(В те дни) сказал Моисей сынам Израилевым: "Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Однако отцов твоих предпочел Господь, возлюбив их, и избрал вас, семя их, после них из всех народов, по сей день. И вы обрежьте жестокое сердце ваше и шеи вашей не ожесточайте более; ибо Господь, Бог ваш – он Бог богов и Господь господствующих, Бог великий, и сильный и страшный, Который не почитает лица и не возьмет дара, совершая суд пришельцу, и сироте, и вдове; и любит пришельца, давая ему хлеб и одежду. (И вы любите пришельца, ибо были пришельцами в земле Египетской.) Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и именем Его клянись: Он – хвала твоя, и Он – Бог твой, Который сделал с тобою те великие и славные дела, какие видели глаза твои.   Втор 10:14–18, 20–21

 

На литии стихира храма и отцев, глас 1:

 

На литии стихира храма и отцов, глас 1

Лучами облиставшеся Богоглаголания, / великоименитии пророцы присно ублажаются / и, рачения Духа плодоносяще, / неизреченное Рождество Христа Бога всем проповедаша, / законно же кончину прияша, / поживше жизнь пречудную.

 

Лучами озарившись Божественного вещания, / славные именем пророки / всегда блаженными именуются; / и, умножая плод речений Духа, / они несказанное рождество Христа Бога всем провозгласили; / и жизнь прожили пречудную, / законною кончиной ее завершив.*

Слава, глас 3. Германово: Праотцев собор, празднолюбцы, / приидите, псаломски да восхвалим: / Адама праотца, Еноха, Ноя, / Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова, / по законе Моисея, и Аарона, / и Иисуса, Самуила и Давида, / с нимиже Исаию, Иеремию, Иезекииля, и Даниила, и дванадесять вкупе, / Илию, Елиссея и всех, / Захарию, и Крестителя, и проповедавшия Христа / жизнь и воскресение рода нашего.

 

Слава, глас 3, Германа: Придите, любящие праздновать, / праотцев сонм псалмами да восхвалим: / Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, / Авраама, Исаака и Иакова; / по законе живших: Моисея и Аарона, / Иисуса, Самуила и Давида, / с ними – Исаию, Иеремию, Иезекииля, / и Даниила, и двенадцать пророков; / Илию, Елисея и вместе всех: / Захарию, и Крестителя, и иных, проповедавших Христа / – жизнь и воскресение рода нашего!

И ныне, предпразднства, глас тойже: Благоукрасися, Вифлееме, / отверзеся бо Едем, / готовися, Евфрафо, / обновляется бо Адам и Ева с ним: / клятва бо разорися, / спасение миру процвете, / и души праведных украшаются, / яко дар дароносия, вместо мира пение приносяще, / спасение душевное и нетление приемлюще. / Се бо в яслех возлежай / предповелевает пение духовное совершати вопиющим непрестанно: / Господи, слава Тебе.

 

И ныне, предпразднства, глас тот же: Благоукрашайся, Вифлеем, / ибо открылся Эдем. / Готовься, Евфрафа, / ибо обновляется Адам и Ева с ним: / ведь проклятие окончилось, / спасение миру процвело, / и души праведных украшаются, / как приношение, отдаваемое в дар, / пение вместо мvра принося, / спасение же душевное и нетление принимая. / Ибо вот, в яслях возлечь Желающий уже повелевает / пение духовное совершать взывающим непрестанно: / "Господи, слава Тебе!"*

Аще вне 20-го декабря.

И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща, / нас же ради, из Тебе без отца бывша, плотию родила еси / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити / избавитися от бед душам нашим.

 

 

 

Если же 18 или 19 декабря:

И ныне, Богородичен: Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.

 

 

На стиховне

Стихира воскресна, и по алфавиту. Аще же в 24-й день, предпразднства, самоподобен, глас 2:

 

Стихиры на стиховне*

Стихиры воскресные Октоиха. Если же 24 декабря – стихиры предпразднства; самоподобен, глас 2:

Доме Евфрафов, / граде святый, / пророков славо, / украси дом, / в немже Божественный раждается.

 

Дом Евфрафов, / град святой, / пророков слава! / Укрась дом, / в котором Божественный рождается.

Стих: Бог от юга приидет, / и Святый из горы приосененныя чащи.

 

Стих: Бог от юга придёт, / и Святой – от горы осеняющей чащи.   Авв 3:3А

Самогласны: Вифлееме, земле Иудова, / сущему по плоти жительство светло, / уготови Божественный вертеп, / в немже Бог плотию раждается из Неискусомужныя Святыя Девы, / во еже спасти род наш.

 

Самогласные: Вифлеем, земля Иудина! / Приготовь Сущему обитель светлую по плоти, / Божественную пещеру, / в которой Бог во плоти рождается / от не знавшей мужа святой Девы, / чтобы спасти род наш.

Стих: Господи, услышах слух Твой и убояхся, / Господи, разумех дела Твоя и ужасохся.

 

Стих: Господи, услышал я весть Твою и убоялся, / уразумел дела Твои, и изумился.   Авв 3:2А

Приидите вси, Христово Рождество верно предпразднуим / и мысленне пение, яко звезду, предлагаем, / волхвов славословия с пастырьми возопием: / прииде Спасение человеком из Девственных ложесн, / верныя призывая.

 

Придите все, Христово Рождество / будем с верою предпраздновать / и мысленно пение, как звезду, предлагать; / славословия волхвов с пастухами возгласим: / пришло Спасение людям из девственного чрева, / верных к Себе призывая.

Слава, глас тойже, самогласен.

 

Слава, глас тот же, самогласен, Киприана

Киприаново: Радуйтеся, пророцы честнии, иже закон Господень добре учинивше / и верою явльшеся непобедимии столпи и непреклоннии; / вы бо и ходатаи явистеся Новаго Завета Христова / и, преставльшеся к Небеси, / Того молите умирити мир и спасти души наша.

 

Радуйтесь, пророки досточтимые, / Закон Господень прекрасно установившие / и верою явившиеся столпами нерушимыми и непоколебимыми; / ибо вы явились и посредниками / Нового Завета Христова. / И, переселившись на небеса, умолите Его / мiр умиротворить и спасти души наши.

И ныне, предпразднства, глас тойже:

 

И ныне, предпразднства, глас тот же, Киприана:

Киприаново: Се время приближися спасения нашего, / готовися, вертепе, Дева приближается родити, / Вифлееме, земле Иудова, красуйся и веселися, / яко из тебе возсия Господь наш. / Услышите, горы, и холми, / и окрестныя страны Иудейския, / яко грядет Христос, / да спасет, егоже созда, человека, / яко Человеколюбец.

 

Вот, приблизилось время спасения нашего, / готовься, пещера: / Дева приближается, чтобы родить. / Вифлеем, земля Иудина, красуйся и веселись, / ибо из тебя воссиял Господь наш. / Услышьте, горы, и холмы, / и окрестности Иудеи, / ибо грядет Христос, / чтобы человека, которого создал, спасти, / как Человеколюбец.

Аще вне 20-го.

И ныне, Богородичен, глас 2: О чудесе новаго всех древних чудес! / Кто бо позна матерь без мужа рождшую, / и на руку носящую, / всю тварь Содержащаго? / Божие есть изволение, Рождшееся. / Егоже яко Младенца, Пречистая, / Твоима рукама носившая, / и Матерне дерзновение к Нему имущая, / не престай молящи о чтущих Тя, / ущедрити и спасти души наша.

 

 

 

Если же 18 или 19 декабря:

И ныне, Богородичен, глас 2: О, чудо новое, высшее всех древних чудес! / Ибо кто знал матерь, без мужа родившую, / и во объятиях носившую все творение Объемлющего? / Божий замысел – это зачатие. / Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая, / и материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / не переставай молиться о почитающих Тебя, / дабы Он умилостивился и спас души наши.

 

 

На благословении хлебов: Богородице Дево, радуйся: (2)

 

На благословении хлебов, если служится всенощное бдение: Богородица Дева, радуйся: (2)

И отцев тропарь, глас 2:

 

И св. отцам, тропарь, глас 2

Велия веры исправления: / во источнице пламене, яко на воде упокоения, / святии трие отроцы радовахуся, / и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. / Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

 

 

Велики веры свершения! / Во источнике пламени, как на воде отдохновения, / святые три отрока радовались. / И пророк Даниил львов пасущим как овец явился. / Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

 

Аще же случится в 24 день.

На благословении хлебов тропари отцев: Велия веры: дважды,

 

Если же 24 декабря:

На благословении хлебов тропарь отцам: Велики веры свершения: дважды

И предпразднства, глас 4:

 

И тропарь предпразднства, глас 4

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но, якоже красная палата, / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ. единожды и чтение.

 

 

Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, / как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, / носящая во чреве Зачатого без семени. / Настало время родить, / и не было нигде места для ночлега; / но, как чертог приятный, / пещера Царице была показана. / Христос рождается, чтобы в нас восстановить / прежде падший Свой образ. единожды, и чтение.

 


(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

 

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru