7

Правило 8

9

О том, что представительные грамоты для отлучающихся из епархии пресвитеров могут выдавать только епископы.

Даже сельским пресвитерам не дозволяется отправлять канонические послания, кроме того случая, когда они посылают письма соседним епископам. Но безукоризненные хорепископы могут давать мирные грамоты.

Μηδὲ πρεσβυτέρους τοὺς ἐν ταῖς χώραις κανονικὰς ἐπιστολὰς διδόναι, ἢ πρὸς μόνους τοὺς γείτονας ἐπισκόπους ἐπιστολὰς ἐκπέμπειν· τοὺς δὲ ἀνεπιλήπτους χωρεπισκόπους διδόναι εἰρηνικάς.

Толкования

Зонара. Каноническими посланиями правило называет представительныя и мирныя послания. А какия послания мирныя и какия представительныя, об этом уже сказано. Таковыя послания дают предстоятели церквей, а не пресвитеры, даже и в селах, где епископ нечасто бывает. А хорепископы, если они беспорочны, то есть безвинны, когда нет никакого против них обвинения, которое могло бы класть пятно на доброе о них мнение, могут давать мирныя послания; поскольку хорепископам даны и другия преимущества. А сельским пресвитерам дано право посылать мирныя послания к одним соседним епископам, а не к дальнейшим.

Аристен. Сельский пресвитер не должен давать канонических посланий, разве только к одному соседнему епископу. Одним епископам и беспорочным хорепископам предоставлено право давать каноническия послания клирикам, желающим отлучиться из своей епархии на дальнее расстояние; а пресвитерам даже и первенствующим в селах это преимущество не принадлежит. Но писать к соседнему епископу о таких клириках и свидетельствовать о рукоположении их, и о вере и о мнении касательно их дозволено и им.

Вальсамон. Ты знаешь, какия мирныя, или отпустительныя послания, и какия представительныя, называемыя и каноническими. А поскольку некоторые усиливались доказать, что и сельские пресвитеры, именно протопопы могут давать мирныя послания, хотя к соседним епископам, не потому чтобы они имели на сие какое-нибудь право, но ради благочестия и христианского общения; то отцы определили, что и право посылать таковыя послания подлежит одной епископской власти. Но хорепископам беспорочным, то есть таким, которые не подвергались обвинению, кладущему пятно на доброе о них мнение, дозволено давать мирныя послания, потому что им предоставлены и другия преимущества.

Славянская кормчая. Коеяждо страны пресвитер, да не вдаст ставильных грамот и правильных, причетнику негде далече отити, но токмо близ его сущему соседу епископу.

Толкование. Токмо единым епископом, и беспорока сущим сельским епископом, достойно есть ставильныя даяти грамоты, далече отити хотящим от своих мест причетником. Пресвитером же в коейждо стране старейшенствующим, таковое правление несть достойно: но ту к близ сущему епископу, рекше, к соседу писати о таковых причетницех, и уверити поставление и веру и житие их, прошено есть и тем.

Книга правил. Под именем канонических, то есть, церковными правилами определенных посланий, разумеются письма, или грамоты, даваемые от епископа клирикам, идущим в епархию другого епископа, по предосторожности, чтобы мирянин не был принят за клирика, или отлученный от служения церковного не был допущен до оного по неведению.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.

Комментировать