Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «покорившийся»).
История
Согласно исламской версии, ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии.
Однако ряд современных ученых, основываясь на археологических, нумизматических и прочих данных говорят о том, что ислам – это искусственный, синтетический конструкт, который начал формироваться в 8 веке от Р.Х., вероятно, при омейадском халифе Абд аль-Малике.
Основатель ислама – Мухаммед (570–632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.
География
В настоящее время почти половина всех мусульман проживает в Африке, около 30% – в Пакистане и Бангладеш, более 10% в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России составляют узбеки, таджики, кавказцы, киргизы, татары и башкиры.
Коран
Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.
Мусульмане противоречиво относятся к Священному Писанию (Библии), поскольку в нём содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. На современном этапе мусульмане считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают, а некоторые этому возражают), хотя изначально такого не было.
Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
Исламское божество
Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?). Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской ёлке, хотя её и называют звездой.
Воплотившийся Бог Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается. Мусульмане считают, что перед крестными страданиями Исуса Аллах заменил его чудесным образом другим человеком, а Сам был взят на Небо живым.
В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу. Аллах не любит грешников – это 24 раза повторяется в Коране (2,190), Аллах любит только боящихся его (3,76). Мусульмане никогда точно не знают, определил ли Аллах для них рай или же они пойдут в ад.
Современные течения
В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.
Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов (священного предания), религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («закон»).
Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям его дочери Фатимы), а не другим лицам, как это существует у суннитов. У них существует своя сунна, включающая в себя веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.
Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.
Предметы веры
В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:
вера в единственность Аллаха (таухид)
вера в ангелов Аллаха (маляика)
вера в Писания Аллаха (кутуб)
вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа русуль)
вера в предопределение Аллаха (кадр)
вера в будущую жизнь (ахират)
Обязательные для мусульман предписания
Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркан аль-ислам) – основные предписания, обязательные для всех мусульман:
Исповедование шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
пять обязательных молитв в сутки («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
соблюдение поста в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни;
пожертвования нуждающимся и на нужды общины (“закят”).
Общая характеристика ислама
Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культа. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана, Сунны и мнений позднейших толкователей и богословов, он содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.
Молитвенные здания
Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. И если в православном храме совершаются особые таинства, которые мирянин самостоятельно воспроизвести у себя дома не может, то в мечети мусульмане совершают точно такой же ритуал намаза, как и дома. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в исламе совершаются вне мечети, что предусмотрено и шариатом.
Лидеры
Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными лидерами (в исламе нет священства как такового).
Надзор за исполнением шариату ведут шариатские судьи – (кудат). В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями.
Оценка мусульманской веры
В вере мусульманской, изложенной в Коране, надобно различать две стороны: во-первых истины, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета, каковы многие здравые понятия о Боге и Его свойствах, об ангелах, многие нравственные предписания и заповеди, многие исторические сказания, – что подтверждается частыми ссылками на эти книги самого Магомета; и во-вторых – все то, что заимствовано из других источников: частью из древней аравийской веры, частью из иудейского Талмуда, а частью передано самим Магометом и его последователями.
Первого рода истины имеют полное свое достоинство, но они принадлежат Божественному Откровению, а не Магомету или Корану. Корану же принадлежит только то, что здесь эти светлые истины смешаны нередко с такими заблуждениями и баснями, которые почти совершенно затемняют их и подавляют.
Еще больше сумятицы внесли толкования Корана (тафсиры), которые часто насыщают аяты Корана отсутствующими в них смыслами.
Так, например, тафсиры интерпретируют аят 2:125 таким образом, будто Авраам и Измаил построили храм в Мекке. На ряду с этим тафсиры утверждают будто в жертву принесен был не Исаак, а Измаил.
Коран, прочем, и сам по себе содержит изрядное количество небылиц.
В частности, в Коране говорится, будто Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса, была сестра Аарона, будто Иисус еще в колыбели изрек о себе: «Я раб Бога, Он дал мне книгу и сделал меня Пророком» (сур. 19:28) и т.п.
Что же касается прочих частей мусульманского учения, которые заимствованы в Коране из человеческих источников, то здесь мы часто встречаем утверждения, явно противоречащие Божественному Откровению.
Так, в Коране утверждается:
а) что все, происходящее в мире, подчинено безусловному предопределению Аллахом, а иначе происходить не может (17:13; 9:53);
б) что, в частности, и каждый человек имеет свою неизбежную, неотвратимую судьбу (17:13), каждому предназначается известный образ жизни и деятельности, доброй или злой, – чем явно подрывается всякая свобода и нравственность, и Бог становится виновником зла;
в) что Бог сотворил многих людей для геенны, и потому в собственном смысле есть деспот (7:180; 37:163; 3:189);
г) что вечное блаженство праведников в раю будет состоять в самых грубых чувственных удовольствиях (2:25; 37:41; 55:45) и проч.
Неизбежным плодом такого учения выходит то, что вся мусульманская нравственность ограничивается строгим исполнением внешних постановлений, в то время как на исправление сердца не обращается почти никакого внимания (более того, грех понимается, лишь как нарушение внешних культовых предписаний).
Главная слабость исламского вероучения состоит в том, что оно является лишь религиозным законом, сводом правил и предписаний и не даёт прямой связи с Богом (см. сравнительную таблицу). Мусульмане взяли на веру изречения Мухаммеда, который никогда не общался с Творцом напрямую и придали божественные свойства книге с записью этих изречений – Корану.
При этом они упорно не желают принимать веру в Живого Бога, Который воплотился, снизошел к падшему человечеству для его спасения, открыл Себя для общения со всеми людьми. Живой Бог отвергает формализм в отношении Себя и говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце!». Ему нужно именно человеческое сердце, а не правильно исполненные законы и обряды. Творец и Спаситель мира открыт для любого человека, который обращается к Нему с искренней молитвой и покаянием. Живой Бог просит любви к Себе, а не мертвых ритуалов, что хорошо видно из Его отношения к фарисейскому благочестию в Евангелиях.