Мило­стыня

См. раздел МИЛО­СЕР­ДИЕ

***

Ми́лостыня – 1) акт мило­сер­дия в форме пода­я­ния нуж­да­ю­ще­муся; 2) добрые поступки, направ­лен­ные на помощь ближ­нему, как резуль­тат хри­сти­ан­ской любви (к Богу и ближ­ним); 3) пред­мет пода­я­ния (деньги, вещи и пр.).

Еван­ге­лие учит нас забо­титься о нищих (Мф.19:21, 26:9; Мк.10:21, 14:5; Лк.14:13, 16:20, 19:8; Ин.13:29; Деян.4:34).

Для хри­сти­а­нина бла­го­тво­ри­тель­ность – это не только (и не столько) соци­аль­ное дело, сколько слу­же­ние Богу, пре­бы­ва­ю­щему за пре­де­лами этого чув­ствен­ного и раци­о­нально пости­га­е­мого мира. Бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь веру­ю­щий бла­го­тво­ри­тель пред­на­зна­чает Богу, а не соб­ствен­ной пер­соне.

Веру­ю­щий подаёт нищему бук­вально то, что ему «послал Бог», ибо он отно­сится к своему достатку как к дару, кото­рый полу­чен по воле Бога; мило­стыня для хри­сти­а­нина – это бла­го­дар­ствен­ная жертва Ему за жизнь и те блага, кото­рые он имеет.

Бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь веру­ю­щий бла­го­тво­ри­тель опять же пред­на­зна­чает Богу. Ни о какой соци­аль­ной иерар­хии здесь нет и речи: дающий мило­стыню и при­ни­ма­ю­щий её равны перед Богом как два греш­ных чело­века, и каждый по-своему служит Ему.

Помощь ближ­нему вос­при­ни­ма­ется рели­ги­оз­ным чело­ве­ком как неотъ­ем­ле­мая часть его слу­же­ния Богу, наряду с хра­мо­вым бого­слу­же­нием, молит­вой и аске­зой.

Подобно телу, душа и дух чело­века тре­буют сооб­раз­ной себе пищи и попе­че­ния о них, а потому, кроме веще­ствен­ной мило­стыни, бывает мило­стыня душев­ная и духов­ная. Помочь чело­веку душевно или духовно явля­ется делом не менее важным, чем мило­стыня веще­ствен­ная.

  • Душев­ная мило­стыня выра­жа­ется обычно в сочув­ствии, по словам Апо­стола: Радуй­тесь с раду­ю­щи­мися и плачьте с пла­чу­щими (Рим.12:15).
  • Под духов­ной мило­сты­ней пони­ма­ется духов­ное уте­ше­ние ближ­него, молитва за страж­ду­щих, чтение или даре­ние им душе­по­лез­ных книг. Старец Адриан гово­рил: «дать чело­веку почи­тать духов­ную книгу выше, чем дать кусок хлеба голод­ному. Это мило­стыня самая боль­шая».

***

прп. Паисий Свя­то­го­рец:
«О мило­стыне. – Надо раз­мыс­лить так: «Если бы на месте нищего был Сам Хри­стос, то что я дал бы ему? Без­условно, самое лучшее». Так чело­век пони­мает, какова насто­я­щая любовь.
Добро явля­ется добром лишь в том случае, если дела­ю­щий его жерт­вует чем-то своим: сном, покоем и тому подоб­ным. Когда я делаю добро, отдох­нув, оно недо­рого стоит.
Чело­веку, для того, чтобы понять, верно ли он пре­успе­вает в отно­ше­нии духов­ном, нужно прежде всего испы­ты­вать себя, раду­ется ли он отда­вая, а не при­ни­мая. Пра­виль­ный духов­ный путь таков: забы­вать добро, сде­лан­ное тобой, и пом­нить добро, сде­лан­ное тебе дру­гими.
Тот, кто не думает о себе, но посто­янно, в хоро­шем смысле этого слова, думает о других – о таком чело­веке всё время думает Бог.
Мно­го­с­тя­жа­тель в конеч­ном итоге на все свои сбе­ре­же­ния поку­пает вечную муку. Те, кто от чистой любви жерт­вуют своей жизнью ради ближ­него… нахо­дят под могиль­ной плитой ключ от веч­но­сти».

свт. Иоанн Зла­то­уст:
«Начни отда­вать неиму­щим, что тебе не нужно, что у тебя валя­ется; потом будешь в состо­я­нии давать и больше и даже с лише­нием себя; и, нако­нец, уже готов будешь отда­вать и все, что можешь».

свт. Гри­го­рий Двое­слов:
«Пода­вая лежа­щему на земле, мы подаём Сидя­щему на Небе».

свт. Димит­рий Ростов­ский:
«Если при­е­дет к тебе чело­век на коне и будет у тебя про­сить, подай ему. Как он упо­тре­бит твою мило­стыню, ты за это не отве­ча­ешь».

преп. Максим Испо­вед­ник:
«Тво­ря­щий мило­стыню… не делает раз­ли­чия между злым и благим, между пра­вед­ным и непра­вед­ным в потреб­но­стях телес­ных. Но всем равно раз­де­ляет, сораз­мерно с нуждою; хотя доб­ро­де­тель­ного, за благое рас­по­ло­же­ние воли его, пред­по­чи­тает пороч­ному».

свт. Гри­го­рий Нис­ский:
«Давай что имеешь; ибо Бог не тре­бует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким обра­зом общим сбором уни­что­жа­ется несча­стье одного».

преп. Сера­фим Саров­ский:
«Пост же и бдение, и молитва, и мило­стыня, и всякое Христа ради дела­е­мое доброе дело есть сред­ства для стя­жа­ния Свя­того Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа дела­е­мое доброе дело при­но­сит нам плоды Свя­того Духа. Все же не ради Христа дела­е­мое, хотя и доброе, но мзды в жизни буду­щего века не пред­став­ляет, да и в здеш­ней жизни бла­го­дати Божией тоже не дает».

преп. Вар­со­но­фий Оптин­ский:
«Иная скажет: «Этой запо­веди я соблю­сти не могу, так как у меня нет средств на мило­стыню». Нет, и такая может испол­нить запо­ведь о мило­сти, и она может подать если не мате­ри­аль­ную, так духов­ную мило­стыню. Спро­сите: как же это? А вот как: тебя оскор­била такая-то или такой-то – прости его, вот и будет духов­ная мило­стыня».

преп. Кирилл Бело­зер­ский гово­рил князю Андрею Можай­скому:
«…поститься не можете, а молиться лени­тесь, так хоть пода­вайте, и мило­стыня этот ваш недо­ста­ток вос­пол­нит».

***

См. ЛЮБОВЬ, МИЛО­СЕР­ДИЕ, ДЕНЬГИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки