5 Ответов
Непраздный обратное состояние праздного.
Слово 'праздный' обозначает пустой, отсюда и праздник, то есть пустой, нерабочий день.
Слово праздный происходит от слова 'порожный', и относилось к пустому сосуду, кувшину. Порожний, в том смысле, что через край сосуда, как через порог всё вытекло, в нём ничего не осталось.
В свою очередь, 'по рогу вытекло' относилось к такому явлению как перетекание воды в реке через небольшые ступени. Наблюдательные славянские предки заметили, что такое перетекание происходит как по рогу, как-будто рог быка поставили на один конец, и вода с верхней части плавно перетекает по выпуклой части рога на нижнюю, образуя ступень.
Кто был в городе Прага, то видел эти ступени с знаменитого Карлова моста, на котором установлены статуи Христа и Его учеников. Отсюда и славянское название города - 'Пороги'. И в Украине есть Запорожье, где город стоит за речными порогами. Почему ставили на порогах города - они удобны для обороны и для рыбной ловли, и просто красивы.
Таким образом слово праздник происходит от слова 'рог'.
Мир всем непраздным!
Здравствуйте!
Слово правильно здесь не применимо.
Мне представляется эти указания совершенно бессмысленными. Бог знает всё о людях за которых мы просим и не нуждается в наших подсказках.
Что случится если не указать, что женщина беременная? Бог об этом не узнает? "Откажется" помогать при разрешении бремени? Пономарь в алтаре читая имя видя указание каким-то особым способом помолится о незнакомой ему женщине и её ситуации и Бог узнав от пономаря поможет в родах? А не скажет слово "непраздная" не поможет?
Мне представляется религиозное усилие следует направлять на искренность, постоянство и силу своей молитвы о наших близких, а не на формальные вещи. Так будет лучше и для нас и для наших близких.
Для людей, не имеющих священного сана, не стоит выдумывать дополнительных чинов - "непраздная", "плодоносящая", "со чадом" и т.д. Даже если рассуждать формально - ребёнок пока не крещён, значит, в записках не упоминается. Думаю, молитвы о вашем здравии в данный период будут относиться и к здоровью ребёнка.
В этом отношении могут быть полезны рассуждения свт. Афанасия (Сахарова), хотя он и говорит о поминовении усопших, но логика в данном случае общая:
Попутно должно отметить, что нередко употребляемые у нас в отношении к усопшим и другие эпитеты: отрока, девицы, жены, болярина, воина, убиенного, усопшего, сгоревшего и под. также не имеют твердых оснований в богослужебных книгах... К имени усопшего должны быть прибавлены только обозначения тех служений, на которые были возведены Церковью чрез особые чины Церковные и по которым они именовались и при жизни, как-то «чтеца»..., диакона, иерея, епископа, монаха, и т. д. К имени усопшего младенца должно прибавлять это слово, так как и особое последование младенческого погребения, в котором всякий случай «имя рек» предваряется словом «младенец».
Спаси Вас Господь, Максим.