Вопросы и ответы

Источник

Содержание

Жизнь преп. Анастасия

Преп. Анастасий как церковный писатель

«Вопросы и ответы» преп. Анастасия Вопрос 1. Каков признак истинного и совершенного христианина? Вопрос 2. Откуда познаёт человек, стал ли обитать в нем Христос? Вопрос 3. Может ли кто изъяснить [слова]: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2:9; Ис. 64:4)? Вопрос 4. Каковы те блага, дарованные нам Христом, в которые, как говорит глава [апостолов] Петр, «желают проникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12)? Вопрос 5. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Вопрос 6. Кто суть те «истинные поклонники», которые будут поклоняться Отцу и Богу «не на горе сей, и не в Иерусалиме» (Ин. 4:21–23)? Ведь если они не поклоняются в Иерусалиме, то ясно, что не поклоняются в любом другом месте, поскольку здесь нет более почетного места, чем Иерусалим? Вопрос 7. Если кто-нибудь неверующий [во Христа, например], иудей или самаритянин, творит много благих [дел], то войдет ли он в Царство Небесное? Вопрос 8. В каком смысле говорится, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:35)? Вопрос 9. Мы желаем [услышать] слово о том, где окажутся невинные пятилетние или четырехлетние дети иудеев и некрещеных: [пойдут ли они] на Суд [Божий] или в рай? Вопрос 10. Можно ли, [совершив какое-либо] одно благое дело, получить отпущение грехов? Вопрос 11. Если человек соделал грех и ему было позволено за этот грех сотворить некую мзду, а затем он, после таковой мзды, опять согрешил, то гибнет ли эта мзда его? Вопрос 12. Начиная с какого возраста судятся Богом прегрешения человека? Вопрос 13. Если еретическое кощунство подвергается большему осуждению, чем блуд, то почему, когда оба и еретик, и блудник – обращаются к покаянию, Церковь сразу же принимает еретика в общение, а блудника она на [достаточно продолжительное] время отделяет от такого общения? Вопрос 14. Почему, когда еретики обращаются к кафолической Церкви, мы не перекрещиваем их? Вопрос 15. Много вопросов встает в связи с изучением почти всего мира. [И один из них]: предшествует ли день ночи или наоборот – ночь дню? Вопрос 16. Среди вопросов, касающихся изучения всего мира, есть и такой: имеет ли жизнь человеческая четко ограниченный предел свой или нет? Одни говорят, что имеет, а другие, что нет такого предела. Вопрос 17. Некоторые говорят, что если бы [люди] заранее ведали о дне смерти своей, то [все] они должны были бы покаяться. [Правда ли это?] Вопрос 18. Сколь много видов богооставленности [существует в этом мире]? [Ведь всякое случается здесь, и человек ввергается] в скорби, в немощь или в грехи. Вопрос 19. Всеми людьми испытывается жажда (словно [они в пустыне хотят испить] малый глоток воды) познать и обрести точное ведение относительно того, что есть душа человеческая, какова она, откуда возникает, когда и каким образом действует в теле и куда отправляется после отделения от тела. Вопрос 20. Где вообще, как то можно нам сказать, находятся ныне души и все ли они пребывают вместе? Вопрос 21. Если отшедшие из этого мира в мир иной не узнают друг друга, то каким образом богач не только узнал Авраама и Лазаря и докучал [им своими] просьбами, но даже вспомнил и своих пятерых братьев, [оставшихся] в дому его (Лк. 16:23)? Вопрос 22. Сердца многих верующих тайно соблазняются и колеблются относительно воскресения наших тел, поскольку они размышляют таким образом: как тело, которое съели множество диких зверей и [исклевали] птицы, или которое утонуло в море и было поглощено несметным количеством рыб, или ввергнуто в пучину и расторглось, как [подобные тела вновь] соединятся [в единое целое] и воскреснут? Вопрос 23. Каким нам следует представлять нынешнее бытие рая: [является ли он] воспринимаемым чувствами или умопостигаемым, тленным или нетленным? Вопрос 24. Что означают [слова]: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17)? Ведь человеку, живущему в миру и заботящемуся о доме и чадах, невозможно молиться непрестанно. Вопрос 25. Сколькими способами случаются в человеке блуд и истечения во сне? Вопрос 26. Почему среди нас, христиан, как мы часто видим, имеется столь большое количество, по сравнению с некоторыми другими неверующими народами, прокаженных, страдающих подагрой, эпилепсией и некоторыми другими болезнями? Вопрос 27. Всеми весьма усердно исследуется [следующее затруднение]: почему некоторые с самого рождения и младых лет являются по природе кроткими, а другие – вспыльчивыми; одни – жизнелюбцами и склонными к распутству, а другие – женоненавистниками и подвизающимися в воздержании; одни суть по природе щедры, а другие – жесткие в общении и скупые? И не только: почему одни от природы являются людьми благосклонными и разумными, а другие ленивыми и глупыми, и так далее? Вопрос 28 Вопрос 29. Что следует говорить нам об умерших насильственной смертью, о брошенных в пропасть, [заживо] похороненных в земле или утопленных в море? Вопрос 30. Все сверженные в пропасть, утопленные в море и [заживо] погребенные в земле претерпели ли это по Божией воле и повелению или же вследствие действия ненавистника добра [диавола]? Вопрос 31. Что есть гордыня? Вопрос 32. Если [какой-нибудь] человек согрешил в отношении другого великим прегрешением, а после этого согрешивший перестал [грешить] и получил прощение от обиженного, то получает ли он прощение и от Бога? Вопрос 33. Если кто-нибудь впал в [какой-либо] грех и потом покаялся, а затем опять впал в тот же грех и снова покаялся, и так много раз прекращал [грешить] и вновь падал до тех пор, пока его не постигла [внезапная] кончина, что следует думать о нем? Вопрос 34. Является ли диавол причиной всякого греха, и [особенно] блуда, и следует ли его винить [во всех наших прегрешениях]? Вопрос 35. Имеется ли различие между [человеком], который согрешает каждый месяц или каждую неделю, и согрешающим постоянно? Вопрос 36. У некоторых возникает желание сказать, что покаяние само по себе способно пресечь и прекратить грех. [Так ли это?] Вопрос 37. У [живущих] под Законом часто имелись две жены сразу. Почему же христианам это не позволено? Вопрос 38. Хорошо ли, омывшись водой после совокупления со своей женой или после осквернения во сне, идти в церковь? Вопрос 39. Подобает ли в таком случае осквернившимся во сне причащаться? Вопрос 40. Если кто-нибудь омыл рот или в бане невольно испил воды, должен ли он приобщаться [Святых Таин] или нет? Вопрос 41. Следует ли приобщаться [Святых Таин] каждый день, или от времени до времени, или же только в воскресенье? Вопрос 42. Некоторые пребывают в сомнениях, говоря, что нет никакой пользы мертвым от [возносимых] за них [молитв] во время богослужений. Вопрос 43. Если кто-нибудь убил двух или более мужей, а затем, сам, будучи побежденным, погиб, то будет ли он прощен или нет? Вопрос 44. Благоугодно ли Богу то, что приносится Ему ворами и [людьми] беззаконными? Вопрос 45. Если Бог говорит: «Мое злато и серебро, и кому хочу, тому даю его», значит ли это, что всякий богатый человек обогатился от Бога? Вопрос 46. Возможно ли нам, постоянно слушающим слово Божие, но дело [Божие] не творящим, не подпасть осуждению? Вопрос 47. Если кто-нибудь свыкся с [каким-либо] телесным грехом и в нем состарился, а затем, наблюдая за самим собой, [пришел к выводу, что] в оставшуюся [часть жизни] он не сможет ни поститься, ни подвизаться, ни спать на голой земле, ни отречься от мира и стать монахом, то каким образом такому человеку, уже достигшему старости, возможно спастись и получить отпущение грехов? Вопрос 48. Сколькими способами спасаются [люди] и получают прощение [своих] грехов у Бога? Вопрос 49. Что нам делать, когда часто, стоя в церкви, мы желаем оплакивать свои грехи, а [совершить этого] не можем? Вопрос 50. Откуда знает человек, что Бог простил ему грехи его и что обретет он милость [от Бога] в День Судный? Вопрос 51. Если Христос говорит: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» (Мф. 15:11), то почему отцы определили нам не есть мяса во время святых постов? Вопрос 52. Хорошо ли исповедовать собственные грехи, а также лукавые помыслы души? Вопрос 53. А если я не найду такого мужа, которому мог бы полностью доверять, что мне делать? Вопрос 54. Должен ли человек, исповедующийся Богу, вспоминать каждый из грехов, совершенных им, и перечислять их? Вопрос 55. Какую меру от своего имущества и денег должен человек давать в качестве милостыни? Вопрос 56. Если я желаю совершить дело, которое считаю добрым, откуда я должен узнать, угодно ли оно Богу или нет? Вопрос 57. Подобает ли христианину открывать [Писание, чтобы узнать будущее]? Вопрос 58. Как полезно давать деньги и пожертвования: следует ли их приносить в церковь или отдавать нищим и нуждающимся? Вопрос 59. Если у меня имеется [знакомый], человек верующий, но обижающий меня, и я не могу примириться с ним и быть благорасположенным к нему от всего сердца, но могу сделать это только [внешне] и на словах, то как мне поступить? Примириться ли с ним лишь внешним образом или порвать с ним всякие отношения? Вопрос 60. Если иудеи, неверующие или еретики являются нашими начальниками, следует ли молиться за них в церкви или нет? Вопрос 61. Следует ли молиться о язычниках, умерших до Христа, и не произносить на них анафемы? Вопрос 62. Что означает изреченное Господом: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас» (Мф. 7:23). Вопрос 63. Действительно ли, что чревовещательница вывела к Саулу [из преисподней] Самуила (см. 1 Цар. 28:7–25)? Вопрос 64. Хорошо ли переносить, уезжая на чужбину, Святое Причастие в дарохранительнице или следует причащаться там, где встретится нам церковь? Вопрос 65. Если апостол говорит: «существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), значит ли это, что всякий начальствующий и царь назначен Богом? Вопрос 66. Некоторым кажется, что тому, кто бежит от [какой-либо] пагубной заразы в другую, [более здоровую] местность, невозможно спастись от смерти. Вопрос 67. Требуется ли от христианина, собирающегося причащаться, воздерживаться от сближения со своей женой? Вопрос 68. Если еретики спросят меня о вере, а я не знаю, [как правильно в слове] изложить догмат, то что мне делать? Вопрос 69. Стало быть, нет никакого способа, посредством которого человек мог бы опровергнуть еретика? Вопрос 70. Почему сатана не произвел столь много всяких ересей и расколов в [какой- либо] другой вере, кроме веры христианской? Вопрос 71. Почему Бог попускает диаволу всяческим образом вести брань с людьми, а не уничтожает его? Вопрос 72. Откуда происходят сновидения и каким образом они часто оказываются истинными? Вопрос 73. Как так можно, что некоторые верующие, впадающие в телесные прегрешения, в то же время, как мы видим, бывают возлюблены Богом, на них почивает благословение Божие и Богом они спасаются от [разных] опасностей? Вопрос 74. Поскольку апостол говорит: «Неверующий муж освящается, если жена его будет верующей, а равно и жена неверующая [освящается], если муж будет верующим» (1Кор. 7:14), a значит ли это, что христианину позволено брать в жены неверующую или язычницу? Вопрос 75. Согрешает ли тот, кто во время гонений убегает [в безопасное место]? Вопрос 76. Когда мы видим некоторых [женщин-христианок], находящихся в плену и ставших рабынями, нарушающими [нравственный закон], то что следует говорить о них? Вопрос 77. Сколько [можно насчитать видов] телесных прелюбодеяний? Вопрос 78. Что значит сказанное блаженным Павлом: «Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии» (1 Тим. 5:24)? Вопрос 79. Так как Бог говорит змию: «человек блюсти будет главу твою», то есть начало всякого лукавого помысла, «а ты», то есть [сам] лукавый, «блюсти будеши его пяту» (Быт. 3:15), то есть конечные [судьбы] его, то откуда сатана знает о конечных [судьбах] человека? Ведь мы видим многих [людей], добре проживающих почти все время жизни своей, а в самом конце ее впадающих в грехи. Одним из них был нечестивый Юлиан Отступник. Вопрос 80. Некоторые склоняются к тому, чтобы утверждать, что причиной падения сатаны было [его нежелание] поклоняться Адаму. Вопрос 81. В предшествующих [рассуждениях] ты, ведя речь о стихиях [с позиции] естествознания, говорил, что часто вследствие некоей природной последовательности и по причине [различия жизненных] соков одни женщины бывают бездетными, другие – многочадными, а третьи имеют мало детей. Однако способ [действия] таковой причины ты не обозначил. Вопрос 82. Что такое талант, о котором говорит Господь, будто он в конце отнимется у лукавого раба и передастся тому, кто хорошо распорядился с пятью талантами (Мф. 25:14–30)? Вопрос 83. Что есть неправедное богатство, о котором говорит Господь (Лк. 16:9)? Вопрос 84. Каковы грехи, [творимые] в ведении, и каковы [совершаемые] в неведении, и какие из них [являются] более тяжкими? Вопрос 85. Что есть судьба и следует ли христианину говорить о судьбе? Вопрос 86. Когда Бог глаголет в Писании: «Избави ведомыя на смерть» (Притч. 24:11), то что это значит? Хорошо ли избавлять разбойников и убийц? Вопрос 87. Если я попаду в рабство или окажусь в плену и не смогу, как желаю и когда хочу посвятить свое время [пребыванию] в церкви, посту и доброделанию, то как смогу спастись и обрести отпущение грехов? Вопрос 88. [Предположим, что есть некий] человек, обладающий властью, имеющий множество благословений от Бога, целиком поглощенный делами, наслаждающийся роскошными трапезами и изысканными блюдами и пользующийся различными омовениями, – как может такой человек, погруженный в подобные [мирские вещи], пребывать несудимым [Божиим Судом] и обрести прощение [своих] грехов? Вопрос 89. Почему, как мы часто это видим, некоторые (христиане], преисполнившись рвения, готовы отдать свою жизнь за православную веру, и, когда они уже приступают к порогу смерти, тираны, то ли по просьбе людей, то ли изменив свое мнение, отпускают их на волю? Следует ли считать причиной такого освобождения Бога или оно исходит от людей? Вопрос 90. Как можно отличить наказание и искушение, исходящие от Бога, от наказания и искушения, исходящих от диавола? Вопрос 91. Что есть смирение и как можем мы с [помощью] Божией достичь его? Вопрос 92. Что означает сказанное [в Писании]: «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3)? Как можно раздать все имение свое без любви? Вопрос 93. Как понимать апостольское изречение: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15)? Вопрос 94. Имеется ли какой-либо временной предел для скончания мира или его нет? Вопрос 95. Некоторые [братия] затрудняются, слыша высказывание апостола относительно воскресения: «тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему» (1 Кор. 15:28). Вопрос 96. Что означает сказанное Господом: «Если правый глаз или правая рука соблазняет тебя, вырви, отсеки и брось их от себя» (Мф. 5:29–30). Вопрос 97. Каким образом следует нам понимать [слова Господа]: «если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им» (Мф. 18:19)? Вопрос 98. Что собой представляет то, что в Законе называется эфудом? Вопрос 99. Некоторые [люди], отступив от Бога и от святой Церкви, вместе с этим народом говорят: «Кого Бог хочет, чтобы он был спасен, тот и спасается, а кого Бог погубляет, тот и предается гибели». И в свидетельство они приводят сказанное апостолом [Павлом]: «кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18); кроме того, [апостол изрекает:] «кого Oн предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8:29), и «одни сосуды Бог создал для чести, а другие – для бесчестия», [подразумевая здесь под сосудами] людей. Вопрос 100. Многие не только из неверующих, но даже из верующих, расположенные к многоженству, [разрешенному] в законе, приводят нам [в качестве аргумента] слова, сказанные Господом: «не нарушить пришел Я [закон], но исполнить» (Мф. 5:17). Что нам следует отвечать на это? Вопрос 101. Действительно ли все те злые [дела], которые арабы творили в отношении областей и народов христианских, они делали полностью по повелению и решению Божиему? Вопрос 102. Если кто-нибудь, пребывая в пустыне или в пленении, а также находясь в [великом] стеснении и испытывая [сильный] голод, вкусит мяса верблюда, дикого осла или что-либо подобное, то зачтется ли это ему в преступление [перед Богом] или нет? Вопрос 103. Если кто-нибудь с решимостью возложит на самого себя нечто, считаемое им хорошим, например [сочтет необходимым] воздерживаться от мяса и вина либо некоторое время [не жить супружеской жизнью] со своей женой или что-нибудь из подобного, а затем будет не в силах исполнить свой обет и пренебрежет им, – что он должен делать? Дополнение Вопрос 1. Каков признак совершенного христианина? Вопрос 2. Если кто является уже старым, или немощным, или малодушным, [а поэтому] не в силах монашествовать и творить дела монаха, то как он сможет покаяться и быть спасенным? Вопрос 3. Если кто-нибудь поклялся совершить какое-либо благое [дело], например некоторое время не отведывать вина, или блюсти [строгий] пост, или воздерживаться от сожития с собственной женой, а затем, по своей небрежности, не сможет исполнить предпринятое, то что он должен делать? Вопрос 4. Если человек, состарившийся во грехах, заключит в молитве завет между собой и Богом, говоря: «Прости мне, Владыка, все мои согрешения, соделанные до сего дня, но отныне я не буду творить этих грехов и возвращаться к ним, а буду исповедоваться во имя Твое», – и когда человек, принеся такие обеты, через несколько дней умрет, то что следует думать об [участи] его? Вопрос 5. Некоторые [люди] часто, отринув от себя грех на время и покаявшись, затем опять претыкаются и падают, впадая в отчаяние от того, что весь их тяжкий труд покаяния пошел насмарку. Вопрос 6. Некоторые говорят, что покаяние состоит в том, чтобы отступить от греха и прекратить [совершать] его. Вопрос 7. Что есть истинное смиренномудрие, благодаря которому человеку прощаются прегрешения его? Вопрос 8. Каковые грехи делают наши молитвы к Богу недоступными? Вопрос 9. Какие из страстей по сравнению с остальными являются наиболее сильными и с трудом изглаживаются? Вопрос 10а. Как следует правильно приобщаться [Святых Таин]: каждый ли день, или через некоторый промежуток времени, или только каждое воскресенье? Вопрос 10b. Как следует правильно приобщаться [Святых Таин]: каждый ли день, или через некоторый промежуток времени, или только каждое воскресенье? Вопрос 11. Если жена проведет ночь со своим мужем или муж – со своей женой и между ними произойдет соитие, то могут ли они приобщаться Святых Таин или нет? Вопрос 12. Если с мирянином случится осквернение во сне, должен ли он причащаться Божественных Таин или нет? Вопрос 13. Для сочетавшихся [законным] браком в какие дни следует воздерживаться от [телесного] общения друг с другом, а в какие это общение позволительно? Вопрос 14. Как узнаёт человек, что Бог простил ему грехи его? Вопрос 15. Как следует нам понимать изречение Господа, глаголющего: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9)? Вопрос 16. Если кто не от всей души, а понуждая себя делает благое дело, то имеет ли он награду [на небесах) или нет? Вопрос 17. Каким образом должны мы без соблазна причащаться Святых Таин, если мы слышали или видели, что иерей впал в какой-либо из телесных грехов? Вопрос 18. Как можем мы не судить того, кто открыто грешит? Вопрос 19. Как мы можем понять слова Господа, глаголющего: «всякий грех и хула простятся человеку... Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32)? Вопрос 20. Если простой человек, не имеющий опыта [в произнесении] речей и [в исследовании] Священных Писаний, будет спрошен еретиком о православной вере Кафолической и Святой Церкви, то что он должен отвечать? Вопрос 21. Некоторые, слыша слова Евангелия, гласящие: «Все через Слово Божие начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3), говорят, что все случающееся в мире и те притеснения, которые совершает род ариан в отношении нас, верующих, они совершают в соответствии с Управлением Божиим. Вопрос 22. По какой причине с нами не совершается ныне множество знамений и чудес, как совершались они раньше с предшествующими мужами? Вопрос 23а Иже во святых отца нашего Анастасия Синаита «О пределе жизни и смерти» Вопрос 24. Что следует говорить о тех, которые с презрением относятся к Божественному и [в то же время] почитают церковные изображения и священные приношения? Вопрос 25. Откуда [бывает, что] душа человека часто внутри [себя] произносит постыдные, нечистые и срамные помыслы и слова, [делая это] невольно и непреднамеренно, а часто изрекает безбожные речи и хулы на Самого Бога и на Святые, Животворящие и приводящие в трепет Таины во время богослужебных собраний, молитв и Божественного и наполняющего [нас] Жизнью Причастия? Поэтому часто некоторые, приходя в уныние и отчаяние от таких безбожных и хульных слов, уже не считают себя больше христианами, поскольку помыслили о Боге такое, другие же часто отказываются от Причастия Святых Таин, а третьи готовятся наложить на себя руки или ввергнуть себя в пропасть как изрекающих хулу на Бога, а потому не имеющих надежды на спасение. При этом они имеют в виду слова Господа: «Если кто скажет хулу на Святого Духа, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:32; Мк. 3:29; Лк. 12:10). Откуда приходит таковой помысл и каким образом можно избавиться от него? Вопрос 26. Скажи нам, отец, как следует спасаться? Вопрос 27. У [одного] всечестного отца, председящего [среди прочих братий], некоторые спросили: «Почему, честнейший отец, мы полностью соблюдаем как среду, так и пятницу, [сохраняя пост в эти дни]?  

 
Жизнь преп. Анастасия1

Как показывает его сочинение «Душеполезные повествования», преподобный отец был родом киприот из города Амафунта. Точную дату его рождения невозможно установить, но, скорее всего, он появился на свет около 630 года. Уже в молодости Синаит принял монашеский постриг, а возможно, и священнический сан. Проведя все детские н юношеские годы в Амафунте, он был свидетелем первых набегов арабов на остров Кипр (649–650 годы). В 50-х годах VII века преп. Анастасий, вероятно, находился в близком окружении епископа Филиппа – архиерея своего родного города. Затем вместе со своим другом Стефаном Киприотом, молодой Анастасий вынужден был вследствие опустошений, произведенных арабским нашествием,2 покинуть навсегда Кипр (ок. 660 года) и направить свои стопы сначала в Святую Землю, а оттуда на Синай. Здесь он, вместе со Стефаном Киприотом, стал учеником выдающегося подвижника – преп. Стефана Затворника, о котором он говорит в своем сочинении «Различные повествования о [подвизающихся] в пустыне Синайской горы святых отцах». Правда, очень вероятно, что первые два года преп. Анастасий провел в самом монастыре св. Екатерины. Пройдя затем послушание у преп. Стефана Затворника и других синайских отцов (например, Косьмы Армянина), он, скорее всего, опять пришел в указанный монастырь, где одно время исполнял служение заведующего монастырской лечебницы. Несомненно наличие у преп. Анастасия медицинских знаний и практики (что, кстати, проявляется в «Вопросах и ответах»), хотя неясным остается, когда и как он получил их: не исключено, что начало этому было положено на Кипре. Большое влияние на преп. Анастасия оказал духоносный синайский игумен – известный преп. Иоанн Лествичник, о котором он не раз упоминает в «Различных повествованиях». К сожалению, о деталях их взаимоотношений мы плохо осведомлены, тем более что хронология жизни Лествичинка пока остается во многом темным пятном.3

Но между этими выдающимися выразителями святоотеческого Предания имелось и существенное отличие: если великий игумен Синая был сугубым певцом монашеской жизни, целиком сконцентрированном на внутреннем процессе духовной жизни, то преп. Анастасий, имея богатый опыт подвижнического жития (как киновиального, так и отшельнического), живо откликался на ту сумбурную, беспокойную и противоречивую жизнь мира, которая бурлила и кипела вокруг тихой пристани иноческого ковчега, своими мутными волнами и грязной пеной бросая людей, как щепки, а часто и поглощая их в безнадежную глубину своей пучины. Преп. Анастасий, оставаясь всегда монахом и не сворачивая с узкою и скорбного пути иноческого подвига, смело пускался в опасное плавание по этому коварному житейскому морю, целиком подчиняя свою волю воле Божией и уповая на всемогущество и милосердие Господа. Он много путешествовал по Сирии, Палестине и Египту, и его путешествия связаны были не только с необходимостью борьбы с различными ересями (особенно с монофизитством и монофелитством), но и с пастырским попечением о страждущих под мусульманским владычеством христианах. Как священник, он, судя по его сочинениям, окормлял и тюрьмы; в частности, такое служение он нес, вероятно, в египетском Вавилоне. Уже до 690 года преп. Анастасий стал уважаемым старцем и имел учеников. Дата и место его кончины неизвестны. С уверенностью мы можем только сказать, что преподобный отец отошел ко Господу после 700 года, скорее всего, в первое десятилетие VIII века.

Преп. Анастасий как церковный писатель

Единство молитвенно-созерцательного (vita contemplativa) и деятельного начала (vita practica) в жизни и личности преп. Анастасия отразилось и в его творчестве, хотя акценты на каком-либо из этих начал колебались в различные периоды его жизни. Из творений его можно выделить несколько основных групп произведений. В первую очередь это догматико-полемические сочинения, среди которых главное место занимает массивный труд под названием «Путеводитель». Не повторяя уже сказанного,4 можно только отметить, что данный труд суммирует тот опыт идейной борьбы с различными течениями в монофизитстве, который преподобный отец приобрел в ходе своих поездок по различным областям Востока. Само сочинение является довольно пестрым по своему составу, объединяя отдельные трактаты, написанные Синаитом в различное время и сведенные воедино примерно в 686–689 годах. Одной из главных частей труда является защита преп. Анастасием христологии свт. Кирилла и гармонизация с догматическим «оросом» Халкидонского Собора.5 Второй гранью его полемической деятельности является борьба с монофелитством. Перу преп. Анастасия принадлежат три антимонофелитских произведения. В них он, следуя по стопам выдающихся борцов с монофелитством свт. Софрония Иерусалимского и преп. Максима Исповедника, развивает учение о трех видах воли: естественной, противоестественной и сверхъестественной, которое серьезно обогатило православное богословие, особенно сотериологию.

Вторым аспектом творчества преп. Анастасия являются его экзегетические произведения. Собственно, их имеется всего два, и наиболее проблемным из них для ученых долгое время оставался довольно обширный труд под названием «Шестоднев», или «Духовно-анагогическое толкование Шестоднева», который исследователи признавали либо неподлинным, либо, в лучшем случае, относящимся к сомнительным творениям (dubia) преподобного отца. Из двенадцати книг этого труда в греческом оригинале до самого последнего времени была известна лишь одна последняя, а остальные дошли до нас лишь в латинском переводе. Однако недавно был опубликован весь греческий текст сочинения, и издатели его считают возможным говорить об авторстве преп. Анастасия.6 В предисловии к первой книге автор, после обязательных для византийских христианских писателей уничижительных рассуждений о своем ничтожестве, говорит, что он не собирается заниматься формами, расстояниями, циклами и прочими естественнонаучными деталями, ибо если Церковь изучит (μάθη) всякое движение солнца, луны, неба, земли, ветров и звезд, то какую пользу она обретет от этого? Главную задачу церковного понимания изложения творения мира в Священном Писании Синаит видит в том, чтобы постичь основное. А это основное сводится, по его мнению, к следующему: от Бога произошло два творения (δημιουργίαι διτταί): первое – просто бытие (ἡ τοῦ εναι παραγωγὴ) человека и всякой твари, а второе – благобытие (τοῦ εεναι) их, возникшее благодаря Воплощению Бога. По Своей Премудрости Он предуготовил все вещи на небесах и на земле к такому возрождению в благобытие через Христа в неких темных прообразах и иносказаниях, намекающих на новое бытие во Христе.7

Имеются в виду здесь, естественно, те прообразы, которые запечатлелись преимущественно в Ветхом Завете. Также подразумевается, что в задачу толкователя входит в первую очередь разъяснение подобных темных иносказаний и «типов». Можно констатировать, что уже в этом изначальном подходе автора рассматриваемого произведения к герменевтике Священного Писания рельефно оттеняется традиция александрийской (а точнее, новоалександрийской) экзегезы, представленной свт. Афанасием Александрийским и свт. Кириллом Александрийским. Главная же особенность этой экзегезы заключается, по словам выдающегося греческого ученого, «в органичном сочетании библейской герменевтики с православной христологией».8 Подобное христологическое толкование, органично и неразрывно сочетающееся с духовно-анагогическим изъяснением Писания, характерно и для названного труда преп. Анастасия Синаита.

Примечательно, что в «Шестодневе» весьма скромное место уделяется толкованию сотворения человека. Вполне вероятно, что это не случайно, ибо такое толкование дается в «Трех Словах об устроении человека по образу и подобию Божию».9 Вернее, речь может идти преимущественно о первых двух «Словах», поскольку третье «Слово» представляет собою антимонофелитский трактат. В первых же двух гомилиях Синаит оттеняет идею человека как «микромира», состоящего из бессмертной и нетленной души с одной стороны и с другой – из материального тела10. Касаясь собственно темы «образа и подобия», он подчеркивает наличие в человеке образа Святой Троицы, причем это наличие акцентируется в одной только душе этого образа Троицы. Весьма важно, что преп. Анастасий рельефно обозначает ту мысль, что человек вообще и его душа в особенности превосходят, как образ Божий, даже Ангелов. Ибо «последние суть духи служащие и подневольные, а души же святых, которые [удостоились быть] по образу Божию, суть духи господствующие». Особенно это связано с тем, что Бог Слово воплотился, то есть вочеловечился, а не «воангелился»11. Из этого вытекает и христологическое толкование образа Божиего: в творении Адама Бог как бы предначертал «образ и отпечатление Своего Воплощения, Рождества и Вочеловечения».12 С христологической интерпретацией образа Божиего тесно увязывается идея обожения: благодаря Христу человеческое естество, «восшедшее на престол херувимский, прославляется всем ангельским воинством, поклоняющимся ему».13 Резюмируя, можно сказать, что рассматриваемые два «Слова» представляют собою замечательный образец святоотеческой антропологии, которая принципиально не может не быть теоцентричной и христоцентричной.

Третьей гранью литературной деятельности преп. Анастасия являются его проповеди. Помимо указанных «Трех Слов об устроении человека», ему принадлежат еще несколько гомилий, частично еще не опубликованных.14 В них Синаит проявляет себя не только как талантливый проповедник, достигающий иногда высот поэтического творчества, но и как подлинно смиренномудрый подвижник, постоянным и усиленным покаянием стяжавший небесное любомудрие. Показательно в этом плане одно место из его «Слова на шестой псалом», где он говорит, обращаясь к Богу: «Не дерзаю и не смею испросить у Тебя, Владыко, совершенного прощения моих грехов, ибо грех мой больше, нежели можно отпустить мне. Я согрешил пред Тобою более всякого человека, сверх меры имя Твое святое прогневил. Хуже блудного сына я, блудный, прожил жизнь; более того, кто был должен Тебе десять тысяч талантов, я оказался Твоим должником. Сильнее, чем мытаря, враг [рода человеческого] всего меня обокрал; безжалостнее, чем разбойник, исконный человекоубийца злобно меня умертвил. Дальше блудницы я, любоблудник, отпал от Бога, предавшись блуду».15 Преподобный отец всеми глубинными струнами своей души чутко отзывается на то печальное состояние, как свое личное, так и всего человечества, в которое вверг его прародительский грех, наложив на всех нас бремена неудобоносимые. В «Слове о Святом Собрании» он с горечью говорит: «Велико ослепление наше, велико легкомыслие, велика беспечность. Нет у нас умиления, нет страха Божия, нет ни исправления, ни покаяния, но весь ум наш пребывает в пороке, неге и опьянении. Мы часто целый день проводим на зрелищах, в пустых разговорах и остальных бесовских занятиях, не скучая, но даже забывая о пище, о доме и других необходимых делах; а в церкви Божией, молитве и чтении не хотим и одного единственного часа побыть пред Богом, но как от огня спешим убежать из церкви Божией»16. Подобный обличительный дух проповедей преп. Анастасия (естественно, не мыслимый без упования на милость Божию) сближает их с гомилиями свт. Иоанна Златоуста и позволяет Синаиту занять достойное место в истории христианской гомилетики.

Особое место в его творческом наследии занимают «Душеполезные поучения». В рукописной традиции до нас дошли три сборника таких «Поучений», обычно обозначаемых как А, В и С, а также латинскими цифрами. Первый сборник, носящий название «Различные повествования о [подвизающихся] в пустыне Синайской горы святых отцах», содержит 39 достаточно кратких рассказов (в первом издании 10); второй, именующийся «Душеполезные и духовно укрепляющие (στηρικτικά) повествования», заключает в себе 28 рассказов, более обширных по объему. Эти два сборника в начале XX века опубликовал известный католический издатель христианских текстов аббат Ф. Но.17 Но в настоящее время это некогда очень полезное издание устарело, ибо появилось критическое издание данных сборников, базирующееся на тщательном анализе всей рукописной традиции: это издание осуществил А. Бинггели в уже упоминавшейся докторской диссертации.18 Третий сборник, носящий такое же название, как и в торой, опубликовал (с параллельным переводом на немецкий язык) по одной Ватиканской рукописи XI века С. Хайд;19 этот сборник содержит 18 рассказов. По своему жанру названные сборники относятся к Патерикам, то есть к тому виду христианской письменности, который возник вместе с появлением монашества и был (а также остается) одним из самых распространенных и читаемых типов святоотеческой литературы.20 Сейчас, подготавливая русский перевод этих сборников, могу с уверенностью сказать, что они представляют собою лучшие плоды литературной деятельности преп. Анастасия. Суммируя богатейший духовный опыт великих подвижников христианского Востока и преломляя его через призму своего собственного подвижнического жития, он сумел передать простым и безыскусственным языком самое ценное в этом опыте – ясный и четкий ответ на самый главный вопрос человеческой жизни: как спастись и как каждому христианину следует лично спасаться? Поэтому «Душеполезные поучения» преп. Анастасия можно сравнить с такими шедеврами святоотеческой письменности, как «Лавсаик» св. Палладия Еленопольского, «Жизнь пустынных отцов» («История монахов») пресвитера Руфина Аквилейского и «Луг духовный» блж. Иоанна Мосха.

* * *

1

На сегодняшний день наиболее полно эта жизнь освещена в докторской диссертации: Binggeli A. Anastase Sinaïte. Récits sur le Sinaï et Récits utiles à l’âme // Edition, traduction, commentaries. Paris, 2001. P. 344–362. На эту работу мы и будем преимущественно ориентироваться.

2

Как отмечает Б. Флусен, во время первого набега на Кипр в 649 году арабы захватили здесь 100 тысяч пленных, а во время второго набега в следующем году – 50 тысяч. См.: Flusin В. Demons et sarrasins. L’auteur et le propos des Diègèmaia srèriktika d’Anastase le Sinaïte // Travaux et mémoires. T. 11. Paris, 1991. P. 401.

3

См.: Volker W. Scala Paradisi. Eine St udie zu Johannes Climacus und zugleich eine Vorstudie zu Symcon den Neuen Theologen. Wiesbaden, 1968. S. 1.

4

См.: Сидоров А. И. Преподобный Анастасий Синаит и его творения. С. 7–11.

5

См.: Patrology. The Eastern Fathers... P. 315–326.

6

См.: Anastasius of Sinai. Hexaemeron // Ed. and translated by C.A. Kuehn and J.D. Baggarly Roma, 2007. P. XIII – XXIII.

7

Anastasius of Sinai. Hехаеmеron. P. 4 – 6.

8

Панагопулос И. Толкование Священного Писания у отцов Церкви. Т. 1. М., 2013. C. 556.

9

См. наш перевод: Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 27 – 189.

10

Идея, которая, кстати, прослеживается и у некоторых других отцов. См., например, у преп. Никиты Стифата, который говорит, что Бог сотворил человека «незлобивым, правильно себя ведущим, беспопечительиым, беззаботным, беспечальным, всякой добродетелью и всякими благами блистающим, как бы неким миром, отличным от мира, лучшим и высшим, видимым и мыслимым, смертным и бессмертным, находящимся между величием и ничтожностью» (Преподобный Никита Стифат. Творения. Т. 1: Богословские сочинения. Сергиев Посад, 2011. С. 20).

11

Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 78–80.

12

Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 90.

13

Там же. С. 108.

14

Обзор их см.: Geerard M. Clavis Patniin Gгаecorum. Vol. III. Turnhout, 1979. P. 455–457

15

Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 278.

16

Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 305.

17

Мы ориентируемся на репринтное переиздание их: Lе texte greе des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinai. N. Y.: Gorgias Press, 2009; Les textes gree des récits utiles à ľȃme d'Anastase (le Sinaïte). N. Y.: Gorgias Press, 2009.

18

Binggeli A. Op. cit. P 170–261, 181–577.

19

Heid S. Die C-Reihe erbaulicher Erzälungen des Anastasios vom Sinai im Codex Vaticanus Graecus 2592 // Orientalin Christiana Periodica. 2008. N 1. P. 71–114.

20

См.: Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4: Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М., 2014. С. 545–556.


Источник: Вопросы и ответы / преп. Анастасий Синаит ; пер. [с греч.], коммент. А. И. Сидорова. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2015. - 670 с. ISBN 978-5-91362-939-5

Комментарии для сайта Cackle