6 Ответов
На исповеди, действительно, нужны не подробности греха, а наше покаяние – именно о нашем покаянии в грехах свидетельствуют священники перед Господом.
А покаяние, как учил святитель Феофан Затворник:
- "осознание своего греха пред Богом;
- укорение себя в этом грехе с полным исповеданием вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;
- решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;
- молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа".
Читаемый перед исповедью покаянный 50 псалом может быть образцом исповедования грехов. Царь Давид сокрушается о том, что согрешил, о пролитой им крови Урия, о прелюбодеянии с Вирсавией. Но он не расписывает в подробностях грех свой – не говорит о том, что вот увидел я красавицу, возжелал ее себе, для этого сказал то-то и то-то, сделал так-то и так-то, приказал сделать это вот. Нет. Он говорит лишь о крови, которая на нем, о своем грехе, своем беззаконии. Он раскаивается, жаждет изменения, очищения и взывает к Богу о прощении и помощи в исправлении.
«Давид, сокрушаяся о грехе своем, прибегает к милосердию Божию, представляет первородный грех, и что человек сам собою пред Богом оправдиться не может: потом просит Бога, чтоб сердце и дух его обновил Духом Своим Святым» (архиепископ Ириней (Клементьевский).
Так и в нашей исповеди не нужно в деталях рассказывать о том, какие именно события привели к греху. Нужно говорить о самом грехе.
Важно признать и называть именно свои личные грехи – то есть не просто «обида, прелюбодеяние, блуд, ложь», а непосредственно как именно Вы этот грех совершили. Но рассказывать без бытовых деталей.
Например – «обидел (обижаю) родителей злословием в их адрес». А не «вот мать мне говорит, а я ей в ответ»…
Или же «лгал для оправдания своих опозданий», а не «я не приехал вовремя навстречу, а признаться, что проспал не смог, поэтому я сказал, что вот я был там-то…».
Если же говорить непосредственно о начальных словах, то на самом деле тут важно само обращение к Господу. Обычно рекомендуют начинать исповедь со слов «Господи, я согрешил…», но это именно рекомендация, а не обязательство. Важно не формально выполнить какие-то речевые формулы, а именно иметь покаянный настрой души.
Лично я начинаю со слов «Господи, помилуй!». И только потом уже приступаю непосредственно к изложению своих грехов.
Можно использовать такую формулу: Я, раб Божий (имя) исповедую свои грехи. Согрешил (перечисление грехов, начиная с самых тяжёлых).
Женщины, соответственно, произносят её в женском роде.
Во всех подробностях действительно не следует исповедоваться, но не должно быть и обратной крайности - механического перечисления наименований грехов (например, правильнее сказать "был груб с женой", чем абстрактно "гневался" или "был в запое", чем "выпил лишку").
Подробнее см. Таинство Покаяния.
Исповедь не есть Таинство формального раскрытия неприглядных фактов из свой биографии, но есть Таинство Покаяния.
Исповедуясь перед Богом, грешник должен осознавать мерзость своих греховных мыслей, желаний, поступков, о которых сообщает на Исповеди, должен осознавать свою личную вину перед Богом, перед ближними и перед собой, должен иметь решимость бороться со своими греховными привычками, порывами, страстями, стараться более не совершать тех грехов, которые исповедует (и других).
Думаю, что батюшка, давая вам наставление, имел в виду это, а не то, что вы-де должны начинать исповедь с какой-то особой комбинации слов, которую вам надлежит составить или найти.
Наверное, исповедь надо начинать со слов искреннего покаяния. "Каюсь в том, что я...", или что-то подобное.
При этом не рассказывая новеллы, а ясно и кратко обозначая проблему, то есть грех. Пытаться при этом выражаться как-то "правильно", мешая славянский с русским, тоже, мне кажется, не обязательно. Достаточно, чтобы было понятно, о чем идет речь.
С уважением,
Правильно батюшка говорит. Одни люди заменяют исповедь рассказом о своих проблемах, ища духовного совета. Чтобы получить совет вовсе не обязательно идти на исповедь. Другие вместо того, чтобы просто назвать грех, начинают рассказывать от самого Адама, что с ними приключилось и почему они согрешили. Эти рассказы и истории не имеют к исповеди никакого отношения и по большей части являются лишь попыткой самооправдания. Редко когда священнику требуются какие-то подробности, чтобы понять в чем же согрешил человек. А вот что нужно делать на исповеди, так это каяться в своих грехах. И не имеет значения какими словами Вы начнете их перечисление. Довольно просто сказать "Каюсь в .... " и далее перечисление грехов. Если священник сочтет необходимым, то остановит и попросит рассказать подробней.
Думаю, оптимально начать словами: "Каюсь перед Богом в своих грехах" - и далее начать перечислять свои грехи списком. Какой-то грех можно описать подробнее, если трудно описать его в нескольких словах или вообще кающийся ощущает необходимость указать какие-то детали своего неприглядного поведения либо спросить совета. Однако обычно лучше спросить совета в конце исповеди, чтобы не прерывать покаяния. Наконец, надо различать грехи (обманул, объелся, оклеветал и проч.), греховные помыслы (завидовал, тщеславился) и страсти (гнев, похоть и т.д.). Ясно, что все это надо для себя заранее обдумать и классифицировать. Зачастую уместно записать, чтобы не сбиться и ничего не забыть.