Евха­ри­сто­ло­гия

***

Евхаристоло́гия — учение о Евха­ри­стии.

Основ­ные поло­же­ния пра­во­слав­ной евха­ри­сто­ло­гии:

1. Хри­стос утвер­дил Таин­ство Евха­ри­стии и запо­ве­дал Своим после­до­ва­те­лям уча­стие в нём. В этом состоит одно из важ­ней­ших усло­вий при­об­ще­ния веру­ю­щих к Его Цар­ству (Ин.6:51,53–54).

2. Уча­стие в Евха­ри­стии — это уча­стие в Тайной Вечере, а не только изоб­ра­же­ние, вос­по­ми­на­ние её. Это выра­жено и в словах молитвы перед при­ча­ще­нием “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, при­част­ника мя приими…».

3. В Евха­ри­стии про­ис­хо­дит пре­су­ществ­ле­ние, пре­ло­же­ние (оба эти тер­мина при­ем­лемы) хлеба и вина в истин­ные, под­лин­ные Тело (Плоть) и Кровь Хри­стовы.

Хри­стос реально при­сут­ствует в Евха­ри­стии, это не образ, види­мость или символ! Евха­ри­сти­че­ские освя­щён­ные Дары есть истин­ные Плоть и Кровь Спа­си­теля, вопло­тив­ше­гося Бога — Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Евха­ри­сти­че­ское пре­ло­же­ние совер­ша­ется не в энер­ге­ти­че­ском, а в суб­ста­ци­о­наль­ном плане. При этом физи­че­ские, види­мые при­знаки хлеба и вина в освя­щён­ных Святых Дарах оста­ются преж­ними.

4. В каждой частичке Святых Даров Хри­стос при­сут­ствует во всей пол­ноте.

5. Каждый раз, при совер­ше­нии Таин­ства Евха­ри­стии, хлеб и вино пре­ла­га­ются в Тело и Кровь вос­крес­шего Спа­си­теля, несмотря на то, что уста­нов­ле­ние Таин­ства на Тайной Вечере состо­я­лось до крест­ных стра­да­ний, смерти и вос­кре­се­ния Христа. Равно как и Таин­ство Кре­ще­ния было уста­нов­лено до Дня рож­де­ния Церкви (дня Пяти­де­сят­ницы).

6. Евха­ри­стия — жертва Тела и Крови Христа за живых и умер­ших. В отли­чии от исто­ри­че­ской Крест­ной Жертвы, Евха­ри­сти­че­ская Жертва явля­ется бес­кров­ной.

7. На Гол­гофе Хри­стос принёс Себя в жертву по чело­ве­че­скому есте­ству, а по боже­ствен­ному есте­ству принял её с Отцом и Святым Духом. Евха­ри­сти­че­ская Жертва при­но­сится всей Святой Троице — Отцу и Сыну и Свя­тому Духу.

8. Евха­ри­стия должна совер­шаться на квас­ном хлебе, поскольку все еван­ге­ли­сты гово­рят именно о квас­ном хлебе. В гре­че­ском языке очень четко раз­ли­ча­ются тер­мины artos (хлеб квас­ной), и aximon (хлеб прес­ный, опрес­нок). Все еван­ге­ли­сты и ап. Павел (1Кор.11:23), говоря о Евха­ри­стии, упо­треб­ляют именно слово artos.

9. Уста­но­ви­тель­ные слова Литур­гии, молит­вен­ное при­зы­ва­ние Свя­того Духа имеют важное, но не исчер­пы­ва­ю­щее зна­че­ние. Евха­ри­стия совер­ша­ется не только в момент про­из­не­се­ния этих слов, но во всё время ана­форы; можно ска­зать, что с начала Боже­ствен­ной Литур­гии.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки