Отре­че­ние от мира

***

Отре­че­ние от мира — осо­знан­ное и сво­бод­ное отре­че­ние хри­сти­а­нина от мир­ской суеты и мир­ских удо­воль­ствий ради дости­же­ния высших целей хри­сти­ан­ской жизни (через подвиг мона­ше­ства).

См. (Мф.19:29), (Мк.10:28–31), (Лк.14:25–27), (1Ин.2:15–17).

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин: “Без уда­ле­ния от мира никто не может при­бли­зиться к Богу. Уда­ле­нием же назы­ваю я не пере­се­ле­ние телом, но устра­не­ние от мир­ских дел. Доб­ро­де­тель уда­ле­ния от мира состоит в том, чтоб не зани­мать ума своего миром”.

***

Можно ли пони­мать отре­че­ние хри­сти­а­нина от мира, как укло­не­ние от повсе­днев­ных про­блем и забот?

На про­тя­же­нии исто­рии Церкви монахи не раз ста­но­ви­лись объ­ек­том обви­не­ний в туне­яд­стве. Так, само­дер­жец Петр I считал их «чуждые труды пояда­ю­щими». В этой связи в России стали вво­диться так назы­ва­е­мые мона­стыр­ские штаты, что вело к сокра­ще­нию коли­че­ства насель­ни­ков мона­сты­рей. Ана­ло­гич­ное отно­ше­ние к мона­ше­ству­ю­щим питали пред­ста­ви­тели совет­ской власти, тогда это было свя­зано и с гос­под­ством ате­и­сти­че­ской идео­ло­гии в стране.

Недо­ста­точно оце­ни­вать плоды мона­ше­ства лишь в мате­ри­аль­ной плос­ко­сти, игно­ри­руя мир духов­ный. Оче­видно, что подвиг мона­ше­ства тре­бует от подвиж­ника не мень­шего напря­же­ния сил, чем мир­ские заботы от чело­века, живу­щего обы­ден­ной мир­ской жизнью. Что же каса­ется плодов, то монахи при­но­сят не меньше пользы обще­ству, чем тру­же­ники в миру: молит­вой, про­по­ве­дью, личным при­ме­ром и пр.

Слу­ча­ется, конечно, что люди всту­пают в оби­тели, руко­вод­ству­ясь при­зем­лен­ными, а не воз­вы­шен­ными побуж­де­ни­ями, но такие нередко остав­ляют мона­стыри. С другой сто­роны, даже если среди мона­хов и встре­ча­ются нера­ди­вые, это не повод для обви­не­ния в без­де­лии всех мона­хов вообще.

Воз­можно ли для тех, кто живёт в миру, жить в отре­че­нии от мира?

Живя в миру, чело­век может избе­гать мно­гого из того, что соот­вет­ствует поня­тию мир­ского: от мир­ских раз­вле­че­ний, шумных поси­де­лок, засто­лий, про­смотра непри­стой­ных теле­пе­ре­дач и пр. Однако ему трудно отка­заться от много из того, от чего избав­лен насель­ник мона­стыря. Скажем, оплата жилья, покупка про­дук­тов пита­ния, одежды тре­бует денеж­ных средств, что в свою оче­редь под­ра­зу­ме­вает нали­чие регу­ляр­ного зара­ботка. Найти же работу по душе, так, чтобы она соот­вет­ство­вала нормам «мона­ше­ства в миру», бывает не просто. Трудно отго­ро­диться и от многих других житей­ских про­блем, свя­зан­ных с про­жи­ва­нием в миру. Однако для мир­ского чело­века воз­можно, по край­ней мере, частич­ное отре­че­ние от мира.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки