Православное учение об антихристе и признаки его приближения — протоиерей Константин Буфеев

Православное учение об антихристе и признаки его приближения — протоиерей Константин Буфеев

(3 голоса5.0 из 5)

Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Буфеев — извест­ный мос­ков­ский пас­тырь, кан­ди­дат гео­лого-мине­ра­ло­ги­че­ских наук, ака­де­мик Меж­ду­на­род­ной Ака­де­мии Наук, насто­я­тель храма Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Архан­гель­ском-Тюри­кове, глава мис­си­о­нер­ско-про­све­ти­тель­ского цен­тра «Шестод­нев».

Сего­дня враг осо­бенно усып­ляет пра­во­слав­ных. Каза­лось бы – нам не дано знать вре­мена и сроки (Деян.1:7), но не заме­чать явных при­мет апо­ка­лип­ти­че­ских собы­тий тоже нельзя, да уже и невоз­можно. И Свя­тые Отцы, при­зы­вая хри­стиан к непре­стан­ному духов­ному трез­ве­нию, заве­щали нам: «Зна­ешь при­знаки анти­хри­стовы: не сам один помни их, но и вся­кому сооб­щай щедро» (свт. Кирилл Иеру­са­лим­ский).

Появ­ле­ние анти­хри­ста неот­вра­тимо, и, по слову свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова), никто «своей немощ­ной рукой» оста­но­вить это бед­ствие не смо­жет – ни тот, кто хорошо пони­мает про­ис­хо­дя­щее, ни – тем более – тот, кто ни во что не вни­кает. Все, пред­ска­зан­ное в Свя­щен­ном Писа­нии и Свя­тыми Отцами, – неиз­бежно. Но это не должно рас­хо­ла­жи­вать рев­ност­ных пра­во­слав­ных хри­стиан, отчет­ливо осо­зна­ю­щих опас­ность совре­мен­ных собы­тий и жела­ю­щих спа­се­ния своей души, своих ближ­них и всего народа.

Диа­вол же пыта­ется усы­пить нашу бди­тель­ность, лишить пра­во­слав­ных людей трез­ве­ния, дабы они утра­тили пони­ма­ние важ­но­сти дог­ма­ти­че­ского уче­ния Церкви. Он хочет, чтобы мы увлек­лись вопро­сами не пер­вой зна­чи­мо­сти, вто­ро­сте­пен­ными, неопре­де­лен­ными, не име­ю­щими чет­ких дог­ма­ти­че­ских границ.

Для нас точ­ными и стро­гими явля­ются поня­тия о Боге как о Творце – мы веруем в Бога «Творца Небу и земли» (пер­вый член Сим­вола веры). Мы также веруем в кон­крет­ное еван­гель­ское уче­ние Церкви о Вопло­ще­нии и спа­си­тель­ной иску­пи­тель­ной мис­сии Хри­ста (т. е. в то, что Бог вопло­тился, стал Иску­пи­те­лем, взо­шел на гол­гоф­ский Крест, про­лил Свою Кровь и даро­вал всем, веру­ю­щим в Него как Сына Божия, спа­се­ние и Жизнь Вечную).

Кроме того, пред­мет нашей веры – Хри­стос, «паки гря­ду­щий со сла­вою судити живым и мерт­вым», – т. е. Его Вто­рое слав­ное При­ше­ствие. Это дог­ма­ти­че­ское уче­ние Церкви неоспо­римо, известно всем пра­во­слав­ным и должно быть при­нято ими – даже теми, кто до конца его не пости­гает (а в совер­шен­ной пол­ноте оно недо­ступно никому), – на веру.

И вот, смот­рите: «мости­ком» между «нача­лом» и «кон­цом», между уче­ни­ями о тво­ре­нии и о Вто­ром При­ше­ствии – слу­жит та свя­то­оте­че­ская вера, кото­рую в совре­мен­ном бого­сло­вии назы­вают «биб­лей­ским кре­а­ци­о­низ­мом» (от лат. «creationis» – тво­ре­ние, – при­меч. ред.). А про­ти­во­стоит этой вере дру­гое уче­ние, име­ну­е­мое «эво­лю­ци­о­низ­мом».

Как только вера в это гря­ду­щее Страш­ное Вто­рое При­ше­ствие Гос­подне оску­деет, когда еван­гель­ская соль поте­ряет свою силу, когда хри­сти­ане пере­ста­нут петь «Се жених гря­дет в полу­нощи», когда мы допу­стим хоть малей­шее сомне­ние в обе­то­ва­нии Хри­сто­вом и при­мем мысль, что это собы­тие слу­чится еще не скоро, не на днях, не при нашей жизни, а когда-нибудь потом, через сотни, тысячи, мил­ли­оны или даже мил­ли­арды лет, – вот тут-то и насту­пит конец.

Откуда взялся эво­лю­ци­о­низм? От Дар­вина? Или от Тей­яра де Шар­дена (като­ли­че­ский «бого­слов» и уче­ный, осно­во­по­лож­ник т. н. «хри­сти­ан­ского эво­лю­ци­о­низма», – при­меч. ред.)? О, нет! Он про­изо­шел от диа­вола. Потому что это – аль­тер­на­тив­ное миро­воз­зре­ние, поз­во­ля­ю­щее забыть о Боге-Творце, пре­не­бречь Богом-Иску­пи­те­лем и оста­вить чая­ние Вто­рого При­ше­ствия, кото­рое пред­ва­рится прав­ле­нием антихриста.

О чем учит эво­лю­ци­о­низм? – Что все­лен­ная, земля и жизнь на ней были не сотво­рены, а появи­лись и раз­ви­ва­лись в резуль­тате слу­чай­ных сов­па­де­ний. Что мир суще­ствует якобы мил­ли­арды лет, что в его исто­рии имели место огром­ные аст­ро­но­ми­че­ские и био­ло­ги­че­ские эпохи еще до воз­ник­но­ве­ния Земли, до зарож­де­ния жизни на ней, до про­ис­хож­де­ния чело­века из обе­зьяны и проч. Т. е. ника­кого биб­лей­ского начала не было, Бог не Тво­рец, Он не есть «Альфа». А в таком слу­чае – Он и не «Омега». Если Цер­ковь ожи­дает Вто­рого При­ше­ствия – «чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щаго века», – то эво­лю­ци­о­нист­скую кон­цеп­цию можно выра­зить так: «Ничего я не чаю, потому что ничего не произойдет.

А если и про­изой­дет, то – нескоро. Солнце не погас­нет еще десятки мил­ли­ар­дов лет, теп­ло­вую смерть все­лен­ной можно ожи­дать вообще через сотни мил­ли­ар­дов… Так что не торо­пи­тесь, люди, – устра­и­вайте свою жизнь, бори­тесь «за мир во всем мире», «без­опас­ность», «содру­же­ство» наро­дов, вер, кон­фес­сий, созда­вайте «новый миро­вой поря­док»… Спе­шить некуда!» А пра­во­слав­ное, биб­лей­ское, кано­ни­че­ское, свя­то­оте­че­ское созна­ние сви­де­тель­ствует о том, что у мира было начало в Боге – Он есть «Альфа». Он же есть и «Омега» – и скоро гря­дет судить мир.

Еще один важ­ный вопрос биб­лей­ского кре­а­ци­о­низма – о мас­штабе вре­мени: все ли пра­во­слав­ные люди этот мас­штаб осо­знают? Сколько поко­ле­ний отде­ляло Хри­ста от Адама? Можно посчи­тать в Еван­ге­лии от Луки, в тре­тьей главе – 77 поко­ле­ний. При­мерно столько же, сколько отде­ляет нас от Христа.

Т. е. послед­ние вре­мена – это не абстрак­ция, не алле­го­рия, не вымы­сел, в кото­рый можно верить или не верить; это – биб­лей­ское, еван­гель­ское откро­ве­ние. О послед­них вре­ме­нах пред­воз­ве­щали свя­той Иоанн Кре­сти­тель и Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос, про­ро­че­ство­вали апо­столы – Петр, Павел и дру­гие, сви­де­тель­ство­вали все Свя­тые Отцы. Таким обра­зом, тема о Вто­ром При­ше­ствии и пред­ва­ря­ю­щем его воца­ре­нии анти­хри­ста – некое при­гла­ше­ние всем нам к уча­стию в молит­вен­ном сто­я­нии за веру.

В либе­раль­ных «бого­слов­ских» кру­гах сего­дня уче­ние о начале бытия мира раз­мы­ва­ется, пред­ста­ви­тели таких взгля­дов утвер­ждают, что совре­мен­ные эво­лю­ци­он­ные тео­рии («Боль­шого взрыва» и др. кон­цеп­ции) якобы не про­ти­во­ре­чат Биб­лии и удачно сов­ме­ща­ются с изло­жен­ным в ней. Эти мни­мо­бо­го­слов­ские модер­нист­ские школы несут боль­шой соблазн: неправо уча о начале, они усып­ляют бди­тель­ность хри­стиан каса­тельно конца света, кото­рый не про­сто реа­лен, но и весьма близок.

Модер­ни­сты гово­рят, что в Новом Завете (Еван­ге­лиях и апо­столь­ских Посла­ниях), веро­ятно, содер­жится ошибка – уче­ники, апо­столы, якобы непра­вильно поняли сво­его Учи­теля, решив, что Вто­рое При­ше­ствие не замед­лит – не прейдет род сей (Мк.13:30), т. е. что оно слу­чится при их поко­ле­нии, во время их жизни. Но вот зем­ное суще­ство­ва­ние апо­сто­лов завер­ши­лось, а Хри­стос не явился, Вто­рое При­ше­ствие не настало. Сле­ду­ю­щее поко­ле­ние хри­стиан – мужи апо­столь­ские – тоже наде­я­лись на ско­рое При­ше­ствие Гос­пода на землю, – и опять этого не произошло!

Вто­рое сто­ле­тие, Иеру­са­лим­ский храм раз­ру­шен – с ним свя­зы­вали кон­чину мира, – также пред­ре­чен­ные собы­тия не сбы­лись. Далее – свя­то­оте­че­ская эпоха: пре­по­доб­ный Ефрем Сирин пишет о при­бли­жа­ю­щемся при­ходе анти­хри­ста, о нем гово­рят Учи­тели Церкви – свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст и иные Свя­тые Отцы, а Гос­подь все медлит…

Почему же так про­ис­хо­дит? Налицо либо непра­виль­ное пони­ма­ние Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, либо оши­боч­ность самого этого Откро­ве­ния, что (т. е. вто­рой слу­чай) озна­чает необ­хо­ди­мость отверг­нуть его, при­няв что-то более досто­вер­ное. Вот такая псев­до­ди­лемма пред­ло­жена нам сего­дня либе­раль­ными око­ло­бо­го­слов­скими кругами.

Свя­ти­тель Тихон Задон­ский: Как неиз­вест­ную кон­чину опре­де­лил нам Хри­стос Гос­подь, чтобы мы все­гда ее ожи­дали, – так и неиз­вест­ным оста­вил срок Сво­его При­ше­ствия в мир, чтобы мы каж­дый день Его ожи­дали. И как не знаем, когда нас позо­вет Гос­подь наш к Себе, да все­гда готовы будем, – так не знаем дня и часа, когда Он к нам при­дет, да на вся­кий день и час будем готовы к встрече Его. Хри­сти­а­нин! Как видишь, что чело­век уми­рает, когда не ожи­дает, и отхо­дит в иной век, – так пони­май и помыш­ляй, что и Гос­подь при­дет к нам неожиданно.

Тогда неожи­данно раз­дастся крик: «Вот, жених идет, выхо­дите навстречу ему» (Мф.25:6). Как ожи­да­ешь кон­чины твоей и гото­вишься к ней, чтобы бла­женно скон­чаться, – так ожи­дай и При­ше­ствия Гос­пода тво­его и готовься к встрече Его, чтобы спо­до­биться в При­ше­ствии Его одес­ную Его стать и услы­шать со слы­ша­щими Его слад­чай­ший глас: «При­и­дите, бла­го­сло­вен­ные Отца Моего, насле­дуйте Цар­ство, уго­то­ван­ное вам от созда­ния мира» (Там же, 34).

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник: …Что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? Надо сознаться – нет. Смерти еще ждет иной, а дня Гос­подня – едва ли кто. И будто правы. Отцы и пра­отцы наши ждали, и не при­шел день. Как не видим ничего, почему бы надо было поду­мать, что он при­дет в наши дни; то и не думаем; не думаем и не ждем. Что див­ного, если при таком нашем рас­по­ло­же­нии день Гос­по­день нис­па­дет на нас, как вор. Мы похожи будем на жите­лей города, кото­рых обе­щался посе­тить началь­ник губер­нии, ныне или завтра.

Ждали они его час, ждали дру­гой, ждали день и потом ска­зали: «Верно, не будет», и разо­шлись по домам. Но только что разо­шлись и пре­да­лись покою – он тут и есть. То же и с нами будет: ждем ли, не ждем – день Гос­по­день при­дет, и при­дет без предуве­дом­ле­ния, ибо Гос­подь ска­зал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35; Лк.21:33; Мк.13:31). Но не лучше ли ждать, чтоб не быть застиг­ну­тыми врас­плох? Ибо это не прой­дет нам даром!

А каков пра­виль­ный – пра­во­слав­ный – ответ на постав­лен­ный вопрос? Ошибся ли Гос­подь, ошиб­лись ли Апо­столы, обма­ну­лись ли Свя­тые Отцы, вклю­чая бли­жай­ших к нам по вре­мени угод­ни­ков Божиих – свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, Ново­му­че­ни­ков Церкви Рус­ской, архи­епи­скопа Фео­фана Пол­тав­ского и совре­мен­ных стар­цев? Нет, конечно, никто из них не погре­шил. Про­сто Гос­подь дает нам время для покаяния.

Он ожи­дает воз­рас­та­ния (коли­че­ствен­ного и духов­ного) Сво­его «малого стада», кото­рое будет чаять его При­ше­ствия на землю. Но как только вера в это гря­ду­щее Страш­ное Вто­рое При­ше­ствие Гос­подне оску­деет, когда еван­гель­ская соль поте­ряет свою силу, когда хри­сти­ане пере­ста­нут петь «Се жених гря­дет в полу­нищи», когда мы допу­стим хоть малей­шее сомне­ние в обе­то­ва­нии Хри­сто­вом и при­мем мысль, что это собы­тие слу­чится еще не скоро, не на днях, не при нашей жизни, а когда-нибудь потом, через сотни, тысячи, мил­ли­оны или даже мил­ли­арды лет, – вот тут-то и насту­пит конец.

Т. е. когда апо­столь­ское чая­ние близ­кого явле­ния Гос­подня, утвер­жден­ное Свя­тыми Отцами, вплоть до Ново­му­че­ни­ков и Испо­вед­ни­ков Церкви Рус­ской, ума­лится – тогда Спа­си­тель нач­нет совер­шать Свой Страш­ный Суд, при­дет судить всех живых и мертвых.

Таким обра­зом, только вера свя­тых и удер­жи­вает наш мир. Она – свет миру и соль земли. Без этой веры – истин­ной, ничем не иска­жен­ной, точно вос­при­ня­той Апо­сто­лами и сохра­нен­ной Свя­тыми Отцами, – и нам не спа­стись и не насле­до­вать Жизни Вечной.

Поэтому давайте, во-пер­вых, поло­жим в осно­ва­ние своей духов­ной жизни пра­виль­ное дог­ма­ти­че­ское уче­ние Церкви. Поста­ра­емся как можно чаще повто­рять Сим­вол веры и вни­кать в изло­жен­ные там посту­латы. А во-вто­рых – не будем забы­вать, что от каж­дого из нас зави­сит буду­щее вселенной.

Если мы пре­да­димся рас­слаб­ле­нию, небре­же­нию, погру­зимся в духов­ную сле­поту – то вполне можно ожи­дать ско­рого конца света. Но если мы порев­нуем веро­вать глу­боко и созна­тельно и утвер­ждаться в бла­го­че­стии – то ника­кие поли­тики, эко­но­ми­че­ские дивер­санты, внеш­ние и внут­рен­ние враги нам не навре­дят, ибо всеми и всем управ­ляет Гос­подь – Тво­рец, Иску­пи­тель и Судия мира.

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки