Апостольские и соборные правила (против экуменизма)

Апо­столь­ские пра­вила

10. Если кто с отлу­чен­ным от обще­ния цер­ков­ного помо­лится, хотя бы то было в доме: тако­вой да будет отлу­чен.

Зонара. Отлу­ча­е­мые, конечно, за грехи отлу­ча­ются. Посему никто не должен иметь обще­ния с ними. Ибо обще­ние пока­зы­вало бы пре­зре­ние к отлу­чив­шему, или лучше обви­не­ние, будто непра­вильно отлу­чил. Итак если кто с лишен­ным обще­ния, т. е. с отлу­чен­ным, будет вместе молиться, хотя бы не в церкви, а в доме; то и он под­верг­нется отлу­че­нию. Тоже гово­рит и 9 пра­вило кар­фа­ген­скаго собора: “Аще кото­рый епи­скоп, или пре­сви­тер, примет в обще­ние пра­ведно извер­жен­ных за свои пре­ступ­ле­ния из церкви: да будет и сам пови­нен рав­ному осуж­де­нию, с укло­ня­ю­щи­мися от пра­виль­наго при­го­вора своего епи­скопа.”

Ари­стен. Моля­щийся с лишен­ным обще­ния под­ле­жит такому же осуж­де­нию. Моля­щийся вместе с ере­ти­ками в церкви, или в доме да будет так же лишен обще­ния, как и они.

Валь­са­мон. Выра­же­ние лише­ние обще­ния значит — отлу­че­ние. Итак кто молился с отлу­чен­ным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлу­чен. Это напи­сано для тех, кото­рые гово­рят, что отлу­чен­ный извер­жен из церкви и что, сле­до­ва­тельно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет вино­вен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлу­чен­ным, или вне ее, все равно. Но раз­го­ва­ри­вать с отлу­чен­ным не вос­пре­ща­ется. Читай и 9 пра­вило кар­фа­ген­скаго собора.

Сла­вян­ская корм­чая. Моляйся со отлу­чен­ным, сам такожде да отлу­чен будет.

Тол­ко­ва­ние. Аще кто молится с ере­тики в церкви, или в дому со отлу­чен­ными от церкве, сам такожде да отлу­чен будет.

***

45. Епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, с ере­ти­ками молив­шийся только, да будет отлу­чен. Если же поз­во­лит им дей­ство­вать как-либо, яко слу­жи­те­лям Церкви: да будет извер­жен.

Зонара. Об этом ска­зано в пре­жде­на­пи­сан­ных пра­ви­лах. Ищи еще также 64‑е пра­вило и 70‑е.

Ари­стен. Моля­щийся вместе с ере­ти­ками отлу­ча­ется; а кто кли­ри­ками их при­знает, извер­га­ется. Пре­сви­тер или диакон, только молив­шийся вместе с ере­ти­ками, отлу­ча­ется; а если поз­во­лил им совер­шить что-либо, как лицам, посвя­щен­ным и кли­ри­кам, извер­га­ется.

Валь­са­мон. Может быть, кто-нибудь спро­сит: почему молив­ши­еся вместе с ере­ти­ками епи­скопы, пре­сви­теры и диа­коны не извер­га­ются, а только отлу­ча­ются, как и молив­шийся с кем-либо из отлу­чен­ных, по 10-му апо­столь­скому пра­вилу? Реше­ние. Можешь ска­зать, что здесь разу­ме­ется не то, чтобы епи­скоп и прочие кли­рики в храме моли­лись вместе с ере­ти­ками, ибо тако­вые, по 46-му пра­вилу, должны под­ле­жать извер­же­нию, равно как и доз­во­лив­ший им совер­шить что-либо в каче­стве кли­ри­ков. Но выра­же­ние “молиться вместе” при­ни­май вместо “иметь обык­но­вен­ное обще­ние” и “быть снис­хо­ди­тель­нее рас­по­ло­жен­ному к молитве ере­тика”, ибо тако­вых, как достой­ных отвра­ще­ния, сле­дует гну­шаться, а не обще­ние иметь с ними. Посему и доста­точ­ным пока­за­лось нака­за­ние отлу­че­ния.

Сла­вян­ская корм­чая. Моляйся с ере­тики, да отлу­чится. Аще же яко при­чет­ники примет я, да извер­жется.

Тол­ко­ва­ние. Епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, аще помо­лится токмо с ере­тики, или в дому, или в церкви, да отлу­чится. Аще же пове­лит им слу­жить в церкви, яко пре­сви­те­ром, или оно что от свя­щен­ных соде­вати, яко при­чет­ни­ком, тако­вый да извер­жется.

***

      65. Если кто из клира, или миря­нин, в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую войдет помо­литься: да будет и от чина свя­щен­ного извер­жен, и отлу­чен от обще­ния цер­ков­ного.

Зонара. Пра­вило почи­тает вели­ким грехом, если хри­сти­а­нин для молитвы входит в сина­гогу иудей­скую или ере­ти­че­скую. Ибо, по слову вели­кого Апо­стола, кое согла­сие Хри­стови с вели­а­ром? Или кая часть верну с невер­ным (Кор. 6, 15)? Сина­гога иудеев и их самих не удо­вле­тво­ряет по отно­ше­нию к жертве, ибо им запре­щено при­но­сить жертву вне Иеру­са­лима. Если же они, входя в свои сина­гоги, пре­сту­пают закон, тем паче хри­сти­а­нин, моля­щийся вместе с убий­цами Христа, должен быть при­знан зако­но­пре­ступ­ни­ком. — Что каса­ется собра­ния ере­ти­ков, про­по­ве­ду­ю­щих про­тив­ное пра­во­слав­ным; то и сему собра­нию пра­во­слав­ные не должны ока­зы­вать чести, а скорее отвер­гать оное. — Неко­то­рые гово­рят, что вхо­дя­щих в тако­вые сина­гоги для молитвы, как тяжко согре­ша­ю­щих, это пра­вило под­вер­гает дво­я­кому нака­за­нию, то есть извер­же­нию и отлу­че­нию. А другие гово­рят, что пра­вило раз­де­ляет сии нака­за­ния между кли­ри­ками и миря­нами, и посвя­щен­ным при­суж­да­ется извер­же­ние, а миря­нам отлу­че­ние. И Иоанн Зла­то­уст в словах против иудеев сильно напа­дает на антио­хий­цев за то, что они празд­нуют вместе с иуде­ями. А 11‑е пра­вило трулль­ского собора всем запре­щает есть опрес­ноки у иудеев и всту­пать в содру­же­ство с ними, или при­зы­вать их в болез­нях, и при­ни­мать от них вра­чев­ства, или мыться вместе с ними; посвя­щен­ных, не соблю­да­ю­щих сего, пра­вило под­вер­гает извер­же­нию, а мирян под­вер­гает отлу­че­нию.

Ари­стен. Моля­щийся с иуде­ями отлу­ча­ется. Вхо­дя­щий в сина­гогу иудеев или ере­ти­ков и моля­щийся вместе с ними клирик извер­га­ется, как мыс­ля­щий согласно с иуде­ями; а миря­нин отлу­ча­ется. А если с ере­ти­ками и в доме только вместе молился епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, отлу­ча­ется по 45-му пра­вилу.

Валь­са­мон. В 45‑м Апо­столь­ском пра­виле мы истол­ко­вали, как должно пони­мать слова: “молиться вместе с ере­ти­ками”. Здесь пра­вило опре­де­ляет, что моля­щийся в сина­гоге иудей­ской, или ере­ти­че­ской, клирик извер­га­ется, а миря­нин отлу­ча­ется. Так должно раз­де­лить опре­де­лен­ное нака­за­ние, потому что невоз­можно изверг­нуть миря­нина. А если ска­жешь, что кли­рика так посту­па­ю­щего должно и изверг­нуть и отлу­чить, не погре­шишь против над­ле­жа­щего. Прочти и 11‑е пра­вило трулль­ского собора, опре­де­ля­ю­щее, чтобы все нося­щие имя хри­стиан, то есть посвя­щен­ные и миряне уда­ля­лись от иудеев и не сооб­ща­лись с ними даже для вра­че­ва­ния, или другой какой при­чины; в про­тив­ном же случае — одни были под­вер­га­емы извер­же­нию, а другие — отлу­че­нию.

Сла­вян­ская корм­чая. Хри­сти­а­нам с ере­тики не молиться. Моляйся с жиды, да отлу­чится.

Тол­ко­ва­ние. Вшедыи в собо­рище иудей­ское, ил в цер­ковь ере­ти­ческу, или поган­ску, и помо­ли­вся с ними, аще убо есть мир­ский чело­век, да отлу­чится. Аще ли при­чет­ник, да извер­жется, яко иудей­ская мудр­ствуя. Аще же в дому токмо помо­лится с ере­тики, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, да отлу­чится, яко же пове­ле­вает 45‑е пра­вило сих Апо­столь­ских запо­ве­дей.

Тол­ко­ва­ние Зонары на 19 пра­вило 1 Всел. Собора:

“Преж­нее руко­по­ло­же­ние, совер­шен­ное в то время, когда они были ере­ти­ками, не счи­та­ется руко­по­ло­же­нием. Ибо как воз­можно пове­рить, чтобы не кре­щен­ный по пра­во­слав­ной вере мог полу­чить наитие Свя­того Духа в руко­по­ло­же­нии?”

Сла­вян­ская корм­чая: “первое бо кре­ще­ние — не кре­ще­ние, понеже ере­ти­че­ско бе.” 

Тол­ко­ва­ние Зонары на 68 пра­вило: “кре­ще­ние ере­ти­ков не может никого сде­лать хри­сти­а­ни­ном.” 

***

46. Епи­скопы, или пре­сви­теры, при­няв­ших кре­ще­ние или жертву ере­ти­ков, извер­гать пове­ле­ваем. Какое согла­сие Христа с вели­а­ром, или какая часть вер­ному с невер­ным?

Зонара. Ере­ти­ков и их слу­же­ний пра­во­слав­ные должны уда­ляться, а епи­скопы и пре­сви­теры должны более обли­чать и вра­зум­лять их, — не сознают ли своих заблуж­де­ний и не обра­тятся ли. Если же какой епи­скоп, или пре­сви­тер примет кре­щен­ного ере­ти­ками, или возь­мет от них какое либо при­но­ше­ние, при­но­си­мое в жертву; то должен быть извер­жен, ибо дает подо­зре­ние, что — или мудр­ствует подобно им, или же дотоле не спешил испра­вить их зло­мыс­лие. Ибо соиз­во­ля­ю­щий их слу­же­ниям как мог бы пори­цать их, и сове­то­вать ере­ти­кам оста­вить их?

Ари­стен. Свя­щен­ник, при­няв­ший кре­ще­ние и жертву ере­ти­ков, лиша­ется свя­щен­ства. Тот епи­скоп, или пре­сви­тер, кото­рый не хулит кре­ще­ние, совер­ша­е­мое ере­ти­ками, но при­знает оное или при­ни­мает от них при­но­ше­ния для жертвы, извер­га­ется, потому что не может быть согла­сия у Христа с вели­а­ром, и ника­кой части у вер­ного с невер­ным.

Валь­са­мон. Насто­я­щее пра­вило опре­де­ляет под­вер­гать извер­же­нию тех епи­ско­пов и свя­щен­ни­ков, кото­рые при­ни­мают кре­ще­ния и жертвы ере­ти­ков. А вели­кий кон­стан­ти­но­поль­ский собор совер­шенно законно нака­зал извер­же­нием неко­то­рых из свя­щен­ных лиц, кото­рые видели только сочи­не­ния ере­тика Ири­ника, но не пору­га­лись над ними и не опле­вали их.

Сла­вян­ская корм­чая. Епи­скоп или пре­сви­тер аще не поху­лит ере­ти­че­ского кре­ще­ния и на жертву что от них возь­мет, да извер­жется. Кре­ще­ние и жертву ере­ти­че­скую прием, свя­ти­тель не священ.

Тол­ко­ва­ние. Епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, аще не поху­ляет, не руга­ется ере­ти­че­скому кре­ще­нию, но при­ем­лет кре­щен­ного от сих, или при­но­си­мая от них на жертву; сиречь на службу при­ем­лет, тако­вый да извер­жется от сана. Коебо соче­та­ние Хри­стове к Диа­волу; или коя часть вер­ному с невер­ными? (1Кор. 182).

***

      47. Епи­скоп или пре­сви­тер, если по истине име­ю­щего кре­ще­ние вновь окре­стит, или если от нече­сти­вых осквер­нен­ного не окре­стит: да будет извер­жен, как посме­и­ва­ю­щийся кресту и смерти Гос­под­ней, и не раз­ли­ча­ю­щий свя­щен­ни­ков от лже­свя­щен­ни­ков.

Зонара. Едино кре­ще­ние пре­дано хри­сти­а­нам. Итак, того, кто имеет кре­ще­ние по запо­веди Гос­пода и по пре­да­нию боже­ствен­ных Апо­сто­лов и Отцов (ибо это значит выра­же­ние: по истине) вновь пере­кре­щи­вать, то есть сна­чала и сполна, как кре­стят еще некре­ще­ных, — нече­стиво. Равно и не пере­кре­щи­вать кре­щен­ных, кото­рых пра­вило назвало осквер­нен­ными, потому что ере­ти­че­ское кре­ще­ние нечи­сто, и навле­кает боль­шую ответ­ствен­ность. Почему пра­вило и пове­лело под­вер­гать тако­вых извер­же­нию — одного за то, что, вопреки цер­ков­ному пре­да­нию, совер­шил два кре­ще­ния, дру­гого за то, что не омыл боже­ствен­ною банею чело­века, осквер­нен­ного без­за­кон­ным кре­ще­нием, и поглу­мился над смер­тью Гос­пода, кото­рую Он потер­пел на кресте. Ибо, по слову вели­кого Апо­стола, во Христа кре­ща­е­мые в смерть Его кре­ща­ются (Римл. 6, 3). Равно и самый крест, по Зла­то­усту, назы­ва­ется кре­ще­нием, ибо кре­ще­нием, им же Аз кре­ща­юся, имате кре­ститься, гово­рит Гос­подь (Мф. 20, 23); и еще; кре­ще­нием имам, кре­ститься, кото­рого вы не знаете (Лук. 12, 50). Они счи­та­ются достой­ными извер­же­ния и потому еще, что не пред­став­ляют раз­ли­чия между бла­го­че­сти­выми свя­щен­ни­ками и лже­свя­щен­ни­ками, как зара­жен­ными ере­сями. Итак, совер­шенно кре­стить уже кре­щен­ных запре­щено вовсе; а миром пома­зать их, если они под­верг­лись осквер­не­нию, доз­во­ля­ется, хотя и это есть часть боже­ствен­ного кре­ще­ния.

Ари­стен. Кто снова кре­стит дей­стви­тельно кре­щен­ного, и кто снова не кре­стит осквер­нен­ного нече­сти­выми, лиша­ется свя­щен­ства. Не доз­во­лено никого кре­стить дважды, и тот, кто кре­щен­ного кре­стит снова, то есть сна­чала и вполне, извер­га­ется. Но миром освя­ща­ются неко­то­рые по при­меру истинно кре­щен­ных. Извер­га­ется и тот, кто не кре­стит полу­чив­шего кре­ще­ние от нече­сти­вых, а при­ни­мает его, как вер­ного.

Валь­са­мон. По истине кре­ща­ется тот, кто по гласу Гос­пода еди­но­жды крещен во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. Итак, если какой епи­скоп, или пре­сви­тер кре­щен­ного таким обра­зом необ­ду­манно опять окре­стит как сна­чала: то под­ле­жит извер­же­нию; равным обра­зом должен быть извер­жен и тот, кто не окре­стил снова кре­щен­ных ере­ти­ками. Суть дела вот в чем: поло­жим, кто нибудь взят в плен Пер­сами и при­нуж­ден был слу­шать их гнус­ное учение и осквер­ниться их пищею. По воз­вра­ще­нии из плена, он рас­ска­зал слу­чив­ше­еся с ним, но мест­ный епи­скоп или пре­сви­тер к обще­нию допу­стил его не иначе как уже по при­ня­тии кре­ще­ния. Того, кто посту­пил так и вновь кре­стил этого чело­века, пра­вило под­вер­гает извер­же­нию. А о даль­ней­шем опре­де­ле­нии сего пра­вила скажи сле­ду­ю­щее: кто-нибудь крещен был от нече­сти­вого (ибо это значит: быть осквер­нен­ным) и, желая снова быть кре­щен­ным и всту­пить в обще­ние с пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами, не был принят епи­ско­пом или пре­сви­те­ром, утвер­ждав­шим, что не сле­дует опять кре­стить того, кто одна­жды крещен. На этот случай пра­вило гово­рит, что под­ле­жит извер­же­нию епи­скоп или пре­сви­тер, не кре­стя­щий вновь тако­вого, но при­ни­ма­ю­щий его с нечи­стым кре­ще­нием.

Сла­вян­ская корм­чая. Второе крещай кре­щен­ного истин­ным кре­ще­нием, и не покре­ща­ваяй осквер­нен­ного от зло­вер­ных, тако­вый свя­ти­тель не освя­щен.

Тол­ко­ва­ние. Несть достойно дващи кре­стити чело­века. Аще же кото­рый епи­скоп, или пре­сви­тер кре­стит кого второе совер­шен­ным кре­ще­нием, да извер­жется от сана. Суть же неции, иже по — при­лу­чаю бла­го­верно кре­щены бывшее, миром токмо пома­зу­еми осве­ща­ются, и иже не кре­стить совер­шенно второе, первое кре­ще­ние при­ем­шаго от еретик, но примет его яко верна, да извер­жется от сана.

***

68. Если кто епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, при­ем­лет от кого-либо второе руко­по­ло­же­ние: да будет извер­жен от свя­щен­ного чина, и он и руко­по­ло­жив­ший; разве если досто­верно известно будет, что от ере­ти­ков имеет руко­по­ло­же­ние. Ибо кре­щен­ным, или руко­по­ло­жен­ным от тако­вых, ни вер­ными, ни слу­жи­те­лями церкви быть невоз­можно.

Зонара. О дву­крат­ном руко­по­ло­же­нии можно раз­лично думать. Ибо руко­по­ла­га­е­мый второй раз ищет вто­рого руко­по­ло­же­ния, или потому что осуж­дает руко­по­ло­жив­шего его в первый раз; или потому что от руко­по­ло­жив­шего его второй раз наде­ется приять некую боль­шую бла­го­дать Духа и освя­титься, так как имеет в него веру; или может быть, оста­вив свя­щен­ство, опять руко­по­ла­га­ется как бы сна­чала; или может быть — и по другим при­чи­нам. Каким бы обра­зом ни сделал это, но и дважды руко­по­ло­жен­ный, и руко­по­ло­жив­ший его под­ле­жат извер­же­нию, исклю­чая того случая, если первое руко­по­ло­же­ние было от ере­ти­ков: ибо ни кре­ще­ние ере­ти­ков не может никого сде­лать хри­сти­а­ни­ном, ни руко­по­ло­же­ние их не сде­лает кли­ри­ком. Итак, руко­по­ло­жен­ных ере­ти­ками вновь руко­по­ла­гать нет опас­но­сти.

Ари­стен. Дважды руко­по­ло­жен­ный извер­га­ется вместе с руко­по­ла­га­ю­щим, если первая рука не была ере­ти­че­ская. Епи­скоп или пре­сви­тер, при­няв­ший второе руко­по­ло­же­ние, потому что пока­зы­вает вид, будто гну­ша­ется пер­вого, извер­га­ется вместе с руко­по­ла­га­ю­щим, если первое было не от ере­тика.

Валь­са­мон. Каким бы то ни было обра­зом дву­кратно руко­по­ло­жен­ный в один и тот же свя­щен­ный сан извер­га­ется, и не только он сам, но и заве­домо руко­по­ло­жив­ший его. Поелику пока­зы­вают вид, что если осуж­дают первое руко­по­ло­же­ние, или второе совер­ша­ется по остав­ле­нии пер­вого, чему невоз­можно совер­шиться. Ибо одна­жды отверг­нув­ший данную ему бла­го­дать руко­по­ло­же­ния не может уже совер­шать ничего свя­щен­ни­че­ского. А как руко­по­ло­же­ние и кре­ще­ние ере­ти­ков ни кли­ри­ками не делает, ни вер­ными; то опре­де­лено, без опа­се­ния руко­по­ла­гать и кре­стить руко­по­ло­жен­ных, или кре­щен­ных ере­ти­ками; ибо бывшее у них почи­та­ется за не бывшее.

Сла­вян­ская корм­чая. Дважды не постав­ля­тися в причет. Дващи постав­ле­нии, и с постав­ль­шим его, да извер­жется, аще не будет токмо ере­ти­че­ская рука первая (Никон. 63).

Тол­ко­ва­ние. Аще кото­рый епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, второе постав­ле­ние примет от кого, пер­вого воз­не­на­ви­дев, да извер­жется сам, и поста­ви­вый его, аще токмо не при­лу­чится, яко еретик постав­лен бе перве. Ибо от тех кре­ще­нии, некре­щени: и постав­ле­нии, не при­чет­ницы.

***

58. Епи­скоп, или пре­сви­тер, нера­дя­щий о причте и о людях, и не учащий их бла­го­че­стию, да будет отлу­чен. Если же оста­нется в сем нера­де­нии и лено­сти: да будет извер­жен.

Зонара. На всяком епи­скопе лежит непре­мен­ный долг под­чи­нен­ный ему народ учить дог­ма­там бла­го­че­стия и при­во­дить к правой вере и чест­ной жизни; ибо Бог через про­рока гово­рит пред­сто­я­те­лям наро­дов: если не воз­ве­стиши, ни согла­го­леши, без­за­кон­ник той в без­за­ко­нии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу (Иезек. 3,18). Итак, епи­скоп, не радя­щий об учении отлу­ча­ется. Если же и после того не пре­стает от нера­де­ния; то и извер­га­ется. Подобно сему и пре­сви­теры; ибо пра­вило тре­бует, чтобы и они были учи­тельны. И вели­кий Павел запо­ве­дует епи­скопу быть учи­тель­ным и трез­вен­ным (то есть: трез­вя­щимся и бодр­ству­ю­щим), а не лени­вым и небреж­ным. И самое имя епи­скопа побуж­дает его к бди­тель­но­сти; ибо он назван над­зи­ра­те­лем, а над­зи­ра­телю должно бодр­ство­вать, а не пре­да­ваться бес­печ­но­сти. Для сего епи­ско­пам и кафедра в алтарь постав­ля­ется на воз­вы­ше­нии. Это пока­зы­вает, каков он должен быть, и то, что он должен с высоты обни­мать взором народ ему под­чи­нен­ный и тща­тель­нее над­зи­рать за ним. И пре­сви­те­рам уста­нов­лено стоять там и сидеть вместе с епи­ско­пом, дабы и они с воз­вы­шен­ного места могли над­зи­рать за наро­дом и бла­го­устро­ять его, как сотруд­ники, данные епи­скопу. И 19‑е пра­вило трулль­ского собора гово­рит: «пред­сто­я­тели должны по вся дни, наи­паче же в дни Вос­крес­ные поучать весь клир и народ».

Ари­стен. Епи­скоп, не науча­ю­щий бла­го­че­стию, отлу­ча­ется, а пре­бы­ва­ю­щий невра­зум­лен­ным и после того извер­га­ется.

Епи­скоп должен учить бла­го­че­стию клир и народ. Если не радит о сем науче­нии, отлу­ча­ется; а если и по отлу­че­нии не испол­няет сего, то под­ле­жит и извер­же­нию.

Валь­са­мон. Епи­скоп­ское досто­ин­ство есть учи­тель­ное; и всякий епи­скоп должен учить народ дог­ма­там бла­го­че­стия и пра­ви­лам жизни пра­во­слав­ной. Ибо он постав­ля­ется над­зи­ра­те­лем для над­зи­ра­ния за наро­дом своим; отчего и назван епи­ско­пом. И пре­сви­теры должны быть тако­выми же потому, что и они сидят близ епи­ско­пов на высо­ких кафед­рах. Итак, епи­скоп и свя­щен­ник, не дела­ю­щий так, но небре­гу­щий о сем, отлу­ча­ется; а пре­бы­ва­ю­щий в нера­де­нии и извер­га­ется. Пре­сви­теры учат с доз­во­ле­ния епи­скопа, а не само­вольно.

Сла­вян­ская корм­чая. Епи­ско­пом и пре­сви­те­ром учити люди всегда, якоже и 19‑е пра­вило гла­го­лет 6‑го собора Все­лен­ского. 

Епи­скоп или пре­сви­тер не брегий о при­чет­ни­ках и о людях своих, и не нака­зая их на бла­го­ве­рие, да отлу­чится. Пре­бы­вая же в тако­вой лено­сти, да извер­жется.

Тол­ко­ва­ние. Без вся­кого извета должны суть епи­скопы учити люди   сущие под ними, бла­го­вер­ным пове­ле­нием, и на пра­во­ве­рие, и на чистое   житие настав­лять. Рече бо Бог про­ро­ком (Иезек. 33) к людей сих вла­ды­кам,   аще не научиши ни воз­гла­го­леши, умрет без­за­кон­ный в без­за­ко­нии своем,   и кровь его от руку твоею взыщу. Того ради и епи­скоп, небрег­ший людей своих учити, да отлу­чится. Аще же ни тако от небре­же­ния не отсту­пит, да извер­жется. Такоже и пре­сви­теры, учи­тель­ным бо быти и тем пове­ле­вает   пра­вило. И вели­кий Павел (1Тим. 283) учи­тельну и трезву епи­скопу   быти запо­ве­дает, сиречь трез­вя­щуся и бдящу, а не ослаб­ленну и лениву.   Ибо и имя епи­скоп­ское на трез­ве­ние  того воздви­зает. Епи­скоп бо холм   высок, нари­ца­ется, на нем же стража бывает. И аще кто на нем верху  стоя сте­ре­жет, и смот­рит семо и овамо, епи­скоп сей нари­ца­ется, еже ска­за­ется страж, или смот­ри­тель: да стра­жеви убо, и смот­ри­телю бдеть   подо­бает, а не лениться. Того ради епи­ско­пом внутрь алтаря пре­стол высоце водру­жен есть. И сия бо вещь являет, яко подо­бает им на сущия люди зрети с высоты, и смот­рити я, и стрещи испы­та­ние. И пре­сви­теры же стояти тамо с епи­ско­пом и сидети пове­лени быша, да и тии высо­кого ради седа­ния, воз­во­дятся на смот­ре­ние людей, и на стро­е­ние их, яко   помощ­ницы вдани суще от Бога епи­скопу. Се же и девя­тое наде­сять пра­вило  пове­ле­вает иже в Трулле полат­ном свя­того собора.

[Пра­вила пове­ле­вают испы­ты­вать в правой вере и бла­го­че­стии
прежде постав­ле­ния во епи­скопы:]

Зонара, Тол­ко­ва­ние на 80 пра­вило:

“Ибо прежде должно дать о себе дока­за­тель­ство, что и веру имеет здра­вую и по образу жизни без­уко­риз­нен; а это тре­бует вре­мени: ибо в корот­кое время невоз­можно это узнать. Постав­лять же учи­те­лем других того, кто сам еще не был испы­тан, — и неспра­вед­ливо, и нена­дежно. И второе пра­вило пер­вого все­лен­ского собора запре­щает это и пове­ле­вает под­вер­гать извер­же­нию того, кто так посту­пает.”

Валь­са­мон: “не должен быть допу­щен к пре­по­да­ва­нию учения (Хри­стова) еще не научен­ный таин­ству (веры). Итак, должно в тече­ние доста­точ­ного вре­мени испы­ты­вать его, и, если ока­жется достой­ным, руко­по­ла­гать.” 

***

Пра­вило 1 Свя­того Все­лен­ского Шестого собора:

“…Поста­нов­ляем, да вера всех в Церкви Божией про­сла­вив­шихся мужей, кото­рые были све­ти­лами в мире, содержа слово жизни, соблю­да­ется твер­дою, и да пре­бы­вает до скон­ча­ния века непо­ко­ле­би­мою, вкупе с бого­пре­дан­ными их писа­ни­ями и дог­ма­тами. Отме­таем и ана­фе­мат­ствуем всех, кото­рых они отме­тали и ана­фе­мат­ство­вали, яко врагов истины, вотще скре­же­тав­ших на Бога, и уси­ли­вав­шихся неправду на высоту воз­не­сти. Если же кто-либо из всех не содер­жит и не при­ем­лет выше­ре­чен­ных дог­ма­тов бла­го­че­стия, и не тако мыслит и про­по­ве­дует, но поку­ша­ется идти про­тиву оных: тот да будет ана­фема, по опре­де­ле­нию, прежде поста­нов­лен­ному пре­ду­по­мя­ну­тыми свя­тыми и бла­жен­ными отцами, и от сосло­вия Хри­сти­ан­ского, яко чуждый, да будет изклю­чен и извер­жен. Ибо мы сооб­разно с тем, что опре­де­лено прежде, совер­шенно решили, не при­ла­гать что-либо, не убав­лять, и не могли никоем обра­зом.”
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки