Экуменизм

***

Экумени́зм (от греч. οἰκουμένη (ойку­мене) — оби­та­е­мый мир) – широко рас­про­стра­нен­ное в совре­мен­ном мире поня­тие, име­ю­щее три смысла:

1. Обще­ние пра­во­слав­ных хри­стиан с пред­ста­ви­те­лями хри­сти­ан­ских и нехри­сти­ан­ских сооб­ществ. Такой эку­ме­низм – диалог между Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью и иными рели­ги­оз­ными общи­нами, направ­лен на коор­ди­на­цию миро­твор­че­ских дей­ствий в нехри­сти­ан­ском мире. Этот диалог не пред­по­ла­гает созда­ние некой единой орга­ни­за­ции или кор­рек­ти­ровку дог­ма­тов. 

2. Либе­раль­ное тече­ние с тен­ден­цией к объ­еди­не­нию раз­лич­ных кон­фес­си­о­наль­ных направ­ле­ний в рамках одной церкви. Подоб­ная форма эку­ме­низма отри­ца­ется Пра­во­сла­вием, поскольку искус­ствен­ное созда­ние «новой церкви» будет отри­ца­нием уже суще­ству­ю­щей, сохра­ня­ю­щей апо­столь­скую пре­ем­ствен­ность и непо­вре­жден­ное дог­ма­ти­че­ское учение, при­ве­дет к ума­ле­нию хри­сти­ан­ской духов­но­сти, ибо будет исхо­дить из пре­не­бре­же­ния бла­го­дат­ными дарами Церкви и всеми сокро­ви­щами свя­то­оте­че­ской муд­ро­сти. (см.: Нужен ли пра­во­слав­ному эку­ме­низм?).

3. Учение о воз­мож­ном объ­еди­не­нии всех рели­гий в некой новой (син­кре­тизм). Такое пони­ма­ние эку­ме­низма свой­ственно, напри­мер, неоязы­че­скому дви­же­нию нью эйдж. Оно явля­ется под­черк­нуто анти­хри­сти­ан­ским. Подобно прочим лже­уче­ниям оно кате­го­ри­че­ски отри­ца­ется Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью.

***

Если Гос­подь Иисус Хри­стос сказал, что где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них, то не сле­дует ли из этого, что для спа­се­ния чело­века нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы в том, к какой именно хри­сти­ан­ской дено­ми­на­ции он при­над­ле­жит, и вообще, явля­ется ли он членом какой-нибудь Церкви?

Говоря о при­сут­ствии среди собран­ных во имя Его, Спа­си­тель не рас­ши­рял смысл Своих слов до такого пони­ма­ния, согласно кото­рому любая соци­аль­ная группа, объ­явив­шая целью своего еди­не­ния испо­ве­да­ние имени Христа, авто­ма­ти­че­ски ста­но­вится местом осо­бого Божьего при­сут­ствия, Его Святой Цер­ко­вью, при­част­ни­ком Божьих бла­го­сло­ве­ний.

Про­блема заклю­ча­ется в том, что далеко не всякое испо­ве­да­ние Христа (учение о Христе) явля­ется бого­угод­ным, равно как и не всякая рели­ги­оз­ная дея­тель­ность, осу­ществ­ля­е­мая под личи­ной истин­ного хри­сти­ан­ства.

Исто­рия учит, что нередко вокруг имени Христа объ­еди­ня­лись даже и самые злост­ные ере­тики, такие, напри­мер, как еви­о­ниты, докеты, ариане, моно­фи­зиты, моно­фе­литы. Несмотря на то, что все они заяв­ляли о себе как об истинно веру­ю­щих хри­сти­а­нах, — пред­ста­ви­тели каждой подоб­ной общины делали это в раз­рыве с апо­столь­ским Пре­да­нием, каждый по-своему (см.: Цер­ковь без Пре­да­ния — Цер­ковь?) .

Нельзя забы­вать и о том, что именно под лозун­гом слу­же­ния Христу совер­ша­лись такие без­об­ра­зия как Кре­сто­вые походы, пре­сле­до­ва­ния, пытки, рас­правы, суды инкви­зи­ции).

Поучая о Церкви как о бого­угод­ном собра­нии веру­ю­щих, Гос­подь имел в виду не какие бы то ни было рели­ги­оз­ные общины вообще, а одну един­ствен­ную Истин­ную Цер­ковь. Именно об этой Церкви Свя­щен­ное Писа­ние сооб­щает как о столпе и утвер­жде­нии истины (1Тим.3:15), как о той, кото­рой над­ле­жит суще­ство­вать до конца времен и кото­рую не одо­леют врата ада (Мф.16:18). Это — Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

Идея о том, что любая хри­сти­ан­ская община, в том числе Пра­во­слав­ная Цер­ковь, содер­жит лишь часть истины, а пол­нота истины может усмат­ри­ваться лишь в сово­куп­но­сти всех этих общин, служит одним из глав­ных дово­дов, моти­ви­ру­ю­щих тех сто­рон­ни­ков эку­ме­низма, зада­чей кото­рых явля­ется обра­зо­ва­ние Новой Церкви на основе коопе­ра­ции раз­роз­нен­ных ныне «хри­сти­ан­ских» общин.

Но такая идея не только не нахо­дит оправ­да­ния в Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, а и прямо про­ти­во­ре­чит ему. Ведь если пред­ста­вить, что на сего­дняш­ний день Пра­во­слав­ная Цер­ковь вла­деет исти­ной веро­уче­ния лишь отча­сти, а отча­сти её учение не соот­вет­ствует истине, значит теперь она — не столп и утвер­жде­ние истины, значит врата ада всё же её одо­лели.

***

Не един­ство, а истина, согласно опыту и убеж­де­нию Пра­во­сла­вия, должна стать глав­ной целью эку­ме­ни­че­ского дви­же­ния; един­ство явля­ется, согласно этому опыту, ничем иным, как есте­ствен­ным след­ствием истины, её плодом и бла­го­сло­ве­нием.
про­то­и­е­рей Алек­сандр Шмеман

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки