- Участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении
- Существует ли ересь экуменизма? Не впали ли в нее Поместные Православные Церкви, которые одобряют общение и сотрудничество с инославными?
- Действительно ли Архиерейский Собор РПЦЗ (1983) осудил ересь экуменизма?
- Если Господь Иисус Христос сказал, что где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них, то не следует ли из этого, что для спасения человека нет принципиальной разницы в том, к какой именно христианской деноминации он принадлежит, и вообще, является ли он членом какой-нибудь Церкви?
- Цитаты об экуменизме
Экумени́зм (от греч. οἰκουμένη (ойкумене) – обитаемый мир) – широко распространенное в современном мире понятие, обозначающее:
1) особое движение направленное на развитие общения христианских церквей, на развитие межхристианского диалога;
2) особое движение, направленное как на развитие общения христианских церквей, так и на развитие общения христианских Церквей с нехристианскими религиозными общинами;
3) движение, направленное на сближение христианских церквей, имеющее целью создание единой христианской суперцеркви.
Цели участия Вселенской Православной Церкви в экуменическом движении не подразумевает возможность трансформации православного вероучения ради формального сближения с другими христианскими Церквями. Возможность объединения православных с представителями других христианских конфессий допускается в случае принятия ими Православия и вступления в лоно Православной Церкви. В числе целей участия Православной Церкви в экуменическом движении: миссионерство, а также решение различных миротворческих и гуманитарных задач. (см.: Нужен ли православному экуменизм?).
Участие Русской Православной Церкви в экуменическом движении
Экуменическое движение зародилось в начале XX века в протестантской среде. Начало было положено Всемирной миссионерской конференцией (Эдинбург, 1910), в которой решающую роль сыграли представители протестантских конфессий. В итоге был создан Международный миссионерский совет (1921), а также общественные организации, ориентированные на работу в христианской среде: «Жизнь и деятельность» (1925), «Вера и порядок» (1927).На Амстердамской ассамблее 1948 года был создан руководящий орган всего экуменического движения – Всемирный совет церквей (ВСЦ), куда вошли представители многих протестантских деноминаций и ряда Поместных Православных Церквей (штаб-квартира находится в Женеве).
Одной из ключевых идей для протестантского экуменизма была мысль о том, что ни одна из существующих конфессий не может претендовать на то, чтобы в полном смысле именоваться «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью». Все же они суть не что иное, как деноминации, возникшие в результате вызванного человеческими недостатками разделения некогда единого христианства (в основе лежит так называемая «теория ветвей»). Вопросы, касающиеся природы единства христиан и значимости разделений, вызывали различные мнения среди представителей разных конфессий. Тем не менее, в большинстве случаев «экуменическая экклезиология» сводилась к тому, что единство среди христиан является данностью. Поскольку все христиане веруют в Христа, они, соответственно, едины в Нем.
Экуменическая задача заключалась в выражении и подчеркивании этого онтологического единства, которое стало затуманиваться и ослабевать на протяжении истории, а также в восстановлении нарушенных связей между христианами. В практическом смысле, восстановление единства предусматривало межденоминационные соглашения.
Существовало мнение, что «догма разъединяет, а жизнь объединяет», поэтому для сближения конфессий предлагалось: а) стремиться к достижению доктринального консенсуса по вопросам, разделяющим конфессии, что подразумевало взаимные уступки, при этом отличия рассматривались как второстепенные; б) не дожидаясь консенсуса, работать вместе в практических делах, таких как миссия и служение нуждающимся; в) стремиться к взаимному церковному общению через совместные молитвы и приглашения на богослужения. Всемирный Совет Церквей рассматривался как яркий символ христианского единства и инструмент координации межконфессионального сближения.
О принципах отношения Православной Церкви к «экуменическому единству» и его институциональным формам писал свщмч. Иларион (Троицкий) в своем ответе одному из лидеров экуменического движения и инициатору создания Всемирного Совета Церквей Роберту Гардинеру. В заключение своего письма святой Иларион, сосредоточив внимание на жесткой критике «экуменической экклезиологии», с которой, по всей видимости, был согласен Гардинер, писал следующее: «Не думайте, что мое решительно несогласие с Вашим понятием о единстве Церкви есть осуждение самой идеи всемирной конференции христианства (прообраз ВСЦ – прим. ред.). Нет, я уже сказал о своем полном молитвенном благожелании проектируемой конференции. Но я твердо убежден, что было бы громадным шагом на пути единения, если бы конференция утвердила бы прежде всего истину единства Церкви и не считала бы все современные христианские вероисповедания и секты, взятые вместе, за единую Христову Церковь, потерявшую лишь видимое единство».
Отношение Русской Православной Церкви к Всемирному Совету Церквей было сложным. В то время как она стремилась выполнить свой долг свидетельства, она также осознавала потенциальные угрозы, связанные с преобладанием протестантских взглядов в рамках Совета. В 1948 году Русская Православная Церковь, вместе с рядом других Поместных Православных Церквей, отклонила предложение о вступлении во Всемирный Совет Церквей.
Наиболее болезненным вопросом для православного самосознания стало понимание членства в этом Совете. Существование Православных Церквей как полноправных членов наряду с другими «церквями» вызывало опасения по поводу интерпретации ВСЦ как более универсальной структуры, чем Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которую исповедует Православие. Ответом на конструктивную критику православных стало принятие «Торонтской декларации», которая обеспечила православным право ясно свидетельствовать о своей экклезиологии и природe разделения в христианстве, а также отказ от требования «паритета» и признания в качестве церквей различных деноминаций и утверждавшей экклезиологическую нейтральность ВСЦ (Совет не рассматривается как «сверх-церковь» и никоим образом не стремится к ее созданию).
Положительная трансформация ВСЦ привела к активным усилиям по изменению его одностороннего про-западного курса и стремлению к более сбалансированному и объективному отношению между Западом и Востоком. В богословском контексте Всемирный Совет Церквей начал уделять больше внимания вопросам «Веры и Церковного Устройства», особенно в разработке нового базиса и более четкому формулированию понятия единства Церкви, как в вере, так и в основах канонического устройства. Эта внутренняя эволюция двигалась в сторону усиления элементов кафоличности и церковности.
В июле 1961 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей. Оно произошло в декабре 1961 года, на III Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. О том, что изменение позиции Русской Православной Церкви в связи с экуменическим движением было вызвано положительными изменениями внутри этого движения, и о том, что вступление Русской Церкви в ВСЦ продиктовано соображениями православного свидетельства, говорил в 1961 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Православные участники в заявлении III Ассамблее ВСЦ сформулировали критическое отношение православных к доминирующему в протестантском мире представлению о методах христианского воссоединения, что стало ярким примером принципиального православного свидетельства инославным членам ВСЦ.
В частности, заявлялось, что «Православная Церковь не одна из многих конфессий, для православных Православная Церковь ― это Церковь. Православная Церковь отождествляет свою внутреннюю структуру и свое учение с апостольским посланием (керигма) и с традицией древней неразделенной Церкви. Она находится в не нарушенном и постоянном преемстве таинственного служения, таинственной жизни и веры. Для православных апостольское преемство епископата и Таинство священнослужения существенно важны и учредительны, и поэтому суть обязательные элементы самого существования Церкви. Православная Церковь по ее внутреннему убеждению и знанию имеет особое и исключительное место в разделенном христианском мире, как носитель и свидетель традиции древней неразделенной Церкви, из которой происходят все существующие деноминации путем сокращения и отделения… Цель экуменического усилия по православному разумению заключается в восстановлении христианского ума, апостольского Предания, полноты христианского видения и веры в согласии со всеми веками».
С начала 1970-х годов Русская Церковь заняла более сдержанную позицию по отношению к экуменическому движению, что было вызвано рядом причин, включая новшества в протестантских течениях (женское священство и т. д.). Православные в ВСЦ находятся в меньшинстве по сравнению с протестантским большинством, и православное свидетельство сталкивается здесь со значительными трудностями.
Оптимизм раннего периода экуменического движения, который был связан с надеждой на быстрое и значительное сближение с инославными, оказался преждевременным – различия оказались очень глубокими и задача построения нового языка оказалась крайне трудной. Но, несмотря на эти трудности, годы упорной работы принесли свои плоды. Результатами православного свидетельства в ВСЦ являются новый Базис ВСЦ; Заявление в Нью-Дели о единстве и Торонтская декларация; Лимские документы ВСЦ о Крещении, Евхаристии и Священстве. Очевидным успехом для православного свидетельства в ВСЦ является Всемирная Конференция «Вера и Церковное Устройство» в 1993 году в Сантьяго (Испания) с ее решениями о необходимости сосредоточиться на вопросах экклезиологии, исповедания апостольской веры, на обязательности для всех Никео-Цареградского Символа веры (без вставки filioque), на единстве в понимании Апостольского Предания и апостольского преемства, на вопросах об авторитете Церкви, первенстве в служении единству, на необходимости осуждения прозелитизма.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года рассмотрел ситуацию с членством РПЦ во Всемирном Совете Церквей и вопрос о связанных с этим проблемах в связи с усилением негативных тенденций в Совете. Для разрешения вопроса об участии или неучастии Русской Церкви в ВСЦ Собор принял решение провести всеправославное обсуждение этой проблемы.
По инициативе Русской и Сербской Православных Церквей в Салониках (29.04–2.05.1998) состоялось Всеправославное Совещание, на котором было высказано суждение о том, что существующая структура ВСЦ неприемлема для православных. Утверждалось, что православное участие в Совете возможно лишь при условии «радикальной реформы» организации. При этом, как говорится в итоговом документе,делегаты единогласно осудили те группы раскольников, а также определенные экстремистские группы внутри Поместных Православных Церквей, которые используют тему экуменизма для критики церковного руководства и подрыва его авторитета, тем самым пытаясь вызвать разногласия и расколы в Церкви.
В поддержку своей несправедливой критики они используют ложные материалы и дезинформацию. Делегаты также подчеркнули, что православное участие в экуменическом движении всегда основывалось и основывается на Православном Предании, на решениях Священных Синодов Поместных Православных Церквей и всеправославных встреч».
В результате на VIII Ассамблее ВСЦ была инициирована организация Специальной комиссии по вопросам взаимодействия с православными. Мандат этой комиссии включает анализ полного спектра вопросов, связанных с участием православных в ВСЦ, а также предложение вариантов возможных изменений Совета. В соответствии с решением совещания в Салониках Русская Церковь согласилась участвовать в делах ВСЦ с «ограниченным мандатом» на время работы комиссии. Таким образом, этот период в отношениях Русской Церкви и ВСЦ, когда обсуждаются новые модели и пути трансформации Совета, можно считать переходным. Православные, требуя «реформирования» ВСЦ, настаивают на том, чтобы в ВСЦ была возможность полновесного православного свидетельства об истине Церкви и принципах единства.
Существует ли ересь экуменизма? Не впали ли в нее Поместные Православные Церкви, которые одобряют общение и сотрудничество с инославными?
Любая ересь – это заблуждение относительно истин догматического характера, конкретное искажение конкретной истины православной веры. Очевидно, что догматических искажений (признание равенства конфессий и объединение всех в одну церковь в ущерб православному вероучению), в официальных документах Поместных Православных Церквей, нет. Поэтому тяжкое обвинение в ереси является либо неграмотным смешением понятий, либо сознательной клеветой в адрес Церкви. Случается, что в ереси, касающиеся тех или иных форм понимания экуменизма, уклоняются отдельные лица, отождествляющие себя с Православною Церковью.
Единственным, известным нам святым, который употреблял словосочетание «ересь экуменизма» был прп. Иустин (Попович). При этом собственно ересь для него заключалась в так называемой «теории ветвей» (утверждение нормальности существования христианства в виде отдельных «ветвей», осуждена Архиерейским Собором Русской Церкви в 2000 году).
Действительно ли Архиерейский Собор РПЦЗ (1983) осудил ересь экуменизма?
В интернете широко распространен текст анафематизма, приписываемый Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, в котором осуждается «ересь экуменизма». Однако существуют свидетельства о том, что Собор никогда не принимал этот текст. Покойный первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал) говорил: «Текст анафемы был составлен в Свято-Преображенском монастыре и представлен еп. Григорию [Граббе] с предложением включить его в Чин Православия. Текст анафемы был... доставлен на Архиерейский Собор для обсуждения... не все были удовлетворены словами текста, составленного Свято-Преображенским монастырем. Некоторые епископы поняли, что текст анафемы не будет официально принят до тех пор, пока их возражения не будут рассмотрены. Епископ Григорий, бывший тогда секретарем Синода, решил, что текст анафемы был принят и опубликовал его в нашем церковном журнале. Результатом этого стало то, что ряд епископов отказался внести анафему в Чин Православия».
Архиерейский Собор РПЦЗ 1998 года действительно постановил «подтвердить анафематствование экуменизма». Однако, несмотря на этот факт, нужно признать, что Собор не обладал полномочиями принимать подобные анафематизмы. Это впоследствии признавали и архиереи, участвовавшие в этом Соборе. В своем официальном разъяснении архиепископ Антоний (Бартошевич) говорил: «Право осуждения ложных учений и предания еретиков анафеме во вселенском значении принадлежит Всеправославным, Вселенским Соборам...
Но т. к. на территории каждой поместной православной Церкви, в наше время их четырнадцать, могут возникать и теперь ложные учения, смущающие паству, то долг Епископата данной Церкви соборно утвердить факт о том, что такое-то учение противоречит истине Христовой... Власть судить и право учительства Епископата одной из поместных православных Церквей распространяется исключительно на вверенную ему паству, на верующих его Церкви. Каждая из 14-ти Церквей, в лице своего Епископата и пастырей должна блюсти порядок в своих границах, не имея никакого права вмешиваться в жизнь других Церквей и тем более выносить официальное соборное решение о пастырях и пастве их. Итак, согласно канонам, Епископат Русской Зарубежной Церкви, видя, что некоторые из его паствы чрезмерно увлекаются современным экуменизмом и, считая его ересью, ниспровергающей догмат о “Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви”, нашел нужным предупредить паству об опасности».
Впоследствии он написал в письме протоиерею Игорю Дулгову от 4-го февраля 1987 года: «Строго сохраняя границы автокефальных Церквей, Архиерейский Собор может анафематствовать исключительно и только лиц принадлежащих его Церкви. Поэтому анафема провозглашенная нашим Архиерейским Собором была ошибкой и недоразумением. Нашему Архиерейскому Собору далеко до Вселенского и анафема вышедшая, якобы, из наших уст, значения для всей Церкви не имеет. Само слово провозглашение (анафемы) тоже неуместно и звучит безграмотно. Провозглашать можно кому-нибудь, определенному лицу или группе лиц, но таковые нашим Собором указаны не были, поэтому фактически и не было никакого провозглашения анафемы. Мы сами себя (слава Богу, не все), с этой анафемой посадили в лужу, оскандалились. Но писать об этом открыто, было невозможно. Поэтому моим объяснением анафемы, я постарался свести ее ошибку на нет. Надо было сохранить лицо нашей Церкви. Браться же за анафему не по нашим силам, что мы и сами доказали, пустив анафему по ветру. Этим смутили тех, которые отнесли её к патриарху Афинагору, не понимая, что на такой акт мы не имеем никакого права».
Если Господь Иисус Христос сказал, что где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди них, то не следует ли из этого, что для спасения человека нет принципиальной разницы в том, к какой именно христианской деноминации он принадлежит, и вообще, является ли он членом какой-нибудь Церкви?
Говоря о присутствии среди собранных во имя Его, Спаситель не расширял смысл Своих слов до такого понимания, согласно которому любая социальная группа, объявившая целью своего единения исповедание имени Христа, автоматически становится местом особого Божьего присутствия, Его Святой Церковью, причастником Божьих благословений.
Проблема заключается в том, что далеко не всякое исповедание Христа (учение о Христе) является богоугодным, равно как и не всякая религиозная деятельность, осуществляемая под личиной истинного христианства.
История учит, что нередко вокруг имени Христа объединялись даже и самые злостные еретики, такие, например, как евиониты, докеты, ариане, монофизиты, монофелиты. Несмотря на то, что все они заявляли о себе как об истинно верующих христианах, – представители каждой подобной общины делали это в разрыве с апостольским Преданием, каждый по-своему (см.: Церковь без Предания – Церковь?).
Поучая о Церкви как о богоугодном собрании верующих, Господь имел в виду не какие бы то ни было религиозные общины вообще, а одну единственную Истинную Церковь. Именно об этой Церкви Священное Писание сообщает как о столпе и утверждении истины (1Тим.3:15), как о той, которой надлежит существовать до конца времен и которую не одолеют врата ада (Мф.16:18). Это – Православная Церковь.
Идея о том, что любая христианская община, в том числе Православная Церковь, содержит лишь часть истины, а полнота истины может усматриваться лишь в совокупности всех этих общин, служит одним из главных доводов, мотивирующих тех сторонников экуменизма, задачей которых является образование Новой Церкви на основе кооперации разрозненных ныне «христианских» общин.
Но такая идея не только не находит оправдания в Божественном Откровении, а и прямо противоречит ему. Ведь если представить, что на сегодняшний день Православная Церковь владеет истиной вероучения лишь отчасти, а отчасти её учение не соответствует истине, значит теперь она – не столп и утверждение истины, значит врата ада всё же её одолели.
Цитаты об экуменизме
«Не единство, а истина, согласно опыту и убеждению Православия, должна стать главной целью экуменического движения; единство является, согласно этому опыту, ничем иным, как естественным следствием истины, её плодом и благословением».
протоиерей Александр Шмеман
Литература по теме
- «Христианский» и нехристианский экуменизм иером. Серафим (Роуз)
- Православная Церковь и экуменизм прп. Иустин (Попович)
- О целомудрии в вере свящ. Олег Стеняев
- Хитросплетенный экуменизм католицизма А.И. Солодков
- Почему православному христианину нельзя быть экуменистом архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев)
- Экуменическое движение и Русская Православная Церковь прот. Григорий Разумовский
- Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» свт. Серафим (Соболев)
- Апостольские и соборные правила (против экуменизма)
- Экуменизм как явление современности М.В. Легеев
- Вызов экуменизма диак. Андрей
- Богословские основы православного понимания экуменизма прот. Ливерий Воронов
- Две крайности: экуменизм и зилотство архим. Епифаний (Феодоропулос)
- Экуменизм Экуменическое движение (литература по теме)
- Русская Зарубежная Церковь и экуменизм А.А. Кострюков
- Экуменическое движение и Православная Церковь митр. Стефан (Шоков)
- Экуменическое движение и Православная Церковь прот. И. Коман
- Про экуменизм, раскольников и святых свящ. Георгий Максимов
- О мировой религии свящ. Георгий Максимов
Комментировать