Катехизис

Литература по теме

Катехи́зис (греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis – устное поучение, наставление) — краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять Крещение; руководство, содержащее основные положения христианского вероучения; жанр христианской вероучительной литературы.

katehizis - Катехизис

В раннем христианстве катехизисом называли устное наставление тем, кто готовился принять Крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Таким образом, «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства.

В современном понимании катехизис можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в такой форме, которая не должна вызывать недоумений или неоднозначных толкований. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека.

В этой традиционной для нас форме катехизис впервые сформировался на Западе. Первой книгой, получившей название «Катехизис», стал труд Андреаса Альтхамера, составленный в форме вопросов и ответов в начале XVI века.

Однако еще в раннехристианскую эпоху свт. Кириллу Иерусалимскому, свт. Иоанну Златоусту, блж. Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений или гомилий (омилий), послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять Крещение необходимо было получить представление о смысле церковных Таинств, а также ознакомиться с Символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с молитвой Господней («Отче наш») как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В раннем христианстве жанровая форма катехизиса, как и его содержание, была достаточно свободной — необязательно вопрос-ответ. Да и в эпоху Средневековья в Западной Церкви были созданы многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, далекие от жанрового своеобразия современных катехизисов.

В современном терминологическом значении катехизис (как догматически точное изложение основ веры в вопросах и ответах) появился в Западной Европе в эпоху Реформации.

В русской церковной традиции подготовка к крещению называлась «оглашением», а те, кто проходил такую подготовку, именовались «оглашенными». Было также слово «оглашенник», которым обозначалась книга поучений для готовящихся принять христианство, и выражение «оглашенные словеса», то есть поучения для оглашенных. Вплоть до XVII столетия на Руси перечисления основных категорий христианства вместе с Символом веры и катехизисом, как правило, помещались в букварях, толковых молитвенниках и других учебно-богослужебных сборниках или сводах.

Первый православный катехизис у восточных славян разработал учитель Львовской братской школы Лаврентий Зизаний. Однако из-за плохого перевода на славянский его катехизис оказался во многом не точен. В итоге тираж был конфискован и почти полностью уничтожен. С именем Лаврентия Зизания и его брата Стефана исследователи связывают еще несколько, к сожалению, не сохранившихся катехизисов конца XVI — первой трети XVII века.

После Зизания у Русской Церкви вплоть до XX века было два официальных православных катехизиса. Первый — это «Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» знаменитого ректора Киевской академии, киевского митрополита Петра Могилы, и второй — «Катехизис пространный христианский» московского митрополита Филарета (Дроздова). Эти катехизисы в основном удерживают традиционную схему: разъяснение молитвы Господней, Символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств.

В течение почти трех веков истории русской богословской науки в Русской Церкви использовался катехизис Московского святителя Филарета (Дроздова). Еще в первой трети XIX века он был рекомендован к использованию Святейшим синодом. Именно этот катехизис, щедро переиздаваемый православными книгоиздателями, зачастую становится первым «справочником» в области православного богословия для многих неофитов.

В XX веке появилось большое количество авторских катехизисов: митр. Антония (Храповицкого), еп. Александра (Семенова-Тян-Шанского), свт. Николая Сербского и др.

Цитаты о катехизисе

«Кто принимает катехизическое учение, тот принимает не что-либо противное свидетельству Духа, а то же самое, что свидетельствует Дух. Его чтить надо, как свидетельство Духа. Сказать: не могу предпочесть авторитета Катехизиса свидетельству Духа,— можно только в таком случае, если Катехизис не выражает сущности свидетельства Духа. Но быть таким Катехизису — вещь невозможная. Ибо он выражает учение Церкви живой, а учение Церкви живой есть выражение вещаний Духа. Сказать так есть то же, что сказать: Церковь потеряла истину. Но тогда и простись с истиною. Если нет ее в Церкви, то никогда уже ее не ищи. Не найдешь».
свт. Феофан Затворник

«Катехизис — это книга, содержащая в сжатой форме квинтэссенцию христианства, притом в форме, не вызывающей недоумений и перетолкований. Ясно, что составить такую книгу непросто — слишком многим требованиям она должна удовлетворять. В Русской Православной Церкви такие Катехизисы составлялись и издавались не раз, последнее такое издание было осуществлено при непосредственном участии митрополита (ныне святителя) Филарета (Дроздова). Текст первой трети XIX века, содержит две редакции — пространную и краткую.
Этот текст был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Конечно, с тех пор прошло много времени и многое в том Катехизисе устарело: несколько устарел язык, да и история России внесла некоторые коррективы в состояние общества. Например, упразднена монархия, не практикуются дуэли и т.п. По этим причинам в настоящее время в России имеют хождение несколько катехизисов, претендующих на большую современность сравнительно с Филаретовским. Но, во-первых, эти новые катехизисы никем не утверждены, во-вторых, никем не было отменено решение Синода, узаконившего Катехизис святителя Филарета, в‑третьих — ясно, что Катехизис как Символическая книга должен быть в Церкви, заботящейся о своем единстве, один.
Все это говорит о том, что проблема современного Катехизиса давно назрела. По-видимому, ее решением, т.е. составлением Катехизиса на языке, приближенном к современным литературным нормам, где цитаты из Священного Писания давались бы по русскому синодальному переводу, где были бы убраны исторические анахронизмы, — должна заняться специально созданная Комиссия. Ясно, что дело это не одного дня, а пока что было бы полезно подтвердить, что каноническим является на настоящее время все-таки Катехизис митрополита Филарета».
протоиерей Владимир Силовьев

Катехизисы:

О катехизисах:

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки