Апостолы Петр и Павел

Эль Греко (1541-1614)
Апостолы Петр и Павел

Сюжет

На картине представлены два особо почитаемых в христианстве апостола: Петр и Павел, получившие наименование «первоверховных». Данный сюжет имел важное значение для Эль Греко: известно несколько полотен с изображением Петра и Павла авторства этого художника.

Описание

Апостолы представлены стоящими рядом друг с другом. Св. Павел сосредоточен. Его левая рука опирается и одновременно указывает на книгу, вероятно, Писание. Оно выделено светом. Его взгляд – взгляд глубокого мыслителя. Характеру Павла, ревностного христианина, пламенеющего любовью к Богу, ко Христу, соответствует красный цвет его облачения – плаща. Петр изображен на картине в состоянии умиротворенного покоя. В его левой руке – ключ, символ власти «вязать и разрешать» (Мф.16:19). Заметим, что в рамках христианского иконописного искусства Петр нередко изображается с ключами. Взгляды апостолов направлены в одну сторону, что, помимо прочих деталей изображения, располагает зрителя воспринимать их как единое целое.

История

В творчестве Эль Греко существует три картины с аналогичным сюжетом:

  • самый ранний вариант находится в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге;
  • другой – в собрания Национального музея искусства Каталонии;
  • и последний – в собрании Национального музея Швеции в Стокгольме.

Уроженец Крита, Эль Греко (1541-1614) относится к испанской школе живописи. Узнаваемый стиль художника-маньериста отличают ослепительные вспышки света, подчеркивающие фактуру ткани и ее складки, удлиненные пропорции фигур, преувеличенная экспрессия поз и движений, драматическая острота образов, нервная линеарность рисунка, колористические диссонансы. Картина примыкает к так называемому циклу «апостоладос», т. е. изображений Христа и двенадцати апостолов, создававшихся по заказам церковных иерархов и призванных украшать алтари, интерьеры соборов, госпиталей и т. д. Один из циклов апостоладос (1602-1605), украшающий собор в Толедо, бесспорно принадлежит кисти самого мастера, в некоторых поздних работах ему, возможно, помогала мастерская. Эрмитажная картина не единственное двойное изображение апостолов Петра и Павла, существует стокгольмский вариант; картина на аналогичный сюжет есть и в каталонском музее изобразительных искусств в Барселоне, известен ряд реплик.

Критика

О. Павел Флоренский говорит о том, что Эль Греко не случайно использует приемы картины и иконы одновременно. Перед нами влияние сочинения блж. Августина «О Граде Божием», где противопоставляются Два Града – Град земной (картина) и Град Небесный (икона): «Но и пользование двумя пространствами зараз, перспективным и неперспективным, встречается тоже… Этот приём составляет характерную особенность Доменико Теотокопуло… Его произведения явно распадаются – каждое на несколько, не менее двух пространств, причём пространство духовной реальности определённо не смешивается с пространством реальности чувственной. Это-то и придаёт картинам Эль Греко особую убедительность».

Рекомендуемая литература

Комментировать