Тест: Апостол Петр

Пер­во­на­чаль­ное имя свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ – Шимон). Имя Петр (Petrus, от греч. πέτρος – камень) воз­ник­ло от про­зви­ща Кифа (арам. כאפא – камень), кото­рое апо­сто­лу дал Спаситель.

Апо­стол Петр был сыном рыба­ка Ионы из Виф­са­и­ды гали­лей­ской и бра­том апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го, кото­рый и при­вел его ко Хри­сту. Свя­той Петр имел дом в Капер­на­у­ме и был женат – в Еван­ге­лии рас­ска­зы­ва­ет­ся об исце­ле­нии Иису­сом Хри­стом тещи апо­сто­ла. При­зван­ный Спа­си­те­лем за рыб­ной лов­лей на Ген­ни­са­рет­ском озе­ре, он все­гда выра­жал осо­бен­ную пре­дан­ность и реши­тель­ность, за что и удо­сто­ен был осо­бен­но­го при­бли­же­ния к Гос­по­ду вме­сте с апо­сто­ла­ми Иако­вом и Иоан­ном Богословом.

Одна­жды Иисус Хри­стос, про­хо­дя по бере­гу озе­ра Гали­лей­ско­го, уви­дел две лод­ки, при­ча­лен­ные к бере­гу, а рыба­ки на бере­гу вымы­ва­ли сети. Меж­ду эти­ми рыба­ка­ми был и Симон-Петр с бра­том. Вой­дя в лод­ку Пет­ра, Хри­стос про­сил его отплыть немно­го от бере­га. Сидя в лод­ке, Он учил народ, собрав­ший­ся око­ло озе­ра. Окон­чив про­по­ведь, Гос­подь обра­тил­ся к Пет­ру. «Отплы­ви на глу­би­ну, – ска­зал Он ему, – и закинь­те сети свои для лова». – «Учи­тель, – отве­чал Петр, – мы тру­ди­лись всю ночь и ниче­го не пой­ма­ли, но по сло­ву Тво­е­му заки­ну». Тот­час сети были заки­ну­ты, и было пой­ма­но такое мно­же­ство рыбы, что даже сеть про­ры­ва­лась. Дав знак това­ри­щам на дру­гой лод­ке, что­бы при­шли на помощь, с ними едва выта­щи­ли улов. Рыбы было такое необык­но­вен­ное мно­же­ство, что, напол­нен­ные ею, обе лод­ки нача­ли тонуть. Петр не мог удер­жать чувств, вол­но­вав­ших его серд­це. Чув­ство сво­е­го недо­сто­ин­ства было так в нем вели­ко, что он совер­шен­но не мог понять, чего хочет Гос­подь от него, чело­ве­ка про­сто­го. «Вый­ди от меня, Гос­по­ди, пото­му что я – чело­век греш­ный», – пав на коле­ни, вос­клик­нул он. Но Гос­подь успо­ко­ил его и ска­зал: «Не бой­ся; отныне будешь ловить чело­ве­ков» (Лк.5:1–11; Мк.1:16–2; Мф.4:18–22). Это было и пове­ле­ние и обе­ща­ние. Тогда обе лод­ки были выта­ще­ны на берег, и Петр с Андре­ем, оста­вив все, после­до­ва­ли за Христом.

Он пер­вый реши­тель­но испо­ве­дал Гос­по­да Иису­са Хри­ста Мес­си­ей, за что удо­сто­ил­ся наиме­но­ва­ния Камень (Кифа): «При­дя же в стра­ны Кеса­рии Филип­по­вой, Иисус спра­ши­вал уче­ни­ков Сво­их: за кого люди почи­та­ют Меня, Сына Чело­ве­че­ско­го? Они ска­за­ли: одни за Иоан­на Кре­сти­те­ля, дру­гие за Илию, а иные за Иере­мию, или за одно­го из про­ро­ков. Он гово­рит им: а вы за кого почи­та­е­те Меня? Симон же Петр, отве­чая, ска­зал: Ты – Хри­стос, Сын Бога жива­го». (Мф.16:13–16). Гос­подь отве­тил Пет­ру: «Я гово­рю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее; и дам тебе клю­чи Цар­ства Небес­но­го: и что свя­жешь на зем­ле, то будет свя­за­но на небе­сах, и что раз­ре­шишь на зем­ле, то будет раз­ре­ше­но на небе­сах» (Мф.16:18–19).

Свт. Иоанн Зла­то­уст ком­мен­ти­ру­ет эти сло­ва Хри­ста так: «Не ска­зал: «на Пет­ре», пото­му что он создал Свою Цер­ковь не на чело­ве­ке, но на вере. Что же это была за вера? «Ты – Хри­стос, Сын Бога Живо­го» (Мф.16:16). Цер­ковь назвал ска­лой, под­вер­га­ю­ще­ю­ся дей­ствию волн, но не колеб­лю­ще­ю­ся. Цер­ковь испы­ты­ва­ет иску­ше­ние, но не побеж­да­ет­ся ими. Итак, что зна­чит: «на камне»? Испо­ве­да­ние состо­ит в сло­вах. Ведь ты не кам­ни бро­са­ешь? Не дере­во? Не желе­зо? «Нет, – гово­ришь, – здесь речь не о тако­го рода зда­нии, кото­рое, из чего бы оно ни состо­я­ло, под­ле­жит раз­ру­ше­нию от руки вре­ме­ни». Испо­ве­да­ние же не могут пре­одо­леть и демо­ны. Об этом сви­де­тель­ству­ют муче­ни­ки, кото­рые не поте­ря­ли сво­ей веры, хотя их реб­ра скоб­ли­лись меча­ми. О, неви­дан­ные и чудес­ные дела! Сте­на под­ка­пы­ва­ет­ся – и, одна­ко, сокро­ви­ще не похи­ща­ет­ся. Тело исто­ща­ет­ся – и, одна­ко, вера не умерщ­вля­ет­ся. Тако­во могу­ще­ство муче­ни­ков. «На сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее». Обра­ти­те вни­ма­ние на точ­ный смысл слов: «вра­та ада не одо­ле­ют ее». «Поче­му же, – гово­рят, – Он не пре­пят­ству­ет иску­ше­ни­ям напа­дать на Цер­ковь?» – «Да, не пре­пят­ствую, но не для того ли, что­бы пока­зать Свою силу?» Если б никто не обна­ру­жи­вал в отно­ше­нии к Церк­ви непри­яз­нен­ных дей­ствий, то мог­ли бы ска­зать: «если бы она под­вер­га­лась вра­же­ским напа­де­ни­ем, то была бы побеж­да­е­ма». Поэто­му-то Он и доз­во­ля­ет вра­гам делать на нее напа­де­ние, что­бы побе­да дости­га­лась ею не при пол­ном отсут­ствии ее непри­я­те­лей. И не ска­зал: «вра­та ада не напа­дут на нее», но: «не одо­ле­ют ее». Она будет под­вер­гать­ся вра­же­ским напа­де­ни­ям, но не будет побеж­де­на. Цер­ковь носит­ся бурей по вол­нам, но не уто­па­ет; обу­ре­ва­ет­ся, но не скры­ва­ет­ся под водой; в нее попа­да­ют стре­лы, но не при­чи­ня­ют ей ран; про­тив нее дей­ству­ют осад­ные ору­дия, но баш­ня оста­ет­ся непо­ко­ле­би­мой. Но зачем мне гово­рить о Церк­ви? Рыбарь про­из­нес одно толь­ко сло­во – и оно сто­ит, как непо­ко­ле­би­мая баш­ня. Сколь­ко тира­нов дела­ли попыт­ку лишить это сло­во всей его силы, но не успе­ли в сво­их наме­ре­ни­ях, пото­му что оно осно­ва­но «на камне». Вник­ни в дело! Тира­ны, цари, диа­де­мы, изощ­рен­ные мечи, зубы диких зве­рей, ужа­сы угро­жа­ю­щей смер­ти, рас­ка­лен­ные решет­ки, огнен­ные печи! И хотя диа­вол опу­сто­шил свой кол­чан, но Церк­ви вре­да не при­нес. Поче­му? «Вра­та адо­ва не одо­ле­ют ее».

Но горяч­ность чув­ства ино­гда увле­ка­ла Пет­ра за пре­де­лы долж­но­го, так что даже Гос­подь порой упре­кал его за это. Вот при­мер. Гос­подь откры­вал уче­ни­кам Сво­им, что Ему долж­но идти в Иеру­са­лим и мно­го постра­дать от ста­рей­шин, пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков, быть уби­тым и в тре­тий день вос­крес­нуть. Пла­мен­но любя­щий Хри­ста Петр и мыс­ли не мог допу­стить, что Хри­стос сколь­ко-нибудь постра­да­ет. От пре­из­быт­ка люб­ви к Гос­по­ду он не хотел, что­бы что-нибудь подоб­ное слу­чи­лось. Ото­звав Хри­ста, он начал пре­ко­сло­вить Ему, гово­ря: «Сохра­ни Бог! Это­го не будет с Тобою, Гос­по­ди!» Со стро­гим упре­ком отве­чал ему Хри­стос: «Отой­ди от Меня, сата­на; ты Мне соблазн, пото­му что дума­ешь не о том, что Божие, но что чело­ве­че­ское» (Мф.16:21–23).

В дру­гой раз горяч­ность чув­ства соеди­ни­лась в Пет­ре с коле­ба­ни­ем и сомне­ни­ем. Уче­ни­ки плы­ли в тихий вечер по Тиве­ри­ад­ско­му (Гени­са­рет­ско­му) озе­ру (морю), кото­рое так­же назы­ва­ют Кине­рет. Вдруг под­нял­ся силь­ный ветер, и гро­мад­ные вол­ны окру­жи­ли неболь­шую лод­ку. Из всех сил тру­ди­лись уче­ни­ки, что­бы ско­рее добрать­ся до бере­га, но мало про­дви­га­лись впе­ред. Иисус, молив­ший­ся на горе, уви­дел их бед­ствен­ное поло­же­ние и пошел к ним пря­мо по вол­нам. «Это при­зрак», – со стра­хом вскри­ча­ли уче­ни­ки, видя, как буд­то тень какая дви­жет­ся по воде. Но Хри­стос поспе­шил обод­рить их: «Обод­ри­тесь, это – Я, не бой­тесь!» Сме­лый и горя­чий Петр был осо­бен­но пора­жен неожи­дан­ным явле­ни­ем их Учи­те­ля и Его сло­ва­ми. «Гос­по­ди, – вос­клик­нул он, – если это Ты, пове­ли мне прий­ти к Тебе по воде!» – «Иди», – отве­чал Хри­стос. Петр вышел из лод­ки и по воде напра­вил­ся к Гос­по­ду. Он шел, пока его дер­жа­ла вера, но когда он уви­дел, что еще дале­ко нахо­дит­ся от Гос­по­да, что ветер не пере­ста­ет, что под нога­ми у него зия­ет страш­ная чер­ная без­дна, то испу­гал­ся, стал сомне­вать­ся, и тот­час начал тонуть. «Гос­по­ди, спа­си меня!» – с отча­я­ни­ем вскри­чал он, погру­жа­ясь в глу­би­ну мор­скую и в ужа­се под­ни­мая руки. Про­стер­ши руку Свою и под­дер­жи­вая уто­па­ю­ще­го, Хри­стос обра­тил­ся к нему, с упре­ком: «Мало­вер­ный, зачем ты усо­мнил­ся?» (Мф.14:29–31).

Вооб­ще, Петр боль­ше дру­гих уче­ни­ков нуж­дал­ся в осо­бом руко­во­ди­тель­стве Гос­по­да. Но в то же вре­мя за свою любовь к Гос­по­ду, за глу­бо­кую веру в Него Петр был одним из при­бли­жен­ных уче­ни­ков Спа­си­те­ля. Толь­ко он с дру­ги­ми дву­мя уче­ни­ка­ми, Иако­вом и Иоан­ном, спо­до­бил­ся видеть на горе Фавор слав­ное Пре­об­ра­же­ние Гос­подне и слы­шать голос Бога Отца, с неба нис­шед­ший к Гос­по­ду. Об этом и сам апо­стол Петр сви­де­тель­ству­ет в сво­ем посла­нии (2Пет.2:16–18).

На Тай­ной Вече­ри пла­мен­ная душа Пет­ра не мог­ла выне­сти мыс­ли, что Хри­стос, Сын Божий, будет слу­жить ему вме­сто раба. «Гос­по­ди, – гово­рил он, – Тебе ли умы­вать мои ноги?» – «Что Я делаю, – отве­чал Гос­подь, – теперь ты не разу­ме­ешь, а ура­зу­ме­ешь после». Тихая и таин­ствен­ная важ­ность этих слов тре­бо­ва­ла ско­ро­го и без­услов­но­го пови­но­ве­ния. Но Петр в сво­их дей­стви­ях при­вык сле­до­вать боль­ше чув­ству. Горя­чо он воз­ра­жа­ет: «Не умо­ешь ног моих вовек». Все дви­же­ния гово­ря­ще­го пока­зы­ва­ли, что он готов сдер­жать свои сло­ва. В дру­гое вре­мя такое сми­ре­ние, может быть, заслу­жи­ло бы похва­лу, но не теперь. «Если не умою тебя, – отве­чал Гос­подь, – не име­ешь части со Мною». При этих хотя все еще таин­ствен­ных сло­вах нель­зя уже было не понять, что дело идет более чем о чув­ствен­ном умо­ве­нии. Петр тот­час про­бу­дил­ся от сомне­ния, и весь пла­мень его обра­тил­ся в дру­гую сто­ро­ну: «Тво­ри со мной, что угод­но, – поду­мал он, – толь­ко не лишай части с Собою». И он горя­чо вос­клик­нул: «Гос­по­ди, не толь­ко ноги мои, но и руки и голо­ву» (Ин.13:6–10).

Во вре­мя про­щаль­ной бесе­ды Иису­са Хри­ста с уче­ни­ка­ми Петр само­уве­рен­но заяв­ля­ет свою непре­клон­ность сле­до­вать за Гос­по­дом даже до смер­ти. Но Гос­подь отве­чал: «Истин­но, истин­но гово­рю тебе: не про­по­ет петух, как три­жды отре­чешь­ся от Меня». Во всех четы­рех Еван­ге­ли­ях отме­ча­ет­ся этот эпи­зод и момент с трех­крат­ным отре­че­ни­ем преж­де чем запо­ет петух, за исклю­че­ни­ем Мар­ка, кото­рый добав­ля­ет, что петух про­по­ет два­жды. Неслу­чай­но, изоб­ра­же­ние пету­ха с древ­ней­ших хри­сти­ан­ских вре­мен сим­во­ли­че­ски ука­зы­ва­ет на апо­сто­ла Пет­ра. Петух напо­ми­на­ет о пре­да­тель­стве и после­ду­ю­щем пока­я­ния апо­сто­ла Пет­ра, на это так­же образ вос­кре­се­ния, сим­вол-напо­ми­на­ние о том, что хри­сти­а­нин дол­жен бодр­ство­вать и молить­ся. Изоб­ра­же­ние этой пти­цы мож­но встре­тить как в Пра­во­слав­ной Церк­ви (напри­мер, на поклон­ных кре­стах), так и у като­ли­ков и про­те­стан­тов (на цер­ков­ных шпилях).

После Тай­ной вече­ри Гос­подь с тре­мя избран­ны­ми уче­ни­ка­ми – Пет­ром, Иако­вом и Иоан­ном – уда­ля­ет­ся в сад Геф­си­ман­ский для молит­вы. Душа Его зами­ра­ла смер­тель­но, Он скор­бел и тос­ко­вал и про­сил уче­ни­ков вме­сте бодр­ство­вать с Ним. Но когда Он, пав лицом на зем­лю, с кро­ва­вым потом горя­чо молил­ся Богу Отцу, в то вре­мя уче­ни­ки Его креп­ко засну­ли. «Симон, ты спишь? Вот и одно­го часа не мог ты бодр­ство­вать со Мной!». В таких сло­вах Гос­по­да слы­шал­ся упрек Пет­ру. Толь­ко что он выска­зал готов­ность идти за Учи­те­лем всю­ду, даже и на смерть, а теперь не мог бодр­ство­вать с Ним и раз­де­лить послед­них минут сер­деч­ной тос­ки, душев­ной скорби.

Но вот настал час, появи­лась тол­па наро­да с фона­ря­ми и све­тиль­ни­ка­ми, с меча­ми и колья­ми. Это шел пре­да­тель на свое зло­дей­ское пре­ступ­ле­ние. Воз­му­ти­лась душа Пет­ра: он не выдер­жал, извлек меч, уда­рил им пер­во­свя­щен­ни­че­ско­го раба, по име­ни Малх, и отсек ему пра­вое ухо. Эта горя­чая несдер­жан­ность вызва­ла упрек Гос­по­да. «Вло­жи меч свой в нож­ны, – ска­зал Он стро­го Пет­ру, – неуже­ли Мне не пить чаши, кото­рую дал Мне Отец? Или дума­ешь, что Я не могу теперь умо­лить Отца Мое­го, что­бы Он послал Мне более две­на­дца­ти леги­о­нов Анге­лов? Как же сбу­дет­ся пред­ска­зан­ное в Писа­ни­ях, что это­му долж­но быть?»… И вслед же за этим горя­чим поры­вом Петр мало­душ­но три­жды отре­ка­ет­ся от Хри­ста, за Кото­ро­го он готов был и душу поло­жить. «Не знаю я это­го чело­ве­ка», – в заме­ша­тель­стве бояз­ли­во гово­рит он. Встре­тив немой упрек Хри­ста, взгля­нув­ше­го на него, и услы­хав в тре­тий раз пение пету­ха, Петр вспом­нил сло­ва Спа­си­те­ля и горь­ки­ми сле­за­ми пока­я­ния стал опла­ки­вал свой необ­ду­ман­ный посту­пок. Эти непри­твор­ные сле­зы, это истин­ное сер­деч­ное рас­ка­я­ние дали Пет­ру прощение.

Петр самый пер­вый из апо­сто­лов удо­сто­ил­ся уви­деть вос­крес­ше­го Гос­по­да. Это было вер­ным сви­де­тель­ством того, что он полу­чил про­ще­ние. После это­го Гос­подь, явив­шись уче­ни­кам при море Тиве­ри­ад­ском, истя­зу­ет любовь Пет­ра, и он трое­крат­ное отре­че­ние заме­ня­ет трое­крат­ным засви­де­тель­ство­ва­ни­ем люб­ви. «Гос­по­ди! Ты все зна­ешь, – Ты зна­ешь, что я люб­лю Тебя», – гово­рит он. «Паси овец Моих», – отве­чал Гос­подь Пет­ру на каж­дое уве­ре­ние в люб­ви. Так Петр был постав­лен от Гос­по­да пас­ты­рем овец словесных.

После Воз­не­се­ния Гос­под­ня один­на­дцать апо­сто­лов пре­бы­ва­ли в Иеру­са­ли­ме и еди­но­душ­но про­во­ди­ли вре­мя в молит­ве. Одна­жды Петр напом­нил об отпа­де­нии от них Иуды, на место кото­ро­го, для вос­пол­не­ния чис­ла две­на­дца­ти апо­сто­лов, дол­жен быть избран дру­гой. Апо­сто­лы обра­ти­лись с молит­вой к Богу и по жре­бию избра­ли Мат­фия, кото­рый и рань­ше был уче­ни­ком Христовым.

Настал день Пяти­де­сят­ни­цы. Все апо­сто­лы испол­ни­лись Духа Свя­то­го и нача­ли гово­рить на раз­ных язы­ках. Шум при­влек к апо­сто­лам мно­же­ство наро­да. Собрав­ши­е­ся из раз­ных земель изу­ми­лись и недо­уме­ва­ли тому, что все апо­сто­лы гово­рят на раз­ных язы­ках. Тогда свя­той Петр объ­яс­нил собрав­шим­ся, что собы­тие, сви­де­те­ля­ми кото­ро­го при­шлось им быть, есть пред­ре­чен­ное в Вет­хом Заве­те изли­я­ние Духа Свя­то­го, и при­со­еди­нил вооду­шев­лен­ную про­по­ведь о Хри­сте. Эта пер­вая про­по­ведь апо­сто­ла Пет­ра при­ве­ла в уми­ле­ние мно­гих, и они спра­ши­ва­ли, что им делать. Он отве­чал: «Покай­тесь и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов и полу­чи­те дар Свя­то­го Духа…» Про­по­ведь Пет­ра в один час обра­ти­ла ко Хри­сту до 3000 человек.

Вели­кий про­по­вед­ник Сло­ва Божия, апо­стол Петр вско­ре явил­ся и вели­ким чудо­твор­цем. Одна­жды перед две­ря­ми хра­ма он исце­лил хро­мо­го, кото­рый не ходил от рож­де­ния. Все при­шли в изум­ле­ние от это­го чуда, и Петр обра­тил­ся к наро­ду с про­по­ве­дью и при­влек ко Хри­сту до 5000 чело­век. В Лид­де он воз­вра­тил здо­ро­вье Энею, восемь лет лежав­ше­му в рас­слаб­ле­нии. В Иоп­пии он вос­кре­сил из мерт­вых деви­цу Тавифу. Но не толь­ко сло­ва­ми и рука­ми апо­стол Петр тво­рил чуде­са и пода­вал исце­ле­ния: и самая тень его име­ла целеб­ную, чудо­твор­ную силу, поэто­му, когда он шел куда, спе­ши­ли выно­сить боль­ных, что­бы хотя бы тень про­хо­дя­ще­го апо­сто­ла осе­ни­ла недуж­ных и исце­ли­ла их. Все эти чудо­тво­ре­ния мно­гих при­вле­ка­ли ко Христу.

Апо­стол Петр был рев­ни­тель прав­ды и исти­ны, и поэто­му все­гда был стро­гим обли­чи­те­лем и кара­те­лем неправ­ды и лжи. В кни­ге Дея­ний повест­ву­ет­ся, как член пер­во­хри­сти­ан­ской иеру­са­лим­ской общи­ны Ана­ния и его жена Сап­фи­ра пред­при­ня­ли попыт­ку обма­нуть апо­сто­лов и ута­ить часть выру­чен­ных за свое иму­ще­ство средств. Апо­стол Петр пуб­лич­но раз­об­ла­ча­ет обман­щи­ков, кото­рых пости­га­ет Божья кара – оба они вне­зап­но уми­ра­ют, что при­во­дит цер­ков­ную общи­ну в вели­кий страх.

«Сереб­ро твое да будет в поги­бель с тобою, пото­му что ты помыс­лил дар Божий полу­чить за день­ги» — эти сло­ва апо­сто­ла Пет­ра были обра­ще­ны к Симо­ну Волх­ву. Пер­вое сви­де­тель­ство о Симоне Волх­ве нахо­дит­ся в кни­ге Дея­ний, где рас­ска­зы­ва­ет­ся, что диа­кон Филипп, успеш­но про­по­ве­дуя Еван­ге­лие в Сама­рии, кре­стил там, меж­ду про­чим, и одно­го волх­ва, Симо­на, счи­тав­ше­го себя «чем-то вели­ким», тво­рив­ше­го вся­кие чуде­са и имев­ше­го мно­гих после­до­ва­те­лей, кото­рые виде­ли в нем явле­ние «вели­кой силы Божи­ей». Из Иеру­са­ли­ма при­бы­ли апо­сто­лы Петр и Иоанн, что­бы посред­ством воз­ло­же­ния рук низ­ве­сти Духа Свя­то­го на кре­ще­ных. Симон Волхв, уви­дев, что апо­сто­лы име­ют дар с помо­щью воз­ло­же­ния рук пода­вать Свя­то­го Духа, решил при­об­ре­сти власть, кото­рую име­ют апо­сто­лы. Для это­го он пред­ло­жил денег апо­сто­лам за сооб­ще­ние ему их дара и был стро­го обли­чен и отверг­нут апо­сто­лом Пет­ром. Симон при­нял обли­че­ние и попро­сил апо­сто­лов помо­лить­ся за него. С этим Симо­ном свя­то­му апо­сто­лу Пет­ру при­шлось и еще впо­след­ствии встретиться.

Меж­ду тем уче­ние Хри­сто­во рас­про­стра­ня­лось сре­ди иуде­ев. Петр, про­по­ве­до­вав­ший имя Хри­сто­во иуде­ям, отверз дверь веры во Хри­ста и языч­ни­кам. Во вре­мя пре­бы­ва­ния его в Иоп­пии ему было виде­ние, кото­рое зна­ме­но­ва­ло обра­ще­ние в веру Хри­сто­ву языч­ни­ков. Когда виде­ние пре­кра­ти­лось, при­шли к Пет­ру послан­ные от Кор­ни­лия – сот­ни­ка (цен­ту­ри­о­на) из Кеса­рии Пале­стин­ской. Кор­ни­лий хотя был и языч­ник, но про­во­дил бла­го­че­сти­вую жизнь, все­гда молил­ся Богу и раз­да­вал мно­го мило­сты­ни. Одна­жды во вре­мя молит­вы явил­ся ему Ангел и велел при­звать к себе Пет­ра, что­бы он научил, как ему спа­стись. Настав­лен­ный небес­ным виде­ни­ем, Петр без коле­ба­ния и сомне­ния отпра­вил­ся к Кор­ни­лию. Во вре­мя про­по­ве­ди его в доме Кор­ни­лия Дух Свя­той сошел на всех, слу­шав­ших ее. Видя это чудес­ное изли­я­ние Свя­то­го Духа на некре­ще­ных еще языч­ни­ков, Петр, не обре­зы­вая их в иудей­ство, кре­стил во имя Гос­подне. За это ему при­шлось выслу­шать упрек от веру­ю­щих из обре­зан­ных. Но он успо­ко­ил их, ска­зав, что ему было осо­бен­ное небес­ное виде­ние, вну­шав­шее не гну­шать­ся языч­ни­ка­ми, и что еще во вре­мя про­по­ве­ди Дух Свя­той сошел на них. Тогда веру­ю­щие про­сла­ви­ли Бога, дару­ю­ще­го и языч­ни­кам спа­се­ние. И еще раз потом при­шлось свя­то­му апо­сто­лу Пет­ру напом­нить веру­ю­щим об этом слу­чае, когда неко­то­рые соблаз­ня­лись, что обра­ща­ю­щи­е­ся языч­ни­ки не обре­зы­ва­ют­ся и не испол­ня­ют Зако­на Мои­се­е­ва. На Собо­ре Апо­столь­ском, собран­ном в Иеру­са­ли­ме для реше­ния это­го вопро­са, апо­стол Петр напо­ми­нал об обра­ще­нии через него языч­ни­ков в Кеса­рии, и тем при­вел дело к ско­ро­му окон­ча­нию. Все соглас­но реши­ли, что не нуж­но отя­го­щать обра­ща­ю­щих­ся из язы­че­ства, застав­ляя их обре­зы­вать­ся и испол­нять Закон Мои­се­ев, но толь­ко они долж­ны удер­жи­вать­ся от язы­че­ских обы­ча­ев и жиз­ни язы­че­ской. Кор­ни­лий же, соглас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, был руко­по­ло­жен Пет­ром в епи­ско­па (почи­та­ет­ся в лике священномученика).

С посто­ян­ным воз­рас­та­ни­ем чис­ла веру­ю­щих рос­ла и зло­ба началь­ни­ков иудей­ских на про­по­вед­ни­ков Хри­ста. Пер­во­свя­щен­ни­ки запре­ти­ли апо­сто­лам учить о Хри­сте и толь­ко из бояз­ни наро­да, ува­жав­ше­го апо­сто­лов, не дела­ли им что-нибудь худ­ше­го. Но вот совер­ши­лось пер­вое убий­ство: был побит кам­ня­ми свя­той архи­ди­а­кон Сте­фан; пре­сле­до­вал веру­ю­щих и Ирод Агрип­па I, вла­дев­ший тогда Иуде­ей, видя, что этим может уго­дить иуде­ям. По его при­ка­зу апо­стол Петр был аре­сто­ван и зато­чен в тюрь­му в Иеру­са­ли­ме, но апо­сто­ла Пет­ра чудес­ным обра­зом осво­бо­дил из тем­ни­цы Ангел Господень.

После это­го Пет­ру уже нель­зя было оста­вать­ся в Иеру­са­ли­ме, и он пошел в Кеса­рию Стра­то­пий­скую, где поста­вил епи­ско­па. Отсю­да он отпра­вил­ся в Фини­кию, и руко­по­ло­жил епи­ско­пов для горо­дов Сино­да, Бери­та и Три­по­ли­са. После это­го посе­тил он ост­ров Родос, Вало­нею, Понт и при­мор­ский город Лаоди­кию. Здесь Петр исце­лил мно­гих боль­ных и из мно­гих бес­но­ва­тых изгнал злых духов. Поста­вив епи­ско­па для веру­ю­щих Лаоди­кии, Петр пере­шел в Сирий­ский город Антио­хию. Там в это вре­мя скры­вал­ся Симон-волхв от вои­нов, послан­ных рим­ским импе­ра­то­ром Клав­ди­ем схва­тить его. Узнав о при­бы­тии в Антио­хию апо­сто­ла Пет­ра, Симон волхв поспеш­но бежал от него в Иудею. В Антио­хии апо­стол успеш­но про­по­ве­до­вал Хри­ста, исце­лял недуж­ных и тво­рил чуде­са. Здесь же он руко­по­ло­жил епи­ско­пов для Сира­куз и Тав­ро­ме­нии, горо­дов на ост­ро­ве Сици­лии. Из Антио­хии Петр напра­вил свой путь через всю Малую Азию до ее север­но­го края, омы­ва­е­мо­го Чер­ным морем. Так через Кап­па­до­кию и Гала­тию он достиг Пафла­го­нии, обла­сти на бере­гу Чер­но­го моря. Посе­тив Синоп, при­мор­ский город Пафла­го­нии, апо­стол пошел к юго-восто­ку в область Пон­тий­скую и посе­тил город Амос. Отсю­да он отпра­вил­ся на запад к нынеш­не­му Мра­мор­но­му морю и в обла­сти Вифа­нии, омы­ва­е­мой этим морем, посе­тил горо­да Нико­ми­дию и Никею.

Из Вифа­нии Петр поспе­шил в Иеру­са­лим на празд­ник Пас­хи. По пути он посе­тил в Гала­тии город Пес­си­нул­ту, захо­дил в область Кап­па­до­кию в Сирии и оста­нав­ли­вал­ся в Антио­хии. После это­го уже, нако­нец, Петр при­был в Иеру­са­лим. Здесь его посе­тил свя­той апо­стол Павел, уже по про­ше­ствии трех лет от обра­ще­ния ко Хри­сту. Павел затем и при­хо­дил в Иеру­са­лим, что­бы видеть­ся с апо­сто­лом Пет­ром, и про­был у него 15 дней. Это была пер­вая встре­ча пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов. После празд­ни­ка Пас­хи Петр опять вер­нул­ся в Антио­хию. Поста­вив там епи­ско­па, он напра­вил­ся сно­ва к Мра­мор­но­му морю. По пути туда он посе­тил город Син­но­ду во Фли­гий­ской обла­сти. Потом опять был в Нико­ми­дии на бере­гу Мра­мор­но­го моря. В Нико­ми­дии апо­стол Петр руко­по­ло­жил епи­ско­па и напра­вил­ся отсю­да на юго-запад к архи­пе­ла­гу. По доро­ге он захо­дил в город Клиоп, куда поста­вил епи­ско­пом Кор­ни­лия сот­ни­ка. Нако­нец Петр сно­ва воз­вра­тил­ся в Иеру­са­лим. Так св. апо­стол Петр обхо­дил всю Малую Азию, Пале­сти­ну и Сирию и вез­де про­по­ве­до­вал Сло­во Божие и руко­по­ла­гал по горо­дам епископов.

По при­бы­тии апо­сто­ла Пет­ра в Иеру­са­лим явил­ся ему в виде­нии Гос­подь и при­звал идти с Бла­го­ве­сти­ем на запад. Апо­стол Петр рас­ска­зал веру­ю­щим о явле­нии Гос­по­да, про­стил­ся с ними, и опять отпра­вил­ся в Антио­хию посе­тить тамош­ние церк­ви. В Антио­хии Петр опять встре­тил­ся с апо­сто­лом Пав­лом. Павел обли­чил апо­сто­ла Пет­ра за то, что он стал делать непра­виль­ные уступ­ки хри­сти­а­нам из иуде­ев и начал чуж­дать­ся обще­ния с хри­сти­а­на­ми из языч­ни­ков. И тем не менее, никто из апо­сто­лов так мно­го не потру­дил­ся в деле рас­про­стра­не­ния на зем­ле Хри­сто­ва уче­ния, как апо­сто­лы Петр и Павел. Поэто­му Цер­ковь име­ну­ет их первоверховными.

Обхо­дя церк­ви Сирии, Петр в это вре­мя, веро­ят­но, посе­тил веру­ю­щих в Вави­лоне. Отсю­да в 60‑е гг. по Р. X. он пишет свое Пер­вое Собор­ное посла­ние рас­се­ян­ным по раз­ным стра­нам веру­ю­щим, пре­иму­ще­ствен­но из иуде­ев. Пер­вое посла­ние состо­ит из пяти глав и напи­са­но по пово­ду зло­упо­треб­ле­ний, какие воз­ник­ли из уче­ния о вере, оправ­ды­ва­ю­щей неза­ви­си­мо от дел. Пору­чив пере­дать Посла­ние веру­ю­щим быв­ше­му в Вави­лоне Силу­а­ну, сам Петр, испол­няя пове­ле­ние Божие, напра­вил свой путь на запад. По доро­ге он посе­тил хри­сти­ан в горо­дах Тар­се, Ликии, Ефе­се и Смирне и руко­по­ло­жил для этих горо­дов епи­ско­пов. Потом, пере­плыв из Азии в Евро­пу, св. апо­стол при­был в Маке­до­нию и поста­вил епи­ско­пов в горо­да Филип­пы, Солунь, Коринф и Пат­ры. Отсю­да Петр пере­плыл на Сици­лию. Про­быв немно­го вре­ме­ни в горо­де Тав­ро­ме­нии у здеш­не­го епи­ско­па Пан­кра­тия, апо­стол Петр нако­нец пере­пра­вил­ся в Ита­лию и при­был в Рим. Здесь он каж­дый день про­по­ве­до­вал и в народ­ных собра­ни­ях, и на город­ских пло­ща­дях, и в домах – и мно­гих обра­щал ко Хри­сту и крестил.

В это вре­мя в Риме всех пора­жал сво­им волх­во­ва­ни­ем Симон-волхв, кото­рый вовсе не успо­ко­ил­ся, но при содей­ствии бесов про­дол­жал пока­зы­вать все­воз­мож­ные лже­чу­де­са. Апо­стол обли­чил нече­стив­ца, раз­об­ла­чил его обман и вол­хо­ва­тель умер.

Про­све­тив мно­гих Свя­тым Кре­ще­ни­ем, свя­той Петр поста­вил Рим­ской Церк­ви епи­ско­па, а сам пошел в город Тар­ро­го­ну. Поста­вив здесь епи­ско­па для горо­да Ликии при Адри­а­ти­че­ском море, Петр отпра­вил­ся в Испа­нию и там руко­по­ло­жил епи­ско­па в горо­де Сир­мии. Из Испа­нии апо­стол пере­пра­вил­ся в Афри­ку. Здесь он руко­по­ло­жил епи­ско­пов в горо­де Кар­фа­гене, Фивах и в Алек­сан­дрии. После Егип­та св. апо­стол Петр был, по откро­ве­нию, в Иеру­са­ли­ме, ради чест­но­го Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Из Иеру­са­ли­ма он сно­ва вер­нул­ся в Еги­пет. Прой­дя опять Афри­ку, Петр через Рим пошел в Медио­лан и Фоти­кин и руко­по­ло­жил епи­ско­пов для этих горо­дов. Отсю­да он напра­вил путь свой на север в Бри­та­нию, или нынеш­нюю Англию. Здесь апо­стол жил, насаж­дая веру Хри­сто­ву. Нако­нец явил­ся ему Ангел и ска­зал: «При­бли­зи­лось вре­мя отше­ствия тво­е­го из этой жиз­ни. Над­ле­жит идти тебе в Рим, что­бы пре­тер­петь там крест­ную смерть, полу­чить пра­вед­ную награ­ду от Гос­по­да Хри­ста». Петр воз­бла­го­да­рил Бога за откро­ве­ние. Он упо­тре­бил еще несколь­ко дней на устро­е­ние Церк­ви в Бри­та­нии, руко­по­ло­жил там епи­ско­пов, свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и воз­вра­тил­ся в Рим.

В Риме св. апо­стол Петр на помощь цер­ков­но­му прав­ле­нию руко­по­ло­жил ново­го епи­ско­па – рев­ност­но­го хри­сти­а­ни­на Кли­мен­та. В это же вре­мя, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны, он пишет Вто­рое Собор­ное посла­ние, кото­рое явля­ет­ся как бы послед­ним заве­ща­ни­ем его верующим.

Вме­сте с тем Петр про­дол­жал про­по­ве­до­вать Сло­во Божие. Вера Хри­сто­ва все боль­ше и боль­ше рас­про­стра­ня­лась в Риме, и мно­гие бога­тые вель­мо­жи и знат­ные жен­щи­ны были обра­ще­ны ко Хри­сту. Меж­ду ними были и две налож­ни­цы импе­ра­то­ра, кото­рых он любил боль­ше дру­гих. При­няв веру Хри­сто­ву, эти две жен­щи­ны утвер­ди­лись в цело­муд­рии и не хоте­ли удо­вле­тво­рять поже­ла­ни­ям Неро­на. Силь­но раз­гне­вал­ся Нерон на всю цер­ковь вер­ных и осо­бен­но на апо­сто­ла Пет­ра, обра­тив­ше­го его налож­ниц ко Хри­сту и научив­ше­го их цело­муд­рен­ной жиз­ни. При­пом­нил импе­ра­тор и о смер­ти сво­е­го дру­га, Симо­на-волх­ва, и дал при­ка­за­ние най­ти Пет­ра, что­бы пре­дать его смерти.

Перед кон­чи­ной Пет­ру явил­ся Иисус Хри­стос. Муче­ни­че­скую кон­чи­ну апо­стол при­нял в 60‑х гг. I в. в Риме. По пре­да­нию свя­той Петр был рас­пят на пере­вер­ну­том кре­сте вниз голо­вой по его жела­нию, пото­му как счи­тал себя недо­стой­ным уме­реть смер­тью сво­е­го Господа.

Соглас­но пре­да­нию, над местом захо­ро­не­ния апо­сто­ла Пет­ра рас­по­ла­га­лась древ­няя рим­ская бази­ли­ка Кон­стан­ти­на. Позд­нее здесь же был постро­ен вати­кан­ский собор Свя­то­го Петра.

  • 1. Первоначальное имя апостола Петра.
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ — Шимон) (Мф.10:2).

  • 2. От какого прозвища, данного Иисусом Христом, возникло имя Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Имя Петр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כאפא — камень), которое апостолу дал Спаситель (Ин.1:42).

  • 3. Как звали брата апостола Петра?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Брата апостола Петра, согласно Евангелию, звали Андрей (Мф.10:2).

  • 4. Семейное положение апостола Петра.
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Апостол Петр был женат, в Евангелии рассказывается об исцелении Иисусом Христом тёщи апостола Петра (Мф.8:14).

  • 5. Как называют апостолов Петра и Павла?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Апостолов Петра и Павла называют первоверховными апостолами. Именуя их первоверховными, Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения.

  • 6. Животное, изображаемое с древнейших христианских времён, образ которого может трактоваться как символически указывающий на апостола Петра.
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Петух — это образ воскресения, символ-напоминание о том, что христианин должен бодрствовать и молиться. Кроме того образ петуха может напоминать о предательстве и последующем покаяния апостола Петра. Изображение этого животного можно встретить как в Православной Церкви (например, на поклонных крестах), так и у католиков и протестантов (на церковных шпилях).

  • 7. Как называется море, по которому шёл ко Христу апостол Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Хождение Иисуса Христа по водам — одно из чудес, совершённых Иисусом Христом для уверения учеников в Его Божественности. Описывается в трёх Евангелиях (Ин.6:16-23; Мк.6:47-53; Мф.14:22-34). Море, о котором говорится в Евангелии именуют Тивериадским и Генисаретским озером, его также называют озером Кинерет.

  • 8. Как, согласно преданию, называлась гора, на которой апостол Петр (вместе с Иаковом и Иоанном) стал свидетелем Преображения Господня (Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36)?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: В Евангелии не сообщается название горы, где преобразился Иисус Христос, однако, согласно преданию, это, вероятнее всего, была гора Фавор.

  • 9. Что ответил Иисусу Христу апостол Петр на вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?»?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго». (Мф.16:13-16).

  • 10. Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах?» (Мф.16:18-19)?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Свт. Иоанн Златоуст пишет: «На сём камне». Не сказал: «на Петре», потому что он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Церковь назвал скалой, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушение, но не побеждается ими. Итак, что значит: «на камне»? Исповедание состоит в словах. Ведь ты не камни бросаешь? Не дерево? Не железо? «Нет, – говоришь, – здесь речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушению от руки времени». Исповедание же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их рёбра скоблились мечами. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается – и, однако, сокровище не похищается. Тело истощается – и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. «На сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Обратите внимание на точный смысл слов: «врата ада не одолеют её». «Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушениям нападать на Церковь?» – «Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?» Если б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на неё нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии её неприятелей. И не сказал: «врата ада не нападут на неё», но: «не одолеют её». Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурей по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в неё попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против неё действуют осадные орудия, но башня остаётся непоколебимой. Но зачем мне говорить о Церкви? Рыбарь произнёс одно только слово – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано «на камне». Вникни в дело! Тираны, цари, диадемы, изощрённые мечи, зубы диких зверей, ужасы угрожающей смерти, раскалённые решётки, огненные печи! И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принёс. Почему? «Врата адова не одолеют её».

  • 11. На кого, согласно Евангелию, поднял руку апостол Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: О рабе первосвященника, участвовавшем в аресте Иисуса Христа, сообщают все евангелисты, но только Иоанн Богослов называет его по имени Малх. Этому рабу было отсечено ухо, но он был исцелён Христом. О его исцелении сообщает только Лука (Мф.26:51-54; Мк.14:47; Лк.22:49-51; Ин.18:10-11).

  • 12. Сколько раз отрёкся от Иисуса Христа апостол Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: О том, что Петр трижды отречётся от Иисуса Христа, Господь сказал Своим ученикам заранее: «Он [Петр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься, что не знаешь Меня» (Мф.26:34; Мк.14:30; Ин.13:38). Во всех четырёх Евангелиях отмечается этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоёт дважды.

  • 13. О чём держал речь апостол Петр перед другими апостолами во дни по Вознесении Господнем?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Речь апостола Петра перед коллегией апостолов была посвящена необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян.1:15-22).

  • 14. Как звали персонажей книги Деяний, которых публично разоблачил апостол Петр за утаивание части вырученных средств?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: В начале 5 главы повествуется, как член первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных за своё имущество средств. Апостол Петр публично разоблачает обманщиков, которых постигает Божья кара — оба они внезапно умирают, что приводит церковную общину в «великий страх» (Деян.5:1-11).

  • 15. Как звали девицу, которую воскресил апостол Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: В Иоппии апостол Петр воскресил умершую девицу Тавифу (Деян.9:36-42).

  • 16. Кому апостол Петр сказал: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги»?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Эти слова апостола Петра были обращены к Симону Волхву. Первое свидетельство о Симоне Волхве находится в книге Деяний Апостолов (Деян.8:9-24), где рассказывается, что диакон Филипп, успешно проповедуя Евангелие в Самарии, крестил там, между прочим, и одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нём явление «великой силы Божией». Из Иерусалима прибыли апостолы Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести Духа Святого на крещёных. Симон Волхв, увидев, что апостолы имеют дар с помощью возложения рук подавать Святого Духа, решил приобрести власть, которую имеют апостолы. Для этого он предложил денег апостолам за сообщение ему их дара и был строго обличён и отвергнут апостолом Петром. Симон принял обличение и попросил апостолов помолиться за него.

  • 17. Сотник, обращённый апостолом Петром в христианство.
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Римского сотника (центуриона) из Кесарии Палестинской, обращённого в христианство апостолом Петром, звали Корнилием. Рассказ о сотнике Корнилии приводится в книге Деяния апостолов (Деян.10:1-48). Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположён Петром в епископа. Почитается в лике священномученика.

  • 18. За что обрезанные евреи-христиане упрекали апостола Петра по возвращении от Корнилия в Иерусалим?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Протест верующих из обрезанных евреев касался допущенного Петром общения с необрезанными язычкниками (Деян.11:2-18).

  • 19. По чьему приказу апостол Петр был заключён в тюрьму в Иерусалиме, после чего был освобождён из неё необычным образом?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Апостол Петр был арестован и заточён в тюрьму в Иерусалиме по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи (Деян.12:1-3).

  • 20. Кто освободил апостола Петра из иерусалимской тюрьмы?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Как сообщается в книге Деяний, апостола Петра чудесным образом освободил из темницы Ангел Господень (Деян.12:7-10).

  • 21. Что стало причиной созыва Апостольского собора, на котором держал речь апостол Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Причиной созыва собора, на котором перед другими апостолами держал речь Петр, послужило то, что «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян.15:1-29).

  • 22. Сколько посланий апостола Петра вошло в Новый Завет?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Апостол Петр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет — Первого послания Петра и Второго послания Петра. Первое послание состоит из пяти глав и написано, как думают некоторые, в Вавилоне в 60-е гг. по Р. X. по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Второе послание состоит из трёх глав, писано апостолом Петром незадолго до его кончины в Риме. Оно является как бы последним завещанием его верующим.

  • 23. Где, согласно преданию, апостол Петр проповедовал Евангелие?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно преданию, святой апостол Петр проповедовал в Иерусалиме и Риме, нередко также называются Египет, Ахаия, Испания, Карфаген и Британия. Согласно блж. Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима.

  • 24. Когда и где принял мученическую кончину апостол Петр?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Мученическую кончину апостол Петр принял в 60-х гг. I в. в Риме. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

  • 25. Что сейчас находится на месте могилы апостола Петра?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно преданию, над местом захоронения апостола Петра располагалась древняя римская базилика Константина. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра.

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки