-
Дата создания: 1866
-
Техника: гравюра
-
Материал: дерево
-
Размер: ?
-
В Библии: Быт. 18:1-5
Сюжет
На гравюре показано явление Трех Ангелов Аврааму в дубраве Мамре. Когда Авраам сидел у шатра в полуденный зной, он увидел перед собой трех странников и пригласил их к себе отдохнуть и подкрепиться пищей: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:1-3).
Описание
В отличие от библейского повествования художник переносит сцену гостеприимства Авраама в бесплодную пустыню, где нет ни единого дерева, только бескрайние пески и раскаленное полуденное небо.
На первом плане представлен коленопреклоненный Авраам, пред взором которого открывается необычное видение – шествующие ему навстречу Три Ангела. Светоносные Лики таинственных гостей завораживают своей неземной красотой, на их сияющей в полуденных лучах одежде, нет ни пыли, не следов долгого пути. За их спинами распростерты могучие ангельские крылья.
В правой части картины на дальнем плане мы видим разбитые посреди песков шатры, рядом жена Авраама Сарра сидит на песке в глубоком раздумье, еще не видя явившихся нежданных гостей. Рядом с ней отдыхает утомленный зноем верблюд, положив морду на песок и закрыв глаза.
Вокруг – никого, пустынная местность усиливает эффект внезапно возникшего чудесного видения на фоне безмятежного пространства и безмолвия неба с растянувшейся грядой стелющихся облаков. Открытая перспектива уходящей вдаль палестинской гористой долины с шатрами из полосатой ткани оживляет картину, придавая ей многоплановость. Художник, тщательно изучивший бытовые особенности ветхозаветной эпохи, в деталях изображает внешний облик героя и саму обстановку, что придает сцене реалистичность.
Для мастера свойственно создание иллюзии пространственной глубины, которая достигается применением свето-воздушной перспективы, а также чередования освещенных и затемненных участков.
История
Гюстав Доре создал сотни изысканных иллюстраций к сюжетам библейских рассказов. Его иллюстрации использовались в различных изданиях Библии на разных языках в Европе ХІХ века, а позже в странах Северной и Южной Америки. Основная работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету.
В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 г. французский издательский дом «Alfred Mane et fils» выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством «Cassell, Petter and Galpin». С 1866 г. по 1870 г. Библия выходила в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено в 1876 г издательством Маврикия Осиповича Вольфа.
Рекомендуемая литература
- Святая Троица Азбука веры
- Толкования на Бытие 18:1
- Тест: Книга Бытия
- Тест: Икона Святой Троицы прп. Андрея Рублева
- Ветхозаветный патриарх Авраа́м
- Библейский патриарх Авраам иерей Вячеслав Зыков
- Явление ангелов Аврааму свт. Филарет Московский
- Авраам и Сарра: путь призванных А.С. Десницкий
- Три странника под Мамврийским дубом прот. Геннадий Фаст
- Мамврийский дуб и Хеврон И.П. Ювачев
- Беседа 41 на книгу Бытия свт. Иоанн Златоуст
- Монастырь Святой Троицы (Хеврон)
Комментировать