-
Дата создания: 1907 г.
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 73.5 × 101 см
-
В Библии: Мф. 2:13.
Сюжет
Повествование о бегстве Святого семейства в Египет содержится в Евангелии от Матфея. После того как родился Господь Иисус Христос в Иеруслаим пришли волхвы с тем, чтобы поклониться ему. Ирод, узнав от них о Родившемся, «послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф.2:8). В действительности в нём назрел коварный замысел погубить Иисуса. Однако после того как волхвы поклонились Богомладенцу и поднесли Ему свои дары, они не вернулись к Ироду, но отошли в свою страну иным путём.
Тогда праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и Младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода.
Описание
Перед зрителем предстает известный сюжет — бегство Святого семейства в Египет.
Действие происходит в пустыне, вдали виднеются очертания пирамид, освещенных розовато-лиловым светом восходящего солнца. Святому семейству пришлось преодолеть долгий и тяжелый путь. Пресвятая Дева с нежностью смотрит на спящего Младенца-Иисуса, прикрыв Его голову краем мафория из легкой струящейся ткани. Рядом с Ней идет, опираясь на дорожный посох Иосиф – его лицо скрыто от зрителя, но движения, поворот фигуры свидетельствуют о заботе и тревоге за будущее странствующего семейства.
Безжизненный пейзаж, безмолвие пирамид, похожих на огромных великанов, взирающих на людей, затерявшихся в бесплодной пустыне среди раскаленных песков, где нет ничего живого: только бескрайнее небо и палящее солнце, создает ощущение беззащитности, хрупкости человеческой жизни.
Художник мастерски выстраивает композицию картины, делая ее выразительной, поставив особый акцент на фигурах Марии с Младенцем и праведном Иосифе. Колорит полотна сдержан: сочетание нежно-розового с золотисто желтым и голубым цветом с оттенками бирюзового в изображении пейзажа создает ощущение легкости и прозрачности.
Утренний воздух еще насыщен влажной прохладой, но восходящее солнце развеивает легкую дымку, очертания пирамид становятся четче. Поднимающаяся из-под копыт бредущего ослика пыль, передает ощущение безжизненности, пустоты, бесприютности. Но светлый лик Богоматери и спокойное лицо спящего Богомладенца развеивают зарождающееся беспокойство.
История
В 1877 году Жирарде стал одним из основателей французского общества художников-ориенталистов, путешествуя по Тунису, Алжиру, Египту и Палестине, мастер изучал обычаи и нравы местных жителей, их быт и культуру. Результатом его творческой деятельности стал цикл работ, посвященный теме Востока. Работы художника неоднократно выставлялись в салонах и были высоко оценены публикой. В 1907 году Жирарде представляет картину «Бегство в Египет», которая входит в цикл работ, посвященных библейским сюжетам.
Комментировать