-
Дата создания: Приблизительно 1605-1609 гг.
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 110,4×91,3
-
В Библии: 1Цар. 17:12-58
Сюжет
В основе картины «Давид с головой Голиафа» лежит библейский сюжет о том, как во время военного противостояния израильского народа с филистимлянами юный Давид (впоследствии царь во Израиле) победил в поединке великана Голиафа, поразив его камнем, выпущенным из пращи, после чего ударом меча отсек ему голову.
Описание
На картине мы видим разворачивающуюся драму: победив Голиафа, Давид, как будто, связывает его веревкой. Однако Давид здесь выглядит не грозным победителем, а обычным человеком: художник решает изобразить героя в образе задумчивого юноши. Такая интерпретация рождает некую философскую связь между Давидом и Голиафом. Эта нить, объединяющая две противоборствующие силы, становится еще более очевидной при осознании того, что в образе связанного великана мы видим автопортрет живописца. Давид здесь явно символизирует добродетель, а Голиаф – порок. Караваджо в картине как бы напоминает зрителю историю своего падения, когда он совершил убийство. Неоднократно каясь в совершенном грехе, он обращался к известному библейскому образу.
Караваджо знаменит своей индивидуальной техникой письма с противопоставлением света и тени; на картине центральным светлым пятном является Давид, но внимание всё равно концентрируется на голове великана, туда же устремлён и взгляд победителя.
Сложная по идейному содержанию работа наполнена глубоким аллегорическим смыслом. Победа Давида над Голиафом рассматривается как образ победы добра над злом.
История
Картина «Давид с головой Голиафа» написана в период с 1605 до 1609-1610 годов. В книге Джованни Пьетро Беллори «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов», вышедшей в свет в 1672 году, говорится о том, что полотно было создано по заказу кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, при этом лицо убитого филистимлянского великана – не что иное, как автопортрет Караваджо.
Сохранились документы, датируемые 1613 годом, подтверждающие оплату картинной рамы, размеры которой в точности соответствуют ширине и длине холста. В рукописях поэтического произведения Шипионе (Сципионе) Франкуччи да Имола, относящихся к 1613 году, также присутствует описание работы Караваджо «Давид с головой Голиафа», которая, согласно данному источнику, к тому времени уже находилась в Галерее Боргезе.
Вероятно, мастер черпал вдохновение в произведении аналогичной тематики, созданном в 1510 году венецианским живописцем Джорджоне. При этом картина Караваджо отличается от первоисточника бо́льшим драматизмом.
Рекомендуемая литература
- Тест: 1‑я книга Царств
- Голиаф Библейская энциклопедия
- Победа Давида над Голиафом свящ. Даниил Сысоев
- Житие праведного царя Давида свт. Димитрий Ростовский
- Саул, Давид и Голиаф А.С. Десницкий
- Давид – царь перед Богом А. С. Десницкий
- Давид и Голиаф Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес
- Почему Саул удерживал Давида, усердно желавшего вступить в бой с Голиафом? блж. Феодорит Кирский
- Беседы о Давиде и Сауле свт. Иоанн Златоуст
- Историчность Голиафа прот. Димитрий Юревич
Комментировать