Давид с головой Голиафа

Давид с головой Голиафа

Сюжет

В основе картины «Давид с головой Голиафа» лежит библейский сюжет о том, как во время военного противостояния израильского народа с филистимлянами юный Давид (впоследствии царь во Израиле) победил в поединке великана Голиафа, поразив его камнем, выпущенным из пращи, после чего ударом меча отсек ему голову.

Описание

На картине мы видим разворачивающуюся драму: победив Голиафа, Давид, как будто, связывает его веревкой. Однако Давид здесь выглядит не грозным победителем, а обычным человеком: художник решает изобразить героя в образе задумчивого юноши. Такая интерпретация рождает некую философскую связь между Давидом и Голиафом. Эта нить, объединяющая две противоборствующие силы, становится еще более очевидной при осознании того, что в образе связанного великана мы видим автопортрет живописца. Давид здесь явно символизирует добродетель, а Голиаф – порок. Караваджо в картине как бы напоминает зрителю историю своего падения, когда он совершил убийство. Неоднократно каясь в совершенном грехе, он обращался к известному библейскому образу.

Караваджо знаменит своей индивидуальной техникой письма с противопоставлением света и тени; на картине центральным светлым пятном является Давид, но внимание всё равно концентрируется на голове великана, туда же устремлён и взгляд победителя.

Сложная по идейному содержанию работа наполнена глубоким аллегорическим смыслом. Победа Давида над Голиафом рассматривается как образ победы добра над злом.

История

Картина «Давид с головой Голиафа» написана в период с 1605 до 1609-1610 годов. В книге Джованни Пьетро Беллори «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов», вышедшей в свет в 1672 году, говорится о том, что полотно было создано по заказу кардинала Шипионе (Сципионе) Боргезе, при этом лицо убитого филистимлянского великана – не что иное, как автопортрет Караваджо.

Сохранились документы, датируемые 1613 годом, подтверждающие оплату картинной рамы, размеры которой в точности соответствуют ширине и длине холста. В рукописях поэтического произведения Шипионе (Сципионе) Франкуччи да Имола, относящихся к 1613 году, также присутствует описание работы Караваджо «Давид с головой Голиафа», которая, согласно данному источнику, к тому времени уже находилась в Галерее Боргезе.

Вероятно, мастер черпал вдохновение в произведении аналогичной тематики, созданном в 1510 году венецианским живописцем Джорджоне. При этом картина Караваджо отличается от первоисточника бо́льшим драматизмом.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • р.Б, 01.09.2024
    В руке у Давида не верёвка, а праща, из которой он камнем убил Голиафа, попав тому в лоб. Давид не связывает Голиафа, а берёт за волосы его отсечённую голову, чтобы показать её израильтянам.
    Ответить »
    • kozhelga, 01.09.2024
      У пращи ремешок шире и вкладка для камня: читаем «праща имеет в центре расширенную часть, куда вкладывается один или более снарядов за раз различной либо одинаковой формы (камень, керамический или металлический шар и тому подобные предметы). Один свободный конец имеет петлю и надевается на кисть руки или палец. Свободный конец пращи пращник придерживает (за редким исключением) той же рукой». Здесь голова отдельно — Давид берет ее за волосы, а тело отдельно, под ним, если увеличить, мы видим веревку. Петли нет.Описание в каталоге музея таково: «Молодой человек, выступающий из тени на заднем плане, садится верхом на тело гиганта, наклоняется, чтобы схватить за волосы голову Голиафа, лежащую непосредственно на переднем плане, и связать ее веревкой». Не буду спорить с музеем. Тут веревка, про пращу ничего не сказано и вкладки для камня не видно.
      Ответить »
  • aloks, 11.09.2024
    О художниках нам, зрителям, нужно судить по их произведениях. Биографические данные интересны постольку, поскольку. Жизнь Микеланджело Меризи да Караваджо была, очень мягко говоря, не совсем праведной. При этом он создавал глубокие, действительно великие, произведения, касающиеся вопросов веры, произведения на Библейские сюжеты. Он знал, где находится настоящий свет, и мог уловить и передать его в искусстве, пусть в своей жизни и отклоняясь в противоположную сторону…
    Но в данной работе всё-таки стоит обратить внимание на биографию, ведь, как пишет искусствовед Наталья Боровская, автор прекрасной книги о Караваджо, отрубленная голова Голиафа — это автопортрет, причем невероятно, жёстко правдивый. В реалистично, даже натуралистично написанном лице — с ранними морщинами, мешками читаются следы и последствия той самой неправедной жизни. Художник не просто строг, он беспощаден к себе. Важный момент, что картину эту он постоянно возил с собой. Возможно, как трезвое напоминание себе о себе и как некий акт покаяния…
    Ответить »