-
Дата создания: Ок. 1622 г.
-
Техника: Масло
-
Материал: Холст
-
Размер: 105×136
-
В Библии: Деян. 12:6-11
Сюжет
Перед нами показан сюжет из Деяний Апостолов, в которой излагается история служения Апостола Петра, посетившего с проповедью Евангелия разные страны. Арестованный в 42 году по приказу Ирода Антипы, царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся. Произошло чудо – в тюрьму явился ангел Господень и Петр прошел мимо охранников, которые не обращали на него внимания, словно став невидимым для них.
Описание
Итальянские художники часто обращались на своих полотнах к образу первоверховного Апостола Петра. Джованни Франческо Гверчино изобразил момент, когда Ангел Господень освобождает Святого Петра от уз. Апостол показан пожилым седовласым мужчиной с короткой бородой. Белая льняная туника и синий плащ из грубой шерсти составляют скромный наряд святого. Как видно из содержания картины, апостол был закован в кандалы. Положение тела Петра неустойчиво: он лежит на земляном полу, опираясь на левую руку, пытаясь приподняться. На заднем плане показан дремлющий воин, закованный в тяжелые латы. Сосредоточенная поза Апостола и напряженные мышцы усиливают эмоциональное воздействие на зрителя – пройдет минута – Он встанет, освобожденный от цепей. Рядом с Апостолом изображен Ангел, который перстом указывает узнику на небо. По вере узника сейчас произойдет чудо – он выйдет на свободу. Лицо апостола поднято вверх с выражением ожидания и безграничной веры.
Не случайно Христос называет своего ученика камнем за твердое исповедание веры: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19).
Приемы, использованные автором данной картины, напоминают приёмы Караваджо: художник использует народный типаж, подчёркивает грубоватую силу образов. Лица изъясняющихся многозначительными жестами персонажей выражают переживания, но без повышенной драматизации. Незаурядный талант мастера проявляется также в передаче световых эффектов, выигрышных ракурсов, драматизированных жестах. Гверчино выработал широкую, «живописную» барочную манеру. Структура формы растворяется в потоках света, подчеркивающих выступающие части и оставляющих все другое погруженным в непроницаемую тень; движения направлены по диагонали в глубину ничем не ограниченного пространства картины; асимметричная композиция и богатый венецианский колорит усиливают общий драматический эффект.
История
В 1621 Гверчино был приглашён в Рим папой Григорием XV и создал целый цикл работ на библейские сюжеты. Данная работа принадлежит к циклу, повествующему о жизни Св. Апостола Петра. Такой интерес к этому образу был не случаен, поскольку Рим – это кафедра Апостола Петра. Для католической церкви образ Петра был ключевым и связан был с идеей папства.
Рекомендуемая литература
- Апостолы Азбука веры
- Ангел Азбука веры
- Толкования на Деяния апостолов 12:6
- Тест: Апостол Петр
- Апостол Петр (до призвания Си́мон)
- Апостол Пётр. Биография митр. Иларион (Алфеев)
- Петр – первый из двенадцати А.С. Десницкий
- Петр в темнице свящ. Владимир Гетте
- Беседа 26 на Деяния апостольские свт. Иоанн Златоуст
- Кто такие Ангелы?
- Ангелы Божии: наши друзья и помощники
- Православное учение об ангелах и демонах
- Апостолы. Симон Петр
Комментировать