-
Дата создания: 1515
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 82,4×136,5 см
-
В Библии: Ин. 8:2-12
-
Оригинал: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Сюжет
Сюжет картины Тициана отсылает нас к Евангелию от Иоанна. Книжники и фарисеи привели к Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. Приведшие обратились к Иисусу со словами: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин. 8:4-5). Если бы Иисус, проявляя милосердие, просто ответил бы им, что ее не следует побивать камнями, Его могли бы обвинить в том, что Он нарушает закон Моисеев. Но Христос ответил иначе: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). После этого те, кто привел эту женщину, «будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних» (Ин. 8:9). Оставшись же наедине с женщиной, Христос вразумил ее, сказав, в частности: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).
Описание
На картине художник изобразил застигнутую в прелюбодеянии женщину, окруженную толпой иудеев. Двое из них крепко держат грешницу за руки, стремясь предать ее позорной казни. Лицо женщины бледно, сама она склонила голову, не смея смотреть в глаза своим обвинителям. С неизбежностью она ожидает приговора, который, как ей могло представляться, оборвет ее жизнь и не ожидает от людей сочувствия. Для нее словно все кончено: сейчас должна свершиться казнь. Торжествующая толпа с осуждением смотрит на ту, которая преступила закон. В их лицах мы видим самоуверенность и ощущение собственного превосходства. Для них нет никакого сомнения в справедливости наказания – на их стороне закон.
Но Христос поступает иначе. Его лик, исполненный милосердия, резко контрастирует с торжествующими иудеями – в нем нет ни тени осуждения или злобы. Как добрый пастырь Он стремится спасти заблудшую, лицо Его и строго, и милостиво.
Художник – мастер колорита – передает психологическое состояние персонажей картины. Осуждающие взгляды иудеев, влажный блеск глаз, передает их состояние торжества и некоторого азарта, подобного азарту охотника, загнавшего в ловушку преследуемую дичь. Напротив, строгий, но милостивый взор Спасителя исполнен сочувствия. Сильные мускулистые руки преследователей, схвативших за руки несчастную женщину, которая даже не пытается вырваться – в ожидании смерти она как будто бы оцепенела и замерла, готовясь услышать смертный приговор, – и белая, с тонкими длинными пальцами длань Иисуса Христа усиливают этот контраст.
Эти две фигуры – Христа и грешницы мастер выделяет светом, падающим на них, притом что толпа, напротив, находится в тени. Грубые одежды преследователей и нежное с кружевом платье несчастной женщины усиливают до гротеска состояние героев. Сила греха загнанной жертвы ничтожна перед торжествующей гордыней мнимых праведников. Состояние самодовольства и самопревозношения, и напротив, раскаяние и сокрушение кающегося сердца. Истинная любовь – та, которая всегда прощает ближнего, она и является подлинной добродетелью, стяжать которую призван каждый христианин.
История
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490-1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Рекомендуемая литература
- Иисус Христос Азбука веры
- Прощение Азбука веры
- Грех Азбука веры
- Прелюбодеяние Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Иоанна 8:3
- Виды греха А.М. Леонов
- Грех Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей Церкви
- О грехе и его последствиях cвт. Иннокентий (Борисов)
- Иисус Христос. Жизнь и учение митр. Иларион (Алфеев)
- Иисус Христос — Искупитель человеческого рода свт. Иннокентий Херсонский
- Грешница пред судом Иисуса Б.И. Гладков
- Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле? свт. Николай Сербский
- Грех и Покаяние
Комментировать