Иисус взывает к Петру и спящим ученикам

Иисус взывает к Петру и спящим ученикам

Сюжет

Перед зрителем представлен сюжет из Евангелия от Матфея.Иисус взывает к Петру и спящим ученикам: « Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.» Трижды возвращался Он с просьбой к заснувшим ученикам, молясь в Гефсиманском саду.

Описание

На представленной мозаике совмещено две сцены: Моление в Гефсиманском саду и обращение к ученикам. Сцена моления показана в верхнем левом углу. Спаситель изображен на фоне горного пейзажа, склонившимся в молитвенном коленопреклонении перед кустом терна, символизирующего будущее страдание и поругание Христа. Чуть ниже, в расселине скалы мы видим дремлющих учеников, которые лежат в разных позах. Художник мастерски передает их лица с сомкнутыми очами: кто-то прислонился к камню, кто-то уронил голову на колени, кто-то сидит, подперев голову рукой. Один лишь Петр бодрствует, внимая словам Иисуса. Волнообразное движение фигур апостолов, беспорядочное движение их сонных тел, беспокойные складки одежд – все это создает эмоциональное воздействие на зрителя, подчеркивающая весь драматизм происходящего события. Безмятежна и спокойна только природа: остроконечный кипарис, погруженный в сон, молодые дубки на пригорке, цветок крестоцвета, напоминающий о крестных страданиях Иисуса Христа.

Сон учеников и бодрствование их Учителя составляет контраст, на котором построено повествование.

История

Кафедральный собор Святого Марка в Венеции – уникальный пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. Сам собор является точной копией собора Двенадцати Апостолов в Константинополе. Мощи святого Марка венецианские купцы Буоно и Рустико привезли из занятой мусульманами Александрии в 828 году в надежде спасти их от поругания. В том же году началось и строительство храма. В 1063 году при доже Доменико Контарини строится современная базилика. В 1071 году начинается украшение мозаиками: сначала украшают апсиду храма, затем в течении 200 лет – остальное пространство храма. В 1280 г. были закончены мозаики нартекса.

Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно лишь традиции иконописного канона. В XI веке для создания мозаик привлекались византийские мастера, позднее работу стали выполнять венецианские мозаичисты.

На южном и западном сводах предстают перед нами заключительные события его жизни: «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Поцелуй Иуды» и «Христос перед Пилатом». Большое изображение «Моления в Гевсиманском саду» на южной стене было создано в XIII в. и представляет собой один из шедевров мозаичного искусства. Страдание Иисуса и безразличие его учеников рассказаны в трех последовательных сценах, разыгрывающихся на фоне скалистого пейзажа, на котором выделяются цветы и деревья необыкновенной красоты.

Рекомендуемая литература

Комментировать