Сошествие Спасителя в ад

Сошествие Спасителя в ад

Сюжет

Воскресение Христово является ключевым событием Евангельского повествования. В христианской живописи тема Воскресения нашла свое художественное выражение в целом ряде сюжетов. Многие из них изображают явления Воскресшего Спасителя женам-мироносицам, апостолу Фоме и другим ученикам. Но особенно широкое распространение получила композиция «Сошествие Христа во ад», которая достаточно долгий период на Православном востоке была единственным изображением Воскресения Христова.

Сам момент Воскресения как известно, нигде не описан в Евангелиях. О нем мы узнаем по апокрифическим источникам, в Евангелии Никодима, сочинении Епифания Кипрского «Слово якорное», а также в Пасхальных богослужениях. Композиция «Сошествие Христа во ад» заменяет собой образ Воскресения и передает основной смысл праздника – избавление людей от уз вечной смерти. Иконография «Сошествия во ад» получила сложившуюся форму приблизительно к X в.

Описание

Представленная мозаичная композиция собора Сан Марко в Венеции относится к XII в. В центре находится фигура Христа-Спасителя, попирающего Сатану, который все еще пытается удержать Адама, хватая его за ступню. Здесь же сокрушенные двери ада и сама преисподняя, изображенная в виде пещеры с цепями и замками. Слева за Прародителями изображена группа молящихся ветхозаветных праведников, выходящих из гробов. Справа за спиной Спасителя Иоанн Креститель, стоящий на отверстой гробнице с предстоящими императором и императрицей, свидетельствующих о чуде воскрешения Адама и Евы.

Просторная одежда Христа, край которой часто взвивается вверх, явно показывает нисходящее движение, столь прекрасно отражённое в пасхальном богослужении. Одеяние, украшенное золотыми штрихами, струится светом, оно – атрибут Божества, как, впрочем, и белая одежда. Подобно тому, как блеск молнии разрывает трепещущую ночь, так Христос «струится» в динамизме, выражающем одновременно вездесущие и могущество. Когда Спаситель «восставляет» Адама, энергично беря его за руку, то Он воскрешает именно все человечество. Крест в руке Спасителя подчёркивает знак победы, средство, которым победил Христос и сокрушил «врата медные».

Внимательный наблюдатель заметит, что один рукав у Адама белого цвета, чем остальная одежда, это – доказательство преображения, которое совершено Самим Христом.

История

Мозаика собора св. Марка в Венеции является величайшим памятником архитектуры. Своды, купола и верхний уровень стен собора покрыты мозаичными полотнами общей площадью около 4000 кв. метров. Мозаичный цикл собора является одним из наиболее значимых образцов этого вида искусства. Ранние мозаики создавались безымянными мастерами, следовавшими исключительно лишь традиции иконописного канона.

На арках центрального купола расположены крупные мозаичные полотна, изображающие последние события земной жизни Иисуса Христа: распятие, сошествие во ад и Воскресение. Главный купол собора, расположенный на пересечении трансепта и центрального нефа украшен мозаикой Вознесение Христово.

Рекомендуемая литература

Комментировать