Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле

Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле

Сюжет

Празднование Пасхи.

Описание

Картина посвящена главному православному празднику – Светлой Пасхе. В центре мы видим Благовещенский собор, построенный в 1489 году псковскими мастерами и получивший окончательный облик девятиглавого храма лишь во второй половине XVI века при Иване Грозном. Благодаря обилию позолоты за ним закрепилось название «Златоверхий».

Слева виден Архангельский собор (во имя Архистратига Михаила), сооруженный в 1505-1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. В отделке храма использованы мотивы архитектуры эпохи Возрождения: пилястры с растительными капителями, раковины в закомарах. Собор был усыпальницей московских князей и царей.

Справа изображены Большой Кремлевский дворец и Грановитая палата. Дворец был возведен в 1838-1849 годах под руководством К.А. Тона. Грановитая палата построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Она служила главным тронным залом для торжественных приемов.

Бодри не только достоверно отразил облик Соборной площади. Он умело выстроил композицию картины, показав на переднем плане огромную массу людей в различных ракурсах. Все они, нарядно одетые, будучи представителями разных сословий объединены воедино общим праздничным настроением. Художнику удалось передать точное соотношение масштаба и пропорций, пространственную глубину и световоздушную среду. Солнечный свет играет на фасадах и куполах соборов. Яркие краски придают картине торжественное звучание, соответствующее атмосфере праздника. За это произведение в 1860 году пейзажист был удостоен звания академика перспективной живописи.

История

Бодри Карл (Карл-Фридрих) Петрович – русский живописец, портретист, мастер городского пейзажа и бытового жанра. Родился в 1812 году. Получив основное образование в Московском училище живописи и ваяния. К. Бодри был в числе первых учеников, занимаясь там с 1833 по 1839 год. По окончании получил звание неклассного (свободного) художника. В 1843 году состоял в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушающего ученика в классе исторической живописи у К. Брюллова. Бодри специализировался на исторических видах Москвы и сельских пейзажах.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • р.Б, 27.05.2025
    Я вижу только девятиглавый Благовещенский собор.
    А где Архангельский?
    Ответить »
    • kozhelga, 27.05.2025
      В данном ракурсе его не видно.
      Ответить »
  • alksen, 19.11.2025
    Картина Карла‑Фридриха Петровича Бодри представляет собой ценный историко‑художественный документ, позволяющий воочию увидеть облик одного из главных соборов Кремля в 1860‑х годах.
    С исключительной точностью и скрупулёзностью художник воспроизводит архитектурные детали Благовещенского собора: изящные закомары, узорчатые кокошники, многоглавую композицию и характерную белокаменную резьбу. Каждый элемент зодчества передан с документальной достоверностью — мы можем рассмотреть пропорции глав, ритм аркатур, форму оконных проёмов и даже текстуру кладки. Благодаря этому полотно становится своеобразным «фотоснимком» эпохи, фиксирующим состояние памятника накануне масштабных реставраций конца XIX века.
    Очень интересно рассматривать людей, тех, кто собрался на Крестный ход, тех, кого вычленил, выделил художник из огромного людского моря. Богатые, хорошо одетые барыни, в праздничном народном костюме молодая женщина с ребенком на руках, явно из «простых» дети, мальчик и девочка, женщина, обратившаяся к маленькой девочке, странник с сумой через плечо, опирающийся на посох — эти и все остальные люди стоящие здесь.
    Ответить »