Как встретить Святую Пасху

См. также раздел «ПАСХА».

По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II

Оглав­ле­ние


Почему Пасха – глав­ный празд­ник года

Празд­ник Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния, Пасха, – глав­ное собы­тие года для пра­во­слав­ных хри­стиан и самый боль­шой пра­во­слав­ный празд­ник. Слово «Пасха» пришло к нам из гре­че­ского языка и озна­чает «пре­хож­де­ние», «избав­ле­ние». В этот день мы тор­же­ствуем избав­ле­ние через Христа Спа­си­теля всего чело­ве­че­ства от раб­ства диа­волу и даро­ва­ние нам жизни и веч­ного бла­жен­ства. Как крест­ной Хри­сто­вой смер­тью совер­шено наше искуп­ле­ние, так Его Вос­кре­се­нием даро­вана нам вечная жизнь.

Вос­кре­се­ние Хри­стово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая вели­кая истина, кото­рую начали бла­го­вест­во­вать апо­столы.

Как про­ис­хо­дит Бого­слу­же­ние в Пасху

Пас­халь­ные Бого­слу­же­ния осо­бенно тор­же­ственны. Хри­стос бо воста: весе­лие вечное, – поет Цер­ковь в каноне Пасхи.

Еще с древ­них, апо­столь­ских времен, хри­сти­ане бодр­ствуют в свя­щен­ную и пред­праздн­ствен­ную спа­си­тель­ную ночь Свет­лого Вос­кре­се­ния Хри­стова, – ночь све­то­зар­ную све­то­нос­ного дня, ожидая вре­мени своего духов­ного осво­бож­де­ния от работы вражия (Цер­ков­ный Устав в неделю Пасхи).

Неза­долго до полу­ночи во всех храмах слу­жится полу­нощ­ница, на кото­рой иерей с диа­ко­ном исхо­дят к Пла­ща­нице и, совер­шив каж­де­ние окрест ее, при пении слов ката­ва­сии 9‑й песни «Воз­стану бо и про­слав­люся» подъ­ем­лют Пла­ща­ницу и отно­сят в алтарь. Пла­ща­ницу пола­гают на святой Пре­стол, где она должна оста­ваться до Отда­ния Пасхи.

Пас­халь­ную утреню, «весе­лие о Вос­кре­се­нии Гос­пода нашего из мерт­вых«, начи­нают в 12 часов ночи. При при­бли­же­нии полу­ночи все свя­щен­но­слу­жи­тели в полном обла­че­нии ста­но­вятся по чину у Пре­стола. Свя­щен­но­слу­жи­тели и моля­щи­еся в храме воз­жи­гают свечи.

«Ровно в 12 часов по мест­ному вре­мени при закры­тых Цар­ских Вратах свя­щен­но­слу­жи­тели тихим гласом поют сти­хиру: «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небе­сех, и нас на земли спо­доби чистым серд­цем Тебе сла­вити».

После этого отвер­за­ется завеса и свя­щен­но­слу­жи­тели снова поют эту же сти­хиру гром­ким голо­сом. Откры­ва­ются Цар­ские Врата, и сти­хира, уже более высо­ким голо­сом, поется духо­вен­ством в третий раз до поло­вины «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небе­сех». Певцы, сто­я­щие на сре­дине храма, закан­чи­вают: «И нас на земли спо­доби»

Как про­ис­хо­дит крест­ный ход

Крест­ный ход, совер­ша­е­мый в пас­халь­ную ночь, – это шествие Церкви навстречу вос­крес­шему Спа­си­телю.

Крест­ный ход совер­ша­ется вокруг храма при непре­рыв­ном тре­звоне. В свет­лом, лику­ю­щем, вели­че­ствен­ном виде, при пении «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли спо­доби чистым серд­цем Тебе сла­вити», Цер­ковь, как духов­ная неве­ста, идет, как гово­рится в свя­щен­ных пес­но­пе­ниях, «весе­лыми ногами во сре­те­ние исхо­дя­щему Христу из гроба, яко жениху».

Впе­реди крест­ного хода несут фонарь, за ним запре­столь­ный крест, запре­столь­ный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругве­носцы, певцы, све­ще­носцы со све­чами, диа­коны со своими све­чами и кадиль­ни­цами и за ними свя­щен­ники. В послед­ней паре свя­щен­ни­ков идущий справа несет Еван­ге­лие, а идущий слева – икону Вос­кре­се­ния. Завер­шает шествие пред­сто­я­тель храма с три­свеш­ни­ком и Кре­стом в левой руке. Если в храме только один свя­щен­ник, то на пеле­нах иконы Вос­кре­се­ния Хри­стова и Еван­ге­лие несут миряне.

Войдя в при­твор, крест­ный ход оста­нав­ли­ва­ется пред закры­тыми запад­ными две­рями храма. Нося­щие свя­тыни оста­нав­ли­ва­ются около дверей лицом к западу. Тре­звон пре­кра­ща­ется. Насто­я­тель храма, приняв от диа­кона кадило, совер­шает каж­де­ние и свя­щен­но­слу­жи­тели трижды поют: «Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав». Затем свя­щен­но­слу­жи­тели поют стихи:

«Да вос­крес­нет Бог, и рас­то­чатся врази Его. И да бежат от Лица Его нена­ви­дя­щии Его».

«Яко исче­зает дым, да исчез­нут, яко тает воск от лица огня». «Тако да погиб­нут греш­ницы от Лица Божия, а пра­вед­ницы да воз­ве­се­лятся». «Сей день, егоже сотвори Гос­подь, воз­ра­ду­емся и воз­ве­се­лимся в онь». На каждый стих певцы поют тро­парь «Хри­стос вос­кресе».

Затем пред­сто­я­тель или все свя­щен­но­слу­жи­тели поют «Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ». Певцы окан­чи­вают «И сущим во гробех живот даро­вав».

Отвер­за­ются цер­ков­ные двери, и крест­ный ход с этой радост­ной вестью шествует в храм, как и жены-миро­но­сицы пошли в Иеру­са­лим воз­ве­стить уче­ни­кам о Вос­кре­се­нии Гос­пода.

Что такое пас­халь­ный канон

Пас­халь­ный канон, тво­ре­ние св. Иоанна Дамас­кина, состав­ля­ю­щий суще­ствен­ней­шую часть пас­халь­ной утрени – венец всех духов­ных песней. Пас­халь­ный канон пред­став­ляет собой выда­ю­ще­еся про­из­ве­де­ние цер­ков­ной сло­вес­но­сти не только со сто­роны пыш­но­сти своей внеш­ней формы, но и по своим внут­рен­ним досто­ин­ствам, по силе и глу­бине заклю­ча­ю­щимся в нем мыслей, по воз­вы­шен­но­сти и богат­ству своего содер­жа­ния. Этот глу­боко содер­жа­тель­ный канон вводит нас в дух и смысл самого празд­ника Вос­кре­се­ния Хри­стова, застав­ляет нас все­сто­ронне пере­жить душою и понять это собы­тие.

На каждой песни канона совер­ша­ется каж­де­ние, свя­щен­но­слу­жи­тели с кре­стом и кади­лом, в пред­ше­ствии све­тиль­ни­ков, обхо­дят всю цер­ковь, напол­няя ее фимиа­мом, и радостно при­вет­ствуют всех сло­вами «Хри­стос вос­кресе!», на что веру­ю­щие отве­чают «Воис­тину вос­кресе!». Эти мно­го­чис­лен­ные исхож­де­ния свя­щен­ни­ков из алтаря напо­ми­нают о частых явле­ниях Гос­пода Своим уче­ни­кам по Вос­кре­се­нии.

Пас­халь­ный канон, тво­ре­ние Иоанна Дамас­кина

Песнь 1

Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся людие: Пасха, Гос­подня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси, Хри­стос Бог нас пре­веде, побед­ную поющия.

Припев: Хри­стос вос­кресе из мерт­вых.

Очи­стим чув­ствия, и узрим непри­ступ­ным светом вос­кре­се­ния Христа бли­ста­ю­щася, и радуй­теся, рекуща ясно да услы­шим, побед­ную поюще.

Хри­стос вос­кресе из мерт­вых.

Небеса убо достойно да весе­лятся, земля же да раду­ется: да празд­нует же мир, види­мый же весь и неви­ди­мый, Хри­стос бо воста, весе­лие вечное.

Бого­ро­дичны

Слава: Умерщ­вле­ния предел сло­мила еси, вечную жизнь рожд­шая Христа, из гроба воз­си­яв­шаго днесь, Дево Все­не­по­роч­ная, и мир про­све­тив­шаго.

И ныне: Вос­крес­шаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апо­столы Бого­бла­го­дат­ная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радо­сти вина, вос­при­яла еси, Бого­мати Все­не­по­роч­ная.

Песнь 3

При­и­дите пиво пием новое, не от камене неплодна чудо­де­е­мое, но нетле­ния источ­ник, из гроба одо­ждивша Христа, в Немже утвер­жда­емся.

Ныне вся испол­ни­шася света, небо же и земля и пре­ис­под­няя: да празд­нует убо вся тварь воста­ние Хри­стово, в немже утвер­жда­ется.

Вчера спо­гре­бохся Тебе, Христе, сово­стаю днесь вос­кресшу Тебе, срас­пи­нахся Тебе вчера, Сам мя спро­слави, Спасе, во Цар­ствии Твоем.

Слава: На нетлен­ную жизнь при­хо­жду днесь бла­го­стию рожд­ша­гося из Тебе, Чистая, и всем концем свет обли­став­шаго.

И ныне: Бога, Егоже родила еси плотию, из мерт­вых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога Пре­чи­стая воз­ве­ли­чай.

Ипакои, глас 4‑й

Пред­ва­рив­шия утро яже о Марии, и обрет­шия камень отва­лен от гроба, слы­шаху от ангела: во свете прис­но­сущ­нем Сущаго, с мерт­выми что ищете яко чело­века? Видите гроб­ныя пелены. Тецыте и миру про­по­ве­дите, яко воста Гос­подь умерт­ви­вый смерть, яко есть Сын Бога, спа­са­ю­щаго род чело­ве­че­ский.

Песнь 4

На боже­ствен­ней стражи, бого­гла­го­ли­вый Авва­кум да станет с нами и пока­жет све­то­носна ангела, ясно гла­го­люща: днесь спа­се­ние миру, яко вос­кресе Хри­стос, яко Все­си­лен.

Муже­ский убо пол, яко раз­вер­зый дев­ствен­ную утробу, явися Хри­стос: яко чело­век же, агнец наре­чеся: непо­ро­чен же, яко невку­сен скверны, наша Пасха, и яко Бог исти­нен, совер­шен речеся.

Яко еди­но­лет­ный агнец, бла­го­сло­вен­ный нам венец Хри­стос, волею за всех заклан бысть, Пасха чисти­тель­ная, и паки из гроба крас­ное правды нам возсия солнце.

Бого­отец убо Давид пред сенным ков­че­гом ска­каше играя, людие же Божии святии, обра­зов сбытие зряще, весе­лимся Боже­ственне, яко вос­кресе Хри­стос, яко Все­си­лен.

Слава: Созда­вый Адама, Твоего пра­отца, Чистая, зиждется от Тебе, и смерт­ное жилище разори Своею смер­тию днесь, и озари вся боже­ствен­ными бли­ста­ньми вос­кре­се­ния.

И ныне: Егоже родила еси Христа, пре­красно из мерт­вых воз­си­явша, Чистая зрящи, добрая и непо­роч­ная в женах и крас­ная, днесь во спа­се­ние всех, со апо­столы раду­ю­щися, Того про­слав­ляй.

Песнь 5

Утре­нюем утрен­нюю глу­боку, и вместо мира песнь при­не­сем Вла­дыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь воз­си­я­юща.

Без­мер­ное Твое бла­го­у­тро­бие адо­выми узами содер­жи­мии зряще, к свету идяху Христе, весе­лыми ногами, Пасху хва­ляще вечную.

При­сту­пим све­ще­нос­нии исхо­дящу Христу из гроба яко Жениху, и спразд­нуим любо­праздн­ствен­ными чинми Пасху Божию спа­си­тель­ную.

Слава: Про­све­ща­ется боже­ствен­ными лучами и живо­нос­ными вос­кре­се­ния Сына Твоего, Бого­мати Пре­чи­стая, и радо­сти испол­ня­ется бла­го­че­сти­вых собра­ние.

И ныне: Не раз­верзл еси врата дев­ства в вопло­ще­нии, гроба не раз­ру­шил еси печа­тей, Царю созда­ния: ото­ну­дуже вос­крес­шаго Тя зрящи Мати, радо­ва­шеся.

Песнь 6

Сниз­шел еси в пре­ис­под­няя земли и сокру­шил еси вереи вечныя, содер­жа­щия свя­зан­ныя Христе, и трид­не­вен, яко от кита Иона, вос­кресл еси от гроба.

Сохра­нив цела зна­ме­ния, Христе, вос­кресл еси от гроба, ключи Девы не вре­ди­вый в рож­де­стве Твоем, и отверзл еси нам рай­ские двери.

Спасе мой, живое же и нежерт­вен­ное зако­ле­ние, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совос­кре­сил еси все­род­наго Адама, вос­крес от гроба.

Слава: Воз­ве­деся древле дер­жи­мое смер­тию и тле­нием, вопло­тив­шимся от Твоего пре­чи­с­таго чрева, к нетлен­ней и прис­но­сущ­ней жизни, Бого­ро­дице Дево.

И ныне: Сниде в пре­ис­под­няя земли, в ложе­сна Твоя, Чистая, сшедый, и все­ли­выйся и вопло­ти­выйся паче ума, и воз­движе с Собою Адама, вос­крес от гроба.

Кондак, глас 8‑й

Аще и во гроб сниз­шел еси, Без­смертне, но адову раз­ру­шил еси силу, и вос­кресл еси яко побе­ди­тель, Христе Боже, женам миро­но­си­цам веща­вый: радуй­теся, и Твоим апо­сто­лом мир даруяй, падшим подаяй вос­кре­се­ние.

Икос

Еже прежде солнца Солнце зашед­шее иногда во гроб, пред­ва­риша ко утру, ищущия яко дне миро­но­сицы девы, и друга ко друзей вопи­яху: О дру­гини! при­и­дите, вонями пома­жем Тело живо­нос­ное и погре­бен­ное, плоть Вос­кре­сив­шаго пад­шаго Адама, лежа­щую во гробе. Идем, пот­щимся якоже волсви, и покло­нимся, и при­не­сем мира яко дары, не в пеле­нах, но в пла­ща­нице Обви­тому, и плачим и возо­пиим: О Вла­дыко, востани, падшим подаяй вос­кре­се­ние.

Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше, покло­нимся Свя­тому Гос­поду Иисусу, Еди­ному Без­греш­ному, Кресту Твоему покла­ня­емся, Христе, и святое вос­кре­се­ние Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое име­нуем. При­и­дите, вси вернии, покло­нимся свя­тому Хри­стову вос­кре­се­нию: се бо прииде Кре­стом радость всему миру. Всегда бла­го­сло­вяще Гос­пода, поем вос­кре­се­ние Его: рас­пя­тие бо пре­тер­пев, смер­тию смерть раз­руши. (Трижды)

Вос­крес Иисус от гроба, якоже про­рече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды)

Песнь 7

Отроки от пещи изба­ви­вый, быв чело­век, страж­дет яко смер­тен, и стра­стию смерт­ное в нетле­ния обла­чит бла­го­ле­пие, Един бла­го­сло­вен отцев Бог и пре­п­ро­слав­лен.

Жены с миры бого­муд­рыя вслед Тебе течаху: Егоже яко мертва со сле­зами искаху, покло­ни­шася раду­ю­щи­яся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, уче­ни­ком бла­го­ве­стиша.

Смерти празд­нуем умерщ­вле­ние, адово раз­ру­ше­ние, иного жития веч­наго начало, и игра­юще поем Винов­наго, Еди­наго Бла­го­сло­вен­наго отцев Бога и пре­п­ро­слав­лен­наго.

Яко воис­тинну свя­щен­ная, и все­праздн­ствен­ная сия спа­си­тель­ная нощь, и све­то­зар­ная, све­то­нос­наго дне воста­ния сущи про­воз­вест­ница: в нейже без­лет­ный Свет из гроба плот­ски всем возсия.

Слава: Умерт­вив Сын Твой смерть, Все­не­по­роч­ная, днесь всем смерт­ным пре­бы­ва­ю­щий живот во веки веков дарова, един бла­го­сло­вен­ный отцев Бог и пре­п­ро­слав­лен­ный.

И ныне: Всем цар­ствуяй созда­нием, быв чело­век, все­лися в Твою, Бого­бла­го­дат­ная, утробу, и рас­пя­тие пре­тер­пев и смерть, вос­кресе бого­лепно, совоз­ста­вив нас яко все­си­лен.

Песнь 8

Сей наре­чен­ный и святый день, един суббот царь и гос­подь, празд­ни­ков празд­ник, и тор­же­ство есть тор­жеств: воньже бла­го­сло­вим Христа во веки.

При­и­дите новаго вино­града рож­де­ния, боже­ствен­наго весе­лия, в наро­чи­том дни вос­кре­се­ния, Цар­ствия Хри­стова при­об­щимся, поюще Его яко Бога во веки.

Воз­веди окрест очи твои, Сионе, и виждь: се при­и­доша к тебе яко бого­свет­лая све­тила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе бла­го­сло­вя­щия Христа во веки.

Пре­свя­тая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Отче Все­дер­жи­телю, и Слове, и Душе, треми соеди­ня­е­мое во ипо­ста­сех есте­ство, пре­су­ще­ственне и пре­бо­же­ственне, в Тя кре­сти­хомся и Тя бла­го­сло­вим во вся веки.

Слава: Прииде Тобою в мир Гос­подь, Дево Бого­ро­дице, и чрево адово рас­торг, смерт­ным нам вос­кре­се­ние дарова: Темже бла­го­сло­вим Его во веки.

И ныне: Всю низ­ло­жив смерти дер­жаву Сын Твой, Дево, Своим вос­кре­се­нием, яко Бог креп­кий совоз­несе нас и обожи: темже вос­пе­ваем Его во веки.

Песнь 9

Припев: Вели­чит душа моя вос­крес­шаго три­дневно от гроба Христа Жиз­но­давца.

Ирмос: Све­тися, све­тися новый Иеру­са­лиме, слава бо Гос­подня на тебе возсия. Ликуй ныне и весе­лися, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суйся. Бого­ро­дице, о воста­нии Рож­де­ства Твоего.

Припев: Хри­стос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, взем­ляй грехи мира.

О боже­ствен­наго, о любез­наго, о слад­чай­шаго Твоего гласа! С нами бо неложно обе­щался еси быти до скон­ча­ния века Христе, Егоже вернии, утвер­жде­ние надежды имуще, раду­емся.

Припев: Ангел вопи­яше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся! Твой Сын вос­кресе трид­не­вен от гроба, и мерт­выя воз­двиг­ну­вый, людие, весе­ли­теся.

О Пасха велия и свя­щен­ней­шая, Христе! О муд­ро­сте, и Слове Божий, и сило! Пода­вай нам истее Тебе при­ча­ща­тися, в неве­чер­нем дни Цар­ствия Твоего.

Екса­по­сти­ла­рий

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Гос­поди, трид­не­вен вос­кресл еси, Адама воз­двиг от тли, и упразд­нив смерть: Пасха нетле­ния, мира спа­се­ние.

Сти­хиры Пасхи

Стих: Да вос­крес­нет Бог, и рас­то­чатся врази Его.

Пасха свя­щен­ная нам днесь пока­зася: Пасха нова святая, Пасха таин­ствен­ная, Пасха все­чест­ная, Пасха Хри­стос Изба­ви­тель, Пасха непо­роч­ная, Пасха вели­кая, Пасха верных, Пасха двери рай­ския нам отвер­за­ю­щая, Пасха всех освя­ща­ю­щая верных.

Стих: Яко исче­зает дым, да исчез­нут.

При­и­дите от виде­ния жены бла­го­вест­ницы, и Сиону рцыте: приими от нас радо­сти бла­го­ве­ще­ния вос­кре­се­ния Хри­стова; кра­суйся, ликуй и радуйся, Иеру­са­лиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, про­ис­хо­дяща.

Стих: Тако да погиб­нут греш­ницы от лица Божия, а пра­вед­ницы да воз­ве­се­лятся.

Миро­но­сицы жены, утру глу­боку, пред­ставша гробу Живо­давца, обре­тоша ангела, на камени седяща, и той про­ве­щав им сице гла­го­лаше: что ищете Живаго с мерт­выми? Что пла­чете Нетлен­наго во тли? Шедше про­по­ве­дите уче­ни­ком Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Гос­подь, воз­ра­ду­емся и воз­ве­се­лимся в онь.

Пасха крас­ная, Пасха, Гос­подня Пасха! Пасха все­чест­ная нам возсия! Пасха! Радо­стию друг друга обымем. О Пасха!

Избав­ле­ние скорби, ибо из гроба днесь яко от чер­тога воз­сияв Хри­стос, жены радо­сти исполни гла­голя: про­по­ве­дите апо­сто­лом.

Слава, и ныне: Вос­кре­се­ния день, и про­све­тимся тор­же­ством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и нена­ви­дя­щим нас, про­стим вся вос­кре­се­нием, и тако возо­пиим: Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав.

О при­вет­ствиях и лоб­за­нии в день Пасхи

При конце утрени свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают хри­сто­со­ваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «цело­ва­ние насто­я­теля с про­чими иереи и диа­коны во святом алтаре бывает сице: гла­го­лет при­хо­дяй – «Хри­стос вос­кресе». Оному же отве­щавшу – «Воис­тину вос­кресе». Так же должно совер­шаться хри­сто­со­ва­ние и с миря­нами.

По Уставу свя­щен­но­слу­жи­тели, похри­сто­со­вав­шись между собой в алтаре, исхо­дят на солею и здесь хри­сто­су­ются с каждым из моля­щихся. Но такой поря­док мог быть соблю­даем лишь в древ­них оби­те­лях, где в храме нахо­ди­лась лишь немно­го­чис­лен­ная братия, или в тех домо­вых и при­ход­ских церк­вах, где бывало немного моля­щихся. Ныне же при гро­мад­ном сте­че­нии бого­моль­цев свя­щен­ник, выйдя с Кре­стом на солею, про­из­но­сит от себя крат­кое общее при­вет­ствие пред­сто­я­щим и закан­чи­вает его трое­крат­ным воз­гла­ше­нием «Хри­стос вос­кресе!» с осе­не­нием Кре­стом на три сто­роны и после этого воз­вра­ща­ется в алтарь.

Обычай при­вет­ство­вать друг друга в Пасху этим сло­вами – очень древ­ний. При­вет­ствуя друг друга с радо­стью вос­кре­се­ния Хри­стова, мы упо­доб­ля­емся уче­ни­кам и уче­ни­цам Гос­пода, кото­рые по вос­кре­се­нии Его «гово­рили, что Гос­подь истинно вос­крес» (Лк. 24:34). В крат­ких словах «Хри­стос вос­кресе!» заклю­ча­ется вся сущ­ность нашей веры, вся твер­дость и непо­ко­ле­би­мость нашего упо­ва­ния и надежды, вся пол­нота вечной радо­сти и бла­жен­ства. Эти слова, еже­годно бес­счет­ное коли­че­ство раз повто­ря­е­мые, всегда, тем не менее, пора­жают наш слух своей новиз­ной и зна­че­нием как бы выс­шего откро­ве­ния. Как от искры, от этих слов веру­ю­щее сердце вос­пла­ме­ня­ется огнем небес­ного, свя­того вос­торга, как бы ощу­щает близ­кое при­сут­ствие Самого бли­ста­ю­щего Боже­ствен­ным светом вос­крес­шего Гос­пода. Понятно, что наши воз­гла­ше­ния «Хри­стос вос­кресе!» и «Воис­тину вос­кресе!» должны быть оду­шев­лены живой верой и любо­вью ко Христу.

С этим пас­халь­ным при­вет­ствием соеди­нено и лоб­за­ние. Это древ­нее, идущее еще от времен апо­столь­ских, зна­ме­ние при­ми­ре­ния и любви.

С древ­ней­ших времен оно совер­ша­лось и совер­ша­ется в дни Пасхи. О святом лоб­за­нии в дни Пасхи так пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Да памя­туем и те святые цело­ва­ния, кои при бла­го­го­вей­ных объ­я­тиях даем мы друг другу».

Огла­си­тель­ное слово свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, чита­е­мое во время утрени

Иже во святых отца нашего Иоанна, архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского, Зла­то­ус­таго, Слово Огла­си­тель­ное, во святый и све­то­нос­ный день пре­слав­наго и спа­си­тель­наго Христа Бога нашего Вос­кре­се­ния.

Аще кто бла­го­че­стив и бого­лю­бив, да насла­дится сего добраго и светлаго тор­же­ства. Аще кто раб бла­го­ра­зум­ный, да внидет, раду­яся, в радость Гос­пода своего. Аще кто потру­дися постяся, да вос­при­и­мет ныне дина­рий. Аще кто от пер­ваго часа делал есть, да при­и­мет днесь пра­вед­ный долг. Аще кто по тре­тием часе прииде, бла­го­даря да празд­нует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сум­нится; ибо ничим отще­те­ва­ется. Аще кто лишися и девя­таго часа, да при­сту­пит, ничтоже сум­няся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во еди­но­на­де­ся­тый час, да не устра­шится замед­ле­ния: любо­че­стив бо Сый Вла­дыка, при­ем­лет послед­няго, якоже и пер­ваго: упо­ко­е­вает в еди­но­на­де­ся­тый час при­шед­шаго, якоже делав­шаго от пер­ваго часа: и послед­няго милует, и пер­вому уго­ждает, и оному дает, и сему дар­ствует: и дела при­ем­лет, и наме­ре­ние целует; и деяние почи­тает, и пред­ло­же­ние хвалит. Темже убо вни­дите вси в радость Гос­пода своего: и первии, и втории, мзду при­и­мите. Бога­тии и убозии, друг со другом ликуйте. Воз­держ­ницы и лени­вии, день почтите. Постив­шийся и не постив­шийся, воз­ве­се­ли­теся днесь. Тра­пеза испол­нена, насла­ди­теся вси. Телец упи­тан­ный, ник­тоже да изыдет алчай; вси насла­ди­теся пира веры; вси вос­при­и­мите богат­ство бла­го­сти. Ник­тоже да рыдает убо­же­ства: явися бо общее Цар­ство.

Ник­тоже да плачет пре­гре­ше­ний, про­ще­ние бо от гроба возсия. Ник­тоже да убо­ится смерти, сво­боди бо нас Спа­сова смерть. Угаси ю, Иже от нея дер­жи­мый. Плени ада, Соше­дый во ад. Огорчи ада, вку­сивша плоти его. И сие пред­при­е­мый Исаиа возопи: ад, гла­го­лет, огор­чися, срет Тя доле. Огор­чися, ибо упразд­нися, огор­чися, ибо пору­ган бысть. Огор­чися, ибо умерт­вися. Огор­чися, ибо низ­ло­жися. Огор­чися, ибо свя­зася. Прият тело, и Богу при­ра­зися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Вос­кресе Хри­стос, и ты низ­верглся еси. Вос­кресе Хри­стос, и падоша демони. Вос­кресе Хри­стос, и раду­ются Ангели. Вос­кресе Хри­стос, и жизнь житель­ствует. Вос­кресе Хри­стос, и мерт­вый ни един во гробе. Хри­стос бо, востав от мерт­вых, Нача­ток усоп­ших бысть. Тому слава и дер­жава во веки веков. Аминь.

О Пас­халь­ных часах и Литур­гии

Во многих храмах непо­сред­ственно за окон­ча­нием утрени сле­дуют часы и Литур­гия. Пас­халь­ные часы чита­ются не только в храме – всю пас­халь­ную сед­мицу их читают обычно вместо утрен­них и вечер­них молитв.

Во время пения часов пред Литур­гией диакон с диа­кон­ской свечой совер­шает обыч­ное каж­де­ние алтаря и всего храма.

Если в храме Бого­слу­же­ние совер­ша­ется соборно, то есть несколь­кими свя­щен­ни­ками, то Еван­ге­лие читают на разных языках: на сла­вян­ском, рус­ском, а также на древ­них, на кото­рых рас­про­стра­ня­лась апо­столь­ская про­по­ведь, – на гре­че­ском, латин­ском, и на языках наро­дов, наи­бо­лее извест­ных в данной мест­но­сти.

Во время чтения Еван­ге­лия на коло­кольне про­из­во­дится так назы­ва­е­мый «пере­бор», то есть уда­ряют по одному разу во все коло­кола, начи­ная от малень­ких.

Часы пас­халь­ные

Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав. (Трижды)

Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше, покло­нимся свя­тому Гос­поду Иисусу, Еди­ному Без­греш­ному. Кресту Твоему покло­ня­емся, Христе, и святое Вос­кре­се­ние Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое име­нуем. При­и­дите вси вернии, покло­нимся свя­тому Хри­стову Вос­кре­се­нию: се бо прииде Кре­стом радость всему миру. Всегда бла­го­сло­вяще Гос­пода, поем Вос­кре­се­ние Его: рас­пя­тие бо пре­тер­пев, смер­тию смерть раз­руши. (Трижды)

Пред­ва­рив­шыя утро яже о Марии, и обрет­шыя камень отва­лен от гроба, слы­шаху от ангела: во свете прис­но­сущ­нем Сущаго, с мерт­выми что ищете яко чело­века? Видите гроб­ныя пелены, тецыте и миру про­по­ве­дите, яко воста Гос­подь, умерт­ви­вый смерть, яко есть Сын Бога, спа­са­ю­щаго род чело­ве­че­ский.

Аще и во гроб сниз­шел еси, Без­смертне, но адову раз­ру­шил еси силу, и вос­кресл еси яко побе­ди­тель, Христе Боже, женам миро­но­си­цам веща­вый: радуй­теся, и Твоим апо­сто­лом мир даруяй, падшим подаяй вос­кре­се­ние.

Во гробе плот­ски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с раз­бой­ни­ком, и на пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся испол­няяй, неопи­сан­ный.

Слава: Яко Живо­но­сец, яко рая крас­ней­ший, воис­тинну и чер­тога вся­каго цар­скаго пока­зася свет­лей­ший, Христе, гроб Твой, источ­ник нашего Вос­кре­се­ния.

И ныне: Выш­няго осве­щен­ное Боже­ствен­ное селе­ние, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Бого­ро­дице, зову­щим: бла­го­сло­венна Ты в женах еси, Все­не­по­роч­ная Вла­ды­чице.

Гос­поди, поми­луй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Чест­ней­шую херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния сера­фим, без истле­ния Бога слова рожд­шую, сущую Бого­ро­дицу Тя вели­чаем.

Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав. (Трижды)

Почему на Пасху при­нято дарить друг другу яйца

С давних времен хра­нится в Пра­во­слав­ной Церкви бла­го­че­сти­вый обычай дарить в празд­ник Пасхи яйца. Этот обычай про­изо­шел от святой рав­ноап­о­столь­ной Марии Маг­да­лины, когда она, по Воз­не­се­нии Гос­под­нем, пришла в Рим для про­по­веди Еван­ге­лия, пред­стала пред импе­ра­то­ром Тиве­рием и, под­неся ему крас­ное яйцо, ска­зала: «Хри­стос вос­кресе!» начи­ная таким обра­зом свою про­по­ведь. По при­меру рав­ноап­о­столь­ной Марии Маг­да­лины мы теперь дарим в Пасху крас­ные яйца, испо­ве­дуя живо­тво­ря­щую смерть и Вос­кре­се­ния Гос­пода – два собы­тия, кото­рые Пасха соеди­няет в себе. Пас­халь­ное яйцо напо­ми­нает нам об одном из глав­ных дог­ма­тов нашей веры и служит види­мым знаком бла­жен­ного вос­кре­се­ния мерт­вых, залог кото­рого мы имеем в Вос­кре­се­нии Иисуса Христа – Побе­ди­теля смерти и ада. Как из яйца, из-под его нежи­вой скор­лупы, рож­да­ется жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, вос­стал Жиз­но­да­вец, и так вос­ста­нут в вечную жизнь и все умер­шие.

Почему Цер­ковь освя­щает пасхи и куличи

Пас­халь­ный кулич – это цер­ковно-обря­до­вая пища. Кулич – это род артоса на нижней сте­пени освя­ще­ния.

Откуда же про­ис­хо­дит кулич и почему на Пасху пекут и освя­щают именно куличи?

Нам, хри­сти­а­нам, осо­бенно сле­дует при­ча­щаться в день Пасхи. Но так как многие пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют обычай при­ни­мать Святые Тайны в про­дол­же­нии Вели­кого поста, а в Свет­лый день Вос­кре­се­ния Хри­стова при­ча­ща­ются немно­гие, то, по совер­ше­нии Литур­гии, в этот день бла­го­слов­ля­ются и освя­ща­ются в храме особые при­но­ше­ния веру­ю­щих, обык­но­венно назы­ва­е­мый пас­хами и кули­чами, чтобы вку­ше­ние от них напо­ми­нало о при­ча­ще­нии истин­ной Пасхи Хри­сто­вой и соеди­няло всех верных во Иисусе Христе.

Упо­треб­ле­ние освя­щен­ных пасох и кули­чей в Свет­лую Сед­мицу у пра­во­слав­ных хри­стиан можно упо­до­бить вку­ше­нию вет­хо­за­вет­ной пасхи, кото­рую в первый день сед­мицы пас­халь­ной народ Бого­из­бран­ный вкушал семейно (Исх. 12:3–4). Так же по бла­го­сло­ве­нию и освя­ще­нию хри­сти­ан­ских пасох и кули­чей, веру­ю­щие в первый день празд­ника, прийдя из храмов домой и окон­чив подвиг поста, в знак радост­ного еди­не­ния, всей семьей начи­нают и телес­ное под­креп­ле­ние – пре­кра­щая гове­ние, все едят бла­го­сло­вен­ные куличи и пасху, упо­треб­ляя их в тече­ние всей Свет­лой сед­мицы.

О семи­днев­ном празд­но­ва­нии Пасхи

Празд­ник Пасхи от самого своего начала был свет­лым, все­об­щим, про­дол­жи­тель­ней­шим хри­сти­ан­ским тор­же­ством.

С апо­столь­ских времен празд­ник хри­сти­ан­ской Пасхи про­дол­жа­ется семь дней, или восемь, если счи­тать все дни непре­рыв­ного празд­но­ва­ния Пасхи до Фомина поне­дель­ника.

Славя Пасху свя­щен­ную и таин­ствен­ную, Пасху Христа Изба­ви­теля, Пасху двери рай­ские нам отвер­за­ю­щую, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в про­дол­же­ние всего свет­лого семи­днев­ного тор­же­ства имеет Цар­ские Врата отвер­стыми. Цар­ские двери во всю Свет­лую сед­мицу не закры­ва­ются даже во время при­ча­ще­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Начи­ная с пер­вого дня Пасхи и до вечерни празд­ника Святой Троицы коле­но­пре­кло­не­ний и земных покло­нов не пола­га­ется.

В бого­слу­жеб­ном отно­ше­нии вся Свет­лая сед­мица есть как бы один празд­нич­ный день: во все дни этой сед­мицы Бого­слу­же­ние бывает то же, что и в первый день, с немно­гими изме­не­ни­ями и пере­ме­нами.

Пред нача­лом Литур­гии во дни Пас­халь­ной сед­мицы и до Отда­ния Пасхи свя­щен­но­слу­жи­тели читают вместо «Царю Небес­ный» – «Хри­стос вос­кресе» (трижды).

Окан­чи­вая свет­лое тор­же­ство Пасхи сед­ми­цею, Цер­ковь про­дол­жает его, хотя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще трид­цать два дня – до Воз­не­се­ния Гос­подня.

О пове­де­нии пра­во­слав­ных хри­стиан в Пасху

Древ­ние хри­сти­ане в про­дол­же­ние вели­кого тор­же­ства Пасхи еже­дневно соби­ра­лись для обще­ствен­ного Бого­слу­же­ния.

Согласно бла­го­че­стию первых хри­стиан, на VI Все­лен­ском Соборе поста­нов­лено для верных: «От свя­того дня вос­кре­се­ния Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю сед­мицу верные должны во святых церк­вах непре­станно упраж­ня­тися во псал­мех и пениих и песнех духов­ных, раду­яся и тор­же­ствуя во Христе, и чтению Боже­ствен­ных писа­ния внимая и свя­тыми Тай­нами насла­ждайся. Ибо таким обра­зом со Хри­стом и мы купно вос­крес­нем и воз­не­семся. Того ради отнюдь в речен­ные дни не бывает кон­ское риста­лище, или иное народ­ное зре­лище».

Древ­ние хри­сти­ане вели­кий празд­ник Пасхи свя­тили осо­быми делами бла­го­че­стия, мило­сти и бла­го­тво­ре­ния. Под­ра­жая Гос­поду, Своим Вос­кре­се­нием осво­бо­див­шему нас от уз греха и смерти, бла­го­че­сти­вые цари отпи­рали в пас­халь­ные дни тем­ницы и про­щали узни­ков (но не уго­лов­ных пре­ступ­ни­ков). Про­стые хри­сти­ане в эти дни помо­гали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освя­щен­ные в Пасху, раз­да­вали бедным и тем делали их участ­ни­ками радо­сти в Свет­лый празд­ник.

Древ­ний святой обычай, сохра­ня­е­мый и ныне бла­го­че­сти­выми миря­нами, состоит в том, чтобы во всю Свет­лую сед­мицу не опус­кать ни одного цер­ков­ного Бого­слу­же­ния.

Что такое артос

Слово артос пере­во­дится с гре­че­ского как «квас­ной хлеб» – общий всем членам Церкви освя­щен­ный хлеб, иначе – просфора все­це­лая.

Артос в про­дол­же­нии всей Свет­лой сед­мицы зани­мает в храме самое видное место, вместе с иконой Вос­кре­се­ния Гос­подня и, в заклю­че­ние пас­халь­ных тор­жеств, раз­да­ется веру­ю­щим.

Упо­треб­ле­ние артоса начи­на­ется с самого начала хри­сти­ан­ства. В соро­ко­вой день по Вос­кре­се­нии Гос­подь Иисус Хри­стос воз­несся на небо. Уче­ники и после­до­ва­тели Хри­стовы нахо­дили уте­ше­ние в молит­вен­ных вос­по­ми­на­ниях о Гос­поде, они при­по­ми­нали каждое Его слово, каждый шаг и каждое дей­ствие. Когда схо­ди­лись на общую молитву, они, вспо­ми­ная Тайную Вечерю, при­ча­ща­лись Тела и Крови Хри­сто­вых. Готовя обык­но­вен­ную тра­пезу, они первое место за столом остав­ляли неви­димо при­сут­ству­ю­щему Гос­поду и пола­гали на это место хлеб.

Под­ра­жая апо­сто­лам, первые пас­тыри Церкви уста­но­вили в празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова пола­гать в храме хлеб, как в види­мое выра­же­ние того, что постра­дав­ший за нас Спа­си­тель сде­лался для нас истин­ным хлебом жизни.

На артосе изоб­ра­жен крест, на кото­ром виден только тер­но­вый венец, но нет Рас­пя­того – как зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или изоб­ра­же­ние Вос­кре­се­ния Хри­стова.

С арт­осом соеди­ня­ется и древ­нее цер­ков­ное пре­да­ние, что апо­столы остав­ляли за столом часть хлеба долю Пре­чи­стой Матери Гос­пода в напо­ми­на­ние посто­ян­ного обще­ния с Ней и после тра­пезы бла­го­го­вейно делили эту часть между собой. В мона­сты­рях этот обычай носит назва­ние Чин о Пана­гии, то есть вос­по­ми­на­ние о Все­свя­тей­шей Матери Гос­пода. В при­ход­ских церк­вах этот хлеб Бого­ма­тери вспо­ми­на­ется раз в год в связи с раз­дроб­ле­нием артоса.

Освя­ща­ется артос особой молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в первый день Святой Пасхи на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Артос пола­га­ется на солее, против Цар­ских Врат, на уго­то­ван­ном столе или аналое. После освя­ще­ния артоса аналой с арт­осом ставят на солее пред обра­зом Спа­си­теля, где артос лежит в тече­ние всей Святой сед­мицы. Его сохра­няют в храме всю Свет­лую сед­мицу на аналое пред ико­но­ста­сом. Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии Литур­гии с арт­осом тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма. В суб­боту Свет­лой сед­мицы по заам­вон­ной молитве чита­ется молитва на раз­дроб­ле­ние артоса, артос раз­дроб­ля­ется и в конце Литур­гии при цело­ва­нии Креста раз­да­ется народу как свя­тыня.

Как хра­нить и при­ни­мать артос

Частицы артоса, полу­чен­ный в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей.

Артос упо­треб­ля­ется в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, и всегда со сло­вами «Хри­стос вос­кресе!».

Как поми­нают усоп­ших в Дни Пасхи

Многие в празд­ник Пасхи посе­щают клад­бище, где нахо­дятся могилы их близ­ких. К сожа­ле­нию, в неко­то­рых семьях суще­ствует кощун­ствен­ный обычай сопро­вож­дать эти посе­ще­ния могил своих родных диким пьяным раз­гу­лом. Но даже те, кто и не справ­ляют на моги­лах своих близ­ких язы­че­ских пьян­ствен­ных тризн, столь оскор­би­тель­ных для вся­кого хри­сти­ан­ского чув­ства, часто не знают, когда в Пас­халь­ные дни можно и нужно поми­нать усоп­ших.

Первое поми­но­ве­ние усоп­ших совер­ша­ется на второй сед­мице, после Фомина вос­кре­се­нья, во втор­ник.

Осно­ва­ние для этого поми­но­ве­ния служит, с одной сто­роны, вос­по­ми­на­ние о соше­ствии Иисуса Христа во ад, соеди­ня­е­мое с Фоми­ным вос­кре­се­нием, а с другой – раз­ре­ше­ние Цер­ков­ного Устава тво­рить обыч­ное поми­но­ве­ние усоп­ших, начи­ная с Фомина поне­дель­ника. По этому раз­ре­ше­нию веру­ю­щие при­хо­дят на могилы своих ближ­них с радост­ной вестью о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, отсюда и сам день поми­но­ве­ния назы­ва­ется Радо­ни­цей.

Как пра­вильно поми­нать усоп­ших

Молитва за усоп­ших – это самое боль­шое и глав­ное, что мы можем сде­лать для тех, кто отошел в мир иной.

По боль­шому счету, покой­ник не нуж­да­ется ни в гробе, ни в памят­нике – все это дань тра­ди­циям, пусть и бла­го­че­сти­вым.

Но вечно живая душа умер­шего испы­ты­вает вели­кую потреб­ность в нашей посто­ян­ной молитве, потому что сама она не может тво­рить добрых дел, кото­рыми была бы в состо­я­нии уми­ло­сти­вить Бога.

Вот почему домаш­няя молитва за близ­ких, молитва на клад­бище у могилы усоп­шего – долг вся­кого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина.

Но осо­бен­ную помощь почив­шим ока­зы­вает поми­но­ве­ние в Церкви.

Прежде чем посе­тить клад­бище, сле­дует прийти в храм к началу службы, подать записку с име­нами усоп­ших срод­ни­ков для поми­но­ве­ния в алтаре (лучше всего, если это будет поми­на­ние на про­ско­ми­дии, когда за усоп­шего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омо­ве­ния его грехов опу­стят в Чашу со Свя­тыми Дарами).

После Литур­гии нужно отслу­жить пани­хиду.

Молитва будет дей­ствен­нее, если поми­на­ю­щий в этот день сам при­ча­стится Тела и Крови Хри­сто­вой.

Очень полезно жерт­во­вать на цер­ковь, пода­вать мило­стыню нищим с прось­бой молиться об усоп­ших.

Как вести себя на клад­бище

Придя на клад­бище, надо зажечь свечку, совер­шить литию (это слово в бук­валь­ном смысле озна­чает уси­лен­ное моле­ние. Для совер­ше­ния чина литии при поми­но­ве­нии усоп­ших надо при­гла­сить свя­щен­ника. Более крат­кий чин, кото­рый может совер­шить и миря­нин, при­ве­ден в «Полном пра­во­слав­ном молит­во­слове для мирян» и в бро­шюре «Как вести себя на клад­бище», выпу­щен­ных нашим изда­тель­ством).

Затем при­брать могилу или просто помол­чать, вспом­нить покой­ного.

Не нужно есть или пить на клад­бище, осо­бенно недо­пу­стимо лить водку в могиль­ный холм – этим оскорб­ля­ется память мерт­вого. Обычай остав­лять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усоп­шего» явля­ется пере­жит­ком язы­че­ства и не должен соблю­даться в пра­во­слав­ных семьях.

Не надо остав­лять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голод­ному.

Пас­халь­ная тра­пеза. Как окра­сить яйца

Для окраски яиц лучше всего исполь­зо­вать луко­вую шелуху, кото­рую соби­рают зара­нее. В зави­си­мо­сти от цвета шелухи окраска яиц полу­ча­ется от светло-рыжей до темно-корич­не­вой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насы­щен­ным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около полу­часа до того, как в отвар опу­стите яйца.

Чтобы яйца при варке не лоп­нули, их надо около часа подер­жать в тепле или при ком­нат­ной тем­пе­ра­туре, при варке в воду можно доба­вить сто­ло­вую ложку соли.

В неко­то­рых семьях хра­нится обычай окра­ше­ния яиц «в кра­пинку». Для этого мокрые яйца обва­ли­вают в сухом рисе, заво­ра­чи­вают в марлю (концы марли надо плотно завя­зать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луко­вой шелухе обыч­ным спо­со­бом. Чтобы окра­шен­ные яйца бле­стели, их выти­рают насухо и сма­зы­вают под­сол­неч­ным маслом.

Как пра­вильно испечь куличи и пасхи. Кулич пас­халь­ный

Раз­ве­сти опару на трех ста­ка­нах молока, шести ста­ка­нах муки и дрож­жах. Поста­вить ее в тепло. Рас­те­реть пять желт­ков с двумя ста­ка­нами сахара, одной чайной ложкой соли и души­стыми при­пра­вами (одна палочка ванили, десять ореш­ков кар­да­мона или же две капли розо­вого масла). Когда опара подой­дет, поло­жить в нее рас­тер­тые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить пол­ста­кана чуть разо­гре­того топ­ле­ного сли­воч­ного масла, всы­пать шесть ста­ка­нов муки, но чтобы тесто не было слиш­ком густое. Выбить тесто хоро­шенько на столе, всы­пать в него пол­тора ста­кана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать поле­жать. Затем поло­жить поло­вину сде­лан­ного теста в форму, дать ему под­няться до трех чет­вер­тей высоты формы и ста­вить в печь. Из этого коли­че­ства теста выйдут два кулича.

12 ста­ка­нов муки, три ста­кана пар­ного молока, 50 г дрож­жей, два ста­кана сахара, семь яиц, пол­ста­кана масла, пол­тора ста­кана изюма, чайную ложку соли, души­стые при­правы.

Кулич завар­ной

Нака­нуне в восемь часов вечера залить дрожжи поло­ви­ной ста­кана теп­ло­ва­той воды, дать дрож­жам под­няться. Зава­рить пол­ста­кана муки пол­ста­ка­ном кипя­щего молока, хоро­шенько раз­ме­шать. Если плохо зава­ри­лось, то про­греть немного, посто­янно поме­ши­вая. Когда дрожжи подой­дут, сме­шать их с тестом, доба­вить остыв­шего кипя­че­ного молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оста­вить для под­мазки), под­сы­пать муки, чтобы полу­чи­лось густое тесто, раз­ме­шать его до глад­ко­сти и поста­вить до утра в теплое место под­хо­дить, хоро­шенько укрыв. В шесть-семь часов утра влить в тесто пол­ста­кана подо­гре­того, но не горя­чего, масла и влить поне­многу два ста­кана некреп­кого теп­лого чая, раз­ме­шан­ного с тремя чет­вер­тями ста­кана сахара. Всы­пать, непре­рывно поме­ши­вая, почти всю остав­шу­юся муку. Выва­лить тесто на стол или доску и бить его хоро­шенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выло­жить тесто в зара­нее вымы­тую и обма­зан­ную изнутри маслом посуду, покрыть посуду чем-нибудь теплым и оста­вить тесто под­хо­дить. Через час тесто выло­жить на доску, вме­сить в него изюм, еще побить, но осто­рожно, и дать подойти в той же посуде еще пол­часа. Теперь тесто можно раз­ло­жить в одну или две обма­зан­ные маслом формы, дать тесту подойти, сма­зать верх кулича яйцом и ста­вить в печь.

12 ста­ка­нов муки, пол­ста­кана рас­пу­щен­ного масла, два яйца, три чет­верти ста­кана сахара, один стакан молока, 50 г дрож­жей, два ста­кана жид­кого чая, три чет­верти ста­кана очи­щен­ного изюма, соль.

Кулич цар­ский

Раз­ве­сти 50 г дрож­жей в ста­кане сливок и поста­вить из них густую опару на 600 г пше­нич­ной муки, два ста­кана сливок, тол­че­ный кар­да­мон (10 зерен), 1 тол­че­ный мускат­ный орех, шин­ко­ван­ный мин­даль (50 г), по 100 г мелко наре­зан­ных цука­тов и про­мы­тый, отсу­шен­ный изюм. Хорошо выбить тесто, и оста­вить под­ни­маться на пол­тора-два часа. Потом снова выме­сить тесто, поло­жить в сма­зан­ную маслом и тол­че­ными суха­рями высо­кую форму. Напол­нить форму до поло­вины, дать тесту снова под­няться до 34 высоты формы и поста­вить в духовку с несиль­ным жаром.

Куличи из такого сдоб­ного теста лучше выпе­кать в неболь­ших формах.

Пасха варе­ная

Все ниже пере­чис­лен­ное раз­ме­шать, сло­жить в кастрюлю (лучше с тол­стым дном), поста­вить на плиту, дове­сти до горя­чего состо­я­ния, непре­рывно поме­ши­вая. Убрав кастрюлю с жара, про­дол­жать мешать пасху, пока не осты­нет, а затем сло­жить в дере­вян­ную форму, поло­жить сверху гнет и оста­вить на сутки в про­хлад­ном месте.

1,2 кг тво­рога, три ста­кана сливок, 100 г сли­воч­ного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.

Пасха с шоко­ла­дом

Шоко­лад нате­реть на терке или наскоб­лить ножом, сме­шать с сахар­ной пудрой и отста­вить. Затем взять творог, про­те­реть через решето, сме­шать со сли­воч­ным маслом и сме­та­ной, хорошо раз­ме­шать, всы­пать в творог стакан наре­зан­ных цука­тов, шоко­лад с сахар­ной пудрой, пере­ме­шать все это, чтобы масса имела рав­но­мер­ный цвет. Все сло­жить в форму, застлан­ную тонкой тканью (кисеей, марлей), выне­сти на холод и поло­жить под гнет. Через пол­тора суток пасху вынуть из формы и пода­вать к столу.

Два кило­грамма све­жего тво­рога, 200 г шоко­лада, 200 г сахар­ной пудры, 200 г сли­воч­ного масла, два ста­кана сме­таны, один стакан цука­тов.

Ваниль­ная пасха

Хорошо спрес­со­ван­ный творог про­ти­рают сквозь решето, вли­вают в него посте­пенно сливки, сме­ши­вают, заво­ра­чи­вают на 12 часов в сал­фетку, сал­фетку свя­зы­вают узлами и под­ве­ши­вают, чтобы дать стечь обра­зу­ю­щейся в резуль­тате заква­ши­ва­ния сыво­ротке. Затем в творог всы­пают стакан сахара, ваниль (тол­че­ную) и все как сле­дует пере­ме­ши­вают. После этого творог кладут в пасоч­ницу, выстлан­ную тонкой тканью, накры­вают дощеч­кой и ставят на пол­часа под гнет. Через пол­часа пасху осто­рожно выни­мают из пасоч­ницы, осво­бож­дают от ткани, ставят на блюдо и сверху укра­шают искус­ствен­ным цвет­ком. Такой пасхи должно хва­тить на шесть-восемь чело­век.

600 г тво­рога, три ста­кана сливок, один стакан сахара и пол­па­лочки ванили.

Как испечь гре­че­ский пас­халь­ный пирог

60 г дрож­жей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натер­тая цедра от апель­сина, стакан теплой воды, 200 г кун­жут­ного семени, 5 сва­рен­ных вкру­тую и окра­шен­ных яркой крас­ной крас­кой яиц, белок, масло рас­ти­тель­ное и кун­жут­ное семя для про­тивня.

Раз­ве­сти дрожжи с моло­ком и саха­ром и дать подойти 10 минут. Доба­вить 125 г муки, раз­ме­шать, поста­вить в теплое место и дать подойти до сле­ду­ю­щего дня. Сме­шать опару с остав­шейся мукой, доба­вить соль, цедру, воду и месить пол­часа. Из двух третей теста – сфор­ми­ро­вать длин­ный глад­кий батон тол­щи­ной пять сан­ти­мет­ров. Про­ти­вень сма­зать маслом и посы­пать семе­нем кун­жута. Уло­жить тесто на про­ти­вень. Из осталь­ного теста ска­тать два тонких валика такой же длины, как батон на про­тивне. Обва­лять валики в кун­жут­ном семени и уло­жить вокруг батона, при­жи­мая, чтобы тесто скре­пи­лось. Яйца наклонно вло­жить в тесто, сма­зать батон яичным желт­ком и посы­пать кун­жу­том. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпе­кать в духовке около часа при тем­пе­ра­туре 200 гра­ду­сов.

Сту­день (тра­ди­ци­он­ное блюдо пас­халь­ного стола)

Говя­жьи, свиные, бара­ньи ножки, головы опа­лить, раз­ре­зать на части, кости раз­ру­бить, вымо­чить в холод­ной воде в тече­ние 3–4 часов, хоро­шенько вымыть, залить холод­ной водой (на 1 кг суб­про­дук­тов 2 л воды) и варить при слабом кипе­нии в тече­ние 6–8 часов, пери­о­ди­че­ски снимая жир, при­ба­вить мор­ковь и специи. Отде­лить мякоть от костей, мелко пору­бить, соеди­нить с бульо­ном, посо­лить и дать про­ки­петь. Можно по жела­нию доба­вить чеснок, затем охла­дить и раз­лить в тарелки или формы. Пода­вать с хреном. Перед пода­чей оку­нуть форму в горя­чую воду, выло­жить сту­день на блюдо.

Суб­про­дукты – 1 кг, мор­ковь – 60 г, лук реп­ча­тый – 60 г, пет­рушка, лав­ро­вый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Буже­нина

Окорок или неболь­шая часть его, соль из рас­чета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из рас­чета 1 долька на 1 кг мяса.

Окорок жела­тельно посо­лить и оста­вить на одни сутки. Неболь­шие куски мяса на буже­нину посо­лить за час до жаре­нья. Кожу око­рока над­ре­зать острым ножом клет­ками, нате­реть солью и перцем, нашпи­го­вать доль­ками чес­нока, поло­жить на про­ти­вень, налить 12 ста­кана воды и поста­вить в про­гре­тую духовку. Когда верх­няя часть око­рока хорошо зару­мя­нится, пере­вер­нуть его и, пери­о­ди­че­ски поли­вая выде­лив­шимся соком, дове­сти до полной готов­но­сти. Важно не пере­су­шить верх­нюю корочку, для этого нужно мясо при­крыть плот­ной бума­гой или фоль­гой. Пода­вать как в горя­чем, так и в холод­ном виде с мас­ли­нами, моче­ной брус­ни­кой, огур­цами, све­жими сала­тами, зеле­нью. Отдельно подать хрен, кетчуп гор­чицу.

Гусь (утка) с ябло­ками

1 тушка, 40 г сли­воч­ного масла или мар­га­рина, 500 г яблок, май­о­ран, соль.

Пред­ва­ри­тельно обра­бо­тан­ную тушку нате­реть солью, и май­о­ра­ном. Оста­вить на один час. Яблоки помыть, уда­лить семен­ное гнездо, раз­ре­зать попо­лам. Начи­нить ими тушку, зашить, поло­жить на про­ти­вень или в жаровню, сма­зан­ную рас­ти­тель­ным маслом. Полить сверху маслом, сбрыз­нуть водой и поста­вить в хорошо про­гре­тую духову. Жарить, посто­янно увлаж­няя соусом и сбрыз­ги­вая водой. Гото­вого гуся (утку) поре­зать на порции, поло­жить на оваль­ное блюдо, по краям поло­жить яблоки. Оста­ток соуса подать в соус­нице. Укра­сить зеле­нью (салат, пет­рушка, сель­де­рей). Пода­вать с туше­ной капу­стой или свек­лой.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки